Какие программы называются линейными

Линейной называется программа, все операторы которой выполняются в том порядке, в котором они записаны. Это самый простой вид программ.

Переменные

Переменная — это величина, которая во время работы программы может менять свое значение. Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных, начинающемся со служебного слова var . Для каждой переменной задается ее имя и тип, например:

var number : integer; x, y : real; option : char;

Имя переменной определяет место в памяти, по которому находится значение переменной. Имя дает программист. Оно должно отражать смысл хранимой величины и быть легко распознаваемым.

Тип переменных выбирается исходя из диапазона и требуемой точности представления данных.

При объявлении можно присвоить переменной некоторое начальное значение, то есть инициализировать ее. Под инициализацией понимается задание значения, выполняемое до начала работы программы. Инициализированные переменные описываются после ключевого слова const .

Программа Python (Питон). Ввод и вывод. Типы данных. Линейные алгоритмы


const number : integer = 100; x : real = 0.02; option : char = ‘ю’;

По умолчанию все переменные, описанные в главной программе, обнуляются.

Выражения

Выражение — это правило вычисления значения. В выражении участвуют операнды, объединенные знаками операций. Операндами выражения могут быть константы, переменные и вызовы функций. Операции выполняются в определенном порядке в соответствии с приоритетами, как и в математике. Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки, уровень их вложенности практически не ограничен.

Результатом выражения всегда является значение определенного типа, который определяется типами операндов. Величины, участвующие в выражении, должны быть совместимых типов. Например, допускается использовать в одном выражении величины целых и вещественных типов. Результат такого выражения будет вещественным.

Ниже приведены операции Паскаля, упорядоченные по убыванию приоритетов.

Функции, используемые в выражении, вычисляются в первую очередь.

ВНИМАНИЕ Константа и переменная являются частными случаями выражения.

Примеры выражений:

Порядок вычисления первого выражения такой: сначала выполняется обращение к стандартной функции sin и результат делится на 2, затем получившееся число умножается на x , и только после этого выполняется сложение с переменной t . Скобки в третьем выражении необходимы по той причине, что приоритет операций отношения ниже, чем логической операции and .

Структура программы

Программа на Паскале состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.

program имя; < заголовок – не обязателен >разделы описаний begin раздел операторов end. (* программа заканчивается точкой *)

Программа может содержать комментарии, заключенные в фигурные скобки < >или в скобки вида (* *). Комментарии служат для документирования программы — компилятор их игнорирует, поэтому на их содержимое никаких ограничений не накладывается. Операторы отделяются друг от друга символом ; (точка с запятой).

Уроки программирования на языке Паскаль. Линейные алгоритмы. Вычисление Y по заданному X

В разделе операторов записываются исполняемые операторы программы. Ключевые слова begin и end не являются операторами, а служат для их объединения в так называемый составной оператор, или блок. Блок может записываться в любом месте программы, где допустим обычный оператор.

Разделы описаний бывают нескольких видов: описание модулей, констант, типов, переменных, меток, процедур и функций. Модуль — это подключаемая к программе библиотека ресурсов (подпрограмм, констант и т. п.).

Раздел описания модулей, если он присутствует, должен быть первым. Описание начинается с ключевого слова uses , за которым через запятую перечисляются все подключаемые к программе модули, как стандартные, так и собственного изготовления, например:

Читайте также:
Описание программ для asus

uses crt , graph, my_module;

Количество и порядок следования остальных разделов произвольны, ограничение только одно: любая величина должна быть описана до ее использования. Признаком конца раздела описания является начало следующего раздела. В программе может быть несколько однотипных разделов описаний.

В разделе описания переменных необходимо определить все переменные, которые будут использоваться в основной программе. Раздел описания констант служит для того, чтобы вместо значений констант можно было использовать в программе их имена. Такие константы называют именованными, например:

const MaxLen = 100; g = 9.8; koeff = 5;

Применение именованных констант при осмысленном выборе имен улучшает читабельность программы и облегчает внесение в нее изменений. А еще в разделе описания констант описываются переменные, которым требуется присвоить значение до начала работы программы:

const weight : real = 61.5;

Синтаксически такая переменная отличается от константы наличием типа. Впоследствии ею можно пользоваться так же, как и другими переменными.

Раздел описания меток начинается с ключевого слова label , за которым через запятую следует перечисление всех меток, встречающихся в программе. Метки служат для организации перехода на конкретный оператор с помощью оператора безусловного перехода goto . Метка — это либо имя, либо положительное число, не превышающее 9999. Метка ставится перед любым исполняемым оператором и отделяется от него двоеточием:

label 1, 2, error;

Оператор присваивания

Присваивание — это занесение значения в память. В общем виде оператор присваивания записывается так:

Здесь символами := обозначена операция присваивания. Механизм выполнения оператора присваивания такой: вычисляется выражение и его результат заносится в память по адресу, который определяется именем переменной , находящейся слева от знака операции:

Примеры операторов присваивания:

a := b + c / 2; b := a; a := b; x := 1; x := x + 0.5;

Обратите внимание: b := a и a := b — это совершенно разные действия!

ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы не перепутать, что чему присваивается, запомните мнемоническое правило: присваивание — это передача данных ‘налево’.

Правая и левая части оператора присваивания должны быть совместимы по присваиванию (о совместимости мы поговорим в конце третьей лекции). Например, выражение целого типа можно присвоить вещественной переменной.

Источник: intuit.ru

Программирование линейных вычислительных процессов

Линейные вычислительные процессы — это вычислительные процессы с последовательным, однократным исполнением всех запланированных участков вычислений.

Общие сведения о линейных вычислительных процессах

Линейным вычислительным процессом является совокупность операторов, которые выполняются поочередно, то есть, один за другим. Во всем наборе вычислительных процессов линейный процесс считается самым простым. Все линейные вычислительные процессы по своей структурной организации и объемам запланированных вычислений делятся на следующие типы:

  1. Простые линейные вычислительные процессы.
  2. Псевдо-линейные вычислительные процессы.
  3. Сложные линейные вычислительные процессы.

Данная классификация линейных процессов является достаточно условной. Она обладает зависимостью не только от предполагаемого числа начальных, конечных и промежуточных операндов, поскольку важными также считаются планируемые над ними операции, возможности их осуществления и квалификация пользователя, который выступает в качестве разработчика.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Простой линейный вычислительный процесс представляет собой последовательную однократную обработку единиц (реже десятков) начальных данных при помощи арифметических операций над ними. В общем случае простые линейные процессы используются довольно нечасто. Типичными примерами простых линейных процессов могут служить процессы вычисления площади элементарных геометрических фигур, таких как, прямоугольники, треугольники или круги.

Читайте также:
Программа куда делось место

Псевдо-линейным вычислительным процессом является последовательная однократная обработка начальных данных при помощи арифметических операций и тригонометрических (трансцендентных) функций. Псевдо-линейность объясняется тем фактом, что прямо найти численное значение тригонометрических и трансцендентных функций не представляется возможным, компьютерная программа реализует процесс их вычисления при помощи конкретных под-процессов (подпрограмм), если они предусмотрены в ее библиотеке. Для нетиповых функций, которых нет в библиотеках компьютерной программы, может потребоваться достаточно непростой и обычно нелинейный дополнительный под-процесс, который должен разработать сами пользователь. Типичным примером такого процесса является вычисление интеграла, осуществляемое циклическим накоплением.

«Программирование линейных вычислительных процессов»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Сложным линейным вычислительным процессом является последовательная однократная обработка большого количества операндов (десятки, сотни) при помощи типовых операций над ними. Если выполняется формальное обеспечение определяющего требования линейного процесса, то есть, однократность использования, то программирование подобных процессов считается мало эффективным, поскольку затраты времени на формирование и отладку программы будут существенно превышать время ее решения при помощи обычного калькулятора.

Программирование линейных вычислительных процессов

Основой программирования линейных вычислительных процессов являются следующие операторы:

  1. Операторы присваивания.
  2. Операторы ввода данных.
  3. Операторы вывода данных.

Оператор присваивания применяется, для того чтобы сохранить результат вычисления арифметического выражения в переменной. Он может быть представлен в следующем общем виде:

здесь знаки «:=» должны читаться как «присвоить».

Действие оператора присваивания можно описать следующим образом:

  1. Вначале производится вычисление выражения, стоящего справа от знака «:=».
  2. Далее результат должен быть записан в переменную, которая стоит слева от знака.

К примеру, после исполнения такого оператора:

текущая величина переменной k должна увеличиться на два.

Тип переменной слева от знака присваивания обязан быть не младше, чем тип выражения. То есть, это может означать, что, если выражение выдает целое число, то итоговый результат может быть записан и в целую, и в вещественную переменную. А когда результат вычисления выражения является вещественным, то записать его в целочисленную переменную запрещено, так как при этом возможна потеря точности.

Базовый формат оператора ввода предоставляет возможность пользователям задать с клавиатуры значения одной или ряда переменных. Оператор ввода с клавиатуры можно представить следующими формами:

  • read(список_переменных);
  • readln(список_переменных).

Имена переменных в списках должны перечисляться через запятую. Список данных, которые передаются какому-либо оператору или написанным подпрограммам, называется параметрами. Это означает, что параметрами оператора (вернее, стандартной процедуры) read могут выступать имена переменных, которые были описаны раньше в разделе var.

При считывании оператора ввода исполнение программы приостанавливается, и программа будет ожидать ввод данных пользователем. Вводимые значения переменных должны разделяться пробелом или переводом строки, то есть, нажатием клавиши Enter. По завершении ввода значений всех переменных из списка, работа программы должна продолжиться, исполнением следующего оператора.

Отличие оператора readln от оператора read состоит лишь в том, что все переменные должны быть занесены в одну строчку экрана, кнопка Enter должна нажиматься лишь один раз по завершении ввода. Форма записи readln применяется, как правило, для занесения строк текста. А, для занесения числовых значений, лучше применять read, так как, в таком случае пользователи могут заносить данные более свободно, то есть, и в одну, и в несколько строчек экрана. Когда пользователь пытается ввести данные недопустимого типа, к примеру, строчку текста вместо числа, то будет выводиться системное сообщение об ошибке, и работа программы прервется.

Читайте также:
Программа чтобы скачивать файлы на Айфон

Базовый формат оператора вывода предоставляет возможность отображения на экране значения переменных или констант, а также строки текста в апострофах. Оператор вывода может быть представлен следующими формами:

  • write(список),
  • writeln(список).

Компоненты списка должны перечисляться через запятую.

Источник: spravochnick.ru

Уроки 14 — 15
§18. Линейные программы

В этом параграфе мы научимся писать простые программы, которые выполняют вычисления. Команды в программе будут выполняться последовательно, одна за другой. Как вы знаете, такие алгоритмы (и программы) называются линейными.

Начнём с того, что научим компьютер складывать два целых числа.

1) запросить у пользователя два целых числа;
2) сложить их;
3) вывести результат сложения.

Определите входные данные и результат этого алгоритма.

Запишем программу, в которую вместо команд пока вставим комментарии:

Попробуйте запустить эту программу. Что получилось? Почему?

Компьютер не может выполнить эту программу, потому что команд «ввести два числа» и ей подобных, которые записаны в комментариях, нет в его системе команд. Будем постепенно расшифровывать комментарии — записывать вместо них операторы языка программирования.

Исходные данные (числа), которые будет вводить человек, нужно сохранить в памяти компьютера. Для этого используют переменные.

Переменная — это величина, которая имеет имя, тип и значение. Значение переменной может изменяться во время выполнения программы.

Переменная обозначает ячейку памяти. Она может хранить только одно значение. При записи в неё нового значения «старое» стирается и его уже никак не восстановить.

Переменные в программе необходимо объявлять. При объявлении указывается тип переменной и её имя (идентификатор, от слова «идентифицировать» — отличать от других). С идентификаторами мы уже встречались: имя программы — это тоже идентификатор.

Идентификатор — это имя программы или переменной.

Вот так объявляются целочисленные переменные (в которых могут храниться только целые значения) с именами а, b и с:

цел a, b, с var а, b, с: integer;

В языке Паскаль описание переменных начинается со служебного слова var, после него записывают список переменных и в конце через двоеточие — их тип.

Выясните, что означает английское слово integer и откуда произошло служебное слово var в языке Паскаль.

Имена переменных строятся по тем же правилам, что и имена программ. В языке Паскаль можно использовать в именах латинские буквы (строчные и прописные буквы не различаются), цифры и знак подчёркивания «_». Имя не может начинаться с цифры, иначе транслятору будет сложнее различить, где начинается имя, а где — число.

В алгоритмическом языке в именах разрешены также пробелы и русские буквы, причём строчные и прописные буквы различаются (поэтому х и X — это разные имена переменных).

Выберите правильные имена переменных:

Желательно давать переменным «говорящие» имена, чтобы можно было сразу понять, зачем нужна та или иная переменная. Например, переменная с именем summa, скорее всего, служит для хранения какой-то суммы.

Тип переменной нужен для того, чтобы определить:

• какие значения может принимать переменная;
• какие операции можно выполнять с этой переменной;
• сколько памяти нужно выделить для хранения значения.

Значение переменной сразу после объявления не определено:

переменной выделяется некоторая область памяти, там мог быть до этого записан любой двоичный код.

Следующая страница Работа с переменными

Cкачать материалы урока

Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru