Какие разделы включает в себя программа курса сольфеджио

Важнейшие задачи в курсе сольфеджио — это выработка устойчивой певческой интонации как необходимого условия выразительного художественного исполнения. Чистота певческого строя, четкость и верность интонации зависят, в первую очередь, от уровня развития внутреннего слуха исполнителя, его музыкально-слуховых представлений. Не менее значимой задачей является приобретение навыка пения по нотам, сознательного отношения к нотному тексту.

Безусловно, успешной концертной деятельности и высоких исполнительских возможностей хоровой коллектив не сможет достичь без регулярной работы в области сольфеджио и музыкальной грамотности.

Как же мы, хоровики гимназии решаем эти задачи? У нас нет отдельного курса сольфеджио, все происходит на уроках хора (2 раза в неделю по 40 минут) из которых 5-7 минут после распевания мы уделяем слуховой работе. Поскольку времени очень мало, классические методики, применяемые в муз.школах и студиях, нам не очень подходят, и у педагогов появляются свои экспрессметоды, о некоторых можно будет рассказать отдельно.

СОЛЬФЕДЖИО понятное практическое мистическое Часть Первая лад интервал

Итак, 1 класс, подготовительная группа, у детей хор 1 раз в неделю, и деление на группы весьма условно. И в хоровой группе, и в группе Общего музыкального развития детей развивают в слуховом отношении, развивают чувство ритма, прививают любовь к музыке, и к пению, в частности. Разница только в том, что на отчетном концерте одна из групп представляет хоровой репертуар соответственно возрасту, а вторая выступает как шумовой оркестр. Все обучение происходит в игровой форме, и по окончании 1 класса дети умеют следующее:

  • определять направление движения мелодии, показывать его рукой, могут сравнить 2 звука по высоте
  • Могут прохлопать ритм песни, попевки,
  • Знают длительности не по названиям, а как «столбики и воротца» (та, ти-ти, ту) (работают по карточкам и с записью на доске.

Т.е. они уже могут проявить себя через год на прослушивании в младший хор. Прослушивание проходят все дети, и переход из группы в группу возможен по желанию ребенка или родителя.

На этапе младшего хора (7-10 лет) доминантой сольфеджио является система ручных знаков по Г. Струве, и одной из важнейших задач становится воспитание ладового чувства как надежной основы чистого интонирования. Я применяю свою систему работы над ладом. Это основанные на ручных знаках упражнения ладового сольфеджио «Ладовые песенки» В форме сказки дети знакомятся с азами ладового сольфеджио. И затем все обучение ведется на упражнениях-попевках, озвучивающих те или иные ладовые тяготения. (см. сборник статей «Современный хормейстер» Спб, изд. Композитор, 2013 г. Стр. 44-54.)

Очень популярны у детей театрализованные игры, когда каждый ребенок становится определенной ступенью лада и исполняет роль (интонацию) того или иного жителя Ладового королевства.

Со второго класса дети разбирают нотный материал не со слуха, а только по партитурам. Для быстрого и безболезненного перехода к пению по нотам я использую метод цветных нот. Уже в первом классе дети знакомятся с нотной грамотой с помощью веселых стишков про цветные ноты цветных клавиатур, заданий на раскрашивание нотного текста соответствующими цветами (см. методическую разработку «Цветные ноты на начальном этапе обучения нотной грамоте»). Те из детей, кто еще плохо ориентируется в нотном тексте, получают задания на раскрашивание нот в своих хоровых партитурах соответствующими цветами, что одновременно является возможностью контроля и оценки знаний,

Что нужно знать в 1 классе по Сольфеджио. Краткое Резюме Знаний.

Важной частью подготовительного и начального курса сольфеджио является воспитание метро-ритмического чувства. Изучение длительностей также проходит в игровой форме. Из наглядных пособий я использую карточки с длительностями.

Тема «Интервалы»: Каждый интервал ассоциативно связан с определенным игровым образом. (Птичка, Мышка и крыса, кролик и зайчик, ворона, медуза, Олени, волк, жираф)

К окончанию младшего хора дети ориентируются в понятиях: унисон, мелодия, интонация, ритм, темп, пульс, длительности, динамика, лад, мажор, минор, тон, полутон, тоника, тоническое трезвучие, опевание тоники, доминанта, ступени звукоряда, вводные тоны, тяготения неустойчивых звуков в устойчивые.

В среднем хоре (10-13 лет) происходит закрепление всех изученных ранее разделов сольфеджио и музыкальной грамоты. Основой занятий по сольфеджио является сольфеджирование изучаемого материала, а также развитие гармонического слуха путем пения двух- трехголосных упражнений и канонов. Пение с листа специальных упражнений. Занятие по сольфеджио включает:

  • интонационные упражнения;
  • звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала;
  • теоретические сведения.
  • слуховой анализ изучаемого интервала, (закрыть глаза, показать интервал рукой)
  • интонирование его в мелодическом и гармоническом виде.

Тема «Гаммы» включает в себя закрепление знаний о ладе, тональности, изучение ладовых основ и тяготений в конкретной тональности, интонирование гаммы, ступеней, тонического трезвучия, слуховой анализ интервалов и ступеней в заданной тональности. Гамма, изучаемая на уроке, всегда записывается на доске и служит наглядным пособием.

С точки зрения музыкальной грамоты закрепляются понятия: Музыкальная фраза, распев, a . capella , динамические оттенки, интервалы, консонансы и диссонансы, знаки альтерации, длительности, сильная и слабая доля, синкопа и др.

В старшем хоре (8-10 класс) вся эта работа продолжается на усложненном уровне. Более сложные ритмические формулы, интонационные упражнения, много чтения с листа.

Читайте также:
Получить все достижения в Стиме программа

В заключение несколько типичных примеров, подтверждающих пользу применения подобной системы обучения в школах:

  • Ребенок профессионально занимается спортом, семья не имеет отношения к музыке. Музыка – закрытая для него область. На прослушивании в младшей школе его распределяют в хор, и начинается методичная работа над его развитием. В старшем возрасте со спортом не срослось – человек реализует себя в музыке.
  • Ребенок приходит из другой школы – система предполагает прослушивание в хор всех новеньких. Никогда не пел – рот не открывается, все поющие для него с другой планеты. В ходе прослушивания выявляются богатые музыкальные данные, нераскрытые. Раскрываем рот, поднимаем небо, опускаем гортань – через год это солист.

Есть и определенный риск – дети из музыкальных школ, не скучно ли им в этой системе. Нет. Во-первых, мы очень стараемся подобрать интересный репертуар. Во-вторых, такие дети – наши помощники. Почти в каждой группе у меня есть концертмейстеры, готовые дать тон на рояле и даже подыграть несложный аккомпанемент. Есть хормейстеры, работающие каждый со своей партией голосов.

Дети чувствуют себя нужными и полезными, и сами получают ценный практический опыт.

Источник: nova56.ru

Что такое сольфеджио: полное объяснение для родителей

Многие взрослые первый раз в своей жизни вынуждены столкнуться с термином сольфеджио, когда их дети начинают заниматься музыкой профессионально, при обучении в музыкальной школе. Если родители не могут похвастаться музыкальным образованием, а понимание предмета им необходимо для того, чтобы иметь представление о том, что будет изучать их ребенок. Для того чтобы как всякий любящий родитель, иметь возможность поучаствовать в процессе, которым заняты их дети, тогда эта статья поможет им в этом.

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Что вообще представляет собой этот предмет – сольфеджио?

Если результаты обучению игры на музыкальном инструменте определить просто – это наличие умения играть на нем, то результаты по изучению этой дисциплины совершенно не так очевидны. Несмотря на это смысл курса сольфеджио в развитии у обучаемого основных навыков музыканта, — чувства ритма и специфической музыкальной памяти. Именно эти качества ложатся в основу усвоения других музыкальных дисциплин, входящих в программу музыкального обучения.

Само слово «сольфеджио» пришло из итальянского языка и буквально его можно перевести как «петь по нотам». Целью при освоении этого предмета ставится развить у музыканта или вокалиста такое качество как музыкальный слух. Само искусство музыки, связанное с созданием произведений или с их исполнением, непосредственно опирается на него.

Активное восприятие звуков имеет ключевое значение для любого исполнителя музыки, будь он певцом или музыкантом. Развивает этот навык уроки сольфеджио. Невозможно исполнять музыкальное произведения, не попадая в ноты.

Овладеть новыми навыками за максимально короткое время позволяет развитое активное восприятие музыкальных звуков. Известно это ещё со времен изобретения нотной грамоты, поэтому уроки сольфеджио обязательны при обучении по программе музыкальной школы или класса, не важно начинающий ли это музыкант или певец.

