Особое место в программном обеспечении персональных компьютеров занимают педагогические программные средства, с помощью которых реализуется автоматизированное обучение.
Педагогические программные средства (ППС) – совокупность компьютерных программ, предназначенных для достижения конкретных целей обучения.
ППС являются главной частью компьютерного программно-методического комплекса, включающего кроме педагогических программных средств методическое и дидактическое сопровождение данных программ.
Средства вычислительной техники должны поступать в систему образования с программным обеспечением, ориентированным на задачи обучения различным дисциплинам. Проблема создания и использования компьютерных учебных программ продолжает оставаться актуальной. Педагогическая ценность и качество ППС зависит от того, насколько полно учитываются при его разработке комплекс требований, предъявляемый к ним.
В настоящее время нет единой классификации ППС, хотя во многих работах в зависимости от методических целей, реализация которых оправдывает введение ППС, выделяют среди них следующие типы:
ТОП 10 ПРИЛОЖЕНИЙ И СЕРВИСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (ссылки в описании)
1. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучаемых. При использовании этих программ предполагается, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Многие из этих ППС составлены в духе бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берется подкрепление правильного ответа.
ПК в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом, иначе ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляется возможность запросить помощь.
Компьютерные учебные программы такого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических устройств. Однако ПК обладает значительно большими возможностями в предъявлении информации, чем в типе ответа. Многие системы позволяют даже вводить с некоторым ограничением конструированные ответы. В настоящее время разработано достаточно большое число программ рассматриваемого типа. При их разработке можно обойтись знаниями о процессе обучения и учебной деятельности на уровне «здравого смысла», т.е. интуитивного, часто недостаточно осознанного представление о процессе обучения и индивидуального опыта, приобретенного разработчиками в процессе преподавательской работы.
2. Контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самых слабых звеньев учебного процесса.
Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения должно концентрироваться вокруг узловой проблемы – проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков. Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя. Использование соответствующих пакетов контролирующих программ позволит повысить эффективность обучения и производительность труда преподавателя, придаст контролю требуемую устойчивость и инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.
ЛАЙФХАКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ | DIGITAL USTAZ ALMATY | GEEK TEACHERS
3. Наставнические программы, которые ориентированны преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Обучение с помощью таких программ ведется в форме диалога, однако по большей части ведется диалог, построенный на основе формального преобразования ответа обучаемого, т.е. фактический диалог.
4. Демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера. Преподаватель может успешно использовать компьютер в качестве наглядных пособий при объяснении нового материала. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладают те демонстрационные программы, в которых используется диалоговая или интерактивная графика.
5. Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации.
В недалеком будущем обучаемый при подготовке к занятиям или на занятиях сможет использовать ПК, подключенный через модем и телефонную линию связи к другим компьютерам и к библиотеке. В этом случае он может получить любую необходимую информацию, имея доступ к компьютеризированному каталогу книг и периодических изданий. С помощью компьютера учащийся сможет осуществить доступ к любому организованному хранилищу информации, ко многим различным банкам данных. Знать, как с помощью компьютера можно получить информацию, так же важно, как уметь пользоваться энциклопедией или библиотекой.
6. Имитационные и моделирующие программы, предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно целесообразно применять, когда явление осуществить невозможно или это весьма затруднительно. При использовании таких программ абстрактные понятия становятся более конкретными и легче воспринимаются обучаемыми. Кроме того учащиеся получают гораздо больше знаний при активном усвоении материала, чем просто запоминая пассивно полученную информацию.
7. Программы для проблемного обучения, которые построены в основном на идеях и принципах когнитивной психологии, в них осуществляется непрямое управление деятельностью учащихся. Это значит, что предъявляются разнообразные задачи и учащиеся побуждаются решать их путем проб и ошибок.
Источник: studopedia.su
К программно-педагогическим средствам
Технология проектирования программно-методического обеспечения состоит из ряда этапов.
Первый этап. Определение целей предмета или цикла предметов, которые необходимо учитывать при выявлении места и роли компьютера в процессе обучения, в частности:
формирование умений алгоритмизации различных процессов и способов деятельности с учетом определенных видов профессиональной деятельности;
формирование умения устанавливать взаимосвязь учебных, модельных и реальных проблем, явлений и процессов;
формирование понятий о различных способах представления информации и путях ее обработки.
Второй этап. Определение требований к знаниям и умениям учащихся по предметам с учетом использования в их профессиональной деятельности средств электронно-вычислительной техники.
Третий этап. Отбор содержания учебного материала для программно-педагогических средств, в соответствии с результатами первого и второго этапов.
Здесь возможны два подхода.
Отбор материала, соответствующего программе по предмету.
Отбор содержания, выходящего за рамки программного материала по предмету.
При этом надо учитывать следующие факторы:
установление межпредметных связей на уровне понятий, формируемых умений и методов исследования с целью создания интегративного содержания по отдельным профессионально-значимым вопросам;
активное использование методов научного исследования и приемов представления и обработки информации в конкретной предметной области;
использование комплекса приемов укрупнения дидактических единиц;
Четвертый этап. Структурирование содержания, то есть, выделение тех дидактических единиц (законов, понятий, факторов), которые необходимы для создания программно-педагогических средств, и структурирование материала для разработки учебной программы конкретного типа (обучающей, контролирующей, демонстрационной).
Выбор методов обучения, представляющих важное звено в дидактической системе, зависит от ее остальных звеньев: дидактических целей, содержания учебного материала, организационных форм, дидактических возможностей компьютера, а также от уровня умений учащихся работать на ПК и уровня «мастерства» преподавателя в использовании компьютера в учебном процессе. Компьютерное обучение, несомненно, вносит значительные изменения в систему методов обучения. Приемлемыми методами, которые разумно использовать при разработке программно-педагогических средств, являются методы алгоритмических предписаний, программированных заданий, исследовательский и иллюстративный. Алгоритмический метод претерпевает значительные изменения при реализации на компьютере. Он расширяет свои возможности, превращаясь из чисто репродуктивного в продуктивно-репродуктивный, при соответствующем построении учебных программ на формализуемом материале про6лемного характера.
Причем его можно поднять до эвристического, если в программах предусмотрены задания по выбору оптимального алгоритма, построению алгоритма решения задачи и тому подобное.
Пятый этап. Программирование – многофункциональный процесс, объединяющий множество разнородных работ: разработку сценария учебной программы, выбор языка программирования, отладку программы, документирование и так далее.
Сценарий должен включать:
вопросы, задачи, упражнения трех уровней сложности;
значительный набор однотипных заданий для создания многовариантности;
несколько возможностей прохождения учебного материала для реализации адаптивности программы;
различные виды помощи, подсказок по применению законов, теорий, понятий, фактов;
различные способы представления информации для описания явлений, процессов, объектов с целью всестороннего и глубокого проникновения в их сущность и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Шестой этап. Разработка методики применения программно-педагогических средств в учебном процессе, то есть созданиецелостного программно-методического обеспечение предмета. Для реализации этого этапа необходимо накоплениезначительного фактического материала и проведение педагогического эксперимента с целью выявления эффективности выбранного подхода к созданию программно-методического обеспечения для школы.
1.3 Анализ существующих ППС по данной теме: «Образовательное пространство учреждений системы НПО»
Источник: studopedia.info
Педагогические программные средства и повышение эффективности образования
Турсунов, С. К. Педагогические программные средства и повышение эффективности образования / С. К. Турсунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 809-811. — URL: https://moluch.ru/archive/92/19524/ (дата обращения: 05.07.2023).
В годы независимого развития Узбекистан достиг огромных успехов, в частности и в сфере информационно-коммуникационных технологий, внедрение которых обеспечивает высокий уровень эффективности, качества и оперативность во всех сферах социально-экономического развития.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует заметному повышению эффективности обучения во всех звеньях системы непрерывного образования, подготовки высоко квалифицированных кадров. Ведь ни для кого сегодня не секрет, что применение информационно-коммуникационных технологий создает благоприятные условия для организации и управления образованием, обеспечения наглядности учебного материала в процессе обучения, и тем самым эффективность его усвоения.
Принимая во внимание положительную роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования в республике продолжается масштабная работа по развитию данной сферы. Создана правовая основа информатизации общества, принят ряд законодательных актов.
Результат проводимых в данной сфере реформ подтверждают и следующие цифры. К концу 2014 года число пользователей Интернет (вместе с пользователями мобильных телефонов) в республике достигло 10 миллионов человек.
С каждым годом расширяются масштабы работ по формированию Национальной информационной базы в сети Интернет. Интернет-ресурсы в большей своей части размещены и эффективно используются в сферах государственного управления, в системе образования и частном секторе,
Особенно велика их доля в образовательной системе. сегодня активно используются в системе образования такие интернет-ресурсы как http://www.ziyo.uz, http://ziyonet.uz (информационно-образовательный портал), http://www.natlib.uz (Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои), http://kitob.uz (Республиканская детская библиотека), http://referat.arxiv.uz (банк рефератов) и многие другие.
В банке только информационно-образовательного портала ZiyoNET на сегодняшний день размещено более 63 900 информационно-образовательных ресурсов. Это лекции, презентации, учебники и учебные, методические пособия, магистерские и докторские диссертации, авторефераты диссертаций, выпускные квалификационные работы, рефераты в области естественнонаучного, гуманитарного образования, техники и технологий, экономики и управления, культуры и искусства, правоведения и юстиции, педагогики, медицины и фармацевтики, военного образования, иностранных языков, которыми широко и эффективно пользуются учащиеся средних общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, студенты высших образовательных учреждений, научные сотрудники, исследователи.
До конца текущего 2015 года в рамках ряда проектов, реализуемых в рамках Государственной программы, направленной на использование самых современных информационных систем и программных продуктов в процессе управления и производства а республике во всех крупных компаниях республики будут внедрены информационные системы. Все эти задачи определены в Постановлении Президента Республики Узбекистан № ПП-2042 «О мерах по дальнейшему стимулированию производителей средств программного обеспечения в стране» от 20 сентября 2013 года.
Постановлением определены такие задачи, как создание единого электронного банка информации о производителях средств программного обеспечения, поддержка молодых программистов, занятых созданием перспективных проектов и инновационных компьютерных технологий, стимулирование разработки конкурентоспособной во внутреннем и внешнем рынках национальной программной продукции, определение приоритетных направлений создания программной продукции с учетом реальных потребностей секторов экономики, защита интересов отечественных производителей программных продуктов, оказание им помощи в продвижении их продукции во внутреннем и внешнем рынках.
В республике налажена работа и по совершенствованию и определению перспективных направлений индустрии программных продуктов. И в этой сфере обеспечена правовая база, основанная в ряде постановлений и государственных программ.
Как известно, в какой бы отрасли не применялись информационно-коммуникационные технологии, в решении различного рода вопросов применяются специальные программные средства, именуемые обобщенно практическими программными средствами. По применению и решаемым задачам, их разделяют на универсальные и специализированные программные средства. В последние годы в республике наблюдается устойчивый рост показателей разработки подобных программных средств.
По сведениям Агентства интеллектуальной собственности Республики Узбекистан, база зарегистрированных данных и программ для компьютеров увеличивается с каждым годом. Соответствено, расширяется сфера их применения..
Как отмечалось выше, в сефер образования программное обеспечение и базы даных применяются в организации и управлении образованием, обеспечения наглядности, комфортности обучения, обобщения учебного материала. Эти программные средства именуют педагогическими. Это различные электронные учебники, пособия, плакаты, виртуальные стенды, электронные энциклопедии и др.
Естественно, эти продукты в большинстве случаев разработаны опытными программистами в тесном сотрудничестве с педагогами и психологами, основываясь на их указаниях и консультациях. На сегодняшний день такие педагогические программные средства создаются и профессорами-преподавателями образовательных учреждений системы непрерывного образования.
Дает свои положительные результаты и создание ряда новых направлений образования и специальностей в высших образовательных республиках страны. Так, в направлении бакалавриата «Методика преподавания информатики» Ташкентского государственого педагогического университета имени Низами преподается ряд дисциплин, которые вооружают студентов знаниями в области создания педагогических программных средств.
Одним из такиз дисциплин является курс «Педагогические программные средства и технологии из создания», в результате изучения которого студенты получают прочные знания в области педагогичесих программных средств, их классификации, требований к созданию этих средств, возможностей программных средств, применяемый в даном процессе. В результате изучения этих программ формируются знания, навыки и умения применения текстового, графического, аудио- и видео, а также анимационного учебного материала.
Правильное направление этих знаний способствует созданию различного рода электронного учебного материала, педагогических программных средств.
К примеру можно назвать электронные пособия и учебники по информатике, информационным технологиям, процессиональному образованию (информатике), педагогическому Web-дизайну, компьютерным сетям, компьютерной графике, созданные профессорами-преподавателями кафедры Информатики и методики её преподавания ТГПУ имени Низами. Электронные пособия и учебники созданы с помощью программы Adobe Flash, и состоят из текстов лекций по предмету, практических (интерактивных) работ, видеоматериалов, контрольных тестов, толкового словаря терминов (глоссария) и презентаций.
Часть электронного пособия тексты лекций охватывает все темы учебного курса.
В части видео можно изучить основы программирования, наблюдая и слушая видеозанятия.
Контрольные тесты предназначены для определения степени усвоения, проверки студентами своих знаний по ознакомлению со сведениями по каждой теме. Результаты тестирования демонстрируются на экране, студент может узнать на сколько вопросов ответил правильно по каждому разделу, на какие именно вопросы ответил правильно, а на какие не правильно, и показатель успеваемости (в процентах).
Толковый словарь терминов состоит из толкований терминов по каждому разделу и общей тематике на трех (узбекском, русском и английском) языках.
Практические работы охватывают задания к практическим работам по всем темам учебной дисциплины. Пользователь, решая данные задачи, получает возможность проверить свои знания по предмету.
Презентации созданы по всем разделам по отдельности, а также по общей тематике. Ими могут пользоваться не только студенты, но и профессора-преподаватели.
Материал в каждом разделе электронного пособия дополняется материалом в следующем меню в различной форме (тесты, видел, презентации, практические работы, термины), что способствует расширению знаний обучаемых. Это, в свою очередь, ведет к эффективности образования.
Данные учебники и учебные пособия способствуют прочному усвоению студентами названных курсов, повышая их интерес к дисциплине, производительность труда как преподавателей, так и студентов.
В заключение хочется отметить, создание и внедрение в процессе обучения и воспитания педагогических программных средств повышает эффективность образования. Расширение масштабов разработки и внедрения необходимых в преподавании всех дисциплин практических (универсальных и специализированных) программных, в частности педагогических средств является достойным вкладом в дело подготовки современных высоко квалифицированных и конкурентоспособных кадров во всех сферах.
1. http://www.ccitt.uz — Государственный комитет Республики Узбекистан по связи, информатизации и телекоммуникационным технологиям.
2. http://www.ziyonet.uz — Информационная Образовательная сеть.
3. http://www.lex.uz — Национальная база законодательных актов Республики Узбекистан.
4. http://ictnews.uz — журнал ICTNEWS: информационные технологии в Узбекистане.
Основные термины (генерируются автоматически): средство, Узбекистан, программное обеспечение, внешний рынок, информационно-образовательный портал, непрерывное образование, общая тематика, различный род, учебный материал, электронное пособие.
Похожие статьи
Образование в Республике Узбекистан: модернизация.
Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.
Только в ВУЗах подготовлено свыше 1500 тыс. электронных учебников и учебных пособий, осуществляется проект по автоматизации.
Использование электронных учебных пособий в учреждениях.
Программная оболочка представлена «дружелюбным» простым интерфейсом, возможностью перехода к разным материалам через гиперссылки
Преподаватели учреждений профессионального образования подготовили электронные учебные пособия для студентов.
Электронный учебно-методический комплекс как компонент.
Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды. Формирование информационно-образовательной среды вуза. Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса.
Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане
Рынок экспортной разработки программного обеспечения в Узбекистане все еще находится на этапе своего становления, несмотря на уже успешно
Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала «Единое окно».
Анализ стратегии развития электронного университета.
‒ обеспечение доступа учебных учреждений к сети Интернет
Электронное образование способствует повышению эффективности процесса обучения за счет применения разнообразных наглядных (визуальных), текстовых и звуковых средств материалов.
Анализ и функционирование рынка информационных услуг.
Все высшие учебные заведения объединены в единую корпоративную сеть. Создаются информационно-ресурсные центры при ВУЗах, общее
Значительная часть обзора посвящена индустрии производства программного обеспечения в Узбекистане, которая характеризуется.
Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного.
непрерывное образование, Узбекистан, учебный процесс, школа, образование, электронный комплекс, конкурентоспособная экономика, образовательный процесс, начальная школа, информационная среда.
Стратегия формирования электронного университета.
Система информационно ресурсного центра. Система предназначена для управления электронными ресурсами и содержит базу данных электронных изданий книг и литературы различного жанра, учебных пособий, а также материалы по предметам.
Особенности проектирования и разработки электронных.
На рынке программных средств разработки гипертекстовых документов представлен широкий круг инструментов, среди которых
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост.
Образование в Республике Узбекистан: модернизация.
Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.
Только в ВУЗах подготовлено свыше 1500 тыс. электронных учебников и учебных пособий, осуществляется проект по автоматизации.
Использование электронных учебных пособий в учреждениях.
Программная оболочка представлена «дружелюбным» простым интерфейсом, возможностью перехода к разным материалам через гиперссылки
Преподаватели учреждений профессионального образования подготовили электронные учебные пособия для студентов.
Электронный учебно-методический комплекс как компонент.
Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды. Формирование информационно-образовательной среды вуза. Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса.
Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане
Рынок экспортной разработки программного обеспечения в Узбекистане все еще находится на этапе своего становления, несмотря на уже успешно
Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала «Единое окно».
Анализ стратегии развития электронного университета.
‒ обеспечение доступа учебных учреждений к сети Интернет
Электронное образование способствует повышению эффективности процесса обучения за счет применения разнообразных наглядных (визуальных), текстовых и звуковых средств материалов.
Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного.
непрерывное образование, Узбекистан, учебный процесс, школа, образование, электронный комплекс, конкурентоспособная экономика, образовательный процесс, начальная школа, информационная среда.
Анализ и функционирование рынка информационных услуг.
Все высшие учебные заведения объединены в единую корпоративную сеть. Создаются информационно-ресурсные центры при ВУЗах, общее
Значительная часть обзора посвящена индустрии производства программного обеспечения в Узбекистане, которая характеризуется.
Особенности проектирования и разработки электронных.
На рынке программных средств разработки гипертекстовых документов представлен широкий круг инструментов, среди которых
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост.
Стратегия формирования электронного университета.
Система информационно ресурсного центра. Система предназначена для управления электронными ресурсами и содержит базу данных электронных изданий книг и литературы различного жанра, учебных пособий, а также материалы по предметам.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru