Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
на заседании методического совета
Протокол № 1 от «28»августа 2014г.
Директор МБОУ «СОШ № 12»
____________ И.В. Смирнова
Приказ № 678/01-13от «29» августа2014 г.
Рабочая учебная программа литературы
Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории
Аннотация к рабочей программы литературы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (10-11 классы, — М: Просвещение, 2011).
Используется учебник: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин и др. – М.: Мнемозина, 2011.
Программа рассчитана на 105 часов.
Содержание и структура УМК определяются целью и задачами программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Разбираем список литературы 10 класс. Что проходят в 10 классе по литературе.
Цели учебного предмета:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Рабочая программа ставит задачи формирования языковых, коммуникативных, лингвистических компетенции. Для проверки этих компетенций предложено решить следующие практические задачи:
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:
методы активного обучения (диалоговый, исследовательский, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения);
формы обучения: самостоятельная работа (под контролем учителя и без), лекция, семинар, практическое занятие, факультатив, консультация, зачет, проектирование. индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.
Контроль — неотъемлемая часть обучения. На уроках применяется:
— текущий контроль: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение;
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Сроки реализации: 01.09.2014 — 30.05 2015.
Структура рабочей программы:
Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведения
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
6. Содержание образования.
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9. Приложения к программе.
Рабочая программа составлена для обучающихся 10А класса с учетом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Обучающиеся имеют высокие и средние учебные возможности, уровень учебной мотивации у части обучающихся высокий, у части – средний. Исходя из этого, составила рабочую программу, которая предполагает обучение и развитие школьников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации обучения. Такой подход к преподаванию литературы в 10А классе обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
На уроках литературы ведется определенная работа по профориентации учащихся. Знакомство с миром профессий осуществляется посредством изучения биографии писателей, поэтов, которые имели определенные профессии. При изучении художественного произведения, герои которых – учителя, врачи, инженеры и т.д., круг затрагиваемых специальной расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.
Предполагаемые результаты обучения учеников 10 А класса:
- успеваемость — 100 %;
- качество знаний -55 %.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа предполагает изучение учебного предмета на основе учебника: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин [ и др.]. – М.: Мнемозина, 2011.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, обогащает культурно – историческую память учащихся, формирует у школьника историзм мышления, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Основа содержания литературы как учебного предмета — чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
Изучение курса «Литература» способствует формированию гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, выражать внутренний мир человек; должно обеспечить получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений.
Цель обучения – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами предмет «Литература» изучается с 1 по 11 класс. Курс обучения литературе составляет 105 часов (35 недель по 3 часа в неделю), из которых на изучение произведений отводится 90 часов, на зачетные работы – 4 часа, на развитие речи — 11 часов. В течение учебного года учащиеся должны написать 7 классных и 2 домашних сочинения по изученным произведениям.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения литературе является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью художественных произведений; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира, воссозданного в художественном произведении.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:
— формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
— формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта ;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и моральных нормах общения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными;
— наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, достижение результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
— активное использование речевых средств для решения коммуникативных, познавательных задач;
— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
— овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:
— понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
— умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть следующими видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев);
— развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям.
6. Содержание образования
Источник: nsportal.ru
10 класс
Список основных произведений русской литературы, изучаемых в 10-м классе.
А.И. Гончаров Роман «Обломов»
А.Н. Островский Пьеса «Гроза»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Цицерон», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа. », «Тени сизые смесились. », «День и ночь», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней. », «К.
Б.» («Я встретил вас – и все былое. »), а также 4 стихотворения по выбору.
А.А. Фет стихотворения: «Кот поет, глаза прищуря…», «Облаком волнистым. », «Шепот, робкое дыханье…», «Сосны», «Еще майская ночь. », «Заря прощается с землею…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще одно забывчивое слово. », «Как беден наш язык! – Хочу и не могу. », «Одним толчком согнать ладью живую. », «На качелях», а также 4 стихотворения по выбору.
Н.А. Некрасов стихотворения: «В дороге», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной. », «Мы с тобой бестолковые люди», «Праздник жизни – молодости годы…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Под жестокой рукой человека. » («О погоде»), «Умру я скоро. Жалкое наследство. », «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба. », а также 4 стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (фрагменты из романа)
Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов рассказы: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору.
Пьеса «Вишневый сад».
Выделенные курсивом и жирным шрифтом стихотворения учить наизусть.
Ростовский Государственный
Университет Путей Сообщения
Rostov State Transport University
Адрес:
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2,
г. Ростов-на-Дону, 344038
Телефон/факс:
(863) 255-32-83
Телефон приемной комиссии:
8 800 707-19-29
(863) 255-31-61
Разработка и поддержка – УИ РГУПС
Источник: www.rgups.ru
Десятый класс
Лев Толстой · роман Друзья князь и граф искали смысл жизни, когда началась война 1812 года. Князь умер от полученного при Бородино ранения, помирившись с невестой. Граф выжил и обрёл семейное счастье с невестой князя.
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский · роман Нищий студент убил старуху-процентщицу, но использовать её богатство на благо ближних не успел. Из-за мук совести и нервной лихорадки он признался в содеянном и после суда отправился на каторгу.
Отцы и дети
Иван Тургенев · роман Студент-медик отрицал дружбу, любовь, никого не уважал, из-за чего потерял друга и любимую, а старшие невзлюбили его. Отвергнутый обществом, он поселился у стариков-родителей и умер, никем не понятый.
Гроза ⛈️
Александр Островский · пьеса Девушку выдали замуж за безвольного сына властной и жестокой купчихи. Поняв, что муж не защитит её, и потеряв надежду спастись из «тёмного царства», свободолюбивая девушка покончила с собой.
Гранатовый браслет
Александр Куприн · рассказ Бедный чиновник влюбился в замужнюю даму, много лет писал ей письма, но понял, что всё напрасно, и застрелился. Заплаканная княгиня поняла: «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё».
Вишнёвый сад
Антон Чехов · пьеса Имение разорённой вдовы выставили на торги. Купец посоветовал ей вырубить сад и сдать землю в аренду. Она против: без сада она не видит свою жизнь. Тогда он выкупил имение и сам реализовал свой план.
Медный всадник
Александр Пушкин · поэма «На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознёсся пышно, горделиво».
Обломов
Иван Гончаров · роман Очень ленивый помещик влюбился в девушку и решил жениться, но девушка поняла, что не сможет изменить помещика, и бросила его. Попереживав, помещик женился на вдове-мещанке и вскоре умер от инсульта.
Человек в футляре ⚰️
Антон Чехов · рассказ Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.
Анна Каренина
Лев Толстой · роман В московском доме Облонских, где «всё смешалось» в конце зимы 1873 г., ждут сестру хозяина, Анну Аркадьевну Каренину. Причиной семейного разлада явилось то, что князь Степан Аркадьевич Облонский уличён своей женою в измене с гувернанткой.
Олеся
Александр Куприн · повесть Герой влюбился в девушку из глухой деревни и решил жениться на ней, но не успел. Местные жители, считавшие девушку ведьмой, избили её, и ей пришлось бежать. Герой так и не смог забыть о своей любимой.
История одного города
Салтыков-Щедрин · роман Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса.
Бесприданница
Александр Островский · пьеса Девушка собралась замуж за мелкого чиновника. Внезапно приехал её прежний возлюбленный. Он увёз девушку, но после сообщил, что они не могут быть вместе. Оскорблённый жених, вспылив, застрелил невесту.
Кому на Руси жить хорошо
Николай Некрасов · поэма Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».
Ионыч
Антон Чехов · рассказ Молодой врач поселился в провинции, влюбился в девушку из творческой семьи. Но та ему отказала, а семья оказалась обывателями, как и весь город. Доктор погряз в скуке, располнел, стал грубым и жадным.
Палата №6
Антон Чехов · повесть В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец».
Очарованный странник
Николай Лесков · повесть Путешественники встречают монаха, который рассказывает, сколько приключений мук и испытаний он пережил, прежде чем попал в монастырь.
Севастопольские рассказы
Лев Толстой · цикл рассказов «Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; .
Дама с собачкой
Антон Чехов · рассказ Дмитрий Дмитриевич Гуров, моложе сорока лет, москвич, по образованию филолог, но работающий в банке, отдыхает в Ялте. В Москве остались нелюбимая жена, которой он часто изменяет, дочь двенадцати лет, два сына-гимназиста.
Леди Макбет Мценского уезда
Николай Лесков · повесть Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем.
Мороз, Красный нос
Николай Некрасов · поэма В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле.
Попрыгунья
Антон Чехов · рассказ Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы.
Гобсек
Оноре де Бальзак · повесть Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье.
Господа Головлёвы
Салтыков-Щедрин · роман Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых ещё вполне процветает и все более расширяет границы и без того обширных своих имений.
Что ещё пересказать?
В первую очередь мы пересказываем то, что просят наши читатели. Пожалуйста, сообщите нам, если не нашли нужного пересказа.
Напишите свой пересказ
В «Народном Брифли» мы вместе пересказываем книги. Каждый может внести свой вклад. Цель — все произведения мира в кратком изложении.
Источник: briefly.ru