Образовательная (учебная) программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.
Образовательные программы, по которым ведётся обучение, очень разнообразны. Существует несколько оснований, для разделения программ на типы и виды.
Все программы можно разделить на два типа: программы общего образования и программы профессионального образования. Внутри каждого типа программы подразделяются на виды по ступеням обучения.
Программы общего образования делятся на…
— программы дошкольного образования;
— программы начального образования;
— программы основного образования;
— программы полного (среднего) образования;
— программы дополнительного образования.
Среди программ профессионального образования выделяются…
— программы начального профессионального образования;
Типовые антишаблоны и «грязные техники». Типовые логико-семантические ошибку в программном коде
— программы среднего профессионального образования;
— программы высшего профессионального образования;
— программы послевузовского профессионального образования;
— программы дополнительного профессионального образования.
Учебные программы, рассчитанные на детей школьного возраста, подразделяются на типовые (примерные) и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и науки и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.
Выделяются также модифицированные (адаптированные) образовательные программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми (примерными), но составленные с учётом конкретных условий их реализации.
Образовательные программы подразделяются также на основные и программы дополнительного образования (программы курсов по выбору, факультативов, кружков и т.д.).
В свою очередь, программы дополнительного образования по уровню освоения могут быть общеразвивающими, специализированными или профессионально ориентированными. Общеразвивающие образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе. Специализированные программы направлены на выявление и развитие способностей детей, формирование знаний и умений в определённом виде деятельности. Профессионально ориентированные помогают детям определиться в выборе профессии.
Особую группу составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.
Переход на единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (ЕТН). С чего начать. Поэтапная схема
Ещё один вид образовательных программ – программы дистанционного образования, отражающие специфику этого способа организации учебного процесса.
Некоторые образовательные программы носят междисциплинарный характер. По структурным особенностям среди них можно выделить следующие виды:
— комплексные – объединяющие отдельные области, направления, виды деятельности;
— интегрированные – рассчитанные на изучение нескольких отраслей, объединённых общей идеей, общим свойством (например, программы полихудожественной направленности);
— модульные — состоящие из нескольких самостоятельных блоков; каждый блок обладает целостностью, устойчивостью, состав и последовательность блоков в программе может варьироваться.
Образовательные программы могут различаться по структурному способу изложения учебного материла. Существует три основных структурных способа: линейный, концентрический и спиральный (см. рисунок).
При линейном способе материал изучается последовательно: от раздела к разделу, от темы к теме. Обращение к предыдущему материалу осуществляется эпизодически, как повторение изученного для обеспечения прочности обучения или для подготовки к усвоению нового материала.
При концентрическом изложении материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях. На рис. 4. показано, что материал каждой предыдущей темы входит в последующие. При этом тема 1 может изучаться, например, в 5 классе, тема 2 — в 6-м, тема 3 — в 7-м, а тема 4 — в 8-м.
Особенность спирального способа изложения материала в образовательной программе состоит в том, что при последовательном изучении материала выделяются ключевые идеи, вопросы, проблемы (на рисунке – «сквозные» темы), которые раскрываются при изучении различных тем, постепенно усложняясь на каждом новом витке спирали.
В качестве ещё одного способа структуризации учебного материала выделяется разветвлённый способ. Суть этого способа в том, что для достижения учебной цели предусматривается несколько альтернативных путей. Таким образом, разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации.
- Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
- Возможности использования домино в развитии дошкольников
- Игра как современная педагогическая технология на уроке истории
- К вопросу об инновационном характере обучения школьников истории
- Интеграция ребенка в новый класс на разных этапах обучения
Источник: si-sv.com
Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные
Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ.
Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей.
Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и соотносятся с обучением отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т. д. Индивидуальные образовательные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.
Образовательная программа школы составляется ежегодно и включает в себя: общие сведения о школе, анализ предыдущей деятельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического коллектива, структуру школы, режим работы, образовательную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональную схему образовательного процесса, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план общешкольных мероприятий, связь с другими организациями и учреждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.
Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.
Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.
Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания (ОБЖ).
Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Каждый учитель на каждую учебную четверть и год корректирует примерную программу по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях районных методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.
Итак, основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы:
— Смыслы учебного курса.
— Цели и задачи курса.
— Развиваемые личностные качества учеников (умения и способности).
— Основные виды деятельности учеников.
а) фундаментальных образовательных объектов;
б) фундаментальных образовательных проблем;
в) культурно-исторических знаний;
г) ритмической основы конструирования программы.
— Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.
Источник: megaobuchalka.ru
Какие программы можно отнести к типовым

Опубликовано 10.06.2017 по предмету Информатика от Гость >> Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

- Алгебра

- Математика

- Русский язык

- Українська мова

- Информатика

- Геометрия

- Химия

- Физика

- Экономика

- Право

- Английский язык

- География

- Биология

- Другие предметы

- Обществознание

- История

- Литература

- Українська література

- Беларуская мова

- Қазақ тiлi

Показать ещё
Источник: www.shkolniku.com