Какие проверочные работы можно использовать для оценки эффективности программы коррекция дисграфии

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.

Нарушения письма (дисграфия) различной степени выраженности являются достаточно распространенным явлением среди учащихся с умственной отсталостью, носят стойкий характер и препятствуют полноценному освоению программного материала по русскому языку. Диагностика письменной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление этих нарушений.

Приемы коррекции оптической и аграмматической дисграфии на уроках русского языка в работе с младше

Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени» для обучающихся 4, 5 классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. n 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой;

— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой;

— Учебный план КГОБУ «Петропавловск-Камчатская школа № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год»;

Данная рабочая программа составлена на основе методических разработок Е. В. Мазановой по коррекции различных видов дисграфии и предназначена для проведения логокоррекционной работы по устранению смешанной дисграфии у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Методы и приемы работы по коррекции дисграфии у младших школьников

Теоретической основой разработки программы послужило учение А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», классификация и описание дисграфии, предложенная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования в области диагностики и коррекции нарушений письменной речи принадлежат таким ученым как В.А. Ковшиков, Р.И.

Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А.

Волкова, Л.С. Волкова.

При составлении учебной программы использована система коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.

Адресат программы: обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости, имеющие стойкие ошибки на письме.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью легкой степени и создание базы для успешного освоения ими образовательной программы.

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
    предложения и текста;
  • формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие фонематического восприятия;
  • уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
    зрительного, кинестетического;
  • развитие познавательных процессов: слухового внимания,
    зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
    логического мышления;
  • развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.

Срок реализации рабочей программы 1 год, периодичность занятий 2 раза в неделю.

Форма работы: групповые занятия. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 2 до 4 человек. Группы комплектуются по признаку однородности нарушений, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам.

Коррекция звукопроизношения, а также закрепление и повторение наиболее сложных тем коррекционной программы проводится на индивидуальных занятиях. Количество часов, отведенных на индивидуальную коррекционную работу, а также периодичность занятий, определяется логопедом на основании результатов диагностики. Индивидуальные занятия с обучающимися проводятся согласно индивидуальному плану коррекционной работы.

Учитель-логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы, а также большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

Для оценки эффективности реализации программы и динамики развития письменной речи учащихся предусмотрено проведение проверочных работ в середине и конце учебного года:

  • Диктанты, списывание
  • Индивидуальные контрольные задания
  • Диагностические пробы

В результате коррекционной работы по преодолению смешанной дисграфии обучающиеся должны научиться

Источник: nsportal.ru

Какие проверочные работы можно использовать для оценки эффективности программы коррекция дисграфии

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

Читайте также:
На какой программе стирать спортивную обувь

Учитель-логопед МБОУ “СОШ №13” г. Братска

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

учитель-логопед Скорук Н.Т.

2020/2021 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую часть речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, а также часто с элементами оптической дисграфии. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.

В последнее время увеличивается число учащихся, в письменных работах которых встречается большое количество пропусков, перестановок букв, нарушений границ предложений. Грамматическая и лексическая стороны могут быть и сохранными.

Проблема дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и вышеуказанной дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения.

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, не ограничивается пропусками и перестановками букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций ( внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса и др.) при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, медленно происходит закрепление звукобуквенного анализа слов, с опозданием формируется навык анализа и синтеза структуры предложения. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.

Данная программа- система работы по профилактике и устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Она может быть использована как в целенаправленной и системной работе по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.

Цель программы: профилактика и преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников.

В основе дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Задачи программы:

  • Формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Целевая аудитория: обучающиеся 2-4 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием языкового анализа и синтеза, испытывающие трудности в освоении ООП НОО (АООП НОО) и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Основные принципы коррекционно-логопедической работы:

-Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения

– Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.

– Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.

– Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи)

– Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

– Принцип поэтапного формирования умственных действий .

– Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.

– Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц включает в себя:

– определение количества, последовательности;

– выделение гласного звука из слога, слова;

-работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;

-определение количества, места слога в слове;

-составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

-вычленения первого и последнего звука из слова, определение его места;

– определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

Работа начинается с развития анализа структуры текста и предложения. Учащиеся учатся определять границы предложения в тексте, количество, последовательность и место слов в предложении. Для усвоения навыков чтения и письма необходимо отработать слоговой анализ и синтез слов. Учащиеся учатся выделять гласный и согласный звук из слога.

Особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, изучают гласные I и II ряда. Учащиеся тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

План работы по профилактике и преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии.

Диагностическая работа по логопедии «звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры» (2, 3, 4-й классы).

Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

Тематический план логопедических занятий по данной программе опирается на четкое знание индивидуальных особенностей всех учащихся группы, позволяет определить возможность преодоление дефекта. Установить необходимые для этого сроки, спрогнозировать эффективность обучения по программе общеобразовательного учреждения. Для учащихся 3-4 классов допустимо некоторое усложнение и увеличение объема и качества словарного запаса учащихся. Время освоения содержания каждого раздела программе составляет 68 часов при проведении занятий 2 раза в неделю. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.

Читайте также:
В чем преимущество программ для расчета подсетей

Планируемые результаты и система оценки результатов

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма. Но и способствует устранению коммуникативных трудностей овладения учебным материалом.

К концу обучения дети должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы;

-определения понятий «звук, буква, слог, слово, словосочетания, предложения, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог»;

-чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

-графическое обозначение звуков, слогов и слов, границ предложения.

К концу обучения дети должны уметь:

– различать гласные и согласные звуки;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания, и предложения, набор отдельных предложений и текст;

-определять ударные и безударные гласные, слоги;

-определять в словах место и последовательность заданного звука ( гласных и согласных);

– определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

-производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

-графически обозначать звуки, слоги и слова;

– понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

– правильно писать под диктовку слова и предложения. Тексты, безошибочно списывать;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы по тексту.

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Стандартизированные диагностические методики ( И.Н.Садовниковой, Т.А. Фотековой) используются на начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы.

Систематическая и комплексная коррекционно-логопедическая работа с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи учащимся, в освоении образовательной программы, – одно из условий успешного обучения детей, имеющих данный вид дисграфии.

  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство науки и высшего образования РФ

Источник: xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai

Коррекция дисграфии и дислексии

Структура речевого дефекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью сложна и многообразна по своим проявлениям: она может включать как звуковую (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза), так и смысловую (недоразвитие грамматического строя, бедный словарный запас) сторону речи.

1) Так, на первом месте преобладающим в структуре речевого дефекта умственно отсталых детей является семантический дефект, то и понимание речи у учащихся с системным недоразвитием речи легкой степени также недостаточно сформировано. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Дети часто не могут установить связи между серией картин, последовательно пересказать текст. Страдают операции анализа и синтеза. Учащиеся испытывают трудности при звукослоговом анализе слов, составлении слов из букв и слогов, данных в беспорядке.

3) При системном недоразвитии речи легкой степени наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется оно в аграмматизмах, трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксическая структура предложения.

При составлении предложений по картине наблюдаются замены слов по смыслу. При повторении предложений дети также заменяют слова по смыслу, пропускают их. При составлении предложений из слов в начальной форме наблюдаются добавления слов, легкие аграмматизмы (нарушение согласования слов в роде, числе и падеже). Дети часто не знают предлогов.

4) Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Словарный запас беден, отмечается неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным. В словаре преобладают существительные с конкретным значением.

Усвоение слов абстрактного значения вызывает большие трудности. Часто слова заменяются по семантическому сходству. Длительное время слово так и не становятся истинными понятиями.

5) У детей с системным недоразвитием речи легкой степени отмечается недоразвитие речеслуховой дифференциации звуков речи, которая впоследствии приводит к большому количеству замен в письменной речи. Чаще всего умственно отсталые дети затрудняются в дифференциации твердых – мягких, звонких – глухих, шипящих – свистящих согласных, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

6) Надо отметить, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью часто нарушения письма сопровождаются нарушениями чтения (дислексия):

недостаточность представлений о звуко-буквенном составе слова: возникший у ребенка в процессе чтения звуковой образ слога или слова не сразу узнается. Так возникает чтение по догадке с частой заменой одного слова другим. Этим объясняются – замены слова и смешение элементов слова, как ошибки восприятия, проявляющиеся в результате неправильного схватывания слова по его отдельным опознавательным признакам. В одних случаях одно слово может заменяться другим на основе фонетического сходства, а также неправильного произношения и различения звуков. В других случаях ошибки, связанные с заменой слов, обусловлены тем, что у детей слабо развито чувство языка, и они полностью пренебрегают формальными частицами, характеризующими части речи (богатырь – “богатый”, короткие – “которые”, унес – “у нас”…)

Читайте также:
Программы установка на эмулятор

для понимания содержания прочитанного нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значения. В то же время словарный запас у детей с интеллектуальной недостаточностью ограничен. Многих слов дети не знают; значение других слов понимается лишь в определенной ситуации, а в другом контексте. Таким образом, чтение учащимися, как редактором, используется редко и неэффективно, в силу своей дефектности.

Учащиеся с такими нарушениями особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

Основные направления работы

Коррекционная работа по преодолению дисграфии и дислексии проводится в 4 этапа: первый – диагностический, второй – подготовительный, третий – коррекционный и четвертый – оценочный.

Первый (диагностический) этап

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует подключать школьного психолога.

Общая характеристика коррекционной работы

Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.

Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ по опорным словам, серии сюжетных картинок.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой текстовой методики (письменно).

Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

Второй (подготовительный) этап

На подготовительном этапе уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие “страха письма”, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы

Развитие общей и мелкой ручной моторики.

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

Развитие внимания: важно для нахождения “ошибкоопасных” мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объектов запоминания.

Третий (коррекционный) этап

В течение коррекционного этапа осуществляется преодоление дисграфических нарушений. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

Комплексный подход данной методики по коррекции дисграфии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, пробелов лексико-грамматических категорий, связной речи и чтения.

Общая характеристика коррекционной работы

Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.

Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.

Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.

Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные “ъ” и “ь”.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания.

Фразеологические обороты.

Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.

Глагол. Начальная форма глагола.

Дифференциация приставок и предлогов.

Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение.

Фонетическая ритмика. Логоритмика.

Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

Четвертый (оценочный) этап

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Общая характеристика коррекционной работы

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов

При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале.

К концу прохождения программы учащиеся должны уметь :

Писать под диктовку текст, с минимальными погрешностями применять правила проверки написания слов;

Разбирать слова по составу;

Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

Различать части речи;

Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

Оформлять деловые бумаги;

Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова);

Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

Названия частей речи, их значение;

Наиболее распространенные правила правописания слов.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru