Какие программы использует учитель при планировании и организации учебного процесса

Планирование — это определенные гипотетические (прогнозные) действия людей, составляющих какие-либо предположения по устройству, расположению вещей и явлений. Планирование всегда основывается на данных, которые получены раньше, т.е. на прогнозе. Чем точнее предсказание, суждение о дальнейшем течении, развитии событий, тем большей ценностью может обладать план. Вопрос «планировать или не планировать» имеет однозначный ответ, который не зависит от социальной моды: «Планировать надо всегда, основываясь на надежном прогнозе!»

Качество планирования зависит также от способа его разработки. Из Приложения 13 можно получить поверхностное представление о многообразии уже существующих способов, диапазон которых в связи с прогрессом электоронно-вычислительной техники продолжает расширяться.

Совершенствование учебного процесса в значительной степени определяется качеством его планирования, от которого зависит логическая последовательность и четкая согласованность функционирования всех его звеньев.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Планирование призвано обеспечить правильное распределение изучаемого материала, постепенность, последовательность и систематичность передачи знаний и навыков обучаемым в каждом семестре, научную организацию труда преподавателей, оптимальное распределение нагрузки по часам, дням и неделям, эффективное использование учебно-материальной базы, взаимосвязь содержания плановых учебных занятий с консультациями и самостоятельной работой.

Учебный процесс включает организацию и проведение:

  • ? всех видов учебных занятий;
  • ? педагогических практик и стажировок преподавателей;
  • ? культурно-массовых и спортивных мероприятий;
  • ? самостоятельной работы студентов;
  • ? учебно-тренировочной работы со спортивными командами;
  • ? всех видов контроля за уровнем знаний, умений и навыков студентов по учебным предметам;
  • ? методической работы преподавательского состава;
  • ? мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.

Все элементы учебного процесса органически взаимосвязаны и призваны обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в установленные сроки.

Целью планирования учебного процесса является объединение всех видов учебных занятий и работ в единый комплекс при соблюдении преемственности и последовательности использования средств и методов обучения и воспитания. В интересах достижения этой цели важно руководствоваться основными принципами планирования и организации учебного процесса. К ним относятся:

  • ? научность обучения;
  • ? единство обучения и нравственного воспитания;
  • ? сочетание перспективного и текущего планирования учебного процесса в целом;
  • ? оптимальное соотношение теоретического и практического обучения;
  • ? рациональное соотношение обучения под руководством преподавателя с самостоятельной работой обучаемых;
  • ? взаимосвязь всех форм физической подготовки;
  • ? систематичность процесса физического совершенствования и высокого уровня состояния здоровья;
  • ? концентрированное прохождение учебного материала;
  • ? учет конкретных условий учебного заведения; учет обусловленности спортивной и профессионально-педагогической подготовленности;
  • ? непрерывное повышение уровня профессионального мастерства и компетентности преподавателей;
  • ? соответствие учебно-материальной базы содержанию и задачам обучения;
  • ? педагогическая направленность обучения и воспитания.

В настоящее время задача повышения качества подготовки специалистов не может быть решена без научного подхода к организации учебного процесса. Конкретная научно-прикладная направленность образования и творческий характер подготовки обеспечивают быструю адаптацию выпускников к современным требованиям практики.

Организация учебного процесса с помощью дистанционных технологий

Принцип научности проявляется в конкретности при определении задач обучения; в правильном отборе необходимого учебного материала с учетом современных требований жизни; в научно обоснованном планировании работы всех кафедр и отделов вуза; в выборе наиболее эффективных форм и методов обучения. Использование принципа научности предполагает непрерывность работы по научному прогнозированию и разумному внедрению положительного педагогического опыта в практику обучения и воспитания студентов. Вопросы нравственного воспитания требуют полной согласованности воспитательных мероприятий, проводимых в вузе, со всеми видами учебной деятельности студентов. При этом особую роль приобретает комплексный план по реализации воспитательных и учебных задач. Принцип единства обучения и воспитания предполагает соединение усилий преподавательского состава, а также всех подразделений и общественных организаций вуза.

