Литературу по новому ФГОСу предлагаем рассматривать отдельно по каждому классу средней и старшей школы по причине наличия жестко привязанного к классу списка произведений. В новом витке реформы образования предполагается, что этот список поможет делать адекватный срез знаний школьников независимо от того, в каком городе, в какой школе, по какой программе они учатся. Иными словами, если ты пятиклассник, то обязан знать «Муму». И еще несколько произведений. Вот полный список литературного материала для изучения в 5 классе.
- Мифы разных народов, включая античные мифы
- Пословицы, поговорки, загадки.
- Сказки народов России и народов мира.
- Басни И.А. Крылова. Басни из мировой литературы.
- Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Зимний вечер», «Зимнее утро»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
- Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- Рассказ И.С. Тургенева «Муму».
- Произведения Н.А. Некрасова: стихотворения о детях; фрагменты поэмы «Мороз, Красный нос».
- Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
- Юмористические рассказы А.П. Чехова.
- Стихотворения отечественных поэтов второй половины XIX – ХХ в. о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова).
- Рассказы о природе К.Г. Паустовского, Л.Андреева (например, «Кусака»); произведения отечественной и зарубежной литературы о животных.
- Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» (фрагменты).
- Произведения отечественных поэтов и прозаиков ХХ–XXI вв на тему «военное детство» (в том числе, повесть В.П. Катаева «Сын полка»; рассказ А.П. Платонова «Никита», стихотворения А.Т. Твардовского, К.М. Симонова).
- Рассказы на тему детства (в том числе рассказы В.М. Шукшина «Дядя Ермолай», В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).
- Произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в том числе избранные главы из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»)
При работе с любым литературным материалом ученик должен уметь делиться впечатлениями о произведении, в том числе от лирического стихотворения, осознавать свои эмоции от прочитанного и определять общее настроение произведения. Разумеется, еще с начальной школы он должен читать выразительно, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, иметь навыки определения главной мысли и основной темы произведения. Для чтения наизусть предлагается учить не менее 5 новых произведений. Кроме того:
КНИГИ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА | (НЕ) ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ПЯТОГО КЛАССА
- Отличать художественный текст от публицистического, научного, делового
- Рассуждать о героях и проблематике произведений, задавать вопросы по содержанию произведения, в рассуждениях использовать изученные литературные термины и понятия
- Давать характеристику героям, уметь создать словесный портрет на основе авторского отношения к персонажу, оценивать его поступки, сопоставлять персонажей внутри одного произведения по сходству и контрасту
- Определять авторское отношение не только к героям, но и их поступкам
- Определять ключевые эпизоды или сцены в произведении и уметь их сопоставить внутри одного произведения
- Соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусств
- Различать жанры фольклора и художественной литературы (фольклорную сказку от литературной, рассказ от повести, басню от лирического стихотворения, пословицу от поговорки и т.д.)
- Уметь подробно и сжато пересказывать текст
- Составлять простой и цитатный план текста или его фрагмента
- Уметь поддержать беседу о произведении и его авторе, а значит, расширять литературные познания биографиями писателей, уметь формулировать свою точку зрения и понимать суждения других
- Создавать собственный письменный текст: развернутый ответ на вопрос или готовить сочинение по теме прочитанного произведения, объемом не менее 70 слов.
Ну и конечно, уметь пользоваться словарями и ресурсами библиотек и Интернета для поиска нужной информации.
Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведения
Во ФГОС вникает Оля Иванова. Подписывайтесь, будем вникать вместе, впереди еще много разборов.
1 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)
2 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)
3 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)
4 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)
Источник: dzen.ru
5 класс, литература: какие произведения будут проходить, что читать?
Программы по литературе для 5 класса в разных учебниках несколько отличаются друг от друга, но остается основная последовательность произведений.
Рассмотрим программу по учебнику Коровиной:
Сперва изучают фольклор, это народные сказки «Царевна-Лягушка», «Журавль и цапля», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Солдатская шинель».
Потом изучают древнерусскую литературу, это «Подвиг отрока-киевлянина»
Далее Ломоносов, басни Крылова, Жуковский, стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Майкова, Плещеева, Есенина, Бунина, Саши Черного, Твардовского
Из прозаических произведений проходят «Черную курицу» Погорельского, «Заколдованное место» Гоголя, «Муму» Тургенева, «Хирургия» Чехова, «Кавказский пленник» Толстого, «В дурном обществе» Короленко, «Медной горы хозяйка» Бажова, «Теплый хлеб» Паустовского, «Никика» Платонова, «Васюткино озеро» Астафьева.
Из зарубежной литературе школьникам предстоит ознакомится с «Вересковым медом» Стивенсона, «Приключениями Тома Сойера» Твена, «Робинзоном Крузо» Дефо, «Снежной королевой» Андерсена и «Сказанием о Кише» Лондона.
В других учебниках могут появиться как иные произведения тех же авторов, так и совсем новые произведения. Например у Курдюмовой мы находим «Хоббита» Толкиена, а у Бунеевых — «Три мушкетера», «Остров сокровищ» и даже замечательную книгу «Гончие Бафута» Даррелла.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Школьная программа по литературе для 5 класса
Алексин А.Г. «Как ваше здоровье?»
«Самый счастливый день»
Андерсен Г.Х. «Соловей»
Астафьев В.П. «Васюткино озеро»
Бальмонт К. Д. «Как я пишу стихи»
«Осень»
«У чудищ»
Библия для детей «Ветхий завет»
Брюсов В. Я. «Хвала человеку»
Булычев Кир «Миллион приключений»
Бунин И. А. «Детство»
Вяземский П. А. «Степь»
Гоголь Н. В. «Майская ночь или утопленница»
Даррелл Дж. «Говорящий сверток»
Дефо Даниель «Робинзон Крузо»
Джалиль Муса «Платок»
Есенин С. А. «Нивы сжаты. »
«Топи да болота. »
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Зощенко М. М. «Великие путешественники»
Кольцов А. В. «Косарь»
Крылов И. А. «Свинья под дубом»
«Стрекоза и муравей»
Лермонтов М. Ю. «Бородино»
Линдгрен Астрид «Калле Блюмквист — сыщик»
«Малыш и Карлсон»
Маршак С. Я. «Словарь»
Мережковский Д. С. «Мать»
«Природа»
Некрасов Н. А. «Соловьи»
Никитин И. С. «Русь»
Паустовский К. Г. «Теплый хлеб»
Платонов А. П. «Финист — Ясный Сокол»
«Иван Бесталанный и Елена Премудрая»
«Морока»
«Умная внучка»
Родари Джанни «Сказки по телефону»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Северянин И. «В парке плакала девочка»
«Что шепчет парк»
Твен Марк «Приключения Гекльберри Финна»
«Приключения Тома Сойера»
Тургенев И. С. «Муму»
Тютчев Ф. И. «Весенние воды»
«Чародейкою Зимою»
Фет А. А. «Зреет рожь над жаркой нивой. »
«Ласточки пропали. »
Французская народная сказка «Три ловких сына»
Чехов А. П.«Степь»
Шмелев И. С. «Мартовская капель»
Языков Н. М. «Буря»
«Конь»
Оцените материал:
Источник: gostei.ru