Формы реализации образовательной программы
В ФГОС дошкольного образования прописано: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Какие же формы и методы теперь необходимо использовать воспитателю или специалисту детского сада?
Вот некоторые формы реализации образовательной программы в соответствии с видом детской деятельности.
Игровая деятельность: игры с правилами, творческие игры (сюжетно-ролевые и театрализованные), подвижные игры, дидактические игры, игровые упражнения, путешествия, пальчиковые игры.
Самообслуживание, элементарный труд: тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, дежурства, выполнение поручений, труд на групповом участке.
Двигательная деятельность: утренняя зарядка, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая, дыхательная гимнастики, выполнение игровых упражнений.
Алгоритм для учителя: «Как в тематическом планировании уже разработанной рабочей программы учителю-п
Коммуникативная деятельность: беседы и ситуации, ситуативные разговоры, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песен, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов (по картинкам, игрушкам, из личного опыта).
Изобразительная деятельность и конструирование: творческие мастерские, макетирование, игры с конструкторами, изготовление подарков, оформление выставок и мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов.
Восприятие произведений художественной литературы: чтение, беседы, разучивание стихотворений, викторины, драматизации.
Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за природой, проведение опытов и экспериментов, культурно-смысловые контексты (Путешествие по карте, Путешествие по реке времени), ситуации, моделирование, просмотр (альбомов, книг, видео), встречи с интересными людьми, экскурсии, коллекционирование.
Проектная деятельность: создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра.
Игровая ситуация — форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.
Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФОП дошкольного образования
Мастерская — форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.
Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.
Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.
Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка со своим социальным окружением.
Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.
Формы работы с детьми делятся на 3 группы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Занятия – это организационная форма работы, элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части образовательной программы.
По дидактическим задачам занятия делятся на следующие группы:
- занятия усвоения новых знаний, умений;
- занятия закрепления ранее приобретенных знаний, умений;
- занятия творческого применения знаний и умений;
- комплексные занятия;
- комбинированные занятия;
- интегрированные занятия;
- контрольные занятия (проверочные) занятия.
На занятиях необходимо использовать проблемные ситуации, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления). Методы и приемы, формы работы с детьми должны способствовать развитию у детей инициативы, самостоятельности, обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации, осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Методы реализации образовательной программы
Методы — упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод — предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- репродуктивный метод — создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения — постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
- исследовательский метод — составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность — интегративный метода проектов).
Средства реализации образовательной программы — это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Источник: www.pedkabinet.ru
Планирование учебного процесса
Педагогический процесс, являясь целенаправленным и организованным, требует для реализации продуманности и плановости. Периодически возникают как в теории, так и на практике, тенденции отмены планирования работы учителя, обосновывая это тем, что план ограничивает свободу и творчество учителя. Однако специфика педагогического творчества во многом определяется именно тем, что оно возможно, когда все организационные вопросы решены в ходе планирования, да и сам процесс планирования в работе учителя является творческим. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», — считал Джон Дьюи.
Оптимальной формой современного перспективного планирования является технологическая карта (ТК), которая разрабатывается на учебную тему (раздел) и служит основой для составления поурочных планов. Учитель разрабатывает ТК самостоятельно, исходя из своих творческих возможностей и квалификации, уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированное™ общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения.
ТК позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам. ТК предусматривает планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.
Структура ТК включает: название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы: метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Преимущества технологической карты:
- • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- • освобождается время для творчества учителя;
- • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
- • обеспечивается повышение качества образования. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- • используются эффективные методы работы с информацией; познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Как правило, ТК разрабатывается на основе блочного планирования изучения учебного материала. Алгоритм блочного планирования:
- • учебный материал раздела (темы) делится на блоки — логически завершенные части;
- • определяется количество уроков, необходимых для изучения каждого блока;
- • по каждому блоку определяются преобладающие методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся с учетом их возможностей и способностей, а также особенностей учебного материала;
- • применительно к учебному блоку конкретизируются знания, которые должны усвоить учащиеся; умения, навыки и способы деятельности, которыми они должны овладеть;
- • планируется система контроля знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся по каждому блоку, форма итогового контроля но теме (разделу). Система контроля должна включать в себя элементы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, учительского и административного контроля.
Анализируя в процессе планирования программу учебного предмета, рекомендуется предварительно составить карту по курсу, обозначив стержневые линии курса, ведущие знания, дополнительные знания, сопутствующее повторение, трудноусваиваемые темы, внутрипредметные связи, межпредметные связи, пути преодоления затруднений.
Планирование в форме ТК организует деятельность учителя при подготовке к системе учебных занятий по блоку, дает ему возможность:
- • маневрировать учебным материалом исходя из реального темпа его усвоения, овладения учащимися умениями, навыками и способами познавательной деятельности и на основе этого детально разрабатывать поурочные планы;
- • более эффективно организовывать учебный процесс;
- • управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных успехов, своевременно выявлять трудности, испытываемые учащимися, и оказывать им дозированную помощь.
Источник: studme.org
Какие программы используются педагогом при организации а также планировании учебного процесса
НАВИГАТОР по образовательной программе дошкольного образования
Образовательная программа
Размер файла: 469.04 кб
Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой «Воспитательный потенциал основной образовательной программы дошкольного образования»
Размер файла: 226.19 кб
Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой, С.Л. Кривецкой АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева
В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией стоит задача проектирования основной образовательной программы. Это непростая задача, так как на сегодняшний день недостаточно научно-теоретическое обоснование проектирования дошкольных образовательных программ, а накопленный практический опыт имеет как ряд достоинств, так и широкий спектр ошибок.Научно-теоретическое обоснование проектирования основной образовательной программы требует обращения к понятию и этапам проектировочной деятельности, которые раскрываются в теории проектирования образовательных систем.
Проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности. Проектирование в образовании связывают с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса.Целью проектирования основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования.
Следовательно, результатом проектирования выступает проект образовательного процесса, который показывает отличия нового образовательного процесса от существующего. Кроме самой образовательной программы продуктом проектирования становится программа её реализации в практике работы детского сада, которая фиксируется в локальных актах.Различные логики деятельности проектирования отражены в работах В.В.
Загвязинского, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясова, М.В. Кларина, В.Ю. Кричевского и др.). На основе данных работ может быть выделена следующая логика проектирования ООП дошкольного образования.
Первый этап проектирования – это анализ образовательной ситуации, выявление противоречий, выявление проблем для решения и их диагностика.