Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
Дать определение учебной программе.
Рассмотреть виды учебных программ.
Сформулировать особенности учебной программы по ОБЖ.
Рассмотреть специфику конкретных учебных программ по ОБЖ.
Обобщение ведущего медико-педагогического опыта.
Введение…………………………………………………………………….…. 3
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой……………. 21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова…………………. 26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………….……..34
Файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Елецкий Государственный университет им. И. А. Бунина
Тема: « Сравнительная характеристика учебных программ по курсу ОБЖ в школах».
Курс БЖД. Основные понятия.
Студент 3 курса группы СБ-31
Тюрин Николай Николаевич
Макаров Владимир Викторович
§ 1. Учебная программа. Виды учебных программ.……………………..……5
§ 2. Учебная программа по ОБЖ. Её специфика.………..…………………..13
§ 3. Характеристика учебной программы С.В. Виноградовой……………. 21
§ 4. Характеристика учебной программы А.Т. Смирнова…………………. 26
Список использованной литературы…………………………………….…….. 34
Актуальность темы: модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь — значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. За 15-летний период существования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета.
Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты.
Открыта новая специальность «Безопасность жизнедеятельности», квалификация — учитель безопасности жизнедеятельности. Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет ОБЖ преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 1-го по 11-й классы как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде. Разработаны программы по курсу ОБЖ, имеющие свои плюсы и минусы. Но на данный момент нет совершенной учебной программы, каждая нуждается в корректировке.
1. Основы безопасности жизнедеятельности: введение в дисциплину и основные понятия
Цель нашего исследования – провести сравнительный анализ учебных программ по курсу ОБЖ в общеобразовательных школах.
- Дать определение учебной программе.
- Рассмотреть виды учебных программ.
- Сформулировать особенности учебной программы по ОБЖ.
- Рассмотреть специфику конкретных учебных программ по ОБЖ.
- Обобщение ведущего медико-педагогического опыта.
Методы исследования: изучение теоретической и методологической литературы по теме.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.
§1. Учебная программа. Виды учебных программ.
Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения. (Большой энциклопедический словарь).
К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Примерная (типовая) учебная программа — документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). (23,с.378)
Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. (4,с.35)
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует её экспертиза и апробация. (5,с.388)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Так, примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.(3,с.107)
Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания. (12,с.457)
Именно поэтому, рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:
— требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
— обязательного минимума содержания учебных программ;
— максимального объема учебного материала для учащихся;
— требований к уровню подготовки выпускников;
— объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
— познавательных интересов учащихся;
— целей и задач образовательной программы школы;
— выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического
Необходимость отражения в рабочей программе данных аспектов
обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:
— требования к уровню подготовки учащихся;
— учебно-методические средства обучения.
Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер. (25,с.88)
Титульный лист содержит:
— наименование образовательного учреждения;
— гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа
— руководителя образовательного учреждения);
— название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
— Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс,
— предмет, дисциплину (модуль);
— класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет,
— год составления программы.(30,с.35)
Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
-название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа;
— цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);
— изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
— учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
— количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
— особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении)** и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении).(33,с.5)
** Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается
рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований,
Источник: www.yaneuch.ru
Перечень учебных программ по ОБЖ с аннотациями
Сквозная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу, требует 1 ч/нед в каждом из классов начальной школы. Реализует поэтапный «спиральный» подход к формированию в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице, в природе. Состоит из пяти разделов: «Окружающий мир и возможные опасности для жизни и здоровья человека» (является сквозным и связующим на всех трех ступенях обучения), «Экстремальные ситуации и безопасность человека», «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», «Военная служба — особый вид деятельности человека», «Эмоционально-волевая и физическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях».
Сквозная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу; требует 1 ч/нед в каждом из классов начальной школы. Отражает новый подход, в основу которого заложена формула «триады» — системы безопасности: «Природа — Человек — Общество». Особое внимание уделяется формированию личности, которая сама не является носителем или источником экстремальной или чрезвычайной ситуации. Направлена на формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, целенаправленное формирование системы основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания, оказывать само- и взаимопомощь, воспитание внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, включая военную службу. Усилено внимание патриотическому воспитанию молодежи.
Основная школа
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы, 2009 г. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Редактор: Смирнов А.Т.
Программа является частью учебно-методического комплекта, подготовленного в рамках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к жизненным ситуациям.
Средняя (полная) школа
Примерная учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы.
Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин. 176 учебных часов (из них 40 часов — на учебные сборы) и реализуется в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.
Примерная программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов. В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 N 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел «Основы военной службы». Он органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). Автор-составитель: Анатолий Смирнов.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень). Автор-составитель: Анатолий Смирнов.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (профильный уровень). Автор-составитель: Анатолий Смирнов.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (профильный уровень). Автор-составитель: Анатолий Смирнов.
Примерная программа для девушек 10-11-х классов по основам медицинских знаний и здорового образа жизни. Автор-составитель: Анатолий Смирнов.
Примерная программа для девушек 10-11-х классов по основам медицинских знаний и здорового образа жизни. Автор-составитель: Анатолий Смирнов.
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Какие разделы включает в себя примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с потребностями человека и общества XXI в., исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации цель курса «Основы безопасности жизнедеятельности» — изучение учащимися общеобразовательных учреждений интегративных знаний и умений, накопленных обществом и охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов.
Гуманизация образования при изучении и освоении материалов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» заключается в целенаправленности процесса обучения на обеспечение безопасности как коренной потребности человека. Демократизация состоит в приобщении каждого выпускника общеобразовательного учреждения к решению важнейших проблем человека, общества, государства, мирового сообщества.
Основные задачи курса:
1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.
4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у учащихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а также социально значимую ценностную ориентацию личности.
5. Изучение основ военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
— основы здорового образа жизни;
— безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
— современный комплекс проблем безопасности;
— основы военной службы.
Все разделы логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с «Физической культурой», «Экологией», «Биологией», предметами образовательных областей «Обществознание», «Технология» и др.
Основы здорового образа жизни. В разделе формулируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.
Содержание раздела обеспечивает последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, его разрушающих. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека.
Показывается, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Раскрываются положительные факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы.
Последовательно с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подростков в содержании даются положения, предназначенные для профилактики факторов, разрушающих здоровье: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нравственной распущенности. Освещается связь здорового образа жизни с ее продолжительностью. Обращается внимание на особое значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства. Даются основные понятия о браке и семье, о долге перед Родиной — не только защищать ее, но и улучшать, совершенствовать, украшать, преумножать ее достояние. Разъясняются основы семейного права, прав ребенка.
Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Содержание раздела обеспечивает последовательное (по учебным классам) наращивание информации о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встретиться человек в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности (ученик начальной школы, старшеклассник и т. д.). Применительно к каждой опасной ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб. Раздел включает такие жизненно важные направления, как:
— безопасное поведение дома;
— безопасное участие в дорожном движении;
— безопасное поведение человека на воде;
— безопасное поведение в общественных местах;
— безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера;
— безопасное поведение в природных условиях;
— принципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры по защите населения от их последствий;
— защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В разделе излагаются сведения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о государственных и общественных органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Содержание раздела включает сведения о наиболее распространенных заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.
Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.
Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, об оказании первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: при отравлениях, ожогах и обморожениях, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, поражении электрическим током и молнией. Даются представления о проведении экстренной реанимационной помощи.
Современный комплекс проблем безопасности. Содержание раздела состоит из трех подразделов:
— сферы жизни и жизнедеятельности человека;
— проблемы глобальной безопасности;
Из последнего подраздела выделен в самостоятельный раздел материал по основам военной службы в связи с его традиционно особым значением.
В первом подразделе содержится системный анализ проблем безопасности человека в современной постановке. Рассматриваются следующие системы в сферах жизни и жизнедеятельности человека (в порядке усложнения):
— личность и группа;
— нация (народ) и государство;
— человечество (мировое сообщество);
Системный подход позволяет обеспечить полноту рассмотрения проблемы: определить полный состав, выявить источники возникновения, понять причины, взаимосвязи и «удельный вес» компонентов современного комплекса опасностей, наметить исчерпывающий комплекс мер безопасности.
Проблемы глобальной безопасности во втором подразделе освещаются в прямой связи с материалами предмета «Экология», но с
привлечением дополнительных сведений, в исторической перспективе, в обобщающем плане и даются с позиций безопасности человека. В качестве основных вопросов рассматриваются:
— проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с ростом человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами;
— проблемы безопасности жизнедеятельности, вызванные влиянием технологий на окружающую среду;
— осознание мировым сообществом необходимости устойчивого (ноосферного) развития с обеспечением безопасности жизнедеятельности;
— проблемы перехода к постиндустриальному ноосферному развитию;
— безопасность жизни и жизнедеятельности и будущее человечества.
В третьем подразделе национальная безопасность представлена во всех своих основных аспектах, прежде всего в информационном и экономическом, а также в военном. Это объясняется особенностями новой ситуации в мире. В содержании подраздела рассматриваются следующие вопросы:
— мировая динамика и национальная безопасность;
— основы подходов к разрешению конфликтных ситуаций;
— особенности, проблемы и концепция национальной безопасности России.
Основы военной службы. Раздел органически связан с подразделом о национальной безопасности и направлен на подготовку молодежи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. В качестве основы военной службы рассматриваются:
— история и боевые традиции Вооруженных Сил России;
— правовые основы военной службы, воинская обязанность;
— сведения о Вооруженных Силах РФ;
— порядок призыва на военную службу;
— порядок поступления в военные училища;
— особенности военной службы;
— честь и достоинство воина Вооруженных Сил России;
— права и обязанности военнослужащих.
Распределение тематики курса по классам соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке по другим предметам общего образования.
Изучение приемов и правил самозащиты от опасностей дома, на улице, в транспорте, в школе, на природе начинается с I класса и продолжается с усложнением рассматриваемых ситуаций до конца обучения.
В V—XI классах учащиеся постоянно расширяют свои знания об опасностях, основах здорового образа жизни, о приемах личной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, изучают и осваивают основы медицинских знаний, приемы оказания первой медицинской помощи при повреждениях в опасных ситуациях.
В X—XI классах учащиеся знакомятся с системным подходом к проблемам безопасности человека, с проблемами глобальной и национальной безопасности и путями их решения, получают знания об обороне и Вооруженных Силах страны, о военной службе, о порядке призыва молодежи на военную службу. Они обобщают все свои знания о безопасности человека как основной проблеме в XXI в., полученные в процессе общего образования.
Источник: doc4web.ru