В лицее можно получить основное общее, среднее общее образование, а также среднее профессиональное образование.
Перечисленные выше виды образования полностью соответствуют существующим в РФ уровням образования.
Лицей, дающий среднее профессиональное образование, является профессиональным лицеем (это обстоятельство отражается в его названии).
Особенности получения основного общего и среднего общего образования в лицеях можно рассмотреть на примере г. Москвы.
Лицеи относятся, то есть входят в состав государственных общеобразовательных учреждений. Главная цель их деятельности состоит в реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования. Данные уровни образования, как минимум, обеспечивают профильную подготовку обучающихся 8-11, 9-11, 10-11-х классов. И плюс к этому по решению уполномоченного органа власти в области образования, реализуют программы формирования у учеников 7-11 классов навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
КАК ПРОХОДЯТ ВСТУПЫ В ЛИЦЕЙ ВШЭ | Списывание, ошибки, проходные баллы, формат | Онлайн-школа Лицеум
Как правило, образовательная программа лицея предусматривает дополнительное проведение индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации отдельных лекций, циклов, курсов, кружков, клубов, студий, научных обществ и т.п.
Наполняемость классов московских лицеев составляет до 25 обучающихся. При проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предметам, которые закрепляются в образовательной программе и учебном плане лицея, классы делятся на две группы. При проведении занятий по иностранному языку и информатике классы делятся на три группы.
Обучающийся в лицее вправе свободно перейти в соответствующий класс средней общеобразовательной школы. В случае неуспеваемости ученик лицея может быть аттестован по основной общеобразовательной программе и по заявлению его родителей переведен в среднюю общеобразовательную школу.
Источник: lawrecom.ru
Какие программы в лицеях
Содержание общего образования в лицее определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми лицеем самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ.
Образовательная программа является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива лицея, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации», Гражданского Кодекса РФ, Конвенции о правах ребёнка, Устава лицея и локальных актов к нему.
Лицей осуществляет образовательный процесс по следующим образовательным программам:
-основная общеобразовательная программа начального общего образования – 1-4 классы (нормативный срок освоения 4 года);
— основная общеобразовательная программа основного общего образования – 5-9 классы (нормативный срок освоения 5 лет);
— основная общеобразовательная программа среднего общего образования – 10-11 классы (нормативный срок освоения 2 года).
Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов:
а) федерального; б) регионального; в) самостоятельно определяемого лицеем, исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
В лицее созданы условия для реализации адаптированных образовательных программ, но на данный момент на них отсутствует социальный запрос.
В образовательном учреждении реализуются основные образовательные программы:
– начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года).
В рамках реализации ФГОС внеурочная деятельность реализуется в объеме 2 часов в неделю, 72 часов в год в каждом классе.
Внеурочная деятельность представлена проектной, конкурсной, олимпиадной, исследовательской деятельностью учащихся под руководством класных руководителелй, учителей и педагогов дополнительного образования: по направлениям: духовно-нравственное; спортивно-оздоровительное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы были учтены следующие факторы: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимания, памяти, мышления, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса, условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
— основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет).
Программа обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования (5-7классы) и программ углубленного изучения математики или физики (8-9 классы), условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. Задачами основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования.
– среднего общего образования (нормативный срок освоения 2 года). Является завершающим этапом общеобразовательного обучения, обеспечивает развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Общее образование является обязательным.
Основные образовательные программы, реализуемые в ОУ.
Количество обучающихся по программе
(данные на 01.09.2020г.)
(за счет средств соответствующего бюджета)
Выполняются требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой ОУ, требования нормативных документов и федеральных государственных образовательных стандартов.
В лицее реализуются федеральные образовательные программы, работают предметные кружки, факультативы и элективные курсы. Кабинеты информатики подключены к сети Интернет (100 % учащихся имеют доступ к информационным системам). Во второй половине дня работают группа продленного дня, кружки, секции, проводятся индивидуальные консультации, общелицейские и классные творческие дела.
На преподавание учебного предмета «Физическая культура» отведен дополнительный третий час во всех классах.
Обучение осуществляется на русском языке.
При реализации основных образовательных программ используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
В лицее используются дистанционные образовательные технологии в следующих направлениях:
— повышение качества общего образования;
— обеспечение доступности общего образования для детей — инвалидов.
Помимо использования базы электронных образовательных ресурсов, учителя создают для дистанционного обучения и свои электронные ресурсы (курсы) для индивидуальной работы с учениками, в том числе для подготовки к экзаменам, олимпиадам.
Начальное общее образование
В рамках реализации ФГОС в 1-4 классах внеурочная деятельность, 10 часов в каждом классе, представлена проектной деятельностью учащихся и дополнительного образования: кружки и студии художественно-эстетической направленности — «Бумажкино царство», «Шарм», Изостудия «Волшебный мир народного искусства», «Мир вокального искусства», «Вокально-хоровая студия»; кружки естественнонаучной направленности: «Олимпионик», «Исследователи». Кроме того, внеурочную деятельность осуществляют классные руководители по направлениям: духовно-нравственное; спортивно-оздоровительное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.
Учебный план включает: структуру обязательных предметных областей Филология (русский язык, литературное чтение и иностранный язык), Математика, Окружающий мир, Основы религиозных культур и светской этики, Искусство (Музыка и Изобразительное искусство), Технология Физическая культура.
Основное общее образование
В рамках федерального компонента изучаются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Искусство (музыка, ИЗО)», «Технология», «Физическая культура». С 8 класса вводится углубленное изучение физики или математики.
Учебные предметы «Биология» и «География» начинают изучаться с V класса. Учебный предмет «Обществознание» начинает изучаться с VI класса. Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» изучается как два самостоятельных предмета «Музыка» и «ИЗО» с 5 по 7-й классы и «Искусство» с 5 по 9-й классы. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» интегрирован с физкультурой. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается с 5 класса как самостоятельный предмет.
Среднее общее образование
В 10-11 классах продолжается углубленное изучение математики или физики. В рамках федерального компонента изучаются следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия», «Физическая культура».
Для получения дополнительной подготовки изучаются следующие элективные курсы: «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Функции в задачах с параметрами», «Исследование рациональных функций на монотонность и экстремумы», «Математические основы информатики», «Методы решения физических задач», «Анализ текста: теория и практика», «Производная и пределы. Тригонометрические уравнения в ЕГЭ. Методы решения неравенств», «Избранные вопросы стереометрии. Задачи с параметрами».
Источник: arzlicey.ru
В чем отличия лицея и школы и что лучше, преимущества и недостатки заведений
Среднее образование ребенок может получить в школе или лицее. В первом случае он учится 11 лет, во втором – 4 года. В чем отличия между средней школой и лицеем? Какие преимущества и недостатки имеет каждая форма образования? Родителям необходимо в этом разбираться, чтобы принять оптимальное решение.
Правильность выбора заключается в учете способностей ребенка и конечной цели.
Чем отличается лицей от школы
Школа и лицей выполняют одну и ту же образовательную функцию. Учебные заведения отличаются конечной целью и способом ее достижения. Лицей выбирают, если уже определились с будущей профессией. Школу оканчивают, когда устремления в будущее точно не сформировались.
Поступление в учебное заведение
В школу ребенка обязаны взять по месту его регистрации в возрасте 6 и старше лет без каких-либо предварительных условий. Другое дело, если ребенка хотят записать в учебное заведение, к которому он территориально не предписан. В таких случаях школьная администрация имеет право принимать детей при наличии свободных вакансий и на конкурсной основе при большом наплыве желающих.
Для поступления в лицей существуют другие правила. В учебное заведение принимают с 14 лет на конкурсной основе. В зависимости от специализации это может быть собеседование или экзамены по профилю. Территориальной привязки к месту жительства детей не имеется.
Учебная деятельность
Учебные программы школ и лицеев утверждены министерством образования. Разница заключается в более углубленном изучении отдельных предметов, на которых специализируется заведение. Например, физика и математика, биология и химия, иностранный язык.
Особую специфику имеют лицеи, аналоги профессионально-технических училищ. В учебные программы включены предметы и практическая деятельность, позволяющие получить квалификационный разряд по какой-либо специальности.
Внеурочная работа
В обычной школе и в лицее внеурочные занятия занимают важное место в воспитании детей. В обязанности классного руководителя входит организация внеклассной работы, например, экскурсий в музеи, на художественные выставки. Общение после уроков сплачивает коллектив, улучшает психологическую обстановку в классе, повышает авторитет классного руководителя.
Педагогический состав
Учителя в лицее по предметам с углубленной программой обучения имеют более высокий уровень квалификации, чем в школе. Учебные заведения, организованные при вузах, также стараются сформировать более квалифицированный преподавательский состав. Они заинтересованы в подготовке будущих абитуриентов на высоком уровне.
Конкурсный набор в лицеи позволяет отобрать более подготовленных и мотивированных к учебе детей, что также влияет на уровень квалификации, предъявляемый к педагогам.
Преимущества и недостатки
Каждая форма обучения имеет свои нюансы, которые надо учитывать, чтобы взвешенно принять решение, где обучать ребенка.
Лицей
В лицее уровень подготовки не только по отдельным предметам, но и в целом выше, чем в школе. Причина заключается в возможности отобрать детей, способных к усвоению более сложного учебного материала, и высококвалифицированном преподавательском составе. Техническая оснащенность кабинетов, спортзала на высоком уровне.
Дети, успешно окончившие специализированный лицей, имеют больше шансов для поступления в высшее учебное заведение этого профиля. Они легче адаптируются к требованиям университетских программ.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Учебная нагрузка выше, чем в школах. Способ подачи материала на уроке требует от ребенка максимальной концентрации и самоотдачи. Объем домашних заданий по специализированным предметам превосходит школьный. В лицеях практикуют сдвоенный урок – по 90 минут, вместо 45 минут в школе, что увеличивает нагрузку на организм подростка еще значительнее.
Чаще всего увеличивается время на дорогу. С 14-15 лет детям приходится самостоятельно добираться до места обучения различными видами транспорта.
Школа
Режим учебы и отдыха в школе более щадящий, чем в лицее. Дети имеют больше времени для восстановления сил после уроков. Школьная программа ориентирована на ученика со среднестатистическими способностями.
При обучении в школе с 1-го по 11-й класс у детей формируется стереотип поведения, так как они понимают требования педагогов, у них завязываются дружеские отношения с другими детьми. Немаловажно, что они хорошо ориентируются в здании школы. Психологическая нагрузка соответствует возрасту.
Уровень преподавания в школе зависит от 3-х факторов:
- способности и желания учиться у детей в классе;
- квалификации учителей;
- наличия оборудования для проведения лабораторных исследований, занятий спортом, изучения языка;
- компьютеризации классов.
Местонахождение учебного учреждения определяется планом застройки жилых кварталов, чтобы дети тратили минимум времени на безопасную дорогу в школу.
Куда стоит отдавать ребенка
Вопрос о выборе учебного заведения встает по окончании 7-го класса. До этого времени альтернативы школьному образованию нет. Решение должно основываться не только на родительских амбициях, но и с учетом интеллектуальных и физиологических возможностей подростка, а также его желания поменять коллектив детей и учителей.
Социализация детей имеет не меньшее значение, чем получение крепких базовых знаний. Для будущей успешной жизни необходимо уметь устанавливать контакты с людьми, не бояться принимать решения. Эти качества закладываются в детском возрасте.
Не все рождаются с характером лидера. Если ребенок трудно привыкает к новой обстановке, то стоит подумать, имеет ли смысл переводить его в лицей, если в школе у него друзья, квалифицированный, укомплектованный штат преподавателей? Поступление в лицей, безусловно, оправдано в том случае, если подросток уже определился с выбором будущей профессии.
Выводы
Для принятия решения, где учиться последние 4 года подростку, следует сопоставить объективные данные образовательных учреждений:
- Программа лицея отличается от школьной. Для углубленного изучения специализированных предметов в учебном распорядке предусмотрено больше часов. Объем домашнего задания по этим дисциплинам превышает школьный.
- По окончании лицея предполагается, что его выпускники будут поступать в высшее учебное заведение, на базе которого организован лицей. Выпускники школ могут продолжить образование в любом вузе или ограничиться средним уровнем.
- Администрация лицея стремится иметь в штате педагогов высшей квалификации. Это необходимо для обеспечения уровня подготовки будущих абитуриентов и повышения рейтинга учебного заведения.
- При обучении в лицее возрастает нагрузка: интеллектуальная, физиологическая, физическая. Возможно, подростку придется раньше вставать, позже ложиться спать. У него будет меньше времени на общение, прогулки на свежем воздухе. У ослабленных детей из-за перенапряжения могут возникнуть проблемы со зрением, желудком. Эмоциональный стресс при смене обстановки накладывается на «трудный» возраст.
Получение образования не должно вредить здоровью подростка.
Источник: otlichi.ru