Людей с аутизмом становится всё больше – на данный момент их в России около 300 тысяч человек. Фонды, работающие с ними, хотят, чтобы помощь таким детям и взрослым была бесплатной, квалифицированной и доступной в каждом городе. Многие сотрудники профильных НКО – сами родители, обычно матери детей-аутистов.
Ранняя помощь и коммуникативные группы
Ранее, до четырех лет, выявление проблем помогает социализировать ребёнка, обучать и воспитывать. Чем позже взяться – тем запущеннее ситуация. У детей, которыми начали заниматься рано, больше шансов адаптироваться к обычной жизни.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа, так как все аутисты – разные, как снежинки из одной тучи. Обучение через общение происходит в маленьких коммуникативных группах, до 5-6 малышей. Такая программа есть, например, у московской РОО «Контакт» и у петербургской «Антон тут рядом».
Аутизм за 5 минут. Основные признаки аутизма. Статистика заболеваемости аутизмом. Причины аутизма.
Детские сады в массе не умеют работать с детьми с аутизмом, поэтому чаще всего дошкольники с РАС вынуждены получать помощь в частных центрах за деньги родителей.
«Ресурсная группа в детском саду 2.0» – новый проект ассоциации «Аутизм-регионы». В нем 80 детей с РАС из Новосибирской, Костромской, Липецкой области, республик Башкортостан и Татарстан получат помощь специалистов по прикладному анализу поведения, а воспитатели в детсадах научатся эффективным практикам общения с детьми-аутистами. Ассоциация – крупнейшее объединение родительских НКО в сфере аутизма в России – 57 организаций из 25 регионов.
В 2020 году за Уралом открылась первая такая ресурсная группа – в детском саду «Сибирский лучик» в Новосибирске. Ее организовала Наталья Балева, учредитель АНО «Горизонт» и мама девочки с аутизмом. Сначала договориться с руководством детсада не удалось. Тогда Наталья попросила выделить ребенку одного тьютора и обучила его за свой счет.
«Уже через пару месяцев все увидели, как улучшилось и поведение моей дочери, и её включенность в групповые занятия, – говорит Наталья Балева. – Этот опыт убедил детский сад открыть первую ресурсную группу в Новосибирской области. Сейчас ее посещают шесть детей. У меня есть опыт организации инклюзивных проектов в школе – для старшей дочери. Но если бы в свое время у меня были возможности, знания и опыт, я бы, конечно, начала с ресурсной группы. Вмешательство в раннем возрасте дает нашим детям шанс максимально компенсировать дефициты, которые создает в их жизни аутизм».
Прикладной анализ поведения, ABA-терапия: сила в гибкости
Читать еще
Поддержка от опытных родителей: равные консультанты
Одно из важных и востребованных родительским сообществом направлений помощи – равное консультирование, в том числе дистанционное, и подготовка родителей-равных консультантов. На этом специализируется РОО «Контакт» – в год через Родительскую приемную этой НКО проходит примерно 500 семей, и около 10% из них – жители разных регионов.
Игры-задания для ребенка с аутизмом
Равный консультант – это родитель с опытом решения разных проблем, и он или она делиться им с другими родителями. «Консультант бережно относится к людям, создает в общении безопасную среду, и сам получает поддержку психолога и супервизии, – говорит Елена Багарадникова, исполнительный директор «Контакта» и мама ребенка с аутизмом. – Консультантов для других регионов и организаций мы готовим и стажируем бесплатно. Это одна из наших социальных миссий».
Прорыв в инклюзии
За последние двадцать лет образование стало более доступным, а число детей-аутистов, не посещающих школу, сократилось вдвое. Российский закон об образовании поддерживает инклюзивность всех учащихся. Но на практике разделение между общими и специальными школами продолжается. Школы, которые решили обучать детей с особыми образовательными потребностями, чаще всего не могут этого делать – не хватает финансирования.
В этом смысле настоящий системный прорыв – то, что удалось сделать в Волгоградской области. Благодаря работе Волгоградского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) школы получили финансовую возможность напрямую заключать соглашения с НКО, которые оказывают услуги супервизии школьникам с аутизмом.
Инклюзия глазами учителя: кошмар или добрый микромир
Читать еще
«Больше родителям не нужно искать средства через специально создаваемые НКО, переживать, что в следующем учебном году может не быть грантового финансирования и нечем будем платить тьютору и супервизору, и ещё много всяких неразрешимых выматывающих ситуаций, – говорит Ольга Квициния-Седых, член совета ВОРДИ и мама ребенка с аутизмом. – Это было очень сложно, но за несколько лет нам удалось развернуть всю казённую машину и заставить чиновников делать то, что они делать совершенно не собирались. А теперь мы учим другие регионы, как у себя сделать то же самое».
