Электронная подпись для госзакупок — это криптографически зашифрованная подпись для верификации документов и подтверждения действий в процессе госзаказа. Используют ее как заказчики, так и поставщики. Инструкция поможет разобраться, как настраивать электронную цифровую подпись на рабочем месте пользователя.
Для чего применяется электронная цифровая подпись в госзакупках
Участие как в электронных, так и в бумажных торговых процедурах невозможно без электронной подписи. ЭЦП для госзаказа необходима для каждого шага, начиная от этапа планирования и заканчивая исполнением контракта. Каждое действие заказчик подтверждает и подписывает электронной подписью:
- публикация планов закупок и планов-графиков;
- размещения извещения и закупочной документации;
- заключения контракта;
- предоставления сведений об исполнении контракта.
Если заказчику понадобится изменить организационные данные, настройки или полномочия пользователя, для этого тоже понадобится электронная подпись. Необходима ЭЦП для госзакупок для ИП и юридических лиц, участвующих в закупке в качестве поставщиков. Участники направляют заявки и ценовые предложения, заключают со своей стороны контракты, и все это возможно только при наличии ЭЦП. Электронная подпись применяется и в Единой информационной системе, и на всех действующих электронных площадках, и в Едином агрегаторе торговли «Березка».
Госзакупки. Как искать заказы на госзакупках. Госзакупка на 1 МИЛЛИОН тенге
Как получить заказчику
Для получения электронной подписи необходимо оформить заявление и предоставить его в аккредитованный удостоверяющий центр Казначейства. Государственные заказчики оформляют сертификат через специальные программы удаленной связи территориального отделения Федерального казначейства — ТОФК.
Инструкция по генерации ключей ЭЦП для госзакупок представлена как на официальном сайте ФК, так и в пакете документов для установки, который направляют сотрудники ТОФК заказчику. Когда ключи сгенерированы, а сертификат готов и активирован, его необходимо забрать из ТОФК или удостоверяющего центра и установить на своем персональном компьютере. Вместе с сертификатом предоставляется и дистрибутив установочного файла.
Как получить поставщику
Поставщики получают усиленные квалифицированные электронные подписи в аккредитованных Минкомсвязью удостоверяющих центрах. Актуальный список компаний, которые выдают электронные подписи, найдете на сайте Минкомсвязи. Сама подпись представляет собой USB-носитель — токен, на котором установлена электронная подпись. На одной флешке можно установить несколько электронных подписей.
Как получить электронную подпись
Если вы планируете использовать систему электронного документооборота, то для создания подписи надо подключиться к этой системе и получить от ее оператора учетную запись с логином и паролем. Например, подпись можно создать, зарегистрировавшись на сайтах госорганов, чтобы отправлять им сообщения и получать определенные госуслуги.
Можно использовать простую электронную подпись и без информационной системы. Для этого надо подписать с контрагентом соглашение об обмене документами по электронной почте с использованием такой подписи. В качестве подписи будет использоваться адрес электронной почты и пароль к определенному почтовому ящику.
Как настроить электронную подпись для работы с госзакупками
Чтобы электронная подпись выполняла основные функции (шифровка и дешифровка передаваемых сведений), на рабочем месте нужно установить программу криптозащиты. Чаще всего используется программа КриптоПро CSP. Ее дистрибутив можно запросить в организации, которая оформляла электронную подпись, или скачать в ЕИС. Пошагово разберем, как настроить ЭЦП для госзакупок.
Установка и настройка КриптоПРО CSP
Это средство электронной подписи необходимо для функционирования сертификата и для обеспечения юридической значимости документов при электронном документообороте. Используйте КриптоПро CSP версии 4.0 и выше. Установочный файл скачайте в ЕИС в разделе «Документы». Заказчикам утилиту бесплатно выдает Федеральное казначейство, поэтому инструкции по установке, серийные номера и лицензионные данные можно узнать на их официальном сайте.
Чтобы КриптоПро работал корректно, необходимо проверить совместимость с браузером. По умолчанию для работы с госзакупками используется браузер Internet Explorer. Для проверки переходим в меню браузера и выбираем пункт «Средства разработчика».
Переходим во вкладку «Эмуляция», затем «Режим документов» и выбираем значение «10».
Если КриптоПро уже установлен на рабочем месте, то выполняем проверку корректности его функционирования. Переходим в «Панель управления» рабочего компьютера, выбираем «Все элементы Панели управления» и среди них — КриптоПро. Нажимаем правой кнопкой мыши и открываем «Свойства», затем вкладку «Общие». Если все работает корректно, то высветится такое значение:
.
Обзор изменений по работе с ЭЦП с июля 2020 года
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29.06.2020.
Изменения позволят применять один квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи для работы с разными порталами. Ужесточат требования к удостоверяющим центрам. Подробнее об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
Установка компонента КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in
Этот компонент необходим для создания и проверки ЭП документов с применением криптопрограммы в процессе осуществления госзакупок. Скачать дистрибутив для установки можно на официальном сайте КриптоПро.
После запуска установочного файла нужно определить параметры установки и подтвердить свои действия.
Когда установка завершится, появится уведомление:
Настройка параметров браузера
Для корректной работы ЭЦП при проведении закупок необходимо настроить основные параметры используемого браузера: Шаг 1. Включаем протокол шифрования TLS. Для этого в пользовательском меню браузера выбираем «Инструменты», затем «Свойства обозревателя» и вкладку «Дополнительно». Отметьте необходимые параметры, как на скриншоте.
Шаг 2. Добавляем адрес сайта ЕИС в список доверенных узлов. В «Свойствах обозревателя» выбираем вкладку «Безопасность».
Выбираем зону «Надежные сайты», нажимаем кнопку «Сайты» и вводим адрес Единой информационной системы.
Шаг 3. Настраиваем безопасность. В той же вкладке и в той же зоне «Надежные сайты» нажимаем кнопку «Другой» и в открывшемся окне «Разное» определяем следующие настройки:
Шаг 4. Настраиваем всплывающие окна. В открытых свойствах выбираем вкладку «Конфиденциальность» и убираем блокировку всплывающих окон.
Шаг 5. Включаем переопределение автоматической обработки cookie-файлов. Во вкладке «Конфиденциальность» выбираем блок «Дополнительно». В открывшемся окне включаем функцию «Переопределять автоматическую обработку cookie».
Установка сертификатов удостоверяющего центра
Сертификаты удостоверяющего центра устанавливаются для подтверждения подлинности электронной подписи. Для настройки переходим во вкладку с установочными файлами ЕИС — главная страница, затем «Документы» и «Дополнительно».
- сертификат удостоверяющего центра ФК;
- сертификат головного удостоверяющего центра.
Для установки сертификата переходим в его сведения нажатием правой кнопки мыши и выбираем «Установить сертификат».
Нажимаем правой кнопкой мыши на сам файл сертификата ЭП, затем «Открыть». Открывается окно установки, в котором нужно нажать на кнопку «Установить сертификат», затем «Далее». По умолчанию выбран пункт «Автоматически выбрать хранилище на основе типа сертификата», нам необходимо выбрать «Поместить все сертификаты в следующее хранилище».
В окне выбора хранилища выбираем «Доверенные корневые центры сертификации». После нажатия «Далее» и кнопки «Готово» установка корневого сертификата будет завершена.
Установка личного сертификата пользователя
В панели управления находим файл КриптоПро или иного используемого криптодрайвера, нажимаем правой кнопкой мыши и в открывшемся окне находим блок «Сервис» и выбираем «Установить личный сертификат».
Откроется Мастер установки. Нам нужно выбрать файл с расширением cer., затем проверить сведения сертификата ЭП. В Мастере установки находим поле «Имя ключевого контейнера», нажимаем «Обзор» и выбираем требуемый контейнер.
Затем выбираем хранилище.
После нажатия «ОК» откроется окно с информацией о сертификате. Проверяем данные, нажимаем «Готово». Установка завершена.
Разъяснения по теме
Инструкция по настройке рабочего места | Б/н от 08.04.2019 | Скачать |
Инструкция по установке сертификатов ГУЦ и УЦ ФК ГОСТ 2012 | Б/н от 27.03.2019 | Скачать |
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2023.06.23 223-ФЗИнструкция по описанию объекта закупки по 223-ФЗ
- 2023.06.16 Электронная подписьИнструкция по отзыву сертификата электронной подписи
- 2023.06.13 Казначейское сопровождениеОсобенности работы расширенного казначейского сопровождения с учетом совместного письма Минфина и Казначейства
- 2023.06.08 НовичкамИнструкция по настройке компьютера и браузера «Спутник» для работы на ЕАТ «Березка»
Источник: gozakaz.ru
Инструкция по настройке рабочего места zakupki.gov.ru 44-ФЗ 2023 г.
1. Браузер для работы в zakupki.gov.ru
Чтобы попасть в личный кабинет сайта zakupki.gov.ru, необходимо использовать браузер Internet Explorer. Другие браузеры не поддерживаются сайтом Единой информационной системы в сфере закупок.
2. Корневой сертификат zakupki.gov.ru
Необходимо скачать, распаковать архив.
Нажимаем правой кнопкой мыши на файле сертификата -> Установить сертификат.
Откроется «Мастер импорта сертификатов» -> Далее.
В окне «Хранилище сертификатов», выбираем «Поместить все сертификаты в следующее хранилище» -> Обзор -> Доверенные корневые центры сертификации.
3. Настройка браузера Internet Explorer для zakupki.gov.ru
Чтобы добавить сайт https://zakupki.gov.ru/ в список доверенных узлов необходимо:
Открыть Internet Explorer (в Windows 10 не Edge) -> нажать клавишу Alt -> В меню «Сервис» выбрать «Свойства браузера», выбрать вкладку «Безопасность» -> Надежные сайты -> Сайты.
Во вкладке Надежные сайты, нажимаем на кнопку Другой
В открывшемся окне изменяем следующие значения:
- Блокировать всплывающие окна — Отключить
- Доступ к источникам данных за пределами домена — Включить
Также в этом же окне в блоке Сценарии:
- Активные сценарии — Включить
- Включить фильтр XSS — Отключить
- Выполнять сценарии приложений Java — Включить
Во вкладке Дополнительно, убрать галочку использовать Использовать SSL 3.0:
Нужна помощь с настройкой zakupki.gov.ru?
Обратитесь к нам и наши специалисты настроят вам площадку всего за 1 час.
4. Установка компонента для формирования подписи Ланит sign.cab
Скачать компонент для формирования подписи Ланит sign можно по этой ссылке .
Настройка рабочего места zakupki.gov.ru завершена.
5. Ошибки при работе с zakupki.gov.ru:
- Установлен ли корневой сертификат УЦ
- Правильно ли установлен личный сертификат
- Проверить работу КриптоПро
Не отображает страницу zakupki.gov.ru или Не удается отобразить эту страницу
Временно отключите антивирусное ПО.
Ошибка при установлении защищённого соединения
Необходимо использовать Internet Explorer.
6. Видео-инструкция настройка Zakupki.gov.ru
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Источник: cpp-group.ru
Настройка рабочего места для участия в закупках
Для подготовки ПК к использованию ЭЦП и участия в закупках, необходимо установить специальное программное обеспечение, которое включает в себя:
- Крипто-ПРО CSP;
- Корневой сертификат;
- Личный сертификат;
- Библиотека Capicom.