Разделы сольфеджио как дисциплины обучения

Сольфеджио, как отдельная область музыкальных знаний и навыков включает несколько разделов, каждый из которых необходим к изучению и освоению:

  1. Пение, при котором необходимо произносить ноты – называется сольфеджирование.
  2. Диктанты по музыке. Они чем-то напоминают написание диктанта в общеобразовательной школе, только при выполнении музыкального диктанта ученику приходится на слух воспринимать ноты или все произведение, которое исполняет педагог. При исполнении последовательности звуков обучаемый должен записать все в виде нот, отмечая длительность и высоту каждой, а также интервалы между звуками, называемые в нотной грамоте – музыкальные паузы.
  3. Любой музыкант может считаться им только в случае если он на слух может определить лады, темп, структуру, особенности ритма и общий характер услышанного музыкального произведения. Этому обучает раздел слухового анализа.

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Несмотря на кажущуюся, сугубо творческую и неустойчивую структуру музыкальных произведений в их основе лежит строгие, во многом математические принципы, которые переложены на своего рода письменность, в виде нотной грамоты.

Обучаясь музыке человек усваивает себе ещё один тип мышления – музыкальное мышление. Для обеспечения, которого в головном мозге выстраиваются специальные нейронные связи, которых нет у человека, не владеющего музыкальным образованием. Такой дополнительный «ресурс» позволяет человеку мыслить более разносторонне и быть эффективней и при повседневной деятельности. Не зря, в прежние времена, музыка входила в обязательную программу образования аристократической элиты.

  1. Как и всякую письменную грамоту, сольфеджио необходимо начинать с изучения букв. В случае с музыкой, — нот и других музыкальных знаков, посредством которых музыка записывается.
  2. В дальнейшем уроки сольфеджио позволяют выработать навык чисто исполнить голосом любую мелодию не репетируя.
  3. Музыкальные диктанты развивают у музыкантов умение в мысленных образах представлять структуру произведения для подбора его на слух на инструменте и последующей правильной нотной записи мелодии, которая была услышана. К тому же развивается навык подобрать на слух аккомпанемент к любой мелодии.

Что в этой дисциплине вызывает неприятие на начальном этапе обучения

Безусловно высокий результат, который дают уроки «пения по нотам», не всегда находит отклик в сердцах юных учеников. На начальном этапе профессионального обучения музыке сольфеджио зачастую не вызывает энтузиазма у ребенка.

Основных причин этого три:

  1. Для достижения по-настоящему заметных результатов требуется регулярное, достаточно длительное выполнение специальных упражнений. Ребенку просто не хватает терпения и настойчивости, от этого кажется, что сольфеджио просто нудное занятие.
  2. В свою очередь такое отношение может сформироваться от простого непонимания, что такое есть – это сольфеджио. Какие ценные навыки оно может дать если проявить упорство в его освоении.
  3. Специфическая особенность этой программы, ориентированная именно на профессиональное освоение музыки также может вызывать непонимание и непринятие его. Помимо диктантов и пения с листа эта программа изобилует исполнением и построением гамм, обучением исполнению аккордов от заданных нот, а ещё такие специфические термины и музыкальные особенности как, например, — трезвучие, интервалы, одноголосие, тональности…Здесь требуется четкое осознание, того что музыка профессионалов – это сугубо свой мир знаний и опыта в основе которого лежит база многих сотен лет.
Читайте также:
Структура программы элементы языка

Одним словом, ученика нужно настраивать на то, что без сольфеджио невозможно усвоить массу понятий, без которых стать профессионалом в мире музыки просто нереально.

Можно ли научиться играть музыку без сольфеджио?

Научиться игре на инструменте, например, на той же гитаре в принципе, конечно, можно. Однако без занятий сольфеджио процесс понимания музыки будет поверхностным, более на уровне чувств. Активизация глубинных процессов, которые сформируют абстрактные мысленные формы и связи, позволяющие осознать музыку доступно лишь музыканту, усвоившему эту дисциплину.

Даже на примере той же гитары можно отметить, что формирование устойчивых мысленных образов в сознании связывающих закономерности звуковых сочетаний, которое позволит облегчить обучение игре смешивая их и предоставляя возможности повторять или даже самому сочинять композиции и новую музыку намного легче будет даваться при условии изучения сольфеджио.

Техника игры на гитаре молодых любителей музыки, которые пренебрегают изучением сольфеджио, довольно быстро переходит к банальным «трем аккордам». Исполнение становится достаточно примитивным и однобоким, а процесс освоения чего-то нового для подобных «любителей», так же, как и их переучивание крайне сложным, а зачастую и вовсе не возможен.

Психофизиологические аспекты, которые следует учитывать у детей при изучении ими сольфеджио

Сольфеджио представляет собой дисциплину, которая основана на теоретической базе, требующая от обучаемого умения оперировать абстрактными величинами и отвлеченными понятиями. По своей сути они близки к принципам математических функций, — интервалы, тоника и т.п.

Ученикам младших школьных классов, в силу особенностей их мышления и уровня интеллекта, это не всегда доступно. Некоторые моменты при обучении сольфеджио можно сравнить с обучением речевой деятельности, — чтение текстов с чтением нот, разговорная речь с пением по нотам, пересказ с прослушиванием и точным воспроизведением музыкального фрагмента, обучение письму с обучением написанию нот. Поэтому первоклассник, идущий в детскую музыкальную школу, обучается как бы параллельно одному и тому же, но в разных областях человеческих знаний и навыков. Если школьник к первому классу пока не умеет ни читать, ни писать обычным способом – буквами, то процесс получения одновременно музыкального образования в музыкальной школе или классе может вызвать определенные трудности для него.

Имеют место случаи, когда имеющий музыкальные дарования ребенок, страдает нарушениями речевой деятельности, например, дисграфией или дислексией. В этом случае он столкнется с теми же проблемами и при изучении нотной грамоты.

Для того чтобы ребенок развивался нормально ему нужно достичь понимания, того, что абстрактные знаки, — буквы, цифры или схематические картинки служат для обозначения реальных предметов или явлений этого мира. Необходимо работать над формированием у детей старшего дошкольного возраста знаковой функции сознания. Когда постепенно, переходя от рисунков-чертежей, к более условному изображению у ребенка усваивается принцип абстрагирования реальности знаками. Наличие таких опор в сознании ребенка позволяет детям решать более сложные задачи в их учебной деятельности, развивает их память и внимание. При таком подходе ребенку будет легче усвоить принцип обозначения звуков какими-то условными символами и перевода их при исполнении опять в звуки мелодии.

Кроме того, у ученика должны быть развиты способности сосредотачиваться на выполнении определенных инструкций и умение подчинить свои желания и побуждения наставлению педагога принимая, и понимая поступающие от него задания.

Кроме этого важно учесть и двигательное развитие ребенка, так как оно имеет большое психологическое значение. Мышцы руки должны быть достаточно крепки, мелкая моторика хорошо развита. Ребенок должен хорошо и правильно удерживать карандаш и авторучку и не уставать быстро при письме.

К началу обучения у него должно быть сформирована внимательность при рассмотрении картины или предмета. Он должен уметь выделять отдельные детали в увиденном. Важна также зрительно – двигательная координация, связанная с согласованностью действий руки и глаз, при которой пальцы чувственно воспринимают сигналы, поступающие от глаз.

Все перечисленные аспекты физиологии и психической организации влияют на усвоение такой музыкальной дисциплины как сольфеджио ребенком, который связал свою жизнь с профессиональным занятием музыкой.

Что следует считать главным в этих знаниях

Самым главным моментом из всего изложенного станет тот факт, что новые нейронные связи сформированные в процессе обучения создадут возможность для ребенка обладать ещё одним способом строить модели реальности. Это значительно повысит эффективность его мышления. Даже если сами знания не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, навыки безусловно будут адаптированы мозгом для решения других задач стоящих перед человеком.

Для самого же успешного усвоения материала, главное – терпение, настойчивость, не «спускать на тормозах» то, что не было понято и устойчивая связь с педагогом!

Статья составлена на основании книг: Барабошкина А. «Сольфеджио. 1 класс. Методические рекомендации для педагогов», Вахромеев В. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах», Блонский П.П. «Психология младшего школьника», Дьяченко Н.Г. «Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях»,и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.

Читайте также:
Нормативная часть программы это

Источник: expertology.ru

Цели и задачи курса «Сольфеджио»

Изучение предмета сольфеджио представляет собой познавательную деятельность, направленную на всестороннее развитие музыкального слуха и объединяющую восприятие музыки, её исполнение, оценку и осмысление. Этот вид деятельности охватывает все три плана поведения человека: практический, теоретический и социальный. На уроках развивается ряд навыков, необходимых для будущего музыканта: музыкальный слух, умение верно интонировать, умение определять метр, ритм и темп того или иного произведения и т.д. Как известно, главная цель занятий сольфеджио — разностороннее развитие профессионального «мыслящего слуха» (термин Маслёнковой Л. М.), что должно быть обусловлено систематическими занятиями, формирующими стабильные навыки.

Обучение сольфеджио идет параллельно с обучением прочим музыкальным дисциплинам как теоретического, так и практического характера. Вместе с тем обучение сольфеджио подчас оказывается для ребенка «камнем преткновения», вызывает определенные трудности для понимания и усвоения, что обусловлено в равной мере особенностями учебной дисциплины, которой свойственны точность формулировок, абстрактность и прочие черты, роднящие ее с точными науками. Учащиеся лучше воспринимают учебный материал, когдапедагог преподносит его, обогащая элементами других дисциплин. Поэтому для современного музыкального образования актуальным является изучение материала в соответствии с другими предметами курса музыкальной школы.

Объект исследования настоящей работы – методические принципы в обучении сольфеджио учащихся в ДМШ и ДШИ. Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Предмет работы — межпредметные связи, которые помогают не только усвоению сольфеджио и других дисциплин, но и сближают их, делая урок живым и интересным.

Целью настоящей работы является сопоставительный анализ межпредметных связей в изучении сольфеджио и их роли в повышении научно-теоретической и практической подготовки учащихся ДМШ и ДШИ. В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи: проанализировать основные аспекты сольфеджио как учебной дисциплины; определить межпредметные системы знаний, умений и навыков, необходимые музыканту для усвоения основных элементов музыкального языка.

Методологическую основу работы составляют методики музыкантов-теоретиков Н.А. Царевой, М.Н. Бариновой, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугиной, И.А. Котляревского, Ю.А.

Полянского и психология музыкальных способностей Б.М. Теплова, А.П. Готсдинер. Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

II. «Сольфеджио» – многопрофильная дисциплина

Цели и задачи курса «Сольфеджио»

Сочетание в сольфеджио черт и особенностей, свойственных теоретическим дисциплинам, с одной стороны, и специальности — с другой, предъявляет особые требования к уроку. Необходимо такое педагогическое мастерство для преподавания сольфеджио, чтобы возбудить у учащегося интерес к занятиям. Увлекательность занятий по сольфеджио — совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. Никогда не удается добиться значительных результатов в развитии слуха там, где царят скука и формальное прохождение сольфеджио.

Сольфеджио — многопрофильная дисциплина, предусматривающая широкий круг задач. В неё включается воспитание слуха, выработка навыков пения, практическое освоение теории музыки и основных музыкально-языковых средств, развитие музыкального мышления.

В разные исторические эпохи постановка и решение этих задач постепенно формировали предмет сольфеджио как учебной дисциплины. «Зарождение интереса к психологическим аспектам воспитания музыкального слуха произошло в первой половине ХХ века в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, С.М. Майкапара и других выдающихся музыкантов. В настоящее время их идеи активно развиваются и оказывают решающее влияние на переосмысление содержания дисциплины сольфеджио и создание фундаментальной научной базы для совершенствования методики её преподавания с привлечением знаний не только из смежных музыкальных дисциплин, но и из психологии, психофизиологии, лингвистики, семиотики, теории информации, педагогики, психотерапии»[1].

Цель методики преподавания сольфеджио – планомерно-регулирующее воздействие на слух учащихся системой определенных приемов и методов, воспитание комплекса навыков и умений в слуховом восприятии и интонировании. Это значит, что музыкальный язык должен стать для учащихся таким же простым и доступным, как речь.

В курсе сольфеджио есть главные вопросы, без знания которых нельзя исполнить или записать на бумаге мелодию любого стиля. Это прежде всего метроритм, лад, ступени лада – и координация этих явлений. При этом важно, чтобы слух юного музыканта не воспитывался формальным образом, чтобы умение прекрасно разбираться в аналитических структурах не заслоняло главного – способности воспринимать музыку духовно, эмоционально. Ведь музыка – не набор схем и созвучий. Это живой мир эмоций.

Задачи предмета сольфеджио. Общие – развитие музыкального мышления, творческих навыков, памяти, внутренних слуховых представлений. Воспитание гибкого, активного слуха, способного функционировать в условиях постоянного обновления музыкального языка и перестройки слухового сознания.

Частные (техническая оснащенность слуха) – совершенствование слухо — двигательного аппарата, выработка быстрой и точной слуховой реакции, правильное интонирование. Инерция слуха и ее преодоление. Необходимость подчинения частных задач достижению главной цели – воспитанию музыкального слуха как орудия музыканта и его профессиональной деятельности. Каждый урок должен не только обеспечить усвоение основных теоретических понятий, но и обеспечить развитие у учащихся образности, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости [6, c. 47].

В научно-методической литературе, посвящённой проблемам современной школы, подробно анализируется положительное влияние использования межпредметных связей, повышающих эффективность обучения, формирующих комплексное видение рассматриваемых явлений, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Требуются новые технологии обучения, которые будут интересны современному учащемуся, живущему в условиях научно – технического прогресса. Новое, в сочетании с лучшими методическими традициями прошлого, позволит воспитать профессионального музыканта, исполнителя и педагога.

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru