Какие программы используются педагогом при организации учебного процесса

Л.И.Долинер предлагает программные продукты, созданные для учебного процесса, делить на три группы:

1. программы, используемые в учебном процессе и решающие дидактические задачи;

2. программы, предназначенные для разработки программ учебного назначения;

3. программы, обеспечивающие организацию учебного процесса (табл.).

Дидактические возможности программных средств учебного назначения. Программные средства учебного назначения обычно предназначаются для использования в традиционном образовательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях. Исследование содержания, способов и средств разработки программных средств учебного назначения позволили выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе.

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
  • визуализировать учебную информацию;
  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
  • развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
  • усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или «вкрапления» игровых ситуаций);
  • формировать культуру познавательной деятельности и др.

Классификация программных средств учебного назначения

Педагог результата. Педагог процесса. Кем быть?

Программные средства

учебного назначения

2

Электронный

учебник

Электронное

пособие

Тренажер

Контролирующие программы

Вспомогательные средства

Справочные

Перечень и пути создания ПСУН.

Перечень ПСУН в настоящее время включает в себя:

· электронные компьютеризированные) учебники и учебные пособия;

· электронные лекции, обучающие и контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения;

· сборники задач, заданий и примеров (ситуаций);

· компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов учебных занятий.

Анализ и обобщение вариантов разработки ПСУН показал, что в настоящее время существует четыре возможных пути создания ПСУН с помощью:

· прямого программирования на языке высокого уровня;

· использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, РосНИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

· заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН;

Современные образовательные технологии и педагогические инновации

· инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не владеющему языками программирования.

Схема ознакомления с ПСУН и его анализа
1. Название программы.
2. Учебный предмет (предметы).
3. Минимальные требования к компьютерной технике и программного
обеспечение:
— тактовая частота процессора;
— объем оперативной памяти;
— тип видеокарты и объем видеопамяти;
— тип и версия операционной системы.
4. Год выпуска, версия.
5. Тип программы согласно классификации.
6. Мультимедийность — наличие и качество:
— текстовой информации;
— графических изображений;
— анимаций;
— видеофрагментов;
— звукового сопровождения.
7. Возможность копирования информации.
8. Возможность работы в сети.

Ориентировочные этапы установки программ
1. Запуск установки (файлы Setup.exe, Install.exe).
2. Ознакомление с лицензионным соглашением.
3. Выбор места расположения программы (по умолчанию C:Program Files).
4. Выбор метода установки (минимальный, полный, выборочный).
5. Установка параметров запуска, отображения программы и ее ярлыков.

Читайте также:
Виды программ на английском

Источник: studopedia.ru

4.4. Виды программных педагогических средств

Для использования в учебно-воспитательном процессе по курсу ОБЖ обычно выделяют инструментальные и педагогические программные средства (ППС).

ППС предназначены для использования в учебном процессе, а инструментальные программные средства — для автоматизации процесса создания ППС.

Под педагогическими программными средствами (ППС) пони мается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым. Программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирование знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это их основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ (инструментальных систем, сред и пакетов). С эволюцией инструментальных систем и электронных сред развиваются и педагогические программные продукты.

Педагогические программные средства классифицируют в зависимости от типа решаемых педагогических задач.

  • По дидактическим целям ППС разделяют на группы для: актуализации знаний; формирования знаний, умений, навыков (ЗУН); закрепления ЗУН; контроля; обобщения и систематизации знаний; совершенствования знаний.
  • По назначению обычно выделяют ППС: информационные; контролирующие; демонстрационные; имитационно-моделирующие; тренажерные; справочные; расчетные.
  • По принципам управления процессом обучения выделяют: разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому); замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС), с управлением по процессу учения, с управлением по результату учения, с управлением по процессу и результатам учения.
  • По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС: неадаптивные, частично адаптивные, адаптивные.
  • По назначению: компьютерные и учебные программы, репетиторы, электронная библиотека, энциклопедии.
  • мультимедийность;
  • интерактивность;
  • адаптивность учебного материала;
  • дружественный интерфейс;
  • независимость содержания обучения от социальных условий;
  • комфортность для пользователя;
  • педагогическая нейтральность индивидуальной работы учащихся во вне учебное время.
  • время включения в урок не более 15-20 минут в 2-3 приема;
  • органически сочетать с другими средствами и видами деятельности;
  • не замещать реальный эксперимент демонстрацией.
  • проблемные;
  • развивающие;
  • программирующие познавательную интеллектуальную деятельность.

Источник: studfile.net

2.3. Программные средства учебного назначения

Применительно к традиционному учебному процессу выделяют следующие методические цели использования программных средство учебного назначения:

-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

-осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

-высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

-визуализировать учебную информацию;

-моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

-проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

-формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

-развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Перечень программных средство учебного назначения на современном этапе включает в себя:

Читайте также:
Закрывается программа adobe reader

электронные (компьютеризированные) учебники;

электронные лекции, контролирующие компьютерные программы;

справочники и базы данных учебного назначения;

сборники задач и генераторы примеров (ситуаций);

компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающая программа (ОП) — это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Основные направления компьютерных технологий с точки зрения используемого программного обеспечения представлены на рисунке 2.3

Рисунок 2.2- Компьютерные технологии в профессиональной деятельности педагога (используемое ПО)

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

использование автоматического устройства;

индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым студентом;

учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия, следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать способность студентов ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Читайте также:
Лучшие профессиональные астрологические программы

Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому обучающемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским:

возможность быстрого поиска по тексту, не всякая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен, отсутствие такого ограничения — неоспоримое преимущество электронного учебника;

организация учебной информации в виде гипертекста.

Гипертекст — возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала;

наличие мультимедиа — богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления.

Мультимедиа, открывает разнообразные возможности для передачи всего дидактического и учебного материала на экран компьютера, т.е. текстов, изображений, схем, таблиц, графиков, видео (рисунок 2.3). При этом целью является систематическая и вместе с тем ясно структурируемая навигация, которая предусматривает различные пути освоения материала;

Рисунок 2.3-Медиа-структура учебника

наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний.

При создании электронных учебников нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст. В результате появятся некоторые преимущества в плане поиска и гиперссылок, но такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу. Поэтому, при создании электронных учебников целесообразны:

-иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими, чтобы их было проще читать на экране;

-разделение материал на несколько контекстов и визуально их выделить;

-после изучения очередного модуля приобретенные учащимися или студентами знания следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав электронного учебника;

-уделение особого внимания интерфейсу пользователя;

-сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста. Сокращения, встречающиеся в тексте, должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму. Отсутствие нагромождений, тщательное структурирование информации. Наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков для того, что бы весь текст легко просматривался. Каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста, при этом основная идея абзаца должна находиться в самом его начале. Целесообразно использование табличного формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

-архитектура учебника должна включать графическое обеспечение, которое позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru