Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Алгоритм для учителя: «Как в тематическом планировании уже разработанной рабочей программы учителю-п
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Как отразить в тематическом планировании рабочей программы учебного предмета деятельность учителя с
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично — запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка — оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
- У ученика надо сформировать мотивацию учения, т.е ребёнок должен заинтересоваться тем, что ему предстоит изучить или чему научиться на уроке. Ученика должно подвести к тому, чтобы он сам чётко сформулировал тему и цель урока.
- Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
- На каждом уроке, перед каждой контрольной работой давать детям критерии оценки их работы. Ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4» и т.д.
- Обязательный тип заданий на каждом уроке — исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
- Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор: что делать, сколько делать, как делать. То же самое относится и к домашнему заданию. У ученика должен быть выбор! Не задавать много, не перегружать.
- На каждом уроке должны применяться информационно — коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
- Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. «Мало дать задание, надо дать ориентировку его выполнения» (П.Я. Гальперин). А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, уходит на второй план, что называется, «за кулисы» и освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
- Но простому воспроизведению не должно быть место на уроке. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации. Надо ставить мышление, а не давать знания в готовом виде. На сегодня учёные констатируют, что только у 40 % выпускников 4 класса сформировано логическое мышление. Это серьёзная проблема! (контурные карты обводить по 3 часа нельзя!)
- На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа уч-ся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Наши дети не владеют речью и не могут общаться. Кроме того, если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально.
- Мы не учим учеников видению предмета, курса в целом. Мы любой предмет преподаём кусками. Необходима крупноблочная подача материала. Детали, мелочи убрать из объяснения. Подсчитано, что через год после окончания школы у ученика остаётся только 7 % школьных знаний (если он не продолжает обучение по этому предмету). Но каждый учитель считает, что если он хоть строчку зачеркнёт в содержании, то всё, катастрофа!
- На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.
- В начальных классах и младших классах среднего звена надо учить, играя, учить на основе учебных ситуаций.
- Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
— соревнования— командные и индивидуальные;
— сюжетные игры — «Поиск сокровищ», «Поможем Незнайке»;
— ролевые— «Пишем инструкцию», «Почемучка, «Учитель».
- Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности (обязательный тип занятий):
- Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской и социальной деятельности:
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИГРЫ учитель решает свои задачи: сформировать, научить, развить, а дети — свои: они удовлетворяют свой интерес.
13. На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора. Ученик по окончании урока делает вывод не только о том, какие знания он получил, но и как он работал.
14. Интеграция знаний должна быть во все предметы (межпредметные связи). Без этого компетентность не сформируешь. когда дети начинают применять математику в физике, то учителю математики видно, где он не доработал. Поэтому необходимо возобновить взаимопосещение уроков.
Для работы по ФГОС у учителя должно перезагрузиться сознание!
Источник: kssh2.ru
§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: СЛАСТЕНИН В. А. И ДР. ПЕДАГОГИКА Тематическое планирование учебного материала. В тради- ционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку — предварительный и непосредственный.
Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим. 162 Голуб Б. А. Основы общей дидактики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio. com/biblio/archive/golub_osnovi/
В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее и опытные учителя, а тем более молодые, начинающие подготовку к новому учебному году, должны прежде всего изучить учебную программу.
Главное, на что должен обратить внимание -учи тель, — это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу. Следующий этап подготовки к тематическому планированию — изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий.
Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель чувствует себя в учебном материале как рыба в воде. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы. Проектировочную деятельность педагога-мастера, работающего на системно-моделирующем уровне, на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию. Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, он совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок(полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету. Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до ее изучения с учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и
выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах. Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.
Непосредственная подготовка учителя к уроку и его пла- нирование. Непосредственная подготовка учителя к уроку — за ключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель соотно- сит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями. В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне, включает в себя следующие конструктивные действия: · выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения; · четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение теоретического материала от легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся; · планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затрудне-
ставляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебно-наглядных пособий… На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет ему избежать действия факторов, вызывающих негативное отношение к учению(монотонность, стереотипность, шаблонность и т. п.); предусмотреть возможность использования специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке(цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований; применения средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения. Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий, или поурочный, план. Его форма и объем жестко не perламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в- план конспект или даже конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока. В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны: · дата проведения, номер по тематическому плану, класс; · тема, цели и задачи урока; · структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы; · · методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учеб ной ситуации;
· учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке; · образцы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др .) 163 . 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ПОДЛАСЫЙ И. П. ПЕДАГОГИКА. НОВЫЙ КУРС. КН. 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может.
Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитатель- ного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного -со трудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе — ал- 163 Сластенин В. А. Педагогика… С. 435–438.
горитм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия. Реализация алгоритма начинается с диагностирования -кон кретных условий.
Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, — а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение(актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.
Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом.
Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять 164 . 164 Подласый И. П. Педагогика… Кн. 1. С. 532–534.
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ДИДАКТИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 165 При подготовке к организации и осуществлению учебного процесса, учитель должен помнить о выполнении условий, которые предопределяют успех составляемых планов. Первым из них является условие многосторонности . Оно требует, чтобы в плане работы получили гармоничное отражение как цели обучения, так и цели воспитания; как потребности личности, так и интересы общества; как отдаленные воспитательные перспективы, так и текущая ситуация в данном классе или группе учеников, словом, все факторы, определяющие полное и всесто ‒ — роннее развитие учащихся.
Второе условие рационального планирования учебной работы конкретность . Это условие означает, что фигурирующие в плаке задачи должны быть ‒ ясно и четко сформулированы и выражены в категориях результатов, подвергаемых объективной оценке. Третье условие реалистичность, требующая соблюдения при планировании учебно-воспитательной работы должной меры. Это значит, что не следует перегружать учеников слишком большим числом заданий, что нужно предъявлять к ученикам лишь те требования, которые они могут выполнить, что необходимо подбирать оптимальный для них темп работы, соответствующее распределение выполнения заданий во времени, чтобы не допустить перерывов в работе или перегрузку. Реалистичность требует также учета возможностей учеников применительно к их возрасту, стремлениям, интересам и потребностям, как индивидуальным, так и групповым 166 . 3.2. Виды планирования учебной деятельности В образовательной практике сложилось три вида планирова-
| ния учебной | работы | и три вида соответствующих | им планов: | ||||
| 165 | Дидактика | средней | школы/ [Электронный | ресурс]. | Режим | доступа: | |
| http://didaktica. ru/osnovy-obshhej-didaktiki | |||||||
| 166 | Дидактика | средней | школы/ [Электронный | ресурс]. | Режим | доступа: | |
http://didaktica. ru/osnovy-obshhej-didaktiki
ществлять тематическое планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее. Э т а п 1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией.
Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов(реально часов всегда получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять«с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы(какие виды деятельности учеников будут приоритетными). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения.
Э т а п 2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов(например, в конце года10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса). На данном этапе отводится время для деятельностных элементов обучения, напрямую не связанных с основными темами курса.
Например, дополнительного времени требуют ученическое целеполагание и планирование индивидуальных программ по курсу, занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т. п. В ряде случаев данные формы деятельности входят в состав отдельных разделов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематическими разделами курса. В этом случае можно будет избежать ситуаций : типа «Надо олимпиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли». Э т а п 3. После определения основных блоков тематического плана распределяется учебное время. Это важный этап планирования учителем годового учебного времени. Чтобы выполнить окончательное распределение отведенных часов по разделам курса, не всегда достаточно использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, которые публикуются в
методических журналах. Здесь могут играть роль различные факторы. Крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе.
Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам -дея тельности, в которых они обеспечивают наилучшие результаты. У школьников также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования. Э т а п 4. Распределив учебное время по тематическим и деятельностным блокам курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. В о — п е р в ы х , определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке(разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса.
| В о — в т о р ы х , | выбирается | оптимальная | технологическая |
| структура занятий блока. | |||
| В — т р е т ь и х , | на основе технологической карты уточняются | ||
формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения. На основе тематического и деятельностного блока курса -со ставляются планы отдельных занятий. В плане каждого занятия указываются следующие данные: – тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках); – тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т. п.); – цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию, приращению учеников; при поурочном планировании цели могут быть конкретизированы); – дидактические средства (раздаточный материал, компьютерные программы и т. п.);
– домашнее задание (номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, творческое задание, задание по индивидуальным программам и т. д.). Учитель может включить в описание занятий и другие -эле менты, например: методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т. п. Э т а п 5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна корректировка последовательности блоков и первично распределенного времени на них 167 . 3.3. Методы планирования учебной работы ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ДИДАКТИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 168 В школьной практике сложилось три вида планов учебной работы: планы на год, на четверть и планы отдельных уроков. Наиболее часто используемым методом годового планирования является совокупность действий, охватывающих: – фундаментальный анализ учебной программы по отдельному предмету; – сравнение содержания отдельных положений программы, включенных в тематические группы , с соответствующими главами и параграфами учебника; – проработку баланса времени, необходимого для реализации тематических групп; – дополнение временного графика работы действиями, связанными с повторением материала, а также с контролем и оценкой результатов учебы; – определение целей, формирование перечня основных знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть все ученики в рамках каждой тематической группы(последние из перечисленных действий оказывают значительное влияние на результаты 167 Краевский В. В. Основы обучения… С. 245–247. 168 Дидактика средней школы/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://didaktica. ru/osnovy-obshhej-didaktiki
Источник: studfile.net
Какие программы учитель использует при планировании учебного процесса
ЛЕКЦИЯ № 15. Учитель в процессе обучения
Педагогическая наука по отношению к учителю выступает одновременно в предписывающей и объяснительной функциях, кроме того, связывающим звеном между ними является работа на практике самого учителя. Успех воспитания и обучения напрямую зависит от эффективности работы тех, кто организует и управляет педагогическим процессом, – от учителей. В связи с этим все разделы педагогической деятельности призваны обслуживать учителя, наделяя его средствами для работы с учащимися. Но если учесть, что каждый педагог имеет дело с множеством различных ситуаций и объектов в их разнообразных сочетаниях, то его долг быть не просто последовательным исполнителем рекомендаций, но и своего рода творцом педагогического процесса. В настоящее время учитель не может работать, руководствуясь лишь собственным опытом и инициативой.
Существуют различные материалы, целью создания которых есть представление о том, как и чему нужно обучать, – учебные планы, программы, рекомендации для учителя, учебники и т. д.
Эти пособия, с одной стороны, являются прикладным результатом педагогической науки, с другой – они представляют собой проект учебно-воспитательной деятельности, разработанный на основе многих научных трудов и предназначенный для выполнения важнейших целей. Кроме того, значимым ориентиром в работе каждого учителя является наилучший опыт других педагогов. С точки зрения современной дидактики, основной задачей учителя в учебном процессе является осуществление управления сознательной и активной деятельностью учащихся. Примерами такого управления являются: планирование учебного процесса, организация собственной работы, организация учебной деятельности учеников, стимулирование и интенсификация работы учащихся, осуществление контроля и регулирования учебного процесса, анализ результатов проведенной работы.
1. Планирование учебного процесса
Планирование учебного процесса подразделяется на составление тематического и поурочного планов работы. Подобные планы регулярно публикуются в различных методических журналах. В поурочных планах учитель ставит задачи (познавательные, развивающие и воспитательные), а также основные вопросы, использующиеся при изучении нового материала, повторении и закреплении уже пройденного, помечает упражнения для практической деятельности на уроках, задания для домашней работы и методические материалы, которые используются на уроке.
Общую организационную работу учителя можно разделить на два этапа.
Подготовительный этап – подготовка наглядных дидактических пособий, раздаточных материалов, поиск и подбор необходимой справочной литературы, предварительная подготовка заданий и упражнений для проверки знаний учеников и формирование необходимых навыков, отбор и привлечение учащихся к учебной работе для проверки качества усвоения пройденного материала.
Исполнительный этап – непосредственно деятельность учителя на уроке и связанная с ней организация деятельности учащихся (как активной, так и пассивной).
Эффективность планирования и реализация намеченных мероприятий зависят от соблюдения ряда условий, прежде всего, от умения анализировать итоги учебно-воспитательной работы школы за предыдущий учебный год. Здесь решающее значение имеет объективная оценка качества знаний учащихся, их воспитанности, умений и навыков учебного труда и других видов деятельности, развития интеллектуальных сил и способностей школьников. Особого внимания требует анализ четвертных контрольных работ учащихся, итогов экзаменов, определение уровня знаний, умений и навыков, изучение материалов методических объединений, педагогических советов, производственных совещаний, а также изучение соотношения количественных показателей с качественными характеристиками учебно-воспитательного процесса и его результатов.
Перспективное планирование деятельности школы – это планирование на длительный период. Не менее важным условием эффективного планирования является четкое представление перспектив развития школы на год и ближайшие несколько лет, определение главных целей и основных задач деятельности коллектива, их реального преломления в масштабе района, города, области.
Развитие общешкольного коллектива немыслимо без определения многолетней перспективы труда, обоснования долговременных целей учебно-воспитательной деятельности, творческих поисков более эффективных ее форм и методов, установления устойчивых особенностей работы данной школы в ближайшие пять лет.
Пятилетним планом работы школы предусматриваются наиболее значимые показатели: движение контингента учащихся; переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала; система педагогического просвещения родителей; перевод учащихся на режим продленного дня. Важное место занимает разработка мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школы, улучшению условий быта, труда и отдыха учителей и учащихся.
Особое внимание обращается на создание учебно-материальной базы трудового обучения и организацию общественно полезного, производительного труда учащихся. Разрабатывая перспективные планы, необходимо учитывать последовательное усложнение содержания всей учебно-воспитательной работы и возрастные особенности школьников.
Сложность такого планирования заключается в том, что учебно-воспитательный процесс выходит за пределы класса, урока, получая свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий и в самостоятельной работе учащихся. Жизнь диктует необходимость целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка, конструирования единой, комплексной системы воспитательных воздействий школы, семьи и общественности.
Главная же задача планирования – это целенаправленность педагогического коллектива школы на повышение эффективности качества работы.
2. Педагогическая диагностика
Во-первых, прилагательное «педагогическая» характеризует следующие особенности данной диагностики. Педагогическая диагностика осуществляется для педагогических целей, т. е. она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации ее результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования и развития личности ученика.
Во-вторых, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя.
В-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя.
В-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя.
В-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.
В разных видах деятельности формируются индивидуальные особенности личности. Они наиболее ярко выступают в целях деятельности, в мотивах или побуждениях к деятельности (ради чего человек ставит себе выбранные цели), в способах, средствах и путях, которыми пользуются для достижения поставленной цели, и в том, как относится человек к своей деятельности.
Поэтому в формировании личности выделяется ее направленность. Она включает такие побуждения, как потребности и интересы.
Так, каждый учитель знает, что в обучении любому предмету есть такие задачи и задания, на основе выполнения которых удается диагностировать не только знания, умения, но и творческие способности, и другие личностные качества. Например, задача по физике: придумайте как можно больше способов для измерения ускорения автомобиля, обоснуйте ваши предложения – обладает исключительно большой диагностической силой. Некоторые учащиеся дают до десяти вариантов решения. И в зависимости от количества предлагаемых решений, оригинальности, доказательности можно на основе этого примера диагностировать и ранжировать уровень творческих способностей практически всех учеников.
Наряду с диагностическими методами, такими, как целенаправленные наблюдения учащихся, беседа типа интервью, в последние годы все более активно стало применяться педагогическое тестирование.
Правила педагогической диагностики.
1. Указать школу, класс, количество учащихся, предмет, ФИО учителя и того, кто проводил диагностику, тестирование.
2. Сформулировать цели и задачи диагностики, тестирования.
3. Определить форму регистрации и сбора первичных материалов диагностики, тестирования.
4. Обработать и представить результаты диагностики в форме схем, таблиц, диаграмм.
5. Проанализировать и дать интерпретацию полученных результатов, объяснить их смысл.
6. Дать общую оценку, сформулировать педагогические выводы и рекомендации.
7. Указать, где и как могут быть использованы результаты диагностики, тестирования (для учащихся, родителей, учителей, органов управления образованием).
Для педагогической диагностики и выявления резервных возможностей качества работы учителей могут быть применены различные методы: беседы типа интервью, тесты, систематические наблюдения.
3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
Каждый ученик, помимо общих, имеет свои собственные индивидуальные свойства. Специфика познания, воли, чувств, свойств личности ученика может как положительно, так и отрицательно влиять на ход учения, а может и остаться нейтральной. К примеру, подвижный ученик может быть очень внимательным на уроке, значит, эта особенность его темперамента нейтральна по отношению к учебе.
Интерес к технике, конструированию, самостоятельному творчеству помогает ребенку успешно учиться. А врожденная неспособность к абстрактному мышлению тормозит процесс усвоения знаний.
Так возникает необходимость в дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференцированный подход позволяет максимально использовать индивидуальные особенности и способности каждого ученика в отдельности. Индивидуальный подход для отстающих и слабоуспевающих учеников позволяет привести их к уровню хорошо успевающих ребят. Для этого организуются дополнительные занятия, возможна индивидуальная или групповая организация на уроке.
Индивидуальный подход к хорошо успевающим ученикам позволяет более продуктивно использовать их способности и не допустить потери интереса в изучении предмета.
Для осуществления дифференцированного подхода в обучении педагог должен постоянно изучать индивидуальные особенности личности, условия, в которых проживает ребенок. Кроме того, необходимо четко определить, какие особенности темперамента оказывают положительное, отрицательное и нейтральное влияние на деятельность ученика и определить средства индивидуального подхода, с помощью которых возможна реализация обучения.
Индивидуальный подход является одним из видов организации работы учителем. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения. При индивидуальном подходе в процессе обучения учитываются умственные способности учащихся, их психологические особенности, физическая выносливость.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности предусматривает непосредственную работу учителя с каждым учеником. Такая работа характеризуется высоким уровнем самостоятельности, соответствующей подготовкой учеников и т. п. Она проводится при программированном обучении. Учителю при индивидуальной работе с учащимися следует учитывать следующие положения: умственные и физические возможности учеников не одинаковы; ученик всегда индивидуален, своеобразен, и не существует универсальных приемов обучения; важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности, и как развивать имеющиеся способности; нельзя требовать от ученика невозможного; необходимо раскрыть все возможности каждого ученика, дать ему радость успеха в умственном труде; важно определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого ученика.
Индивидуальная работа с учащимися – трудоемкое, но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Прежде всего, необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого ученика, и затем уже приступать к разработке различных вариантов индивидуальной работы на уроке.
При этом обязательно должен учитываться уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся следует использовать карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый ученик выполнял свое индивидуальное задание. Карточками-заданиями для практических заданий желательно пользоваться почти каждый урок.
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок, и наиболее простые оставляются для самостоятельного решения, для выявления причин непонимания материала.
В системе упражнений, переходя от работы под непосредственным руководством учителя к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени сложности. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают в зависимости от успехов выполнения предыдущего задания. Результаты этой кропотливой работы скажутся довольно быстро. Индивидуальный подход в обучении необходимо применять во всех классах, но, чем младше возраст учащихся, тем большее значение приобретает индивидуальное обучение.
В современных условиях обучения изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретают все большее значение. Современные условия жизни предоставляют большой выбор дополнительных средств, помимо школы, для выполнения задач всестороннего развития подрастающего поколения.
Большое познавательное значение имеют детские радиопередачи, детская литература, театр. Повышается культура и благосостояние семьи, что существенно влияет на уровень воспитанности детей. В одной семье ребенка приучают к самостоятельности, дисциплине. В другой – ребенок избалован, ничего не хочет делать самостоятельно. В третьей – ребенок может быть предоставлен самому себе, и в его воспитании многое зависит от той группы ребят, с которыми он дружит.
4. Педагогический такт и его роль в обучении
Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В своей работе «Как воспитывать человека» В. А. Сухомлинский, обобщая опыт воспитательной работы с учащимися, пишет: «Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим. Ткач уже через час видит плоды своих забот… Учителю же надо трудиться годы, чтобы увидеть предмет своего творения… Каждую минуту, каждое мгновение учитель должен видеть каждого из тридцати или сорока своих учеников, знать, что он в это мгновение думает…»
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям…»
Педагогический такт и мастерство обучения складываются из целого ряда компонентов, что включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т. е. это, прежде всего, педагогические знания, профессиональные способности, педагогическая этика и педагогическая техника.
5. Педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство – это владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими учителю решать педагогические ситуации в соответствии с теми задачами, которые стоят перед учителем и школой в целом.
Основой педагогического такта является общая нравственная воспитанность учителя. Педагогический такт – это своеобразная реализация педагогической этики в отношении к учащимся.
Педагогический такт – это такое нравственное поведение учителя, которое включает в себя высокую гуманность, чуткость к человеку, самообладание, выдержку, умение устанавливать доброжелательные отношения в любых ситуациях. Учитель, обладающий педагогическим тактом, умело регулирует свои отношения с учащимися, родителями, коллегами по труду. В педагогическом такте проявляется, прежде всего, глубокое уважение к человеку. Учитель имеет дело с формирующейся личностью школьника, и все его отношения с детьми должны строиться на принципе: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему.
С педагогическим тактом связан целый ряд профессиональных умений. Это умения оценивать педагогическую ситуацию, учитывать особенности школьника, предвидеть возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие. Педагогический такт является признаком высокого педагогического мастерства. Овладение тактом требует большой и вдумчивой работы учителя над собой.
Учитель должен научиться постоянно контролировать свои поступки, уметь взглядом, жестом показать свое отношение к поступкам учащихся. То есть педагогический такт предполагает и наличие у самого учителя чисто внешних навыков выражения своих чувств. Такая совокупность умений является составной частью педагогического мастерства и называется педагогической техникой.
Педагогическая техника позволяет учителю выбрать правильный тон в общении с учащимися и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми, правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – все это включается в понятие педагогической техники.
Источник: www.libma.ru