Авторская телепрограмма – программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.
Важно понять, что отличие авторских программ, от «мейнстрима» российского телевидения прежде всего состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом.Авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы.Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, и-или проблемной. В качестве примера вспомним «Поле чудес» Листьева – Якубовича или «Мою семью» Комиссарова, при желании список можно продолжить вплоть до «Окон».
Авторское право на YouTube: лицензирование музыки, каверов, фото и т.д. [Секретный вопрос-ответ]
Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы.
В качестве авторской программы, могут выступать различные жанры: «это может быть выступление в кадре (монолог), как, например, выходившая на телеканале СТС программа «Настроение с Евгением Гришковцом», телевизионный очерк (Д. Крылов «Непутевые заметки»), интервью и т.д. Можно разделить авторские программы на группы, исходя из функций журналистики»:
К первой группе относятся информационно-аналитические программы. В 1991 г. начался процесс разрушения советского информационного пространства. В это же время происходит усиление блока информационных программ, в которых дикторский способ подачи новостей советского телевидения заменяется комментированием информации.
Помимо информационных, в 90-е гг. развивается жанр еженедельных информационно-аналитических программ, в которых ведущие выражают собственную точку зрения. Начинается конкурентная борьба за внимание зрителя к телеканалу посредством информационно-аналитических программ.
В этот период появляются новые программы: авторская программа «Итоги», «Воскресенье», «Зеркало», «Обозреватель», «Авторская программа Сергея Доренко» (все программы – 1996г.). Позже на ТВ выходят такие информационно-аналитические программы, как «Намедни», «Личный вклад», «Время», «Вести недели», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа», «Мир за неделю» и др. Информационно-аналитическом вещании становится аполитичным, важная роль отводится ведущему как выразителю точки зрения телеканала.
Вместе с тем, наблюдается расширение рынка телевизионной информации. У аудитории появляется выбор не столько телеканалов, сколько информационных программ, выходящих на этих каналах и представляющих свою точку зрения и трактовку происходящих событий. Произошел качественный и количественный рост.
ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ С АВТОРСКИМ ПРАВОМ
Информационно-аналитические программы становятся средством формирования общественного мнения; притом, что ведущие стараются сохранить имидж объективного обозревателя, собственную форма подачи новостей, их последовательность и комментарии. Современные информационно-аналитические программы на федеральных каналах выходят в эфир примерно в одно и то же время. Этот факт позволяет зрителям, переключаясь с канала на канал, сопоставлять комментарии разных обозревателей и формировать свое собственное мнение о процессах, произошедших в стране и мире. На белорусском телевидении в последний период также появляются разные по типу и форме информационно-аналитических программы: «Карта мира» (РТР-Беларусь), «Контуры»(ОНТ), «Теледебаты» (Беларусь 1), «Неделя»(СТВ).
Предпосылками к возникновению информационно-аналитических программ на современном телевидении послужили: изменение политического строя, широкий разброс мнений и взглядов, внедрение демократических принципов в обществе, возникновение социальных проблем и фактов, о которых необходимо не только информировать, но и представить их анализ, усиление субъективности в журналистике. Таким образом, на основании анализа предпосылок, были выделены первичные признаки информационно-аналитических программ:
Источник: poisk-ru.ru
Классификация авторских программ на телевидении
Важно понять, что отличие авторских программ, от «мейнтсрима» прежде всего состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом. На телевидении же, в силу универсальности и массовости его воздействия, лежит и особая ответственность.
Итак, авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы. Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, и-или проблемной. В качестве примера вспомним «Поле чудес» Листьева – Якубовича или «Мою семью» Комиссарова, при желании список можно продолжить вплоть до «Окон». Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы. Успех авторской программы зависит от: точного определения темы, точного попадания в жанр; от совпадения образа ведущего и образа передачи; от совокупности художественных приемов вербального и невербального общении, которые обычно сокращают разрыв с аудиторией; · от комплекса выразительных средств телевидения, включая композицию кадра, смену планов, монтаж и т.д.
Авторская деятельность на телевидении противоположна дикторской. Диктор – это исполнитель, он просто читает текст, доносит информацию. А журналист авторской программы – допускает импровизацию. Автор «как видимый человек на экране» — уникальная личность и ярко выраженная индивидуальность, способная свободно размышлять и импровизировать.
Определение понятия авторская программа
Авторская телепрограмма – программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.
Жанры:
1) Монологовые (устный публицистический рассказ, эссе, сатирический монолог и т.д.). Эти жанры утратили былую популярность. Зрителю не хочется напрягаться. Ему приятнее быть сторонним наблюдателем беседы. Зрителя тяготеют к развлекательности.
2) Диалоговые жанры (беседа, дискуссия, ток-шоу, и т.д.). Диалог – наиболее популярный жанр на современном телевидении. Ведущие диалоговых программ – всегда ярко выраженные индивидуальности.
3) Синтетические жанры (очерк, творческий портрет, телезарисовка, художественный тележурнал, публицистический жанр и т.д.). Обычно это портретные и пейзажные зарисовки, речевые характеристики, живые диалоговые сценки, лирические или публицистические отступления в виде авторских высказываний, либо в виде проходов, статичные или динамичные кадры, разнообразные монтажно-композиционные приемы.
Классификация авторских программ на телевидении
1. Информационные (новостные) программы. Являются «лицом» для многих телеканалов. Представляют собой регулярное сообщение о текущих событиях, начиная от политики и заканчивая сводками погоды. Имеют прикладное значение для любого зрителя, удовлетворяя его потребность в информации о происходящем в городе, регионе, стране и мире. Отбор негативных и позитивных новостей и их баланс является важнейшим вопросом редакционной политики.
2. Информационно-аналитические программы — содержат обобщенную и систематизированную информацию за определенный срок (неделю, месяц). Их функцией является формирование общественного мнения по поводу событий, представляющих значимый интерес со стороны зрительской аудитории. Выступают своеобразным показателем «зрелости» того или иного канала. В качестве примера можно привести «Вести недели», «Воскресное время» и другие.
3. Публицистические программы — произведения журналистики, не обязательно связаны с последними событиями, как новости, но так же как информационно-аналитические, формируют зрительское мнение по какому-либо острому вопросу. Являются отражением гражданской позиции канала. Тематика таких программ может быть самой разнообразной. Жанровый разброс — от студийной беседы до телеочерка или документального фильма.
4. Познавательно-развлекательные программы, утренних обозрений, чаще всего создаются в форме ток-шоу, т.е. «разговорных представлений». В таких программах крайне важно удерживать баланс между развлекательностью и познавательностью. Немаловажную роль в них играют личностные качества ведущего.
5. Культурно-просветительские программы. Их главная цель — знакомство зрителя с богатством духовных ценностей, созданных человеком. Тематика таких программ — история и современное состояние искусства и культуры, музыка, театр и т.д.
6. Детские программы ориентированы на дошкольную, школьную, подростковую и юношескую аудиторию. Целью таких программ является, в первую очередь, воспитание, образование и социализация подрастающего поколения. Жанровая специфика программ для детей и юношества чрезвычайно разнообразна. Это мультипликационные и художественные фильмы, научно-популярные программы, телевизионные конкурсы, развивающие и учебные программы, сериалы про школьную жизнь и т.д.
7. Программы о спорте составляют значительный процент вещания во всех странах мира, не говоря уже о каналах, которые показывают только спортивные состязания.
8. Тенденция развития современного телевидения — движение в сторону развлекательности. Поэтому развлекательные программы в настоящий момент — неотъемлемая часть информационно-аналитического вещания любого канала. Эти программы выполняют функцию заполнения досуга и рассчитаны на эмоциональный ответ аудитории, связанный с эмоциональным комфортом, релаксацией и получением удовольствия. Развлекательные передачи можно разделить на четыре типа: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу.
Заключение
Авторская передача представляется продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стали выходить различные искусственные эффекты, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ.
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.
Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создается эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Найдите 2 минуты и прочитайте про:
Источник: studopedia.ru
Авторские методики и авторские программы
Мнение эксперта по образованию по авторским методикам и авторским программам
Отечественное образование на очередном переломе. С другой стороны, никогда еще в России не было такого расцвета авторских систем обучения. Какая тенденция возобладает: свобода или порядок? Родителям и менеджерам есть над чем призадуматься.
Авторских школ, методик, новых образовательных технологий существует множество. Даже высокообразованным, но далеким от педагогики родителям-менеджерам подчас нелегко сделать выбор в пользу тех или иных авторских, нетрадиционных методик и школ или же традиционного обучения. Но тот факт, что свобода выбора в такой традиционно консервативной сфере как образование существует, внушает оптимизм.
Любовь Духанина, президент образовательного холдинга, вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений регионов России, член Экспертного совета Южного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, доктор педагогических наук:
— В ситуации, когда наше государство пока только работает над стандартами в образовании, наличие авторских программ, которые делают школу и бизнес программы ближе к жизни, не просто оправдано — это действительно большой плюс. Так сложилось, что у нас образование традиционно отстает от жизни, возникает разрыв между тем, чему детей учат в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться за ее порогом, уже во взрослой жизни, и доучиваться на бизнес тренингах. Многие их авторские разработки нацелены на то, чтобы это разрыв уменьшить быстрее и эффективнее.
Однако давайте уточним терминологию — авторский курс
Существуют понятия «авторская методика» и «авторская программа». Авторская методика подразумевает, например, новую форму подачи материала на базовом стандарте содержания. Возьмем преподавание математики по методике Петерсона. Это совершенно иной принцип подачи материала, рассчитанный на опережение, а не на закрепление и повторение нового, как это предусмотрено в классической методике. Преподаватель должен идти вперед, даже когда группа учащихся не усваивает материал на 100%.
Данная методика, безусловно, прогрессивна, но, если учащийся хоть немного медлителен, он ее «не потянет» — следовательно, такой подход не может применяться ко всем членам группы обучения, что в школьном классе, что на тренинге на работе.
Авторские программы чаще всего дают какой-то предмет или материал углубленно.
Школа: есть, например, базовая программа по биологии для восьмого класса, но школа по своему желанию может ее расширить, включив нечто сверх базового минимума. У нас в школе в частности, по авторской программе преподается информатика. В начальной школе этот предмет тесно связан с «компьютерной анимацией» — занятия в мульти студии посещают все ученики начальной школы.
Чем там занимаются дети когда делают фильм?
Сначала они самостоятельно пишут сценарий будущего учебного фильма или разбирают готовый, потом каждый выбирает себе героя, продумывает, что его герой будет говорить, как он будет двигаться. Все, что будет происходить на экране, ребята репетируют сами, как в театре: шьют костюмы для своих персонажей, делают их маски, изображают их движения и звуки. Затем рисуют героев будущего мультфильма в двух-трех ключевых положениях, эти рисунки сканируются, заносятся в компьютер, расставляются соответствующим образом, а все промежуточные положения достраивает компьютерная программа. Следующий этап — озвучивание. Если в видеоролике и мультфильме присутствуют песни, начинается совместная работа преподавателя студии и учителя музыки.
Одним этим авторским курсом достигается сразу несколько целей: дети не только осваивают навыки работы с компьютером, но и получают очень много дополнительных умений сверх норматива. Во-первых, компьютерная анимация — обязательно коллективный труд, а значит, дети учатся работать в команде.
Во-вторых, они более глубоко усваивают такие важные в начальной школе понятия как «пространство» и «время». В-третьих, при работе над созданием мультика закладывается понятие причинно-следственных связей, развивается элементарная логика. И, наконец, все это больше похоже на игру, чем на урок, поэтому материал усваивается значительно проще и крепче.
Другой пример успешно работающей авторской программы — Детский биржевой центр. Раньше мы преподавали экономику в старших классах по классической методике. Замечательный вузовский преподаватель, хорошая программа: акции, биржа, котировки вал ют и прочие вещи, которые необходимо знать современному человеку.
Однако дети, показывая между тем неплохие результаты, почему-то все время говорили, что им неинтересно. Тогда у нас появилась идея создать виртуальную детскую биржу, для чего была разработана специальная программа — факультатив, рассчитанный на 72 часа.
После небольшого вводного теоретического курса ребята активизируют созданные для них демо-счета и приступают к настоящей биржевой игре. Иначе говоря, этот курс — практический, и старшеклассник, успешно окончивший Детский биржевой центр, сможет спокойно и уверенно выйти на реальную биржу.
В результате прохождения этой программы дети понимают, что такое фондовый и валютный рынки, когда и какие акции и чью валюту нужно покупать или продавать. Среди учебных задач курса — усвоение общих экономических понятий, получение навыка обнаружения и фильтрации информации, развитие аналитического мышления, так что работы много и бездельничать некогда. Но дети очень любят этот курс, потому что он дает им настоящее понимание того, о чем говорят в новостях и пишут в прессе. В наш Детский биржевой центр с удовольствием приходят дети и из других школ.
— Каким вопросом должен задаваться родитель, решая, стоит ли обучать учащегося по той или иной авторской методике, по курсу?
— Вопросов должно быть много, и не нужно стесняться их задавать директору и педагогам, боясь показаться въедливыми и назойливыми. Спросите, для чего создана эта методика или программа. Что она даст ребенку? Спросите себя как родителя — а нужно ли это сейчас моему ребенку?
— Не кажется ли вам, что в нынешней ситуации авторским методикам придется потесниться, так как все волей-неволей подгоняется под ЕГЭ?
— К этой ситуации нужно легче относиться. ЕГЭ — идея неплохая и решает многие проблемы. Например, снимает двойную психологическую нагрузку при сдаче экзаменов за курс средней школы и при поступлении в институт. Результаты сдачи ЕГЭ в Москве в прошлом году оказались выше, чем мы ожидали. Я уверена, что, как только все учителя в совершенстве освоят технологии проведения Единого экзамена, для детей их сдача не будет большой проблемой.
Но авторские методики все равно будут пользоваться спросом, ведь думающий родитель хочет, чтобы ребенок не просто получил аттестат (задача, решаемая при помощи ЕГЭ), но и выбрал будущую профессию, сам поступил в вуз, окончил его и был успешен в работе и жизни в целом. Значит, еще в школе ребенок должен максимально раскрыть и развить свои способности, вырасти как личность.
Две эти задачи не могут ни подменять, ни взаимно исключать друг друга. Очень хотелось бы, чтобы образовательное сообщество России двигалось в направлении персонификации образования. Многие отработанные за десятилетия авторские программы могут быть очень полезны в этом плане.
Лучшие учителя всегда в чем-то новаторы — они не следуют абсолютно точно какой-то программе, методике, пусть даже очень хорошей, а используют два-три учебника сразу. Любую программу хороший учитель всякий раз перерабатывает применительно к каждому своему классу, добавляет что-то, что нужно и интересно конкретным его ученикам. Хорошо, когда школа вводит все свое «особенное», авторское, как элемент «сверх базы». Тогда ребенок не испытывает никаких проблем при смене школы — он ничего не теряет, а просто «пакует свой интеллектуальный багаж» и переезжает.
— Авторских методик и школ в обозримом будущем в образовании будет больше или меньше?
Личный опыт после школы, университета и 20 бизнес тренингов
Екатерина Ефимова, преподаватель математики в средней школе:
— Мне нравится система Занкова, потому что она развивает у детей желание добывать знания, а не получать их в готовом виде, то есть не позволяет растить «интеллектуальных иждивенцев». Мне есть с чем сравнивать, я — учитель, и уже десять лет преподаю в школе по традиционной системе. Моему сыну девять лет, он учится в другой школе в третьем классе по системе Занкова.
Разница в его достижениях и достижениях моих учеников, если честно, меня как учителя поражает. Ну а как родителя меня волнует несколько другой вопрос: Занков — до четвертого класса, а дальше что? Я знаю, что уже разработаны программы по математике и русскому языку для пятого-шестого классов. Другое дело, что учителя — предметники почему-то очень неохотно проходят переподготовку.
В Москве есть лицеи и гимназии, в которых дети, обучавшиеся по системе Занкова, чувствуют себя гораздо увереннее, чем отучившиеся по традиционной системе. Возможно, я буду искать такие учебные заведения для сына. Если представится возможность, освою эту методику и сама.
Татьяна К., менеджер Сбербанка РФ:
— У меня сложилось очень критическое отношение к методике преподавания математики в начальной школе по Петерсону. Эти тетради на печатной основе, конечно, красивые, но в классе моего сына очень большое количество совсем неглупых ребят испытывали огромные трудности по математике. В первом и втором классах мы выполняли задания всей семьей до восьми часов вечера.
Считая это недопустимым, мы перевели ребенка в другую школу, где преподавание математики в начальной школе велось по классической программе Моро и Бантовой. Проблем как не бывало. Ребенок перестал обращаться к нам за помощью, быстро со всем справлялся, у него появилось время на спортивную секцию. И пусть в классическом учебнике не так много задачек «на смекалку», зато материал четко отрабатывается, закрепляется. Это, конечно, только мое личное мнение, но все же.
Анастасия Лебедева, менеджер агентства недвижимости:
— Может быть, мое мнение достаточно резко прозвучит, но я считаю, что плохой бизнес тренер или преподаватель может испортить, свести к нулю любую даже самую хорошую и оригинальную авторскую методику.
О методике: моему сыну только четыре года, и думать о школе нам еще рановато. Но я знаю точно, что главным при выборе будущего места его учебы для меня будет не методика, а личность учителя начальной школы, в дальнейшем — личность учителя-предметника. Хороший педагог — это от Бога, а плохого — учи — неучи новым методикам, он все равно не вложит в детскую головку «разумное, доброе, вечное». Я собираюсь лично знакомиться с учителями и отдам предпочтение тем школам, чьи преподаватели понравятся мне чисто по-человечески. Надеюсь, что житейский опыт и интуиция меня не подведут.
Математика — по Петерсону, личное мнение.
Изучение математики по системе Петерсона предлагается в начальных классах очень многих московских школ. Своим мнением по поводу плюсов и минусов этой методики с нашими читателями поделился Александр Вильсон, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, директор лицея «Столичный»: — Принцип изложения материала по методике Петерсона, на мой взгляд, очень своеобразный.
Ставка делается больше на логическое мышление, меньше — на запоминание. С одной стороны, это хорошо, но с другой, если ребенок три года прозанимается по этой системе, а затем по какой-либо причине вы переведете его в другую школу, где данная система не практикуется, то возникнут очень большие проблемы.
Я не один раз сталкивался и с таким фактом, что дети, переходящие с традиционной методики на методику Петерсона, поначалу теряются. Сама по себе программа, конечно, хорошая: развивает фантазию, учит решать задачи на сообразительность, но родителям следует учесть, что заниматься по ней необходимо только до пятого класса. Этим методика Петерсона отличается, например, от методики Эльконина-Давыдова, которая позволяет детям безболезненно переходить в другую школу. Думаю, что по этой причине сегодня многие школы отказываются от методики Петерсона, предпочитая другие программы.
Стоит ли опасаться авторских методик?
Александр Вильсон считает, что не стоит, если эти методики прошли систему сертификации в окружных методических центрах Министерства образования. Тогда есть уверенность в том, что такая методика «вписывается» в образовательный стандарт. Если какая-либо авторская методика по отдельным предметам практикуется в государственной школе, родителям не стоит беспокоиться: государственная школа обязана реализовать стандарт в любом случае. Если же педагогическим новаторством увлечены учителя негосударственного образовательного учебного заведения, то первое, что должно интересовать родителя-менеджера, имеет ли школа государственную аккредитацию. «Родитель должен решить, подходит ли его ребенку эта частная школа в принципе, — полагает Александр Вильсон. — Между тем, сейчас существует достаточно большое количество очень известных школ и бизнес школ, тренинговых центров, не имеющих аккредитации просто потому, что она им не нужна.
И ничего плохого в этом нет. Ведь часто бывает, что школа работает нетрадиционно, потому что там нетрадиционные дети — одаренные или, напротив, слабые, которым требуется индивидуальный подход. Сдача ЕГЭ позволяет реально оценить результат работы любой авторской школы.
Важно помнить о том, что негосударственная школа может учить по любым методикам, выбирать себе определенное количество предметов. Дело родителей решать, согласны ли они с этим. Например, в лицее «Столичный» одно время в начальной школе шло обучение по Ховарду, но потом родители решили, что детям это не нужно.
Системой оценки эффективности любых методик и школ сейчас становится Единый госэкзамен. Если ребенок сдает его успешно, значит, его хорошо учили. Но я лично все же не советовал бы родителям без особой на то необходимости отдавать детей учиться по неутвержденным методикам».
Источник: lico.ru