Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Екатерина Александровна
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования обучающего программного педагогического средства на примере создания элементов обучающей презентации, что является примером возможности создания межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдорова Екатерина Александровна
Табличный процессор как средство проектирования контролирующих пособий
Методика создания мультимедийных пособий и программ
Методика создания мультимедийных пособий и программ
Разработка электронного контролирующего программного средства в Microsoft Excel 2010
Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста
2022-08-30 Совещание по вопросам использования библиотеки
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
EDUCATIONAL PROGRAM PEDAGOGICAL TOOLS
Design of program pedagogical tools allows to create educational, demonstration, training and supervising electronic tools for educational purposes. The article presents the design of a training version of the software teaching tool by creating elements of a training presentation that is an example of possible interdisciplinary connections through the use of information technology to solve problems in different domains
Текст научной работы на тему «Обучающие программные педагогические средства»
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА1
EDUCATIONAL PROGRAM PEDAGOGICAL TOOLS Е. А. Фёдорова
Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования обучающего программного педагогического средства на примере создания элементов обучающей презентации, что является примером возможности создания межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей.
Design of program pedagogical tools allows to create educational, demonstration, training and supervising electronic tools for educational purposes. The article presents the design of a training version of the software teaching tool by creating elements of a training presentation that is an example of possible interdisciplinary connections through the use of information technology to solve problems in different domains.
Ключевые слова: программные педагогические средства, информационные технологии, проектирование.
Keywords: program pedagogical means, information technology, designing.
Как стать методистом образовательных программ. Интенсив по созданию курсов
С развитием информационного общества актуализируются проблемы самообразования, непрерывного повышения квалификации, умения учиться самостоятельно на протяжении практически всего периода трудовой деятельности, что требует создания педагогических условий в виде автоматизированных информационно-профессиональных образовательных сред, одним из важных компонентов которых являются компьютеризированные обучающие программы. Разработка программ этого класса должна идти неотделимо от анализа эффективности их применения в образовательном процессе, и, как нам представляется, целесообразно рассматривать полный «жизненный цикл» (по определению И. В. Вельбицкого) педагогического программного продукта от момента зарождения идеи до ее воплощения в жизнь.
Разработка концепции проектирования новых технологий обучения (информационных и компьютерных) для учебного процесса педагогического вуза является актуальной проблемой теории и практики высшего профессионального образования и предусматривает решение следующих задач:
— внедрение новых информационных технологий в учебный процесс подготовки специалистов по всем существующим и вновь открываемым специальностям и направлениям образования, а также в систему подготовки кадров высшей квалификации, систему дополнительного образования и повышения квалификации;
— распространение достигнутых результатов, методик, методов, средств и технических решений в области новых информационных технологий в довузовскую под-
готовку с целью развития в университете системы непрерывного образования;
— создание, внедрение и использование перспективных электронных обучающих средств и систем: электронных учебников (энциклопедий); автоматизированных обучающих и контролирующих курсов; систем тестирования; систем электронного дистанционного обучения;
— создание, развитие и использование автоматизированных информационных систем: электронных библиотечных систем; электронных издательских систем; искусственного интеллекта.
Решению этих задач служит проектирование разнообразных типов педагогических программных средств (ППС), под которыми мы понимаем электронные средства, направленные на конструирование демонстрационных, обучающих, контролирующих и других систем, проектирование образовательных процессов, разработку методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Классифицируя программные педагогические средства, можно сказать, что средства обучающего типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции, поддающиеся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению учащимся порции информации и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от результатов, ученику либо предъявляют новые порции информации, либо предлагают заново изучить материал. В последнее время большое распространение получает обучение по программе с развитой стратегией обучения. Вместе с контролирующими
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование профессионального мышления учителя новой школы в процессе проектирования программных педагогических средств»), проект № 11-16-73007а/В.
программами обучающие программы на сегодняшний день является самым распространенным ППС.
Ниже приведен пример разработки элементом обучающих презентаций, чрезвычайно популярных среди учителей. Необходимо отметить, что к таким презентациям должны предъявляться следующие требования:
— в таких презентациях реализована возможность выбирать как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому;
— с помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете;
— слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя;
— пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации;
— пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих;
— требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки — он ожидает адекватной реакции на производимый выбор.
Задание 1. «Использование гиперссылок в презентациях»
Создать презентацию на свободно выбранную тему, отвечающую основным требованиям к обучающим презентациям. Предусмотреть возможность выбора последовательности изучаемых тем и сложности изучаемого материала.
Вид проектной деятельности:
— по количеству участвующих студентов: парный (групповой);
— по характеру поисковой деятельности: репродук-тивно-поисковый;
— по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;
— по срокам выполнения: краткосрочный.
Этапы выполнения задания
1. Создать управляющий слайд, на котором разместить меню.
2. Создать слайды по указанным темам.
3. На управляющем слайде выделить автофигуру «Новичок» для темы «Работа с текстом», вызвать контекстное меню (правая кнопка мыши), выбрать пункт меню Гиперссылка. В появившемся диалоговом окне выбрать «местом в документе» и указать номер слайда. Нажать «ОК».
4. На последнем слайде по теме «Работа с текстом» предусмотреть возврат к управляющему слайду. Это можно сделать либо с помощью гиперссылки, как в пункте 3, либо с помощью управляющей кнопки.
А. Выберите слайд, на который требуется поместить кнопку.
Б. В меню Показ слайдов выберите команду Управляющие кнопки, а затем — нужную кнопку, например Домой, Назад, Далее, В начало, В конец или Возврат.
В. Щелкните слайд.
Г. Убедитесь, что установлен флажок Перейти по гиперссылке. Нажмите кнопку ОК для вставки в список Перейти по гиперссылке предложенной гиперссылки или щелкните значок со стрелкой и выберите нужную ссылку.
5. Повторить действия 3 и 4 для всех объектов на управляющем слайде. Гиперссылку необязательно применять к автофигуре, ее объектом может быть и текст, и рисунок, и объект WordArt. В любом случае, старайтесь не загромождать презентацию.
6. Желательно также на управляющем слайде добавить возможность выхода из презентации.
Задание 2. «Настройка действия»
Реализовать в презентации простейшую проверку ответа на вопрос.
Вид проектной деятельности:
— по количеству участвующих студентов: парный (групповой);
— по характеру поисковой деятельности: частично-поисковый;
— по характеру разрабатываемой проблемы: практико-ориентированный;
— по срокам выполнения: краткосрочный.
Этапы выполнения задания
1. Поместить вопрос на слайд, добавить несколько вариантов ответа.
2. Выделить правильный ответ, в контекстном меню выбрать Настройка действия. В меню Действие по щелчку мыши выбрать Перейти по гиперссылке и Следующий слайд (это даст возможность ответа на следующий вопрос). Затем выбрать, например, звук «Аплодисменты» и нажать ОК.
3. Выделить неправильный ответ, в контекстном меню выбрать Настройка действия. Затем выбрать, например, звук «Хлыст» и нажать ОК. В этом случае перехода на следующий слайд не произойдет до тех пор, пока не будет дан верный ответ.
4. Повторить действие 3 для всех неправильных ответов.
Рис. 1. Пример управляющего слайда
Задание 3. «Триггеры»
Настроить анимацию для более эффектной демонстрации возможностей Power Point.
Вид проектной деятельности:
— по количеству участвующих студентов: парный (групповой);
— по характеру поисковой деятельности: творческий;
— по характеру разрабатываемой проблемы: практи-ко-ориентированный;
— по срокам выполнения: краткосрочный.
Этапы выполнения задания
1. На слайде разместить объекты. Заранее продумать, каким образом к ним будет применена анимация и триггер.
Например, для можно указать для всех объектов анимацию Пути перемещения (для устройств ввода — в левую часть слайда, для устройств вывода — в правую).
2. Задать анимацию.
3. Привязать эффект анимации к объекту, чтобы он запускался по щелчку на картинке. Для этого объекта использовать переключатели. Щелкнуть стрелку рядом с эффектом в области задач, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Время. Нажать кнопку Переключатели в левой нижней части окна.