специалистов, а также виды и формы учебной работы.

Он разрабатывается для каждой специальности по определенной форме и содержит:

  • ? график учебного процесса;
  • ? сводные данные по бюджету времени;
  • ? план учебного процесса, в котором указываются перечень всех изучаемых дисциплин, их объем в часах, распределение учебного времени по семестрам и видам занятий, формы и сроки отчетности и контроля знаний, а также время, отводимое на самостоятельную работу;
  • ? сроки педагогической практики и перечень государственных экзаменов.

Учебный план согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Принципиальная схема разработки учебного плана и программ

Рис. 2.3. Принципиальная схема разработки учебного плана и программ

Содержание и объем учебных программ должны соответствовать учебному плану и общему бюджету учебного времени, отводимому на изучение дисциплин.

В организационно-методических указаниях для каждой учебной дисциплины указывается порядок организации изучения ее разделов, планирования и последовательность прохождения тем по годам и семестрам обучения; определяются основные виды учебных занятий; даются рекомендации по дозированию плотности и нагрузки в ходе практических занятий. Здесь же предусматриваются объем требований, виды контроля и порядок отчетности по темам, разделам и годам обучения.

Содержание учебных программ завершается расчетом учебного времени по темам изучаемой дисциплины.

Требования, предъявляемые к учебным планам и программам, определяют их единство, взаимообусловленность и взаимосвязь. Поэтому реализацию основных требований можно осуществить лишь при условии одновременного формирования как учебного плана, так и программ с учетом всех видов занятий, в том числе и самостоятельной работы обучаемых. Такая методика позволяет увязывать смежные дисциплины и производить детальный отбор изучаемого материала, отрабатывать единую терминологию, планировать самостоятельную работу обучаемых.

Процесс разработки учебных планов и программ (см. рис. 2.3) условно можно разделить на три основных этапа:

  • ? первый — предварительное определение содержания и объема учебных дисциплин;
  • ? второй — отработка содержания, методического построения дисциплины и определение ее местоположения в учебном плане;
  • ? третий — непосредственное формирование и оптимизация учебного плана.

При окончательном формировании учебной программы используется структурно-логическая схема (СЛС), которая разрабатывается профессорско-преподавательским составом кафедры с целью обеспечения логической последовательности изучения дисциплины, разделов и тем, а также согласования их содержания и прохождения во времени.

Преподавательский состав кафедры при этом должен:

  • ? учитывать общую продолжительность обучения;
  • ? определить и отразить взаимосвязь и взаимозависимость изучаемых тем, разделов дисциплины;
  • ? учитывать возможные перерывы в обучении по дисциплине, связанные с внезапно возникающими объективными причинами;
  • ? определить количество учебных часов по темам в неделю с учетом имеющейся учебно-материальной базы.

СЛС изучения учебной дисциплины удобна при использовании ее в ходе учебного процесса. Она наглядно демонстрирует модель подготовки выпускника по данной дисциплине в календарной последовательности, место и роль каждой учебной темы, обоснованность начала и окончания ее изучения и взаимные связи в процессе обучения. Совершенствуя СЛС, ее участки, можно реально добиться согласования как тем внутри дисциплины, так и связей с другими, смежными дисциплинами по содержанию и срокам проведения отдельных занятий; обеспечить оптимизацию построения учебного процесса в семестре и рациональное использование учебно-материальной базы.

Тематический план — главный рабочий документ кафедры по организации изучения дисциплины, на основе которого каждый преподаватель составляет индивидуальный тематический план работы.

Расписание учебных занятий наряду с учебными планами и программами является основным документом, регламентирующим организацию всего учебного процесса. Оно связывает в единую систему все разнообразные звенья учебного процесса.

Составление расписания учебных занятий является сложным процессом, требующим глубокого понимания научных основ обучения, действующих учебных планов и программ, знания фактических возможностей профессорско-преподавательского состава, пропускной способности аудиторного фонда и всей учебно-материальной базы.

