В российских школах начался переход на обновленные ФГОС. 1 сентября 2022 года на них перешли 1 и 5 классы, а средняя школа переходит на обновленный ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года.
Минпросвещения России приказами от 16 ноября 2022 г. утвердило: приказом №992 — Федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО), приказом №993 — Федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО), приказом от 23.11.2022 №1014 — Федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО). Приказы опубликованы на официальном интернет — портале правовой информации и вступают в силу со 2 января 2023 года.
На обучение по ФОП школы перейдут с 1 сентября 2023 года.
ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:
целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;
О программе начальных классов с Гаухар Есимхановой
организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.
ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:
ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;
ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности;
ФОП СОО — по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществознанию, Географии и Основам безопасности жизнедеятельности.
Источник:
Также в блоге
Источник: eduinspector.ru
Единые образовательные программы
С 1 сентября 2023 года российские школьники будут обучаться по единым образовательным программам. Что представляют собой такие программы? Какие предметы попадают под нововведения? Отвечаем в материале на эти и другие вопросы
Айгуль Гомбоева
Андрей Мелентьев
Молодой ученый, методист кафедры государственного и административного права «Российского технологического университета» — МИРЭА
Школы, которые не похожи на тюрьму | Лучшие примеры со всего мира
Лада Силина
Директор школы «МИР» в Доброграде
Единая образовательная программа — это учебно-методическая документация, в которую входит учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по предметам, план воспитательной работы. Это своеобразная планка, знания ниже которой давать нельзя, выше — можно. Если раньше при смене школы бывало, что ребёнок начинал учиться по совершенно другой программе, то теперь такие проблемы будут сведены к минимуму, ведь нововведения поспособствуют созданию единого образовательного пространства России.
Закон о единых образовательных программах
Закон о введении единых образовательных программ был единогласно принят Госдумой во втором и третьем чтениях в сентябре 2022 года. Он вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ, по которым должны преподавать школьные предметы. До этого школы разрабатывали программы самостоятельно, опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт и рекомендации Минпросвещения России.
Полезная информация о единых образовательных программах
Мы собрали полезную информацию о единых образовательных программах в таблицу.
Плюсы единых образовательных программ;Единый стандарт для школ, при смене школы ребёнку не придётся вникать в новую программу, одинаковые учебники Дата утверждения единых программ;До 1 марта 2023 года Дата введения в школах;С 1 сентября 2023 года Что будет с учебниками;Учебники с действующими экспертными заключениями по состоянию на 31 декабря 2022 года можно будет использовать ещё 5 лет
Проекты единых образовательных программ
В начальной школе появятся единые образовательные программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Кроме того, теперь Минпросвещения России будет готовить госзаказ на разработку учебников и утверждать авторский коллектив.
При этом авторы законопроекта утверждают, что это никак не помешает учителям привносить в уроки творчество и нестандартный подход. Отклонения от программы возможны в лучшую сторону. То есть больше положенного давать можно, меньше — нельзя.
Введут ли единые образовательные программы в 2023-2024 годах
Программы должны быть утверждены до 1 марта 2023 года, а с 1 сентября 2023 года уже будут использоваться в школах. Некоторые опасаются, что за такой короткий срок сложно подготовить качественные программы. При этом не исключается, что работа велась задолго до того, как об инициативе рассказали на уровне страны.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Андрей Мелентьев, молодой ученый, методист кафедры государственного и административного права «Российского технологического университета» — МИРЭА.
Какие плюсы у единых образовательных программ?
— Первым плюсом выступает стандартизация образования. Ранее ФЗ «Об образовании» давал только общие рекомендации к проведению занятий и экзаменов, выставлению оценок. Это являлось коррупциогенным фактором. Кроме того, невозможно было по каким-либо объективным критериям оценить работу учителя.
Во-вторых, данное нововведение сэкономит время учеников и педагогов в случае необходимости перевода учащегося в новую школу, поскольку ранее от школы к школе образовательные программы могли меняться: где-то материал проходили быстрее, где-то медленнее, и ученикам приходилось навёрстывать упущенные знания. С единым образовательным стандартом этот недостаток будет исключен.
В-третьих, самим школам будет проще проходить проверки: не придется несколько раз в год специально к ним готовиться, тратя время педагогов и порой срывая занятия.
Источник: www.kp.ru
Школьные программы для начальных классов в 2023-2024 году
Какие школьные программы для начальных классов в 2023-2024 году будут использоваться? Их список утверждается на высшем уровне, но школам предоставляется право выбора. Все подробности и перечень доступных программ – далее в статье.
Виды современных школьных программ
Учебные программы различаются по принципам преподавания и по системам проверки знаний. Можно условно выделить три вида:
- Традиционные программы. Это универсальные учебно-методические комплексы (УМК), соответствующие потребностям и базовым навыкам школьников. Материал излагается последовательно в доступной для всех форме.
- Экспериментальные или развивающие. Основной принцип – развитие умений и навыков учеников. Информация подается так, чтобы школьники старались извлекать ее самостоятельно. В комплексы включаются задания повышенной сложности, требующие логического или нестандартного мышления.
- Авторские. Это программы, которые разрабатываются отдельными авторами и могут сочетать в себе традиционные принципы подачи материала и экспериментальные, инновационные.
Все программы, разрешенные к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, должны соответствовать стандартам и общим требованиям, предъявляемым к образованию в России.
Как школы будут выбирать учебные программы в 2023-2024 учебном году
Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается изданным в декабре 2018-го года приказом Минпросвещения под номером 345. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов. И сочетать разные УМК нельзя.
Абсолютно все учебные программы, которые могут использоваться в школах, должны входить в федеральный перечень, а также соответствовать ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам. Если УМК в перечень не входит и стандартам не соответствует, ее применение в образовательном госучреждении недопустимо (но в частных школах оно возможно).
Обновление ФГОС
ФГОС периодически обновляются и дополняются, чтобы российская система образования соответствовала европейским и мировым стандартам. Пока в школах РФ действуют стандарты второго поколения, но на одном из слушаний в Госдуме бывшая министр просвещения Ольга Васильева сообщала, что в конце 2019-го года стандарты должны измениться.
Точных данных об обновлении существующих ФГОС нет, а законопроект пока находится на стадии обсуждения. Поэтому в 2023-ом году продолжат действовать образовательные федеральные стандарты второго поколения, которые актуальны на сегодня. Но постепенно будут внедряться новые ФГОС третьего поколения, и крайний срок их окончательного введения – осень 2023-го года.
Новые ФГОС разрабатываются на основе принципов:
- Конкретизация основных принципов освоения материала и структуры преподавания.
- Доступность и понятность программы для учителей, учеников и их родителей.
- Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к учащимся.
- Унификация программ обучения в разных учреждениях, создание единой и универсальной образовательной системы.
- Определение обязательств сотрудников школы перед учащимися, их семьями.
- Разработка конкретного единого списка предметных областей и входящих в них дисциплин.
- Развитие внешкольных, то есть личностных и жизненных навыков школьников.
- Создание рычагов оценки и анализа результатов усвоения материалов учениками.
- Обозначение предметных тем для каждого года обучения.
- Уточнение содержания воспитательных принципов и программ.
На всех этих принципах должны базироваться учебные программы, которые существуют и реализуются в российских школах. ФГОС учитывают личностные, психоэмоциональные и прочие особенности школьников разных возрастов, определяют подбор рабочих программ, методических материалов и учебной литературы, влияют на календарно-тематическое планирование.
Список доступных программ
В России в 2023-2024 учебном году будут использоваться программы, рассмотренные в таблице:
Название | Особенности |
«Школа России» | простая программа в лучших советских традициях; 1 класс предполагает освоение азов счета и письма; формирование у учеников норм морали и положительных качеств; полное методическое и программное сопровождение; включение в образовательный процесс всех учащихся; минимальное задействование в решении задач логического мышления; отсутствие целенаправленного и интенсивного развития фантазии и воображения. |
«Начальная школа 21 века» | программа для эрудированных школьников; необходимость активной исследовательской деятельности; развитие логического мышления, смекалки, фантазии; переход от простых материалов к сложным; самостоятельное освоение программы, инициативность; большой объем литературы: рабочих тетрадей, дополнительных пособий. |
«Перспективная начальная школа» | учет особенностей развития и способностей каждого ученика; возможность проявления индивидуальности; одновременные учеба и взаимопомощь одноклассников; универсальность; иногда поверхностная подача информации (корректируется учителями). |
«Планета знаний» | единство целей для всех компонентов программы; возможность выбора факультативных занятий (наряду с базовой программой); развитие творческих способностей (особенно для гуманитарного склада ума); частые повторения пройденных материалов; иногда поверхностное освещение отдельных тем. |
«Перспектива» | нравственное, моральное духовное воспитание; деятельностный метод в основе системы; нацеленность на логическое мышление, фантазию; дополнительные материалы по всем предметным областям; развитие стремления к самостоятельности; необходимость наличия базовых знаний языка, математики. |
«Гармония» | вовлечение в процесс обучения родителей учеников для первичного разбора тем дома; практическая направленность; акцент на самостоятельности, самообразовании; программа для детей с аналитическим складом ума. |
«Ритм» | традиционный подход к обучению; учет последних достижений в областях детской психологии и педагогики; развитие индивидуальности, творчества, мышления (расшифровка аббревиатуры наименования); возможность обучения детей с разными уровнями знаний и способностями; необходимость углубленного и досконального освоения программы преподавателем. |
Система Эльконина-Давыдова | ориентирование на творческий потенциал, любознательность; необходимость поисков информации, самообучения; анализ данных; довольно высокий уровень сложности; система рассчитана лишь на начальные классы, продолжения для средней школы нет. |
«Начальная инновационная школа | совмещение и сочетание принципов развивающего и традиционного обучения; индивидуальный подход; универсальность, возможность адаптации для одаренных детей и инклюзивных классов; привитие самоконтроля, контролирования самооценки. |
Как выбрать конкретную программу
Выбор учебно-методических комплексов, используемых в образовательном процессе, осуществляется учебным заведением. Руководство школы совместно с преподавательским составом определяет, по какой школьной программе будут обучаться школьники. Родителей лишь уведомляют о сделанном выборе, либо они сами уточняют его.
К сведению! Определить лучшие и наиболее удачные УМК помогут отзывы и мнения родителей учеников. Но все программы соответствуют ФГОС и обеспечивают качественное и полноценное преподавание основных школьных дисциплин.
У мам и пап будущих первоклассников есть возможность повлиять на ход обучения своих детей, выбрав школу с предпочтительной программой. Для этого до записи в общеобразовательное учреждение нужно уточнить, какие УМК действуют. Далее можно записать ребенка в ту школу, в которой будет применяться подходящая учебная программа.
Но выбрать образовательное учреждение удается не всегда, так как набор учеников осуществляется по территориальному принципу (по прописке) и некоторым привилегиям (обучение старшего ребенка). Кроме того, программы могут отличаться в разных классах одной школы.
Зная особенности всех разрешенных школьных программ, родители смогут понять, что ожидает их детей во время обучения в школе. Также можно заранее ознакомиться с УМК, чтобы определить его соответствие особенностям ребенка, а также подготовиться к успешному освоению материала.
Источник: v-2021.org