Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Педагогические программные средства как способ решения дидактических и
-
Bu sahifa navigatsiya:
- функциональному назначению
- степени и виду приспособляемости
Педагогические программные средства как способ решения дидактических и
методических задач обучения
Педагогические программные средства (ППС) классифицируют в зависимости от типа
решаемых педагогических задач.
1) По дидактическим целям ППС разделяют на группы для
актуализации знаний;
формирования знаний, умений, навыков;
закрепления знаний, умений, навыков;
контроля знаний;
65
обобщения и систематизации знаний;
совершенствования знаний.
2) По функциональному назначению выделяют ППС:
информационные;
контролирующие;
демонстрационные;
Аттестация педагогических работников: новый порядок аттестации и проведения аттестационных процедур
имитационно-моделирующие;
тренажерные;
справочные;
расчетные.
3) По принципам управления процессом обучения выделяют:
разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому);
замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС);
с управлением по процессу учения;
с управлением по результату учения;
с управлением по процессу и результатам учения;
4) По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС:
неадаптивные;
частично адаптивные;
адаптивные.
а) Большими возможностями обладают программы, реализующие проблемное
обучение.
б) В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы,
моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют
формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах.
в) Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют
инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять
свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного предмета,
побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической
деятельности.
г) Наиболее ценными в учебном процессе оказываются ППС без однозначной логики
действия, жестких предписаний, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного
способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного
определения формы помощи при возникновении затруднений.
Однако, несмотря на большое количество разнообразных программ, они не всегда
могут полностью удовлетворить учителя, главным образом, из-за фиксированного
содержания готовых учебных программ, не всегда соответствующих содержанию именно
того курса, который дает учитель. Поэтому со временем у учителя возникает потребность в
Без лица: учитель школы рассказывает правду о работе
многофункциональном средстве, способном аккумулировать необходимые учебные
материалы, представлять их в удобной для преподавателя форме (учебного урока, его
фрагмента, отдельного контрольного упражнения, теста и тому подобное), и в то же время
позволяющем легко редактировать учебный материал и изменять его структуру. Наиболее
66
подходящим для этих целей средством считаются программы создания презентаций
(PowerPoint, Impress).
Среди программ для начальной школы, направленным на обучение и развитие, можно
назвать интегрированные пакеты Роботландия и КиД (Компьютер и Дети). Система
Роботландия ориентирована на детей младшей возрастной группы (обычно начальная
школа), начинающих изучать компьютер. Дети учатся управлять роботом, развивая
алгоритмическое мышление и вырабатывая простейшие умения и навыки работы с
компьютером.
Система КиД включает в себя обучающе-развивающие игры, смысл которых — научить
детей алфавиту, счету, простейшим математическим операциям.
Язык Лого (и в дальнейшем, программы Лого на основе этого языка) был разработан в
80-х годах прошлого столетия американским ученым Сеймуром Пейпертом в качестве
конструктивной среды для обучения детей начальной школы. Его концепция-ребенок
обучается различным учебным предметам, обучая черепашку. В средах Лого можно создавать
сложные мультипликационные картины и игры. Этот язык важен как средство развития
личности, когда ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке
не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить.
В среде Лого ребенок сам управляет процессом обучения. Как и в реальной жизни, он
сам ставит себе задачу и сам находит пути ее решения. Лого реализует новые подходы к
обучению, нацеленные не на заучивание правил, а на формирование процесса мышления.
Позже стали появляться версии этой программы, обладающие более широкими
возможностями: LogoWriter, LegoLogo, ЛогоМиры, ПервоЛого.
Существуют программы, используемые при изучении русского языка, литературы,
иностранных языков (программы перевода, обработки текстов для сочинения рассказов на
изучаемом языке).
При изучении естественных наук используются различные моделирующие
программы, виртуальные конструкторы (например, программный пакет «Живая геометрия»-
среда, в которой учащиеся могут проводить собственные математические изыскания, ставить
эксперименты, формулировать гипотезы, доказывать их или отвергать). Аналогичный
программный продукт по физике-«Живая физика», «Открытая физика», «Физика в картинках».
На уроках биологии используются системы виртуальной реальности, например, «bird»
(мир птиц), содержащие обширную информацию о птицах мира, начиная со строения и
заканчивая видеофрагментом поведения птиц и возможностью прослушивания их голосов.
На уроках географии, например, используются мультимедийные базы данных
«Мировой атлас», содержащий необходимую информацию о любой стране мира.
67
Источник: fayllar.org
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств
Образовательные электронные издания следует различать:
1) по функциональному признаку, определяющему значение и место образовательных электронных изданий в учебном процессе;
3) по организации текста;
4) по характеру представляемой информации;
5) по форме изложения;
6) по целевому назначению;
7) по наличию печатного эквивалента;
8) по природе основной информации;
9) по технологии распространения;
10) по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
1) Виды образовательных электронных изданий по функциональному признаку
§ программно-методические (учебные планы и учебные программы);
§ учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
§ обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
§ вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:
§ контролирующие (тестирующие программы, базы данных).
Программно-методические издания. Рассматриваемая группа изданий направлена на организацию учебного процесса и управление им. Как составная часть может входить в автоматизированную систему управления учебным процессом (образовательный портал).
Учебный план определяет: формы и виды обучения; порядок, последовательность и сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, семинаров, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, зачетно-экзаменационных сессий; состав, структуру и последовательность учебных предметов, формы обучения, виды учебных занятий, объем учебного времени, отводимый на аудиторный и самостоятельные занятия.
Обучающие издания. Издания, входящие в данную группу, рассматриваются как основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта (ГОСа), по каждой дисциплине. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала.
Следует иметь в виду, что учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и призван раскрыть методические аспекты их получения. При отборе фактического материала необходимо учитывать, что задача учебника заключается в раскрытии важнейших процессов и явлений, которые определяют специфику данной сферы деятельности. Кроме того, в нем должна быть полностью представлена «школа» ~ те основания, которые необходимо усвоить обучаемому для дальнейшего овладения предметом.
Содержание учебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сфере человеческой деятельности (направлению), необходимых и достаточных для дальнейшего овладения профессией и применения в конкретной области.
Учитывая, что учащийся воспринимает информацию учебника как основную, необходимо обеспечить тщательный отбор материала, исходя из его достоверности, научности, что и обеспечивает авторитетность и апробированность теоретического и фактического материала обучающих изданий.
Кроме того, учебник должен включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки или сферы деятельности. При этом теоретические и прикладные вопросы должны рассматриваться в учебном материале во взаимосвязи, а характеристики знаний и их использование даваться последовательно.
Учебное пособие обычно выпускается в дополнение к учебнику. Однако в тех случаях, когда в учебный план вводятся новые дисциплины, а в учебную программу новые темы и учебник по этим дисциплинам пока не создан, организуется выпуск учебного пособия. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.
Поскольку пособие создается более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.
В сборнике лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Однако оригинальность авторского текста, манера изложения не должны затруднять восприятие основного содержания учебного материала. Причем лекции должны соответствовать учебной программе по данной дисциплине.
Текст лекций в сборнике составляется на базе уже прочитанного материала. Автор (авторы) раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию. Все это имеет серьезный обучающий эффект, так как показывает учащемуся методологические аспекты учебного материала.
Среди обучающих изданий значительное место занимают конспекты лекций, которые выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику. В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки или области человеческой деятельности.
Вспомогательные издания. Одно из ведущих мест в этой группе изданий занимают практикумы. Цель практикума — формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях.
Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.
Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят.
Учебно-методические издания. Этот вид изданий включает материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения курсовых и дипломных проектов, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика методов овладения дисциплиной и подготовки различных заданий, а также дипломных и курсовых работ.
Издания данного вида помогают организовать работу учащегося и преподавателя. Особую группу составляют методические указания по организации самостоятельной работы учащихся, которые готовятся по каждому предмету (дисциплине). Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм, методов и видов самостоятельной работы учащихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Излагаемый материал должен показать особенности самостоятельной работы по данной дисциплине, раскрыть общие требования к знаниям и навыкам, которые формируются при ее изучении.
Контролирующие издания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующие программы, которые обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой — принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.
База данных — упорядоченная совокупность данных и их интерпретации, предназначенных для накопления, хранения и обработки с помощью электронно-вычислительной машины. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемый системой управления базы данных. База данных в сочетании с системой управления базой данных представляет собой банк данных.
2) Виды образовательных электронных изданий по структуре
Электронные издания по структуре подразделяются на:
§ однотомное электронное издание — электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
§ многотомное электронное издание — электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
электронная серия — серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
3) Виды образовательных электронных изданий по организации текста
Учебные электронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник — несколько произведений учебной литературы.
Ясно, что учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения — в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях более предпочтительны были бы сборники. Так, можно сформировать сборник из произведений одного жанра, включив в него все учебные программы по данному направлению, специальности, или сборник заданий для самостоятельной работы учащихся по всем предметам курса, входящим в учебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов дает возможность учащемуся заранее представить весь процесс овладения специальностью, заблаговременно готовиться к тем или иным занятиям, выполняемым на разных курсах, самостоятельно выявлять связь между ними, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную информационную базу.
Можно использовать другой принцип формирования такого сборника — включать в него материалы различных жанров по одному предмету: учебную программу, методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению. Такие сборники целесообразно издавать прежде всего для учащихся заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины позволит учащимся осознанно, обоснованно выбирать темы контрольных работ и выполнять их с учетом общих представлений о предмете.
Предисловие к сборникам должно отражать методическую направленность, содержать общую характеристику издания в целом, отмечать цели, задачи, особенности его создания и применения, включать данные об утверждении составляющих сборник материалов и принципах их отбора. Содержание сборника должно включать полный перечень названий входящих в сборник документов.
Подобные издания усиливают активность учащихся, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.
По критерию организации текста может быть выделена еще одна группа образовательных электронных изданий — учебно-методические комплекты (УМК). УМК содержит как моноиздания, так и сборники, так как представляет собой комплект различных видов учебных изданий. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.
4) Виды образовательных электронных изданий по характеру представляемой информации
По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды образовательных электронных изданий:
§ Задания для практических занятий
Источник: kazedu.com
Инструментальные средства для разработки ППС , их достоинства и недостатки. Экспертная оценка ППС.
Под программными средствами учебного назначения (ПС) будем понимать программные продукты, предназначенные для решения отдельных учебно-воспитательных задач.
Под обучающей программой со встроенной технологией обучения будем понимать программу учебного назначения, способную осуществлять некоторые функции преподавателя, а именно:
• предъявление учебного материала;
• осуществление контроля за результатом усвоения знаний;
• формирование навыков учебной деятельности.
Существует большое количество различных классификаций и типологий программ учебного назначения (Н.В. Апатова, Л.Х. Зайнутдинова, А.С. Лесневский, И.В. Роберт, ТА.
Сергеева, Н.В. Софронова, и др.). Например, в Институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств:
• по предметному содержанию;
• по функции: диагностические, контролирующие, обучающие (демонстрационные, справочно-информационные, формирующие, тренажерные);
• по степени активности учащихся, которая определяется структурой и характером деятельности — программы, рассчитанные на минимальную степень активности (демонстрационные), на максимальную степень (конструирующие программы);
• по целевой группе пользователя — инструментальные программные средства для учителя: для создания новых обучающихпрограмм, применение имеющихся программных средств в процессе подготовки к уроку («электронный конспект», «электронный журнал»); программные средства для учащихся (общего назначения и специализированные). Примером таких программ являются графические и текстовые редакторы, базы данных илиэлектронные таблицы;
• по уровню коммуникативности можно выделить следующие типы программ: предметно-ориентированные обучающие программы с разными степенями интерактивности (диалоговое™) и коммуникативно-ориентированные (локальные сети).
В работах И.В. Роберт дана классификация программных средств учебного назначения, основанная на их методическом назначении: обучающие, контролирующие, тренажеры, информационно-справочные, информационно-поисковые, имитационные, моделирующие, демонстрационные, игровые, досуговые.
Зайнутдинова предлагает различать три типа компьютерных обучающих программ: педагогические программные средства (ППС) (компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные, контролирующие, тренажеры, моделирующие, демонстрационные и т.п); информационно-поисковые справочные программные системы (ИПСПС) (базы данных и базы знаний.); обучающие программные системы (ОПС) (представляют пользователю комплекс возможностей, в их число входят автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные учебники (ЭУ); экспертные обучающие системы (ЭОС); интеллектуальные обучающие системы (ИОС)).Электронный учебник — Л. X. Зайнутдинова определила как «обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Дж. Веллингтон (классификация учебных программ по степени управления действиями учащихся): программы, которые предназначены для тестирования и закрепления знаний, умений и навыков — тренировочные и наставнические. Следующая группа программных средств с менее жестким управлением со стороны компьютера — игровые и имитационные, затем программы обеспечения информационно-поисковой деятельности учащегося и, наконец, программы, в которых стратегию и тактику обучения выбирает учащийся. В.М. Монахов выделил следующие четыре направления использования программных средств в процессе обучения: экспертные системы, разветвленно-диалоговые обучающие системы, имитаторы эксперимента и обучающие среды.
Принцип перехода от обучения к самообразованию имеет большое значение в связи с быстрым совершенствованием средств ИТ. Любое программное обеспечение, выбранное в качестве объекта изучения на уроках информатики, устареет к моменту начала профессиональной деятельности школьников.
Поэтому важно не только дать представление о современных прикладных системах, но и научить осваивать новые программные средства. Принцип связи обучения с жизнью реализуется внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс школ по следующим направлениям.
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся помогают реализовать тренинговые обучающие программы, использование которых на уроке для закрепления учебного материала позволяет индивидуализировать этот процесс. Важным дидактическим средством, способствующим сознательному и прочному усвоению содержания образования, является контроль и самоконтроль.
Принцип положительного эмоционального фона обучения обычно всегда реализуется на первых уроках с применением компьютера, независимо от мастерства педагога. Первоначальный интерес к вычислительной технике у школьников настолько велик, что способен победить порою присущий страх перед сложностью компьютеров. Однако, при систематическом использовании компьютеры становятся привычным средством обучения, которое мало влияет на эмоциональный фон урока. Для поддержания творческой эмоционально-окрашенной атмосферы в классе учитель должен проявить свое педагогическое мастерство, так как именно от него будет зависеть удовлетворение указанного принципа. В принципе коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся заложено требование разрешения одного из противоречий учебного процесса.
Принципы использования ПС: Принцип понимания прикладных задач предполагает знание
для чего, когда и где используются изучаемые системы. Принцип общности требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа; Принцип понимания логики действий в данном программном средств; Принцип оптимального использования ПС для решения дидактических задач общеобразовательных дисциплин; Принцип использования ПС для развития творческой активности учащихся; принцип комплексного использования ПС на уроках заключается в том, что наибольший эффект в обучении можно достичь путем комплексного использования разнообразных средств обучения; Принцип оптимального использования программных средств для разработки обучающих программтребует знания дидактического назначения инструментальных программных средств для разработки обучающих программ.
Источник: lektsia.com