Образовательный маршрут
Построение образовательных маршрутов – с применением прикладного анализа поведения, в коррекционных или в общеобразовательных школах – еще один «конёк» профильных фондов.
В этом родителям помогают, например, в фонде «Антон тут рядом» в Санкт-Петербурге. Здесь скрупулёзно и подробно создают и прорабатывают все виды и типы помощи, места и площадки, проекты и службы, необходимые семье с аутичным ребенком на всем её жизненном пути.
Это ранняя диагностика и помощь, сопровождение в детском саду и в школе, помощь в получении медицинских услуг в профильных частных и государственных учреждениях, социальная и юридическая помощь, обучение ремеслу, защищённое трудоустройство и сопровождаемое проживание, автономное от родителей.
Плюс летние лагеря, творческие проекты, спорт, досуг, обучение бытовым и социальным навыкам. Фонд не может охватить своей помощью все нуждающиеся семьи, не теряя качества помощи, но он создает методические пособия для государственных служб и НКО, оказывает помощь в тиражировании своего опыта в разных городах России.
Настоящий тьютор никогда не станет подгонять ребенка «под норму»
Читать еще
Подростками с РАС заниматься очень сложно, это хорошо знает «Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав». Центр больше десяти лет назад был пионером по работе с аутизмом, например, впервые стал внедрять поведенческую терапию – передовой метод помощи при аутизме. Теперь эти наработки пилотируются по всей России.
«Мы первыми стали заниматься спортом с аутичными детьми, переводили американские труды, а ведь раньше спорт был среди противопоказаний в России, – говорит Екатерина Мень, президент Центра проблема аутизма». – Дети стали посещать спортивные секции, где с ними занимаются особым образом. Аутичные дети не ходили в школу, а теперь ходят. Мы начали делать стандарт подготовки специалистов. Обучаем врачей и педагогов работе с аутичными подростками, это очень сложно, когда у них начинается взросление».
Тренировочная квартира
Взрослые аутисты часто сталкиваются с невозможностью найти работу. Хотя зарубежные исследования показывают, что именно аутичные люди имеют ряд преимуществ перед нейротипиками (обычными людьми): у них отличная память и способность к воспроизведению шаблона, развит визуальный поиск. Если дать задание найти потерянную на вокзале сумку, показав похожую, аутисты справятся быстрее нейротипиков. А вот работа, где приходится часто общаться с незнакомыми людьми, – посетителями, покупателями, – человеку с РАС противопоказана.
Но в России нет профессионального образования для взрослых с РАС, нет сопровождаемого проживания и трудоустройства, нет организаций, которые объединяли бы взрослых аутистов. Есть только отдельные регионы, где близкие людей с РАС создают единичные проекты для подростков и взрослых, весьма затратные. Благодаря этой работе у фондов есть возможность перенять их опыт и знания, а у чиновников – увидеть, какие подходы действительно эффективны и какие сервисы необходимо внедрять на государственной основе.
Например, в России уже хорошо известна «Открытая среда» – эта краснодарская НКО помогает детям и взрослым с аутизмом. Ею руководит Анна Сметана – с 18 лет она посвятила себя работе с людьми с РАС из-за диагноза её младшего брата. Среди программ – «Тренировочная квартира».
В этом проекте взрослые с аутизмом при поддержке волонтёров учатся жить самостоятельно: планируют день, готовят еду, ходят в магазин, ведут бюджет и учатся распоряжаться деньгами. Тренировочная квартира даёт шанс на самостоятельное будущее. Молодые взрослые с аутизмом мечтают жить полноценно: ходить в магазин, на работу, ездить на трамвае, готовить ужин по вечерам и просто быть счастливыми.
«В нынешних реалиях после смерти родителей взрослые с аутизмом сразу же отправятся в психоневрологический интернат и проведут всю оставшуюся жизнь в заточении, – говорит Анна Сметана. – Мы не хотим, чтобы было так. Мы уверены, что может быть по-другому». Организация поддерживает 150 семей и при ее поддержке впервые в истории Краснодарского края удалось официально трудоустроить трех взрослых с аутизмом.
«Визит к стоматологу – вообще беда»
Как всем, людям с РАС нужны обычные врачи – педиатр/терапевт, невролог, стоматолог, лор и другие – но только те, кто понимает их специфику и умеет с ними общаться. А это непросто.
Даже обычный поход в поликлинику с ребёнком-аутистом очень сложен: дети не могут ждать в очереди, им нужна «тихая комната», сопровождение медсестры – по примеру сопровождения инвалида в метро. А если нужна помощь гастроэнтеролога или лор-врача? Нормотипичный ребёнок не в восторге от общения с ними, что уж говорить о ребёнке с РАС.
«Основная проблема – они не могут сказать, где у них болит, а врач не умеет понять такого ребёнка, ведь их обследовать очень трудно, – говорит Екатерина Мень. – Например, визит к стоматологу – вообще беда. В результате, ребёнок может не получить должного лечения».
К сожалению, даже в Москве, через профильные НКО, часто сложно добиться такой помощи для детей. На периферии положение намного хуже. Но не везде! Например, в Белоярской районной больнице Ханты-Мансийского автономного округа врачей учат работать с такими детьми – как подготовить маленького аутиста к УЗИ или ЭКГ, стоматологической процедуре.
«Очень важны тесты, определяющие РАС у детей, и результаты экспертизы, которая подтверждает инвалидность ребёнка, – говорит Елена Багарадникова. – Но если тестирование проводит человек, не имеющий достаточных знаний, оно будет неверным».
Поэтому «Контакт» обратился в Минздрав РФ с предложением обязательно учить педиатров и неврологов скринингу детей с РАС – пока познания в этой области у врачей, к сожалению, зачаточные или устаревшие. А «Центр проблем аутизма» сотрудничает с вузами, в том числе Московским институтом психоанализа – там ведётся переподготовка уже выпустившихся специалистов-психотерапевтов по стандартам Центра.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья посвящена вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются формы, приемы и методы установления эмоционального контакта и вовлечения аутичных детей в совместную деятельность. Статья может быть полезна дефектологам, психологам и логопедам.
Ключевые слова:
Расстройства аутистического спектра, установления эмоционального контакта, эхолалии.
У большинства детей, которые обучаются в классах ССД (сложная структура дефекта), наблюдаются расстройства аутистического спектра. Если рассматривать классификацию раннего детского аутизма (далее РДА) (по К.С.Лебединской и О.С.Никольской) — это дети самой сложной 1 группы.
Главная задача специалистов — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с аутичными детьми специфические формы, приемы и методы.
Важным при обучении ребёнка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) является установление эмоционального контакта. Это требует от специалистов тщательной подготовки, терпения, гибкости и интуиции. Изначально мы работаем в тесном контакте с родителями: изучаем привычки детей, манеру общения родителей с детьми, режимные моменты и т.д.
Вместе с ними мы определяем предметы или деятельность, которые вызывают у ребенка интерес. Это могут быть компьютерные игры, лепка из пластилина и даже любимые блюда. Далее используем эти сведения на своих занятиях как стимул для совместной деятельности или поощрение за выполненное задание, что дает возможность в дальнейшем продуктивно строить взаимоотношения с ребенком.
Так как у детей с РАС наблюдаются эхолалии (повторение слов, фраз) и эхопраксии (повторение действий), в работе мы применяем специфические формы, приемы и методы. Одной из таких форм являются интегрированные (совместные) занятия специалистов, например, учитель-логопед и учитель — олигофренопедагог.
На занятиях воздействуем как на фронтальные, так и периферические зоны восприятия. Один специалист находится перед ребенком (во фронтальной зоне) и ведет занятие, а второй специалист – в периферической зоне, оказывает все виды помощи. Сначала говорит за ребенка, затем – помощь осуществляется частично (начало фразы, начало действия). Постепенное уменьшение помощи взрослого дает возможность ребенку в дальнейшем выполнять эти действия самостоятельно. В ходе систематической работы мы отметили, что фронтальная зона восприятия ребенка становится более активной.
Для улучшения коммуникативных возможностей используются средства альтернативной коммуникации, при которой осуществляется переход от реального предмета к фотографии этого предмета, затем к цветному изображению и к черно — белому изображению (схеме).
Также в работе с данной категорией детей используется расписание — изображения и слова, которые направляют ребёнка к выполнению последовательности действий на занятии. Расписание представляет собой альбом, в который включены фотографии заданий, расположенные в последовательности, соответствующей структуре занятия. Обязательным условием использования расписания мы считаем включение поощрения (стимула), который ребёнок получает в итоге работы.
С помощью пиктограмм и расписания происходит активизация общения детей, закрепляются представления о времени, характере деятельности, что способствует общей организации, развитию речи, других функций психической деятельности.
При коррекции эхолаличной речи учитель должен четко продумывать инструкцию и повторять ее не более 2-х раз. Объяснять следует спокойным, ровным тоном, чтобы излишняя эмоциональность не мешала, не отвлекала ребенка от подачи основного материала.
Задания должны иметь четкую цель, методы, и динамично сменять друг друга. Все задания предлагаются в игровой форме. Увеличение сложности заданий происходит по мере усвоения материала.
При двигательных аутостимуляциях (повторяющиеся движения) мы подстраиваемся под ребенка, используя рифмованные физминутки. Тем самым замещая стереотипные движения целенаправленными.