Читайте также:
Как при включении компьютера убрать ненужные программы

Расписание учебных занятий должно отвечать следующим общим требованиям:

? соответствовать по объему, содержанию и видам занятий учебному плану и программам, по срокам обучения — графику учебного процесса, составленному на данный учебный год;

Учитывая специфику физкультурного учебного заведения, необходимо знать, что занятия физическими упражнениями ежедневно или в течение четырех-шести часов подряд могут вызвать переутомление, потерю интереса и появление травм. При составлении расписания большое значение приобретает вопрос об оптимальной длительности интервала между отдельными учебно-тренировочными занятиями по различным разделам и темам. Получение максимального эффекта от учебно-тренировочных занятий возможно лишь в том случае, когда последующая физическая работа совершается с учетом результатов предыдущих занятий. Поэтому определение оптимального сочетания между теоретическими и спортивно-практическими занятиями относится к важнейшим условиям повышения качества обучения.

Контроль за ходом учебного процесса на кафедре представляет собой систему плановых мероприятий, направленных на определение качества организации и проведения всех видов учебных занятий и усвоения обучаемыми учебного материала. Он осуществляется путем предварительной проверки подготовленности к занятиям преподавателей, обучаемых и учебно-материальной базы; непосредственной проверки хода и качества занятий; проверки выполнения обучаемыми различных заданий; проведения занятий, зачетов и экзаменов.

Замечания и рекомендации лиц, контролирующих качество проведения занятий, доводятся до проверяемых в тот же день и заносятся в журнал контроля учебного процесса, который ведется и хранится на кафедре. Результаты контроля периодически обобщаются на кафедре, и с ними знакомится весь преподавательский состав в целях совершенствования качества учебно-методической и воспитательной работы, улучшения самостоятельной работы обучаемых и популяризации положительного опыта обучения и воспитания.

Контроль за ходом учебного процесса является составной частью всего процесса организации обучения. Он имеет следующие цели:

  • ? определение степени достижения поставленной цели обучения;
  • ? получение информации, необходимой для управления процессом обучения, совершенствования методики преподавания и организационных форм учебной работы;
  • ? стимулирование учебного процесса.

Систематический контроль является одним из важных условий приобретения обучаемыми твердых знаний, умений и навыков, повышения эффективности всего учебного процесса.

В процессе изучения учебной дисциплины контроль может быть текущим, периодическим и итоговым.

Текущий (или оперативный) контроль является основным средством обеспечения обратной связи в учебном процессе. Он стимулирует самостоятельную работу обучаемых и дает необходимую информацию для совершенствования методики преподавания данной учебной дисциплины.

Периодический контроль отличается от текущего тем, что в нем больше проявляется проверочная функция. Он проводится реже, чем текущий, и обычно охватывает целые разделы учебной программы.

Основная цель итогового контроля — определить степень достижения поставленных целей. Его результаты служат основанием для выводов о качестве организации учебного процесса и решения вопроса о присвоении выпускникам соответствующей квалификации.

Анализ контроля за ходом и результатами учебного процесса позволяет определить основные требования к нему: дифференцированность по уровню, объективность, полнота, простота организационных форм проведения и минимум затрат времени и средств на его подготовку и проведение.

Постоянно возрастающие требования к объему и уровню знаний, умений и навыков выпускников вуза обусловливают необходимость систематического совершенствования организационных форм и методов контроля. Повышение эффективности форм контроля,

Принципиальная схема оптимизации учебных планов и программ

Рис. 2.4. Принципиальная схема оптимизации учебных планов и программ

выбор прогрессивных методов его проведения и оценки знаний выступают в качестве важного условия разработки частной методики учебной дисциплины, а также оптимизации учебного процесса в целом. Принципиальная возможность оптимизации в схематической форме представлена на рис. 2.4.

Источник: bstudy.net

Планирование в деятельности педагога

Профессия педагога одна из тех профессий, в деятельности которой предусматривается огромное количество планирования : календарное, тематическое, планирование непосредственно образовательной и свободной деятельностей и т. д. И не важно, когда Вы приобретали данную профессию — в прошлом веке или в данный момент — планирование остаётся приоритетной деятельностью педагога. Он должен грамотно, компетентно, чётко знать какова будет его деятельность «здесь и сейчас», завтра, через полгода,. А ещё и с учётом ФГОС!

Публикация «Планирование в деятельности педагога» размещена в разделах

  • Планирование. Планы работ
  • Темочки
  • Дистанционная педагогическая конференция март 2018

Начать свою статью хочу с математического определения планирования.

Планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции» хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.

Далее предлагаю рассмотреть четыре «страшных» буквы в аббревиатуре «ФГОС».

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

До 2000 года, применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. Т. е. если мы рассмотрим так называемый «Паспорт профессии «Педагог», то увидим там те требования, с которым должны будут ознакомить абитуриента в учебном заведении и которые будут предъявлены будущему специалисту-выпускнику в его профессиональной деятельности. Одним из таких требованием и будет являться умение планировать свою деятельность в учебно- воспитательной работе. Т. к. планирование деятельности — это навык Вашей эффективности, Вашей компетентности. Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.

Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

Постановка цели и задач;

Составление программы действий (проектирования);

Вариантное составление программы (вариантное проектирование);

Выявление необходимых ресурсов и их источников;

Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;

Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики и т. п.

Возможно, Вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время, вызывает некоторое напряжение. Конечно, бумажной работы у нас педагогов хватает с лихвой. Но, научившись планировать свою профессиональную деятельность, Вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если Вы не освоите эту науку.

Каждое совершаемое Вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой. Да, Вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности.

Научившись планировать, Вы станете хозяином времени и самое главное — будете видеть и будете удовлетворенны результатами своей деятельности. Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящую деятельность педагога, направленную на воспитанников, что помогает более быстро реализовать поставленную цель.

Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности, который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы. Правильно спланированная работа педагога являются залогом успешного выполнения поставленных цели и задач в учебно-воспитательном процессе с детьми, а так же представляют собой инструмент самоорганизации. Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.

Читайте также:
Как разместить программу на сервере

«Планирование деятельности – это карта вашего дня»

Психологи утверждают: Решив составить эффективный план действий, человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана, а действовать по наитию: «что помню, то и делаю». Но такой подход начисто лишен эффективности.

Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое.

Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность, жизнь человека.

Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности, экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность, вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.

Тому, кто привык планировать работу на завтра, не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!

«Планирование деятельности

учит правильно определять приоритеты»

Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.

«Планирование деятельности программирует ум человека»

Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.

Т. о. для обеспечения нормальной, полноценной, эффективной деятельности «педагог-ребёнок» необходимо постоянно планировать деятельность. Планирование в деятельности педагога — это процесс разработки планов работы с детьми, последующего контроля за ходом реализации планов, развития и функционирования детского коллектива в целом. Объектами планирования будут служить следующие единицы: наши воспитанники, их динамика в развитии, их достижения и неудачи, наша компетентность и квалифицированность,.

Для того чтобы план был эффективен, необходимо в нем отразить следующее:

1. оценка внешней среды;

2. оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;

3. определение и формулирование целей;

4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;

5. методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.

Существуют следующие формы организации планирования :

1. «Сверху-вниз» — это планирование, когда руководством определяются основные цели деятельности учебного заведения/ возрастной группы и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана. Недостатком такого планирования является то, что руководство не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.

2. «Снизу-вверх» — здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде, т. е. идёт корректировка плана действий с учётом всех составляющих (уровень развития детей, квалифицированность педагога, потенциал детского и взрослого коллектива в целом и т. д.).

3. «Смешанное планирование» — руководство разрабатывает основные показатели деятельности в учебном периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в методический центр, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработки в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается. Каждое подразделение самостоятельно определяет форму планирования, но «смешанный тип» зачастую более успешен, т. к. руководитель определяет те цели, которые необходимо достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно, учтены «желания и возможности».

Рассмотрим принципы планирования :

1. Непрерывность — планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.

2. Научность — планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

3. Гибкость — планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.

5. Приоритетность — это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития учебного заведения.

6. Принцип участия (по И. Ансоффу) — означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия, кого непосредственно затрагивает данный план.

Методы планирования :

1. программно-целевой — планирование, в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей;

2. балансовый метод — составление различных видов балансов (оснащение);

3. нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;

4. математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.

5. метод прогнозирования — совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.

6. интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.

Виды планирования :

1. Оперативное (ОП) — содержит план на смену, неделю, декаду.

Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.

Календарное планирование — это определение сроков выпуска детей с определённым уровнем знаний, уточнение заданий каждого возрастного периода детства, а при необходимости и корректировка.

Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.

2. Текущее — от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.

3. Среднесрочное — от года до 5 лет.

4. Долгосрочное — от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.

5. Стратегическое — долговременный план, охватывающий период 10-15 и более лет.

В педагогической деятельности имеет место быть каждое из данных видов планирования с одной только разницей — название планирования. Терминология в педагогике немного отличается от общей, но смысл процесса планирования от этого не меняется. Учитесь грамотно и компетентно планировать свою деятельность и деятельность всего Вашего коллектива (педагог-ребёнок, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д., и это облегчит Ваш трудовой день. Конечно, придется попросить помощь в освоении такого тяжёлого труда, но научившись планировать, Вы будете грамотно распределять свои ресурсы, которые в нашей профессии так важны, потому что мы работаем с человеческими душами.

Читайте также:
Разрешить доступ к сети в настройках брандмауэра или антивирусной программы

Освоив планирование недели, переходите к следующему этапу — начинайте планировать свои действия на месяц вперед. И здесь также действует правило: «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его». После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми, что вы поставили на более длительный срок: три месяца, полгода и год.

Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности.

Статья составлена на основе следующих материалов:

1. Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.

2. Психология и педагогика. Радугин А. А.

3. Российская педагогическая энциклопедия. Давыдов В. В.

4. Социальная педагогика. Мудрик А. В.

Источник: www.maam.ru

Что такое планирование учебного процесса?

Планирование учебного процесса

Понятие «планирование учебного процесса» может иметь одно из двух значений: это либо процесс составления учителем индивидуального плана проведения занятий в классе, либо способ координирования школьным советом расписания учебных занятий, проводимых разными учителями, для достижения единой, установленной для всех государственных или частных школ цели. Сам по себе учебный план — это расписание изучаемых учениками тем по каждому отдельно взятому предмету. Четкое планирование необходимо в первую очередь для того, чтобы учитель был уверен, что его курс обучения затрагивает все обязательные к изучению темы, а во-вторых, что он отвечает школьным и государственным стандартам общего образования.

Цели планирования

Для эффективного преподавания, учителя должны иметь четкое представление о конечной цели их учебного курса. Учебный план — это один из лучших способов для учителей объективно взглянуть на то, что должно быть пройдено в течение семестра или года, а затем организовать свою работу для достижения поставленных целей.

В большинстве случаев, учителя не работают в изоляции. Как правило, они работают в коллективе других учителей, имеющих схожие цели. Например, крупная общеобразовательная школа имеет 3 – 4 класса третьего года обучения, и руководство школы должно быть уверенно, что все эти классы обучаются по одной и той же программе, в независимости от того, кто ведет этот курс обучения. Вот здесь то и приходит на помощь планирование учебного процесса в школе. Школы используют учебные планы для постановки главных задач и соблюдения основных требований для соответствия установленным стандартам.

Процесс планирования

Обычно, учителя составляют свой учебный план летом, во время школьных каникул. Планы могут включать в себя различную информацию, от простых диаграмм до подробных схем, но они всегда отображают установленные даты и сроки, а также темы, которые должны быть пройдены. Предполагаемые экзамены, контрольные работы и прочие проверочные занятия также включаются в учебный план.

В течении летних месяцев большинство школ проводят совещания по планированию учебного процесса, где учителя обмениваются своими мнениями и предложениями касательно своих учебных планов. Учителя должны предоставить свои планы на утверждение до начала учебного года. Контролирующая инстанция проверяет планы на их соответствие всем установленным требованиям.

Основы планирования

Чаще всего, планирование учебного процесса состоит из 5 пунктов:

  1. подготовка материала и содержания курса;
  2. планирование уроков;
  3. проведение уроков;
  4. отслеживание прогресса;
  5. оценка результатов.

Планирование индивидуальных занятий и их проведение, это то, где учителю предоставляется максимум свободы действий. Министерством образования утверждается список книг и учебников обязательных к прочтению и изучению, но, помимо этого, практически всегда учитель может организовать свои уроки с использованием дополнительного материала, так, как это ему кажется наиболее удобным и подходящим.

Учитель — это наиболее близкая ученикам душа. Только учитель может помочь в индивидуальных потребностях каждого ученика с которыми тот сталкивается в процессе обучения. Желание учителя адаптировать учебный процесс для лучшего усвоения изучаемого материала всячески поощряется и поддерживается. Для учителя также важно уметь адаптировать урок под постоянно меняющуюся обстановку в жизни общества. Так, например, если в мире происходит нечто, что затрагивает тему урока, или в целом, имеет отношение к жизни учащихся, то учителю следует так вписать это событие в текущий план занятий, чтобы в головах учеников отложился процесс обсуждения и выводы по произошедшему событию.

Оценка результатов

Учебные планы дают возможность учителям и школьному руководству быстро оценить прогресс в процессе обучения. Когда уроки проходят по утвержденному плану, учителю гораздо проще отслеживать успевают ли ученики усваивать подаваемый им материал, и не была ли упущена цель урока. Таким образом, учебный план представляет собой инструмент, контролирующий соблюдение основных задач в процессе обучения.

Планирование также важно для оценки успеваемости учащихся. В идеале, ученики должны изучать один и тот же материал в независимости от того, кто из учителей ведет урок. От учителей часто требуется включить в их учебный план оценочные тесты, позволяющие убедиться в том, что процесс обучения следует стандартам и правилам, установленным на школьном, областном или региональном уровне. Иногда, подобные тесты носят форму строго установленного стандарта. Часто, учителя вольны составлять свои собственные проверочные тесты и контрольные работы, но, как правило, должны быть готовы доказать, что они соответствуют установленным правилам и стандартам.

Особые условия при обучении на дому

Родители, по той или иной причине выбравшие для своих детей обучение на дому, часто сталкиваются с проблемой планирования учебного процесса. В некоторых странах, программа обучения на дому утверждается государством и повторяет программу, утвержденную для общественных и большинства частных школ страны. Но так бывает не всегда. Есть места, где родители вынуждены тратить много времени изучая и планируя учебный процесс для своих детей таким образом, чтобы они не отставали в образовании от своих сверстников, обучающихся в школе.

При обучении на дому нет никакого школьного совета, отслеживающего соблюдение установленных правил и стандартов, поэтому, вся ответственность за организацию процесса обучения детей, чтобы они не упустили ничего, что должен знать ученик их возраста, ложится на их родителей. Слишком упрощенный план может привести к тому, что ребенку будет сложно сдать школьный государственный экзамен или вступительные экзамены в колледж и университет. В тоже время, слишком сложная программа может послужить тому, что ребенок не полностью усвоит важные моменты изучаемых им дисциплин. Существует множество сообществ и организаций объединяющих сторонников обучения на дому, которые с радостью поделятся с родителями готовыми планами учебного процесса, соблюдающими оптимальный баланс в обучении.

Источник: www.mesport.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru