Какие произведения изучают в 10 классе по литературе по программе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

на заседании методического совета

Протокол № 1 от «28»августа 2014г.

Директор МБОУ «СОШ № 12»

____________ И.В. Смирнова

Приказ № 678/01-13от «29» августа2014 г.

Рабочая учебная программа литературы

Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории

Аннотация к рабочей программы литературы

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (10-11 классы, — М: Просвещение, 2011).

Используется учебник: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин и др. – М.: Мнемозина, 2011.

Программа рассчитана на 105 часов.

Содержание и структура УМК определяются целью и задачами программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Разбираем список литературы 10 класс. Что проходят в 10 классе по литературе.

Цели учебного предмета:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.

Рабочая программа ставит задачи формирования языковых, коммуникативных, лингвистических компетенции. Для проверки этих компетенций предложено решить следующие практические задачи:

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:

методы активного обучения (диалоговый, исследовательский, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения);

формы обучения: самостоятельная работа (под контролем учителя и без), лекция, семинар, практическое занятие, факультатив, консультация, зачет, проектирование. индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.

Контроль — неотъемлемая часть обучения. На уроках применяется:

— текущий контроль: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение;

— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Сроки реализации: 01.09.2014 — 30.05 2015.

Структура рабочей программы:

Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведения

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

6. Содержание образования.

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Приложения к программе.

Рабочая программа составлена для обучающихся 10А класса с учетом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Обучающиеся имеют высокие и средние учебные возможности, уровень учебной мотивации у части обучающихся высокий, у части – средний. Исходя из этого, составила рабочую программу, которая предполагает обучение и развитие школьников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации обучения. Такой подход к преподаванию литературы в 10А классе обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

На уроках литературы ведется определенная работа по профориентации учащихся. Знакомство с миром профессий осуществляется посредством изучения биографии писателей, поэтов, которые имели определенные профессии. При изучении художественного произведения, герои которых – учителя, врачи, инженеры и т.д., круг затрагиваемых специальной расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.

Предполагаемые результаты обучения учеников 10 А класса:

  • успеваемость — 100 %;
  • качество знаний -55 %.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Программа предполагает изучение учебного предмета на основе учебника: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин [ и др.]. – М.: Мнемозина, 2011.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, обогащает культурно – историческую память учащихся, формирует у школьника историзм мышления, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Основа содержания литературы как учебного предмета — чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Читайте также:
Какую программу установить на Андроид для просмотра фильмов

Изучение курса «Литература» способствует формированию гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, выражать внутренний мир человек; должно обеспечить получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений.

Цель обучения – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами предмет «Литература» изучается с 1 по 11 класс. Курс обучения литературе составляет 105 часов (35 недель по 3 часа в неделю), из которых на изучение произведений отводится 90 часов, на зачетные работы – 4 часа, на развитие речи — 11 часов. В течение учебного года учащиеся должны написать 7 классных и 2 домашних сочинения по изученным произведениям.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения литературе является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью художественных произведений; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира, воссозданного в художественном произведении.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества. Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:

— формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

— формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта ;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и моральных нормах общения;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными;

— наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, достижение результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных, познавательных задач;

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

Читайте также:
Как уменьшить вес программы

— овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей;

— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:

— понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

— достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

— умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть следующими видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев);

— развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям.

6. Содержание образования

Источник: nsportal.ru

10 класс

Список основных произведений русской литературы, изучаемых в 10-м классе.

А.И. Гончаров Роман «Обломов»

А.Н. Островский Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Цицерон», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа. », «Тени сизые смесились. », «День и ночь», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней. », «К.

Б.» («Я встретил вас – и все былое. »), а также 4 стихотворения по выбору.

А.А. Фет стихотворения: «Кот поет, глаза прищуря…», «Облаком волнистым. », «Шепот, робкое дыханье…», «Сосны», «Еще майская ночь. », «Заря прощается с землею…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще одно забывчивое слово. », «Как беден наш язык! – Хочу и не могу. », «Одним толчком согнать ладью живую. », «На качелях», а также 4 стихотворения по выбору.

Н.А. Некрасов стихотворения: «В дороге», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной. », «Мы с тобой бестолковые люди», «Праздник жизни – молодости годы…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Под жестокой рукой человека. » («О погоде»), «Умру я скоро. Жалкое наследство. », «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба. », а также 4 стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.С. Лесков повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (фрагменты из романа)

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

А.П. Чехов рассказы: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору.

Пьеса «Вишневый сад».

Выделенные курсивом и жирным шрифтом стихотворения учить наизусть.

Ростовский Государственный
Университет Путей Сообщения
Rostov State Transport University

Адрес:
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2,
г. Ростов-на-Дону, 344038
Телефон/факс:
(863) 255-32-83
Телефон приемной комиссии:
8 800 707-19-29
(863) 255-31-61

RGUPSVK Odnoklassniki Rutube Telegram RSS

Разработка и поддержка – УИ РГУПС

Источник: www.rgups.ru

Десятый класс

Лев Толстой · роман Дру­зья князь и граф искали смысл жизни, когда нача­лась война 1812 года. Князь умер от полу­чен­ного при Боро­дино ране­ния, поми­рив­шись с неве­стой. Граф выжил и обрёл семейное сча­стье с неве­стой князя.

Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние

Фёдор Достоевский · роман Нищий сту­дент убил ста­руху-про­цент­щицу, но исполь­зо­вать её богат­ство на благо ближ­них не успел. Из-за мук сове­сти и нерв­ной лихо­радки он при­знался в соде­ян­ном и после суда отпра­вился на каторгу.

Отцы и дети ‍

Иван Тургенев · роман Сту­дент-медик отри­цал дружбу, любовь, никого не ува­жал, из-за чего поте­рял друга и люби­мую, а стар­шие невзлю­били его. Отверг­ну­тый обще­ством, он посе­лился у ста­ри­ков-роди­те­лей и умер, никем не поня­тый.

Гроза ⛈️

Александр Островский · пьеса Девушку выдали замуж за без­воль­ного сына власт­ной и жесто­кой куп­чихи. Поняв, что муж не защи­тит её, и поте­ряв наде­жду спа­стись из «тёмного цар­ства», сво­бо­до­лю­би­вая девушка покон­чила с собой.

Читайте также:
После отключения программы восстановление системы на этом диске точки восстановления

Гра­на­то­вый брас­лет

Александр Куприн · рассказ Бед­ный чинов­ник влю­бился в замуж­нюю даму, много лет писал ей письма, но понял, что всё напрасно, и застре­лился. Запла­кан­ная кня­гиня поняла: «любовь, о кото­рой меч­тает каж­дая жен­щина, про­шла мимо неё».

Виш­нё­вый сад

Антон Чехов · пьеса Име­ние разорён­ной вдовы выста­вили на торги. Купец посо­ве­то­вал ей выру­бить сад и сдать землю в аренду. Она про­тив: без сада она не видит свою жизнь. Тогда он выку­пил име­ние и сам реа­ли­зо­вал свой план.

Мед­ный всад­ник

Александр Пушкин · поэма «На берегу пустын­ных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, кото­рый будет здесь построен и кото­рый ста­нет окном Рос­сии в Европу. Про­шло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознёсся пышно, гор­де­ливо».

Обло­мов

Иван Гончаров · роман Очень лени­вый поме­щик влю­бился в девушку и решил жениться, но девушка поняла, что не смо­жет изме­нить поме­щика, и бро­сила его. Попе­ре­жи­вав, поме­щик женился на вдове-мещанке и вскоре умер от инсульта.

Чело­век в футляре ⚰️

Антон Чехов · рассказ Учи­тель гим­на­зии, боя­щийся всего на свете и живу­щий согласно рас­по­ря­же­ниям началь­ства, решает жениться. Дол­гое сва­тов­ство извле­кает учи­теля из его «футляра», и он уми­рает, испу­гав­шись реаль­ной жизни.

Анна Каре­нина

Лев Толстой · роман В москов­ском доме Облон­ских, где «всё сме­ша­лось» в конце зимы 1873 г., ждут сестру хозя­ина, Анну Арка­дьевну Каре­нину. При­чи­ной семейного раз­лада яви­лось то, что князь Сте­пан Арка­дье­вич Облон­ский уличён своей женою в измене с гувер­нант­кой.

Олеся

Александр Куприн · повесть Герой влю­бился в девушку из глу­хой деревни и решил жениться на ней, но не успел. Мест­ные жители, счи­тав­шие девушку ведь­мой, избили её, и ей при­шлось бежать. Герой так и не смог забыть о своей люби­мой.

Исто­рия одного города

Салтыков-Щедрин · роман Дан­ная повесть — «под­лин­ная» лето­пись города Глу­пова, «Глу­пов­ский Лето­пи­сец», обни­ма­ю­щая период вре­мени с 1731 по 1825 г., кото­рую «пре­ем­ственно сла­гали» четыре глу­пов­ских архи­ва­ри­уса.

