В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья. Разработки и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных методик, рассчитана на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Система воспитания детей — модель развития ребенка
Какие же современные подходы и технологии можно применить для формирования сенсорных представлений? Мы в своей практике применяем:
Нетрадиционный наглядно-дидактический материал, звуковые панно, лего- технологию и конструирование, экспериментирование, арт – технологию.
Использование нестандартных пособий вызывает у детей интерес , дополнительный стимул активизации сенсомоторной деятельности .
Формируют представления о цвете, величине, форме, положении в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, образное мышление, речь и воображение.
Использование дидактических пособий из цветных крышек.
Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, разного размера привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с раннего возраста. Все пособия, изготовленные из цветных крышек привлекательны, безопасны, оригинальны, просты в изготовлении и использовании. У детей формируются представления о сенсорных эталонах (цвет и его оттенки, размер, количество, форма, ориентировка в пространстве).
Можно использовать разноцветные крышечки для выкладывания мозаики по образцу.
Сенсорные коробки –являются универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.). Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
Сенсорное развитие детей. Сенсорное восприятие
Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Бизиборды – это специальные развивающие доски для детей, на которых расположены различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д. С помощью них ребёнок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.
Можно использовать пособия, которые предлагают разные варианты развития осязания. Основная цель — развитие тактильных ощущений и обучение детей целенаправленному и сознательному ощупыванию, анализу и запоминанию полученных ощущений. При этом одна из задач использования данных материалов— знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами. Это могут быть различные панно, тактильные доски, дорожки, панели, сенсорные книжки, доски, коврики, и т. д.
Звуковое панно. В век модернизации, компьютеризации и сенсорных телефонов, молодые семьи окружают себя вакуумом, некой скорлупой. Уже в раннем возрасте ребенок получает в руки пульт от телевизора, мышку от компьютера, модный телефон. Мы прекрасно знаем, что окружающий мир ребенком воспринимается через сенсорные эталоны.
В соответствии с современными требованиями к организации развивающей среды для дошкольников, активно создаются развивающие зоны в групповых комнатах, имеющие в себе сенсорно — тактильную направленность. Педагоги, учитывая индивидуальные особенности детей и интересы каждого ребёнка, приобретают специальные звуковые панно, использование которых помогает детям в ненавязчивой форме овладеть необходимыми сенсорными умениями, обогатить тактильные ощущения.
Основными целями занятий с использованием сенсорных панно являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка через гармонизацию его внутреннего мира.
ЛЕГО-технологии — развивающие конструкторы, получившие свое название – ЛЕГО и обладающие большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. Лего-технология непосредственно связана с сенсорным воспитанием, так как в процессе конструирования идет формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положению в пространстве.
При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий.
С детьми раннего возраста используются конструкторы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Знакомство происходит постепенно от простых моделей к более сложным. Используются дидактические упражнения и ситуации, при которых дети учатся различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам. Например, дидактическая игра «Дорожки» (цвет), дидактическая игра «Двойняшки» (форма), дидактическая игра «Башни» (величина) и т. д.
Рядом могут находится также игрушки, которые соразмерны создаваемым постройкам (машинки, животные, предметы домашнего интерьера и др.).
Экспериментирование.
Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Экспериментальная деятельность способствует формированию познавательного интереса, представлений о свойствах и качествах предметного мира, развитию наблюдательности, познавательной мотивации и является средством сенсорного развития. Экспериментальная деятельность обогащает чувственный опыт детей через совершенствование всех видов анализаторов.
Экспериментирование с водой и снегом, песком.
Игры с песком и водой вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие. Песок — прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Волшебные камни.
Используется в экспериментировании и другой материал, такой как разные камушки, бумага, лоскутки ткани и т. д.
Камни можно рассматривать, сравнивая по размеру, цвету, форме, весу, количеству, разбирать, сортировать, использовать в конструировании; раскрашивать; опускать в воду, доставать из воды , выкладывать узоры на песке, на бумаге, прятать в песке и находить и т. д. ( «Собери бусы, чередуя по цвету или форме», «Разноцветные дорожки», «Узор» и т. д.).
При помощи опытов с бумагой дети узнают, что бумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; бумага может быть тонкой и толстой, она может рваться, сминаться, намокать, из неё можно делать различные поделки.
Использование природного материала: жёлуди, шишки, каштаны, сухие листья
Так же можно использовать различный природный материал (жёлуди, шишки, каштаны, семена растений, сухие листья).
Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т. о. непосредственно, с помощью органов чувств, дети воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.
Арт-технологии.
Слово «Арт» переводится как «искусство», в широком смысле – творчество и опирается на эмоции, настроение человека. Мы используем тестопластику и нетрадиционную технику рисования.
С помощью тестопластики происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, повышается способность к тонкому восприятию формы, цвета, размера, т. е. сенсорная чувствительность. При лепке задействованы все 10 пальцев, а также обе ладони.
Дети знакомятся со свойствами теста (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), осваивают пластический материал: месят, прихлопывают, ставят отпечатки, отрывают и отщипывают кусочки, снова соединяют вместе, сминают, сжимают, сплющивают, протыкают дырочки концом карандаша или палочки, видят основные формы предметов, выделяют их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивают похожие по форме предметы, создают простейшие формы: раскатывают цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; шар (колобок) круговыми движениями ладоней, преобразуют в иные формы: шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину, создавая при этом выразительные образы: мячики, яблоки, печенье, пряники, жучки, карандаши и т. д., пользуются стекой для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).
Нетрадиционная техника рисования . В процессе рисования с помощью нетрадиционных техник у малышей формируются перцептивные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Использование разнообразных приёмов, а также материалов различных фактур в процессе нетрадиционного рисования способствует наиболее эффективному решению задач сенсорного развития детей раннего возраста. В раннем возрасте можно использовать рисование манкой, отпечатками картофеля, ладошками, пальчиками, ватными палочками, рисование на песке
Итак, совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» (3 фото)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 3» ЛЕВОКУМСКОГО РАЙОНА
воспитателем
Публикация «Опыт работы по теме „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Мой опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что работу по сенсорному развитию необходимо вести планово и систематически, с постепенным нарастанием сложности, переходя от конкретного показа к словесным инструкциям и указаниям. С учётом этих условий я разработала перспективно – тематический план игр для развития сенсорных навыков, конспекты игр и занятий по сенсорному развитию, карты наблюдений за уровнем сенсорного развития детей, план индивидуального развития детей по сенсорному воспитанию.
Считаю, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми, должны быть соблюдены необходимые условия:
• Последовательное и планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой;
• Совмещение в деятельности ребёнка элементов игры;
• Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;
• Привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, т. к. не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.
Дети многое узнают о разных предметах: об их значении, о внешнем виде, свойствах (форма, цвет, величина, вес, качество материала, запах и др.). У детей при этом развивается и совершенствуется восприятие. Я учу детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью.
Большое внимание я уделяю играм с предметами, которые ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.
В ходе НОД с дидактическими игрушками решается широкий круг воспитательно-образовательных задач : развитие восприятия, мышления, памяти, воображения и др. психических функций. Формирую умение детей ориентироваться в различных свойствах предметов, не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. Совершенствую моторику пальцев детей, координацию движений левой и правой руки, пробуждаю познавательную активность. Особенно хочется отметить мой опыт работы с пирамидкой, действия с которой не только обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как нанизывание, разъединение, составление по убыванию и возрастанию колец у детей развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Эффективны приё мы по обучению малышей действиям с геометрическими телами-вкладышами: конусами, цилиндрами, кубами. Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание я уделяю такому действию, как выкладывание предметов в коробки разной формы. Очень интересно и занимательно провожу НОД по художественному конструированию, когда дети выкладывают различные изображения из геометрических форм. Значительно расширяются умственные способности ребёнка при выполнении действий по картинке (соотношение реального предмета и его изображения).
Действуя с дидактическими игрушками, ребё нок учится решать простые умственные задачи: поставить рядом два предмета одного цвета; сравнить, какой предмет больше, какой меньше; выделить предмет из общей массы и др.
Большое внимание я уделяю ознакомлению детей с цветом. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый, зрительный образ цвета. Очень важно, чтобы различие цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому, знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. По моему мнению, чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
• Предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызвать эстетическое отношение;
• Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.
Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шёлка, пластмассы, картона, дерева.
Работу по восприятию цвета с детьми раннего возраста я начала с оформления групповой комнаты, используя чистые цветовые насыщенные тона. Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Уже в прихожей ребят встречает уютная обстановка, красочный родительский уголок.
Дверцы гардеробных шкафов разного цвета. Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате: фотографии детей расположены на весёлом паровозике; в сенсорном уголке три грибочка разной величины; детям улыбается солнышко; на дереве сидят весёлые птички; в физкультурном уголке зайка и мишка играют в мяч. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.
В начале учебного года проводится диагностика, которая даёт полное представление, какие сенсорные свойства дети усвоили, а какие вызывают у них затруднения. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различают основные цвета.
Анализируя результаты диагностики, появилась необходимость составить карты наблюдений на каждого ребёнка, имеющего низкий уровень развития познавательной деятельности. В данных картах отражён план наблюдений, который поможет отследить динамику по ознакомлению детей с цветом, выделить последовательность действий воспитателя, определить продолжительность и периодичность наблюдений.
Каждое из наблюдений проводится в три замера при помощи таких игр как: «Весёлые предметы», «Подбери такой же», «Собери цветок», «Листопад», «Ёлочки и грибочки».
Работу по восприятию цвета провожу с учётом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаю задания в облегчённом варианте.
В своей работе я использует игры-самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Рыбки и хвостики», «Бабочки и крылья», которые вызывают у ребят большой интерес.
В повседневной жизни дети постоянно совершенствуют свои сенсорные способности, складывая игрушки, размещая их на полках, учитывая при этом величину, форму, цвет. За обеденным столом, во время прогулки, при одевании мы с детьми постоянно обращаем внимание на различие и сходство предметов по их признакам.
Так же я работаю в тесном контакте с родителями. В работе с семьёй использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Провожу родительские собрания, клубы, игровые занятия «Воспитание чувств в системе Монтессори, сенсорные упражнения», практические консультации «Обогащение сенсорного опыта ребёнка 2-3 лет, посредством дидактических игр», «Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию», беседы, выставки. Подробно рассказываю родителям о содержании работы по знакомству малышей с цветом, о важности своевременного воспитания цветового различия, а также о том, какая работа должна проводиться с детьми в семье. Совместная работа с родителями оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
Существенным является и такой фактор, как закрепление знаний в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности, в игре и т. д. Вся работа с детьми организована таким образом, что создаёт хорошее настроение, доставляет им удовольствие. Ребёнок постоянно радуется своим достижениям, именно эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста и играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания.
Источник: www.maam.ru
Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания детей раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения ( цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Значение такого сенсорного воспитания очень важно — ведь оно является основой для интеллектуального развития, помогает развить наблюдательность, воображение, способствует улучшению зрительной, слуховой, моторной и образной памяти. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее . Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания.
2) полное и объемное восприятие окружающего мира.
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
Первый год жизни
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны . В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами : образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности — своя сенсорная основа.
Второй год жизни.
В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением.
Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат. Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.). Таким образом ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме.
Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого. Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. Ходит уверенно.
Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда.
Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий.
Третий год жизни
Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух.
Детские психологи считают: переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры – вкладыша.
Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию – не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию – опять неудача.
И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме – ведь рука уже два года «учила» мозг.
Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете — его функции, выраженной в названии предмета. Важно, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов.
Четвёртый год жизни
Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет готовить руку к письму.
Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».
В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки».
Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища). Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом.
Рука как бы учит глаз. Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка).
2) формирование представлений о сенсорных эталонах.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться спредстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Правила, общие для многих видов обследования :
· восприятие облика предмета ;
· мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др . ) ;
· пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д. ) ;
· вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям ;
· повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
На занятиях рисованием, лепкой , аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве. Во время занятий развивается не только рука, но и речь ребёнка . повышается концетрация внимания, ведь ребенок знакомится предметами разного цвета, формы , величины.
Диагностические карты (отслеживаем навыки ребёнка):
Держать правильно карандаш, кисть
Источник: nsportal.ru