Малый бизнес зачастую проигрывает по привлекательности корпорациям. Это сильно отражается на мотивации сотрудников. Предприниматели обычно не могут предложить персоналу добровольное медицинское страхование, дотации на обеды в офисе или корпоративный транспорт. Многомиллионные корпоративы тоже не по карману. Да и зарплата в таких организация в большинстве случаев не может конкурировать со ставками в крупном бизнесе.
Между тем, именно хорошее материальное вознаграждение (высокую зарплату, премии, бонусы), а также соцпакет работники назвали основными мотиваторами, согласно недавнему исследованию НАФИ.
Казалось бы – одни минусы? Как же предпринимателю мотивировать свой небольшой коллектив? Все-таки сотрудники – не ослики, и морковка (то есть мотивация) должна быть вполне реальной и досягаемой.
На самом деле, для организаций малого бизнеса существует множество способов не только вдохновить уже работающих сотрудников на трудовые подвиги, но и сделать так, чтобы кандидаты выстроились в очередь на собеседование. То, что невозможно в корпорациях, с легкостью воплощается в маленьких фирмах. Рассказываем 8 интересных способов, которые точно работают. Как думаете, какой из них самый важный?
Мотивация и стимулирование персонала // Необычные способы, как мотивировать команду 16+
Локация – где угодно
В больших офисах бизнес-процессы жестко регламентированы: присутствие на рабочем месте обязательно. Иначе проконтролировать огромный коллектив просто невозможно. В малом бизнесе эффективность как общих процессов, так и конкретного сотрудника видна четко. Да и вся работа направлена на достижение результата, а не на имитацию бурной деятельности.
Разрешите сотрудникам, если их деятельность это допускает, работать удаленно часть времени или постоянно. Рабочие часы также можно с легкостью двигать. Особенно это удобно для компаний, чей бизнес связан с интернет-технологиями. Бывают и совсем оригинальные случаи, когда переезжает и работает удаленно почти весь офис.
Например, известный агрегатор авиабилетов Aviasales несколько лет назад перенес головной офис в Тайланд. На остров Пхукет переехала большая часть сотрудников. Однако часть команды осталась в России работать удаленно.
Лучший пример – свой
Можно сколько угодно наставлять сотрудников рассказами про идеальный рабочий день и эффективность. Но стоит хотя бы иногда показывать все это своим примером. Поменяйтесь местами со своими подчиненными, например, на один день. Так вы не только покажете им всю теорию на личном примере, но и сами почувствуете, какие проблемы есть в рабочем процессе.
Один из пользователей сервиса ПланФакт, успешный франчайзи Додо пиццы Владимир Горецкий, и его топ-менеджеры мотивируют своих сотрудников так: они периодически встают за кассы и занимаются развозом горячей пиццы, а рядовые сотрудники в это время идут на шашлыки.
Материальная мотивация сотрудников – возможно
Небольшие зарплаты в малом бизнесе можно компенсировать по-другому. Если человек привлекается на ключевую позицию или рядовой работник придумал и внедрил идею, которая вывела компанию на качественно новый уровень, то таких сотрудников можно поощрять с помощью участия в капитале компании. В стартапе мощным инструментом мотивации может быть опцион – получение права на покупку доли организации по фиксированной цене. Таким образом ключевой сотрудник будет лично заинтересован в интенсивном и успешном развитии проекта.
Брайан Трейси. 6 способов мотивировать ваших сотрудников.
Лучшим – дополнительный отгул
Прекрасным нематериальным стимулом за хорошо реализованный проект может стать дополнительный (оплачиваемый) отгул или даже отпуск. Мотивируйте сотрудников отдыхом! Так компания ничего не теряет, а даже выигрывает, потому что дает возможность талантливому человеку передохнуть, собраться с мыслями и в итоге стать еще эффективнее.
Опыт и самореализация – бесценно
Приятно, что есть огромное количество сотрудников, которые преследуют не только и не столько материальные цели. Быстрое получение необходимого опыта, возможность придумывать и реализовывать свои собственные проекты, а не «спущенные сверху» – вот что часто манит амбициозных и активных людей в стартапы, а сотрудников маленьких компании мотивирует работать на износ. В конце концов, легендарная корпорация Apple родилась в гараже, где Стив Джобс собрал свой первый компьютер на продажу.
Профессионалам – быстрая карьера
Талантливые и активные люди в небольшой фирме имеют куда больше шансов продвинуться, чем в корпорации. В крупной компании над ними уже будут стоять 2-3 промежуточных начальника, а деятельность давно и четко регламентирована. Даже относительно скромного повышения должности можно ждать годами.
Многие опытные специалисты совершенно осознанно меняют теплое место в корпорации на стартап или малый бизнес в надежде быстро вырасти. И многим это удается. Возможно, вам стоит искать именно таких профессионалов?
Эксперту – известность
Некоторым специалистам очень важно показывать свою экспертизу: выступать на конференциях и семинарах, писать материалы в научные журналы или экспертные колонки в СМИ и блоги — словом, продвигать себя как эксперта. В крупных компаниях этому препятствует все те же жесткие регламенты. Например, писать можно только от имени топ-менеджера или известного уже внутреннего эксперта.
Но хочется продвигать именно свою экспертизу. Предоставьте ему возможность выступать от имени компании, показывать кейсы компании. И вы, как владелец бизнеса, получите не только очень лояльного высококлассного специалиста, но и бесплатный PR.
Семейная атмосфера – самое важное
Большинство сотрудников в малых организациях ценят свою компанию именно за теплую семейную атмосферу и ни за что не променяют ее на однообразные бесчувственные опенспейсы корпораций. Большие зарплаты здесь роли не сыграют. Поэтому заботиться о моральном состоянии коллектива нужно постоянно и трепетно. Очень многое зависит от личности людей.
Поэтому подбор сотрудников – важный момент. Кроме профессиональных качеств стоит обращать особое внимание на бесконфликтность и порядочность.
Не стоит пренебрегать корпоративами и традициями. Даже если у организации нет на это бюджета, а бизнес-стратегия меняет направление как флюгер в бурю. Выйти на шашлыки летом, подарить дамам цветы на 8 Марта, периодически вешать портрет лучшего сотрудника – такие способы работы с настроениями не потребуют много денег и принесут радость в коллектив.
Оригинальных способов мотивации сотрудников в малом бизнесе можно придумать еще бесконечное множество. Для каждой организации они индивидуальны. Мы не призываем вас увезти коллектив в Тай (хотя… подумайте). И не агитируем лично стоять у кассы. Но, пожалуй, стоит делать все возможное, чтобы в команде была спокойная и дружественная атмосфера.
Это действительно то, что сплотит коллектив и сделает его невероятно продуктивным. Успехов!
Источник: planfact.io
Мотивационные программы для сотрудников
Итоговый результат вашей компании складывается из результатов работы отдельных сотрудников. Атмосфера доверия, постоянное вовлечение и сочетание различных способов стимулирования — рецепт успеха мотивационной программы.
Для чего нужны мотивационные программы для сотрудников?
Увеличить продажи
Мотивационная программа гармонично дополняет штатные модели стимулирувания и позволяет увеличить эффективность сотрудников за счет большей вовлеченности в процесс и более гибкой механики поощрения достижений.
Создать благоприятную атмосферу в коллективе
Благоприятный климат в коллективе — обязательный элемент продуктивной командной работы. Сформировать рабочую атмосферу, улучшить командное взаимодействие, помочь каждому сотруднику найти себя в коллективе.
Удержать сотрудников и повысить их лояльность
В условиях, когда люди становятся главным активом компании, борьба за таланты обостряется с каждым годом. Создать благоприятную среду для развития людей и помочь им в реализации потенциала на благо компании — одна из главных целей мотивационной программы.
Стимулировать приобретение новых компетенций
Новые времена диктуют новые правила. Уходит в прошлое понятие профессии и специальности. От сотрудников требуется постоянное развитие и получение новых компетенций, необходимых для решения стоящих перед ними задач.
Увеличить производительность труда
Рост производительности интелектуального труда не возможно достичь только за счет материального стимулирования. Вовлечение сотрудников — основа для достижения лучших результатов с меньшими финансовыми и временными затратами.
Наши подходы к реализации мотивационных программ персонала
Привлекательный сценарий для стимулирования интереса к программе
Мотивационная программа должна быть простой и вызывать позитивные эмоции. Сотрудники не должны тратить много времени на участие. Программа должна быть интегрирована в их каждодневную деятельность. Геймификация — один из отличных способов решать серьезные задачи в интересной и непринужденной форме.