Бес­при­дан­ница

Александр Островский · пьеса Девушка собра­лась замуж за мел­кого чинов­ника. Вне­запно при­е­хал её преж­ний воз­люб­лен­ный. Он увёз девушку, но после сооб­щил, что они не могут быть вме­сте. Оскорб­лён­ный жених, вспы­лив, застре­лил неве­сту.

Кому на Руси жить хорошо

Николай Некрасов · поэма Одна­жды на стол­бо­вой дороге схо­дятся семь мужи­ков — недав­них кре­пост­ных, а ныне вре­мен­но­обя­зан­ных «из смеж­ных дере­вень — Запла­това, Дыря­вина, Разу­това, Зно­би­шина, Горе­лова, Неелова, Неуро­жайка тож».

Ионыч

Антон Чехов · рассказ Моло­дой врач посе­лился в про­вин­ции, влю­бился в девушку из твор­че­ской семьи. Но та ему отка­зала, а семья ока­за­лась обы­ва­те­лями, как и весь город. Док­тор погряз в скуке, рас­пол­нел, стал гру­бым и жад­ным.

Палата №6

Антон Чехов · повесть В уезд­ном городе в неболь­шом боль­нич­ном фли­геле нахо­дится палата № 6 для душев­но­боль­ных. Там «воняет кис­лою капу­стой, фитиль­ной гарью, кло­пами и амми­а­ком, и эта вонь в пер­вую минуту про­из­во­дит на вас такое впе­чат­ле­ние, как будто вы вхо­дите в зве­ри­нец».

Оча­ро­ван­ный стран­ник

Николай Лесков · повесть Путе­ше­ствен­ники встре­чают монаха, кото­рый рас­ска­зы­вает, сколько при­клю­че­ний мук и испы­та­ний он пере­жил, прежде чем попал в мона­стырь.

Сева­сто­поль­ские рас­сказы

Лев Толстой · цикл рассказов «Утрен­няя заря только что начи­нает окра­ши­вать небо­склон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверх­ность моря уже сбро­сила с себя сумрак ночи и ждёт пер­вого луча, чтобы заиг­рать весёлым блес­ком; .

Дама с собач­кой

Антон Чехов · рассказ Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Гуров, моложе сорока лет, моск­вич, по обра­зо­ва­нию фило­лог, но рабо­та­ю­щий в банке, отды­хает в Ялте. В Москве оста­лись нелю­би­мая жена, кото­рой он часто изме­няет, дочь две­на­дцати лет, два сына-гим­на­зи­ста.

Леди Мак­бет Мцен­ского уезда

Николай Лесков · повесть Кате­рина Львовна, «по наруж­но­сти жен­щина очень при­ят­ная», живет в зажи­точ­ном доме купца Измайлова со вдо­вым све­кром Бори­сом Тимо­фе­е­ви­чем и немо­ло­дым мужем Зино­вием Бори­со­ви­чем.

Мороз, Крас­ный нос

Николай Некрасов · поэма В кре­стьян­ской избе страш­ное горе: умер хозяин и кор­ми­лец Прокл Сева­стья­ныч. Мать при­во­зит гроб для сына, отец едет на клад­бище, чтобы выдол­бить могилу в промёрз­лой земле.

Попры­гу­нья

Антон Чехов · рассказ Осип Ива­но­вич Дымов, титу­ляр­ный совет­ник и врач трид­цати одного года, слу­жит в двух боль­ни­цах одно­вре­менно: орди­на­то­ром и про­зек­то­ром. С девяти часов утра и до полу­дня при­ни­мает боль­ных, потом едет вскры­вать трупы.

Гоб­сек

Оноре де Бальзак · повесть Исто­рию ростов­щика Гоб­сека стряп­чий Дер­виль рас­ска­зы­вает в салоне викон­тессы де Гран­лье — одной из самых знат­ных и бога­тых дам в ари­сто­кра­ти­че­ском Сен-Жер­мен­ском пред­ме­стье.

Гос­пода Голо­влёвы

Салтыков-Щедрин · роман Рос­сия, сере­дина XIX в. Кре­пост­ное право уже на исходе. Однако семья поме­щи­ков Голо­вле­вых ещё вполне про­цве­тает и все более рас­ши­ряет гра­ницы и без того обшир­ных своих име­ний.

Что ещё пересказать?

В первую очередь мы пересказываем то, что просят наши читатели. Пожалуйста, сообщите нам, если не нашли нужного пересказа.

Напишите свой пересказ

В «Народном Брифли» мы вместе пересказываем книги. Каждый может внести свой вклад. Цель — все произведения мира в кратком изложении.

Источник: briefly.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru