Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в танцевальном спорте введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам:
Дети-1: 9 лет и моложе исполняется в календарном году
Дети-2: 10 и 11 лет исполняется в календарном году
Юниоры-1: 12 и 13 лет исполняется в календарном году
Юниоры-2: 14 и 15 лет исполняется в календарном году
Молодежь: 16, 17 и 18 лет исполняется в календарном году
Взрослые: 19 — 35 лет и более исполняется в календарном году
Сениоры-1: 36 и старше исполняется в календарном году
Сениоры-2: 46 и старше исполняется в календарном году
Классификация танцоров по уровню подготовки.
По уровню подготовки танцоры распределяются по классам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (H [Hobby], Е или D), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей М класс.
#019/ КЛАССЫ И КАТЕГОРИИ В СПОРТИВНО-БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
H класс (Hobby — Начинающие)
Стартовый класс в котором исполняются от 3 до 5 танцев: медленный вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв, полька. Набор элементов ограничен самыми основными движениями.
Е класс
Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и ча-ча-ча, самба и джайв — в Латиноамериканской.
D класс
Включает в себя восемь танцев: медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп — Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, джайв — Латиноамериканская.
С класс
Включает в себя все десять танцев: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп — Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв — Латиноамериканская.
Более высокие классы
Далее идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют программу 10 танцев в C классе, а с класса B они могут выступать в разных видах: европейской программе, латиноамериканской программе или двоеборье (дестяти танцах).
Классы S и М являются международными классами и присваиваются только спортсменам попавшим в списки лучших пар по результатам Чемпионатов России и Федеральных округов.
Классовые соревнования и открытый класс.
Классовые соревнования — соревнования спортсменов одной возрастной категории по одинаковому классу. То есть если написано «Юниоры 1 Е класс», значит по этой категории могут выступать спортсмены, которым исполняется в календарном году 12 или 13 лет, с классом мастерства Е.
В соревнованиях такого типа не имеют права участвовать спортсмены имеющие класс выше или ниже указанного в категории класса. Например: в категории Юниоры 2 D класс не могут участвовать танцоры классами ниже D (Н класс и Е класс) и классами выше (С, В, А, S, M классы).
Открытый класс — соревнования спортсменов одной возрастной категории всех танцевальных классов. То есть в пределах одного возраста на паркете могут встречаться танцоры разных уровней: от начинающих до профессионалов. Но это не значит, что в возрасте Дети 2 на паркете будут соревноваться танцоры Е и М классов. Есть ограничения по классам.
В каждой возрастной категории есть «Разрешённые классы» — то есть классы мастерства которые возможно присваивать в данной возрастной категории. Ниже в таблице приведены возрастные группы и соответствующие им разрешённые классы.
Дети-1 | E, D |
Дети-2 | E, D, C |
Юниоры-1 | E, D, C, B |
Юниоры-2 | E, D, C, B, A |
Молодежь | E, D, C, B, A, S |
Молодежь-2 | E, D, C, B, A, S, M |
Взрослые | E, D, C, B, A, S, M |
Сеньоры-1 | E, D, C, B, A, S, M |
Сеньоры-2 | E, D, C, B, A, S, M |
Сеньоры-3 | E, D, C, B, A, S, M |
Сеньоры-4 | E, D, C, B, A, S, M |
У каждого спортсмена должен быть его «танцевальный паспорт» — классификационная книжка, где записаны все сведения о танцоре (его танцевальный клуб, возраст, партнер, спортивный разряд, класс танцевального мастерства).
Чтобы зарегистрироваться на соревновании, танцору необходима эта книжка. В ней в конце соревнования будет сделана отметка — какое место и из скольких пар заняли танцоры + какое место танцоры заняли из пар своего класса (вторая отметка только для соревнований открытого класса).
Сейчас этот процесс автоматизирован, поэтому вместо записи (отметки) в книжке танцору выдают узкую бумажную полоску с его результатами и очками. Да-да, очками)
За каждый турнир у танцора есть возможность получить очки, которые позволят ему перейти в следующий класс мастерства.
Чтобы перейти в следующий класс надо набрать определённое количество очков (для разных классов разное). Ниже приведена таблица классов и нужных для перехода очков.
16-26 | 5 |
18-28 | 6 |
20-30 | 7 |
22-32 | 8 |
24 | 9 |
В крайнем правом столбце указаны очки, набранные по одной из программ из общего количества необходимых для перехода в следующий класс. То есть нельзя набрать следующий класс заработав все очки только по латиноамериканской программе, или только по европейской.
Ниже приведена таблица зависимости очков от количества пар и места, занятого парой (левый крайний столбец — занятое место).
1-2 | 3-6 | 7-12 | 13-18 | 19-24 | 25-36 | 37-54 | 55-78 | 79-108 | 109-144 | 145-186 | 187 и более |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Если пара обогнала половину участников из общего количества участвовавших пар, она автоматически получает 1 очко.
Источник: sambatime.ru
Соревнования по бальным танцам
Танцевальный турнир отличается от спортивных соревнований как минимум по трем факторам. Это — настоящий праздник, наполненный трепетом ожидания, удовольствием от участия и радостью победы. Танцевальные турниры проходят по особой системе судейства, где исключены мошенничества. Спортивные танцы — это всегда шоу и новые знакомства, даже если вы пришли на турнир в качестве зрителя или не смогли войти в число лауреатов.
История развития спортивных бальных танцев в России
В XX веке бальные европейские танцы стали привычным и доступным развлечением для всех слоев общества. С другой стороны, некоторые народные танцы прошли свою часть пути, завоевав широкую популярность, в том числе как один из видов искусства. Африканская и латиноамериканская танцевальная культура получила признание в престижных салонах и кругах общества.
В Россию танцевальная культура проникала постепенно. Активное развитие бальные танцы получили только в 80-х годах XX века. Сначала личные приглашения получали только профессионалы напрямую от организаторов турниров. Советские танцевальные пары стали участвовать в международных турнирах наравне с зарубежными и стали побеждать на чемпионатах Европы и мира по программам стандарта, латины и по 10 танцам.
После 1989 года не только профессионалы, но и любители получили возможность попасть на турниры международного уровня. В России начала формироваться клубная система, существующая сегодня. Аналогично организованы танцевальные клубы в некоторых странах ЕС — в Германии, Италии, Франции.
Всесоюзный совет по бальным танцам под руководством Л. Попова, Ч. Норвайша и С. Попова был создан в 1982 году. Одновременно была зарегистрирована Московская городская секция педагогов бального танца. В 1988 году была учреждена АПИУБТ — Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца, а также Ассоциация бального танца.
На основе этих организаций позже были сформированы Федерация танцевального спорта РФ (ФТСР) и Русский танцевальный союз (РТС). РТС на законных основаниях вошел в международную профессиональную организацию WDDSC. В настоящий момент проводятся любительские чемпионаты под эгидой WDSF, а также профессиональные под началом Всемирного танцевального совета.
Программы спортивных бальных танцев
Танцевальный спорт сегодня представлен программой спортивных бальных танцев, в которую входят не более 10 различных танцев. Латиноамериканская программа (Latin) включает в себя:
Начинающие танцоры исполняют только три танца. С ростом квалификации количество танцев на конкурсе увеличивается. Последним в программу включают пасадобль, как наиболее ритмически сложный танец. Самба и пасадобль исполняются с продвижением по линии танца. Остальные можно исполнять, оставаясь на одном участке паркета.
Партнер выступает в паре белый верх/черный низ, на партнерше — короткое платье. Допустимость украшений (перья, стразы, блестки) зависит от класса танцоров.
Европейская программа (Standard или Ballroom) представлена следующими направлениями:
- медленный вальс;
- квикстеп;
- венский вальс;
- медленный фокстрот;
- танго.
Начинающие пары исполняют медленный вальс, квикстеп и танго. Партнеры одеты во фрак, белую рубашку с галстуком-бабочкой и танцевальные черные брюки. Допустим жилет или смокинг. Партнерши одеты в длинное бальное платье. Начинающие пары выступают в самых простых костюмах, украшения допустимы только для старших классов.
Для Н-класса (новички) допустимо одно универсальное платье для стандарта и латины, но это не приветствуется.
Проведение турниров по бальным танцам
Танцы признали одним из видов спорта совсем недавно. Соответственно, типы турниров были выработаны в ходе становления танцевальных школ в России с учетом устоявшейся мировой практики: появились классификационные и рейтинговые соревнования. Форма организации турнира зависит от того, какая организация его устраивает.
Наиболее престижными считаются турниры МФСТ — Московской федерации спортивного танца. В них участвуют члены Московской областной танцевальной лиги и региональных клубов. Эти турниры являются квалификационными. На них традиционно собирается самое большое количество участников.
Количество заходов рассчитывают из количества зарегистрировавшихся участников. В один заход принято ставить не более 8 пар. Каждый заход танцует один танец. До финала доходят 7-8 пар. Именно между ними распределяют призовые места.
Баллы в книжку танцора получают все пары, вышедшие в финал.
Рейтинговые соревнования являются открытыми и проводятся совместно для танцоров разных классов с разделением по возрастным группам.
Классификации танцоров (по уровню подготовки и возрасту)
Заниматься танцами могут танцоры любого возраста. В связи с этим разработаны и используются две системы квалификации — по уровню подготовки и по возрасту. По возрастам различают следующие группы:
- дети 1 (до 9 лет) и дети 2 (от 10 до 11);
- юниоры 1 (12-13 лет) и юниоры 2 (14-15);
- молодежь 1 (16-18) и молодежь 2 (19-20);
- взрослые (19+);
- сеньоры 1 (от 30-35), сеньоры 2 (40-45), сеньоры 3 (50-55), гранд сеньоры (60-65).
Интересно, что второй партнёр в категории может быть моложе чем установленная нижняя граница группы, но не более 2х лет для детских групп, 4х лет для юниоров и молодежи и 5ти лет для взрослых и сеньоров.
В классах сеньоры учитывается возраст младшего партнера (не должен быть моложе 30 лет) и старшего (не моложе 35 лет).
Классификация по уровню подготовки разделяется на уровни:
- Н — начинающие, как правило, выходящие на свой первый конкурс. Танцы — медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв.
- Е — стартовый класс для тех, кто уже освоил базовые шаги. В танцевальную программу добавляют танцы венский вальс и самба. При наборе 16-26 очков можно претендовать на переход в следующий класс.
- D – спортивный класс, требует наличия твердых навыков, хорошей осанки, чувства ритма, умения работы ногами и руками. Добавляются танцы танго и румба. При наборе 24 очков в общей программе или 16 очков по Lt или St можно перейти в следующий класс.
- C — вершина для начинающих спортсменов. Полный набор танцев по двум программам (плюс пасадобль и медленный фокстрот). Можно вставлять в программу не только базовые фигуры. Допустимо украшение костюма партнерши.
- B — допустимо выбирать только одну программу для дальнейшего развития и соревнований. Разрешены поддержки и сложные позы.
- A — профессионалы. Минимум ограничений, максимум умений, самовыражения и оригинальности.
- S — особый класс, который присваивается только по результатам национального Первенства на заседании Президиума национальной федерации.
- M — международный. На этом уровне искусство танцоров выходит за границы стран и классификаций.
Переход из одного класса в другой происходит по результатам соревнований благодаря набору квалификационных баллов. Баллы рассчитываются исходя из уровня соревнований, количества участников и занятого в зачете места. Ограничения классов по сложности движений нарушать нельзя.
Турнирные правила
Правила участия в турнире определяются классом танцоров. Для младших классов существуют ограничения по сложности исполняемых элементов, оформлению костюмов и причесок партнерш. Например, в H, E, D классах партнеры не могут исполнять поддержки.
Длительность танцев на турнире ограничена. По правилам положено, чтобы один заход длился полторы минуты. Это время могут немного сократить, если в начале турнира образовалось слишком много заходов. Сложность мелодии подбирается согласно классу участников тура. Для младших классов подбирают более простые ритмы, чем для профессионалов.
Каждая программа танцуется, судится и награждается отдельно. Классы от B и выше могут выступать только в одной программе. Запрета на исполнение всех 10 танцев не существует, но высокий уровень, как правило, требует совершенствования в одном направлении. Профессионалы при выборе европейской или латиноамериканской программы учитывают широкий спектр параметров, включая конституцию танцоров.
Судейство и подсчет очков
Турниры по спортивным бальным танцам включают несколько предварительных туров и финал. Количество этапов зависит от числа зарегистрировавшихся пар. На паркет одновременно выпускают от 6 до 8 пар. Заходов может быть несколько, но к финалу пары отсеиваются и остается один заход. Для судейства используется английская система «Скейтинг».
В каждом танце отбираются сильнейшие пары. Выбывают те, кто остается с наименьшим количеством баллов. Судьи или арбитры следят за соревнованиями, находясь на краю паркета. Обычно их бывает 4-5, среди которых присутствует главный судья, которых разрешает спорные моменты. Значимость оценок всех судей, включая главного, одинакова.
Каждый судья получает таблицу с перечнем всех участников. Во время захода он отмечает только те пары, которым удалось произвести положительное впечатление. Все отметки суммируются. В финал выходят те пары, которые получили наибольшее число отметок за все танцы и все туры.
В финале оставшиеся пары судьи распределяют по местам. После завершения всех заходов суммируются оценки каждой пары. Наименьшее число соответствует первому месту, наибольшее — последнему. Призы и медали получают первые три финалиста, рейтинговые баллы и грамоты — все пары, вошедшие в финал.
Кто может стать судьей
Все судьи в судейской бригаде — бывшие танцоры, дошедшие до высших классов и занимающиеся тренерской работой. Из их числа назначается главный судья, который наблюдает за соблюдением регламента и решает возникающие в ходе турнира вопросы. Главный судья избирается исходя из опыта, репутации и технической квалификации.
Важно: Все судьи должны быть независимы. Общение судей с участниками турнира, их тренерами и представителями до завершения соревнований категорически запрещено.
Судейскую линейку на каждую категорию соревнующихся танцоров утверждает главный судья. Список судей объявляют за час до старта соревнований. Возможность судить танцевальный турнир — почетна и свидетельствует о достижении максимально высокого уровня танцора. Судейский кодекс запрещает обсуждение танцевальных пар и выставленных оценок до завершения турнира.
Как подготовиться к соревнованиям
Основа подготовки к соревнованиям — изучение техники танца, отработка композиции, наработка взаимодействия в паре. Однако, необходимо также учесть несколько моментов. К турниру необходимо подготовить обувь, костюм, прическу. Танцевать в тренировочных туфлях можно, но стертая и растоптанная обувь станет минусом.
Костюм должен быть подобран с учетом ограничений по классу танцоров. Перед соревнованиями его необходимо примерить и испытать на паркете. Проверьте, насколько удобно двигаться, не сползают ли бретельки у партнерши, не выбивается ли рубашка у партнера. Прическу также протестируйте заранее.
На конкурс приезжайте заранее. Учтите время на регистрацию, переодевание, репетицию. Партнеру необходимо получить на стойке регистрации номер и закрепить его на спине (на рубашке, жилете или фраке). Партнерше нужно время на макияж и прическу.
Обязательно выйдите на паркет и посмотрите, как ваша композиция вписывается в отведенное пространство. Проверьте качество паркета. Если туфли слишком сильно скользят, обновите подошву специальной металлической щеткой или просто намочите. Пройдите по всему залу, запомните, откуда вы будете лучше видны судьям.
Выходя на паркет во время захода, сразу «включайтесь» — улыбайтесь, держите осанку, работайте со зрителями. Судьи должны оценивать танцоров после того, как зазвучала музыка. Но они замечают яркие пары сразу, когда они появляются на паркете. Не упустите возможность произвести впечатление. Будьте вежливы с другими участниками захода.
А отточить своё мастерство и подготовиться к соревнованиям поможет танцевальный клуб «La Boca». Наши педагоги — мастера мирового уровня, они смогут поставить эффектный танец и отточить все движения. Также наши хореографы помогут подготовиться к турнирам эмоционально, чтобы нервы не помешали отлично выступить и повысить свой рейтинг танцора. Записывайтесь на пробное занятия на сайте или по телефону.
Источник: labocadance.ru
Бальные танцы: программы, классификации танцоров
Бальные танцы – это парные танцы, которые сегодня в большей степени относятся к спорту (спортивные бальные танцы, СБТ). Статус спортивного этот вид искусства получил в 20-х годах XX века.
До того времени бальными считались номера, исполнявшиеся на балах и в салонах. Наряду со спортивными сейчас нередко можно встретить и исторический бальный танец, который исполняется на вечерах-реконструкциях различных эпох.
Как конкурсный, СБТ делится на программы. Спортсмены принимают участие в европейской, латиноамериканской группах. Участникам присваиваются уровни мастерства, на конкурсах организовано судейство.
История спортивных бальных танцев
Считается, что истоки СБТ лежат в Средневековье. Танцы, исполняемые горожанами и деревенскими жителями перенимали придворные танцмейстеры. Они меняли движения, придавая номерам более степенный и благородный вид, систематизировали фигуры и обучали светское общество новым танцам.
Каждая новая историческая эпоха и каждая культура вносила в танцы свои нюансы. В моде было то медленное плавное исполнение, то более быстрые номера.
В конце XIX – начале XX века танцы претерпели сильные изменения. В мир входит латиноамериканская и африканская культуры. Европейский и афроамериканский стили объединяются.
В 1920-е годы стандартизируются вальс, фокстрот и танго и организует конкурсы среди исполнителей. В 30-50-е годы в список конкурсных номеров добавляется пять латиноамериканских танцев, программы разделяются.
Программы
Соревнования по спортивным бальным танцам проходят по европейской (стандартной) программе и латине, каждая из которых состоит из 5 танцев. Бальные танцы это также “десятка или двоеборье, соревнования pro-Am, где пару составляет профессионал и любитель, секвеи и формейшн – конкурсы для ансамблей из 16 человек.
Европейская программа
Медленный вальс больше всего схож с английским вальсом 20-х годов. Движения танцоров размеренные, плавные.
Венский вальс – более быстрый вариант. Исполняется на три счета и по сравнению с другими бальными номерами в нем меньше движений и меньше трюков. Но это сложнейший танец стандартной группы.
Танго – страстный танец родом из Аргентины и Испании. Исполнители должны показать страсть, энергию. Особенность номера в резкой смене быстрых и плавных движений. В танго очень важны артистичность: партнер должен показать мужественность, партнерша – женственность и непокорность.
Медленный фокстрот считается сложнейшим в бальной программе. Для исполнения требуется особый настрой, достичь которого удается не всем танцорам, из-за чего жюри снижает баллы таким парам.
Во время танца необходимо непрерывно скользить по паркету. Движений немного, но все они технически очень сложные.
Квикстеп – быстрый фокстрот. Кардинально иной номер: движение быстрые и четкие, и в целом квикстеп ассоциируется с жизнерадостностью.
Одежда танцоров стандартной программы соответствует строгим требованиям.
Мужчина должен быть одет в темный фрак или жилет. Партнерша одевается в бальное платье.
Латиноамериканская программа
Самба – бальный танец родом из Бразилии. Исполнители должны сыграть флирт, любовь. Самба в СБТ отличается частой сменой фигур, больше всего двигаются бедра танцоров, вес тела постоянно перемещается за счет сгибания и разгибания колен.
Ча-ча-ча – номер, объединяющий движения мамбы и румбы. Очень быстрый и бодрый танец. Задача пары – помимо техники показать оригинальность исполнения.
Румба – страстный танец латиноамериканской программы. За счет фигур, жестов, мимики партнеры должны доказать зрителю влюбленность друг в друга. Движения плавные, грациозные.
Пасодобль – экстравагантный испанский бальный номер, имитирующий корриду: партнер играет тореро, партнерша – мулету (красная ткань в руках тореро), второго тореро или быка. Шаги в пасодобле делаются на каждый счет.темп быстрый.
Джайв – активный танец в стиле рок-н-ролл. Номер полон прыжков, резких подъемов и энергичных движений. Самый динамичный танец программы.
Одежда танцоров в латиноамериканской программе свободная. Часто надеваются облегающие костюмы. Партнерши выбирают короткие, откровенные наряды.
Классификация танцоров
Так как в конкурсах должны участвовать исполнители одного уровня подготовки, существует две системы классификации мастерства:
- классы, отражающие уровень подготовки;
- категоризация по возрасту.
Танцоры каждой группы имеют право исполнять определенный набор бальных номеров. Набранные в ходе нескольких соревнований очки дают право танцору получить следующий класс мастерства.
Чем чаще спортсмен принимает участие в турнирах, тем выше у него шансы получить новый разряд. Как минимум раз в год нужно участвовать в соревнованиях .
Так как бальные танцы – это парные состязания, и танцоры в паре могут состоять в разных категориях, есть правила участия в соревнованиях. Класс пары определяется по классу партнера: если у него класс Е, то пару допустят к соревнованиям в этой классификации.
Исключение из правил: если у партнерши класс выше на две ступени, то пару могут допустить до участия в соревнованиях на ступень выше, чем у партнера. Но в таком случае девушка не имеет права исполнять движения уровня выше.
Классификация СБТ по уровню подготовки
H-класс – начальный уровень, который присваивается начинающему танцору. Чтобы принять участие в первых соревнованиях, танцор проходит смотр, где показывает базовые элементы.
Е-класс : первый уровень. Для допуска к соревнованиям начинающий исполнительно должен освоить ча-ча-ча, вальс, польку, самбу, джайв, квикстеп. Ребенок может выбрать, в какой программе он хочет участвовать. Но рекомендуется сразу осваивать европейские и латиноамериканские бальные номера. Когда будут пройдены основы и присвоен профессиональный класс, можно подумать об одном направлении.
D-класс . К номерам добавляются румба и танго. Для остальных танцев усложняется программы.
C-класс : исполнитель должен танцевать не только технически правильно, но и артистично. Судьи ставят за это отдельную оценку. На этом этапе спорт превращается в искусство. Спортсмен имеет право добавлять произвольные движения не из базового набора.
B-класс . Танцор окончательно выбирает, в каком направлении он будет развивать свое мастерство: латина или стандарт. Разрешается выполнять поддержки, что в соревнованиях других классов официально не допускалось.
A-класс : промежуточная категория между описанными выше и международными категориями.
S-класс присваивается Президиумом национальной федерации по результатом бальных соревнований мирового масштаба.
M-класс – самый высокий уровень мастерства.
Неофициальный разряд – хобби-класс для взрослых начинающих исполнителей. Как и в Н-классе можно исполнять четыре базовых танца.
Источник: tancor.info