ИП, руководители организаций и физические лица могут взаимодействовать с налоговой дистанционно с помощью электронной подписи (ЭП, ранее — ЭЦП). Это быстрее и проще, чем отправлять документы в ФНС по почте или лично посещать инспекцию.
Рассказываем, как получить электронную подпись для налоговой и какой носитель для нее использовать.
Настроим вашу электронную подпись под ключ за 30 минут!
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.
Какую электронную подпись получить для налоговой
Для взаимодействия с налоговой нужно получить усиленную электронную подпись — квалифицированную (УКЭП) или неквалифицированную (УНЭП). Физические лица могут использовать любую. Юридические лица и ИП — только квалифицированную.
С помощью неквалифицированной ЭП граждане могут подписывать документы через личный кабинет на сайте ФНС. Например:
- заявления на возврат и зачет переплаты по налогам;
- заявки о предоставлении льготы по налогам: транспортному, земельному, на имущество физлиц;
- сообщения о наличии имущества;
- декларацию по форме 3-НДФЛ;
- уведомления о выбранных объектах налогообложения, по которым есть льгота по налогу на имущество физлиц.
Область применения УКЭП не ограничена. Ее можно использовать для заверки любых документов.
Как получить электронную подпись в налоговой службе?
Как юрлицам и ИП сделать ЭЦП для налоговой
В 2022 году ИП, нотариусы и руководители организаций получают УКЭП в УЦ ФНС или его доверенных лиц (ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ). Руководители финансовых компаний, операторы платежных систем — в УЦ Центрального банка РФ.
Как получить УКЭП в УЦ ФНС
Для получения ЭЦП для налоговой надо подать заявление в личном кабинете налогоплательщика или прийти в Удостоверяющий центр ФНС. Чтобы сделать это удаленно, нужно:
-
Войти в ЛК на сайте ФНС. Перейти в раздел «Заявление на получение КЭП».
Заполнить пустые поля заявления — если оно не сформировалось автоматически на основе имеющихся данных. Подтвердить и нажать на кнопку «Просмотреть». Убедиться, что заявление заполнено правильно. Если все в порядке — кликнуть «Отправить».
Дождаться ответа.
При посещении налоговой заявление на бумаге придется заполнять вручную.
Следующий шаг — сбор документов для получения ЭЦП в налоговой. Понадобятся:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- носитель (USB-токен) для записи ключей и сертификата ЭП. Он должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ России (Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен Lite).
Рутокен ЭЦП 2.0 (сертифицирован ФСБ РФ), в отличие от Рутокен Lite (ФСТЭК РФ) — более защищенный. Может использоваться для получения ЭП у доверенных лиц УЦ ФНС и отвечает требованиям ЕГАИС.
Настройка ЭП для ИП на сайте nalog.ru от «а» до «я»
С документами и USB-токеном нужно прийти в подразделение ФНС. УКЭП выдается бесплатно. Срок действия — 15 месяцев.
Рутокен Lite
/kupit/rutoken-lite/
Есть в наличии
Рутокен S
/kupit/rutoken-s/
Есть в наличии
Рутокен ЭЦП 2.0
3 006 ₽ 2 890 ₽
/kupit/rutoken-etsp-2-0/
Есть в наличии
После получения сертификата электронной подписи для налоговой установите на ПК программу СКЗИ (например, КриптоПро CSP) и другое ПО для работы с ЭП. ФНС предлагает бесплатное ПО от разработчиков ООО «Криптопро» и АО «ИнфоТеКС». Скачать его можно на официальном портале налоговой.
Как получить УКЭП в УЦ Центрального банка РФ
Участники финансового рынка получают усиленную КЭП через ЛК на портале УЦ Центрального банка РФ или при личном посещении Удостоверяющего центра ЦБ. В последнем случае нужно:
-
Отправить сообщение на email территориального отдела ЦБ РФ.
Срок создания КС — до 7 рабочих дней. Когда он готов, оператор УЦ звонит заявителю и назначает время приема. Нужно прийти с паспортом в территориальное отделение ЦБ РФ.
Для приобретения усиленной КЭП через ЛК Удостоверяющего центра Банка России нужен действующий КС. Перед тем как заказать ЭЦП для онлайн-работы в налоговой, необходимо собрать документы. При подаче заявки следует загрузить в личный кабинет УЦ ЦБ России:
- скан-копию паспорта;
- фото документа, подтверждающего право действовать от имени юрлица без доверенности (выписки из Устава, копии выписки из ЕГРЮЛ или другой);
- файл с Согласием на обработку персональных данных, подписанный отсоединенной КЭП;
- заявление на указание класса средств ЭП.
ЭП может быть присоединенной и отсоединенной. Отсоединенная отделена от подписываемого файла. Присоединенная является его частью. Если вы используете присоединенную подпись, вес документа увеличивается, поскольку к нему, по сути, прикрепляется ЭП.
Копии СНИЛС, ОГРН, ИНН предоставляются на усмотрение заявителя.
Порядок получения ЭП в личном кабинете Удостоверяющего центра ЦБ РФ:
- При отсутствии логина и пароля для доступа в ЛК отправить в территориальное учреждение Банка России письмо с запросом о выдаче учетных данных. Сделать это можно в едином ЛК участника информационного обмена (https://portal5.cbr.ru).
- Сформировать запрос (в формате PKCS#10) на получение КС с помощью имеющегося СКЗИ, сертифицированного ФСБ России. Подписать присоединенной ЭП (содержится в теле документа).
В поле «Тип заявки» открыть всплывающий список «Выбрать опцию». Появится окно, где выбрать пункт «Первичное получение КСКПЭП для заявителя без личного присутствия», нажать «Создать».
Прикрепить ранее созданный запрос на получение КС.
Заполнить поля заявки.
Указать регистрационные данные и выбрать статус заявителя.
Прикрепить архив с документами, подписанный отсоединенной УКЭП (подпись в виде отдельного файла) — суммарно не более 5 МБ. Нажать на кнопку «Создать».
Нажать «Сформировать заявление». Проверить данные и перейти в режим редактирования.
КС можно скачать на компьютер и использовать для работы на сайте ФНС.
Иностранные граждане не могут подавать онлайн-заявку на изготовление УКЭП. Только при посещении УЦ ЦБ РФ.
Как установить сертификат электронной подписи для налоговой на компьютер
Запустите программу «КриптоПро» и сделайте следующее:
-
Перейдите во вкладку «Сервис» и нажмите на кнопку «Установить личный сертификат».
Кликните по кнопке «Обзор».
Выберите КС, нажмите «Открыть» и «Далее».
Проверьте данные. Нажмите на кнопку «Далее».
Выберите закрытый ключ одним из способов: автоматически или вручную. В первом случае нужно поставить галочку около надписи «Найти контейнер автоматически». Во втором — нажать на кнопку «Обзор…» и выбрать закрытый ключ, соответствующий КС.
Выберите «Обзор» и папку «Личное», затем — OK и «Готово».
Создание электронной подписи (ЭП) в личном кабинете налогоплательщика
Пошаговая инструкция по созданию ЭП (электронной подписи) в личном кабинете налогоплательщика.
Она необходима для подписания электронных документов и отправки их в налоговый орган без личного посещения.
Таким образом, удаленно можно получить выписку из ЕГРН, подать налоговую декларацию, получить налоговый вычет и многое другое.
Шаг 1
- Заходим в личный кабинет налогоплательщика на сайт налоговой .
ЛК налогоплательщика
Если у Вас есть пароль, заходим с его помощью, если нет, то через ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), гос. услуги.
Инструкцию о регистрации в системе ЕСИА и личном кабинете гос. услуг Вы можете прочитать в нашей прошлой статье .
Шаг 2
- Переходим во вкладку профиля путем нажатие на Ваше ФИО.
- В данном разделе, нажимая на стрелку «>» ищем нужный нам пункт меню.
- А именно «получить ЭП» (электронную подпись).
Шаг 3
- Выбираем вариант хранения ЭП, лучше выбрать рекомендованный вариант и не испытывать трудностей с хранением, восстановлением и прочим, но у Вас есть выбор из возможных вариантов.
Если у Вас ранее была создана ЭП и Вы забыли пароль к ней, то нужно сбросить и удалить прошлый сертификат и создать новый.
Если же у Вас никогда не было ЭП, то Вам необходимо создать пароль, повторить его и нажать кнопку формирования ЭП.
Само формирование может занимать некоторое время, по практике она формируется в течении одного дня. В момент формирования Вы можете спокойно закрыть окно и вкладку полностью. Проверить сформирована ли ЭП можно в этом же меню на следующий день.
Так же:
- Подписывайтесь на наш канал.
- Заходите на наш сайт .
- Задавайте Ваши вопросы и ждите новые, полезные и интересные инструкции в наших статьях.
Источник: dzen.ru
Выпуск электронной подписи от ФНС: полная инструкция
С 1 января 2022 года выдать электронную подпись может только налоговая и несколько удостоверяющих центров — доверенных лиц ФНС. Подпись записывается на флешку — токен. Работает такая подпись через подключение токена к компьютеру и программу «КриптоПро CSP»
Подписание документов токеном теперь выглядит так:
Вставляем токен в компьютер,
включаем «КриптоПро CSP»
Загружаем документ на подпись, выбираем токен от ФНС
Подписываем токеном
и отправляем документ
Сколько стоит подпись?
Подпись в налоговой выдается и записывается на токен бесплатно. Но сам токен и лицензию на программу «КриптоПро CSP» придется купить. Хорошие новости — у «КриптоПро CSP» есть бесплатный период 90 дней. Этого хватит, чтобы подать декларацию
около 2 000 ₽
в зависимости от выбранного токена
и магазина
КриптоПро CSP
1 350 ₽ — на год
2 700 ₽ — покупка лицензии навсегда
Покупка токена
Купить токен можно в интернет-магазине и у компании-оператора электронного документооборота, сертифицированного в ФСТЭК или ФСБ России. Нужен токен формата USB Тип-А.
Подойдут Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ
Подача заявления на выпуск
в удостоверяющий центр
Заявление на выпуск подписи можно подать в одном из доверенных ФНС удостоверяющих центров:
С правилами подачи заявления можно ознакомиться по ссылкам на сайты удостоверяющих центров.
При получении электронной подписи возьмите с собой паспорт, СНИЛС, ИНН организации и купленный токен.
Подача заявления в налоговую
Также после покупки токена заявление на выпуск подписи можно подать в налоговую —
в отделении или в личном кабинете на сайте ФНС
Заявление на сайте
Для подачи заявления на сайте налоговой зайдите в личный кабинет ИП или компании и выберите «Заявление на получение КЭП»
Заявление формируется автоматически. Чтобы его отправить, нажимайте кнопки «Далее»
За готовой подписью придется идти в налоговую.
Возьмите с собой паспорт, СНИЛС и токен, на который сразу запишут сертификат. Для этого в личном кабинете на сайте ФНС нужно выбрать из списка налоговую инспекцию, в которой вам удобно получить сертификат КЭП, а также день и время, когда хотите прийти за подписью
Заявление в отделении налоговой
Возьмите с собой паспорт, СНИЛС, ИНН и токен. Сертификат электронной подписи запишут на токен сразу в день подачи заявления. Заранее уточните в каком отделении вашего города выдают подписи
Установка КриптоПро CSP
Программу «КриптоПро CSP» нужно скачать и установить на компьютер, на котором вы будете подписывать документы.
Первые 90 дней можно пользоваться пробной версией, а потом придется покупать лицензию.
Мы рекомендуем устанавливать программу незадолго перед подачей декларации, чтобы сэкономить
Источник: www.raiffeisen.ru