Вовлечение через коллективную работу
Лучший способ увеличить мотивацию сотрудников — создать для них условия для самореализации. Одна из серьезных проблем многих программ для персонала — они работают по спускаемым «сверху» сценариям, у сотрудников мало возможностей для проявления инициативы. Мы обладаем уникальным опытом использования краудсорсинга и других технологий коллективной работы для вовлечения и стимулирования сотрудников.
Сочетание различных типов мотивации
Материальная и нематериальная мотивация — инь и янь программ для персонала. Правильный баланс между различными способами стимулирования и персонифицированный подход при выборе вознаграждений — один из главных критериев достижения поставленых целей.
Наши услуги

Разработка мотивационных программ
Системы поощрения достижений
Краудсорсинговые программы
Социальные проекты

Управление вознаграждениями
Онлайн-каталоги вознаграждений
Групповые и индивидуальные туристические программы
Поощрительные мероприятия
Источник: ngmsys.com
Как российские компании мотивируют сотрудников
Премии или публичная похвала? Подводим итоги нашего исследования методов мотивации, которые чаще всего использует российский бизнес.
18.07.2019 00:00 14734

В исследовании Русской Школы Управления приняли участие топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и собственники бизнеса из разных городов России. Абсолютное большинство опрошенных (90,3%) заявили, что в их компаниях существует именно система мотивации персонала, а не разовые поощрения.
Система мотивации
Обычно система мотивации в российских компаниях распространяется на всех сотрудников (74,8%). В остальных случаях руководители предпочитают мотивировать только линейных специалистов (12,9%) или только менеджмент (12,3%). В большинстве компаний (64,7%) используется комплексная система мотивации персонала , включающая и материальные, и нематериальные бонусы. Однако многие менеджеры по-прежнему предпочитают мотивировать сотрудников исключительно с помощью денежных премий (26,9%), а некоторые используют только нематериальные стимулы (8,3%).
Инструменты мотивации
Среди инструментов материальной мотивации в российских компаниях наиболее распространены фиксированные (ежегодные, ежеквартальные или ежемесячные) премии (60,9%), премии по итогам выполнения KPI (54,5%) и ситуативные нерегламентированные премии (42,3%). При этом, судя по ответам респондентов, часто компании одновременно используют сразу два или три вида премий.
Популярные инструменты материальной мотивации Инструменты нематериальной мотивации также обычно используют в комплексе. Наиболее популярные инструменты — это праздничные корпоративные мероприятия (58,2), обучение (56,9%) и публичная похвала успешных сотрудников (51,6%). А вот популярность тимбилдингов не так велика: всего 22,9% руководителей занимаются командообразованием с помощью соревнований. Интересно, что в качестве мотивации некоторые компании (11,8%) готовы предоставлять сотрудникам дополнительные выходные дни: обычно это происходит между продолжительными праздниками, когда снижается общая деловая активность.
Популярные инструменты нематериальной мотивации
Однако, несмотря на популярность многих методов нематериальной мотивации, абсолютное большинство опрошенных руководителей считает (85,8%), что в основе системы мотивации любой компании должны лежать инструменты материального стимулирования. Все остальное может лишь дополнять существующую систему бонусов.
Коротко
- 90,3% участников исследования заявили, что в их компаниях выстроена именно система мотивации персонала, а не разовые поощрения.
- Подавляющее большинство компаний мотивирует всех сотрудников. 12% мотивируют только линейный персонал и еще 12% — только менеджеров.
- Более половины опрошенных рассказали, что в их компаниях комплексно используются и материальные, и нематериальные методы мотивации. В 26% организаций мотивируют работников только деньгами, в 8% — только нематериальными методами.
- Самый популярный инструмент материальной мотивации — фиксированные премии. Нематериальной — корпоративы, обучение и публичная похвала.
- Абсолютное большинство опрошенных признают, что основа системы мотивации любой компании — деньги.
В исследовании Русской Школы Управления приняли участие 350 топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и собственников бизнеса из разных городов России.
Какие средства мотивации вы применяете и считаете самыми эффективными? Поделитесь примерами в комментариях!

Подпишитесь
на полезные статьи
Источник: uprav.ru