Выбрать параметр Начать выполнение эффекта при щелчке.
Будет отображен список. Выбрать нужный элемент из предложенного списка.
До последнего времени вопрос разработки педагогических программных средств и необходимого инструментария для их создания был прерогативой специалистов по программированию, которые не обладали необходимыми знаниями по психологии и методике обучения, недостаточно были знакомы даже с общими вопросами теории обучения. Поэтому в обучающих программах предшествующих лет существовал уклон в сторону технологии программирования, а не в сторону управления познавательной деятельностью обучающегося и методики изучения предмета. Другая крайность при разработке программных педагогических средств — попытка разработки
Распределите устройства компьютера по ДnriilM
Рис. 2. Пример расположения объектов на слайде
CeifXTt | С, S UK. 1
1 О ~tpe*+»TSTb rw мвериетн Bio^aiiMif-n
1 О nt в тал в rk neaw-яеяьмк-‘!« шя
Рис. 3. Настройка эффекта анимации
последних педагогами, слабо владеющими современными технологиями и языками программирования, что также обедняло разрабатываемые педагогические программные средства с функциональной точки зрения. Выбор и применение компьютеризированного средства обучения должны быть научно обоснованы и методически грамотно включены в образовательный процесс.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: моногр. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
АУДИТОРНО-ДИСТАНТНАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
LECTURE-DISTANT TEACHING FORM OF THE COURSE «INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION»
B. П. Пустовойтов
Аудиторно-дистантная форма обучения при преподавании информационно-технологических дисциплин позволяет оптимизировать процесс обучения и
A. V. Kravchenko, V. P. Pustovojtov
Lecture-distant teaching form of the information technology course allows to optimize educational process and to make the most efficient use of time intended for
Источник: cyberleninka.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
1.1 Основные понятия и классификация педагогических программных средств
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы обучения, основанные на активных самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют иллюстративно-объяснительные и демонстрационные методы, ориентированные в основном на коллективное восприятие информации. При этом, компьютерной программе, используемой в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции, и такая программа строится сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к программным средствам учебного назначения. Вместе с тем, методика преподавания каждого учебного предмета, учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки.
Компьютерной учебной программой (КУП) будем называть любое программное средство (систему), специально разработанное или адаптированное для применения в обучении.
На основании проведенного анализа материалов научно-методических изданий и опыта применения информационных технологий в учебном процессе предлагается следующая типизация КУП в зависимости от их назначения. Предложено выделить три вида КУП:
· педагогические программные средства (ППС),
· информационно-поисковые справочные программные системы (ИПСПС),
· обучающие программные системы (ОПС).
Программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
Педагогические программные средства являются главной частью компьютерного программно-методического комплекса, включающего кроме педагогических программных средств методическое и дидактическое сопровождение данных программ.
Средства вычислительной техники должны поступать в систему образования с программным обеспечением, ориентированным на задачи обучения различным дисциплинам. Проблема создания и использования компьютерных учебных программ продолжает оставаться актуальной. Педагогическая ценность и качество педагогических программных средств зависит от того, насколько полно учитываются при его разработке комплекс требований, предъявляемый к ним.
Весь программно-методический комплекс компьютерных педагогических технологий (ПМККПТ) можно разделить на две группы:
· ПМККПТ поддержки традиционных педагогических технологий;
· ПМККПТ технологии трехэлементной педагогической системы «Учитель-компьютер-учащийся (группа учащихся)».
Системные требования к ПМККПТ первой группы вытекают из задач, которые необходимо решать педагогу при организации эффективной учебно-познавательной деятельности (УПД) обучаемых.
В соответствии с этим принципом все ПМККПТ можно разделить на следующие группы:
· ПМККПТ создания информационного потока. Задачей этих ПМК является обеспечение обучаемых всей информацией, необходимой им для эффективной учебно-познавательной деятельности.
· ПМККПТ овладения понятийным аппаратом, включающим в себя как УПД по овладению определением понятия, так и УПД по овладению объемом понятия.
· ПМККПТ овладения фактологическим материалом, включающим в себя все утверждения, явления и их описания, факты и т.д. соответствующей предметной области.
· ПМККПТ овладения операциональным умением и формирования операционного навыка.
· ПМККПТ применения операционального умения или навыка, содержащие задания нарастающей сложности (от применения навыка в рафинированной ситуации до его применения к решению нестандартных творческих задач).
· ПМККПТ контроля результатов УПД учащихся. Задания этих ПМККПТ должны допускать дифференциацию в соответствии со структурой учебных результатов, в соответствии с принятой системой оценки результатов УПД, со скрытой или открытой формой контроля, линейного или графового выбора заданий и т.д.
· ПМККПТ диагностики причин учебных затруднений, в которых система диагностики может быть устроена по линейному или исчерпывающему принципу.
· ПМККПТ устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках обучаемых, построенные с учетом графа преемственности элементов знаний и операциональных умений и навыков.
· ПМККПТ организации творческой УПД обучаемых. ПМККПТ данного типа должны позволять учащемуся не просто потреблять накопленное до него знание, но и создавать новое собственное знание.
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС.
По методическому назначению ППС могут быть:
· компьютерные учебники (уроки);
· контролирующие (тестовые оболочки);
· демонстрационные (слайд или видео-фильмы);
· досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).
Обобщим представления о возможностях отдельных видов ППС:
Компьютерный учебник — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума и обладает следующими свойствами:
· обеспечивает оптимальную для каждого конкретного пользователя последовательность и объем различных форм работы с курсом, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых задач, проведения самостоятельных исследований и формирования мотивов дальнейшей познавательной деятельности;
· обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;
· прививает навыки исследовательской деятельности;
· экономит время учащегося, необходимое для изучения курса.
Компьютерный учебник может быть реализован в виде книги с комплектом дискет или CD-ROM. Книга представляет собой руководство по изучению курса, которое содержит:
§ изложение теории, примеров, методов решения задач;
§ рекомендации для обращения к программным продуктам;
§ все инструкции по работе с программной частью комплекса;
§ средства контроля знаний.
Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Предоставляют вспомогательные средства (калькулятор, таблицы, «записная книжка», автоматическое решение подзадач и т.п.). Как правило, включают режимы: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль.
Контролирующие программы это программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний.
Программные средства для контроля и тестирования уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Это особенно актуально в условиях массового образования.
Кроме того, исключается субъективность оценки знаний. Появляется возможность многократного и частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала. Тестовые программы отличаются особой системой контрольных вопросов.
Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других — измерительные установки. Сокращаются затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лабораториях.
Источник: studentopedia.ru
Что такое ППС?
Программно-педагогически средства (ППС) представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий (Разработка педагогического программного средства по дисциплине «Математические методы в педагогических исследованиях», Володько К.А.)
Нет единой классификации ППС, для дальнейшей работы остановимся на одной из них:
- Компьютерная учебная среда обеспечивает достижение педагогических целей путем управления процессом познания окружающего мира.
- Компьютерная обучающая программа обеспечивает достижение заданной дидактической цели при обучении.
- Автоматизированная обучающая система (АОС) представляет собой человеко-машинный комплекс, предназначенный для управления познавательной деятельностью в процессе обучения.
- Электронный учебник представляет собой совокупность предъявляемых обучающемуся с помощью компьютера информационных страниц.
- Экспертно-обучающая система обладает возможностью “подстройки” под уровень обучающегося, определения количества усвоения им знаний.
- Авторская инструментальная среда (АИС) предназначено для создания педагогических программных средств.
- Контролирующая программа контролирует процесс обучения и обеспечивающее обратную связь.
- Компьютерные имитаторы технологического оборудования имитируют реальные процессы и ситуации перед пользователем с целью закрепления требуемых умений и навыков.
- Демонстрационная программа визуализирует информацию о процессах и явлениях окружающего мира.
- Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации.
Можно купить готовые ППС для своей учебной дисциплины, а можно их создать самостоятельно.
Источник: elenavo.jimdofree.com