Так как дети с РАС стремятся к относительному постоянству, занятия имеют чёткую структуру.
Примерная структура занятия
1. Организационный момент
— настрой на работу — использование предметов, привлекающих внимание ребёнка (звучащие предметы, световые эффекты).
— фиксирование взгляда на лице педагога, сидящем напротив; на движущемся предмете.
— развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2. Сообщение темы занятия через расписание
Задачи этапа: нацеливание ребёнка на последовательность заданий расписания, формирование стимула (предметы, вызывающие у ребёнка интерес: игры, любимые блюда и т.д.).
3. Основная часть
— развитие понимания речи (на бытовых обобщённых понятиях);
— развитие понимания обращённой речи и простейших инструкций;
— развитие зрительного восприятия: соотнесение предметов с картинкой, предмета с пиктограммой, нахождение одинаковых картинок;
— развитие возможности активно пользоваться речью (отражённо, с опорой на образец);
— развитие умения соотносить речевой образец с действием;
— формирование обобщённых понятий в пассивной речи.
4. Физминутка
— развитие общей моторики (подбор действий и упражнений с учётом физического развития ребёнка);
— развитие умения соотносить речь с действием;
— развитие целенаправленности движений;
— развитие мотивации с помощью предметов — стимулов.
— снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики
— развитие умения соотносить речь и движения (с помощью рифмованных стихов, соответствующих лексической теме);
— развитие пальчиковой моторики.
6. Штриховка, обводка, раскрашивание
— развитие зрительно-моторной координации;
— развитие зрительного восприятия (узнавание схематичного изображения и соотнесение его с предметом и названием (словом);
— формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
— закрепление обобщённого понятия.
7. Закрепление изученного материала (предъявление стимула, соответствующего лексической теме).
— развитие мимики (мимические упражнения);
— развитие артикуляционного аппарата;
— развития восприятия вкусовых качеств, запахов;
— развитие тактильно-двигательного восприятия (действия с разнофактурными материалами);
— развитие мотивации и волевой регуляции;
— установление тесного эмоционального контакта с педагогом.
8. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Интегрированные занятия направлены на создание благоприятного климата, для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
В процессе работы творческой группы была разработана программа для детей с РАС. Уровень усвоения программы у каждого ребенка с РАС разный, спрогнозировать динамику развития у детей этой категории очень сложно. Обязательное условие положительной динами мы считаем — многократное повторения речевого материала. Поэтому программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне с усложнением речевого материала.
Подводя, итоги я хочу сделать вывод: при правильно организованной среде обучения мы получаем положительные результаты развития, обучения и воспитания детей, страдающих аутизмом. Коррекционная работа с аутичными детьми требует от специалистов не только терпения, но и понимания природы этого нарушения, проводится совместно с родителями по одной программе.
Литература
- Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
- Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
- Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во «СигналЪ», 2002
- Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
- Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.
- Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.
- Шпицберг И. Л. «Коридор с прозрачными стенами» Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
- Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»Теревинф, 2007.
Источник: kiro-karelia.ru
Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?
Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе слово «аутизм» означает — направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек. В зависимости от формы и степени аутизма, когнитивные способности могут быть снижены или сохранены.
Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.
Простыми словами: «Аутизм — это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».
Виды расстройств аутистического спектра
На сегодня существует несколько разновидностей аутизма:
Ранний детский аутизм
Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.
При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:
- отказ от общения с близкими;
- тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
- отсутствие интереса к окружающему миру;
- отказ от еды;
- отсутствие зрительного контакта;
- повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.
Атипичный аутизм
Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.
При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:
- симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
- средний уровень интеллекта;
- наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
- заторможенность речи.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.
При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:
- низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
- нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
- интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.
Синдром Ретта
Достаточно тяжёлая форма аутизма, встречается только среди девочек. При синдроме Ретта наблюдаются такие особенности поведения:
- малоподвижность конечностей и однообразность их движений;
- рассредоточенность внимания;
- возможны судорожные припадки;
- отсутствие речи, или очень маленький словарный запас.
Причины аутизма рассматриваются через призму разных теорий
Биологическая теория
В данной теории причиной появления аутизма выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у детей с РАС имеет ряд структурных и функциональных особенностей.
Генетическая теория аутизма
Данная теория предполагает, что аутизм может проявиться при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.
Теория поствакцинального появления аутизма
Данная теория не имеет особого научного подтверждения. Предположительно, развитию аутизма предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживается связь между вакцинацией и проявлением аутистических особенностей поведения ребёнка.
Теория нарушения обмена веществ
Появление активных черт поведения наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.
Опиоидная теория возникновения аутизма
В таком случае появлению аутизма предшествует, попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.
Симптомы аутизма можно разделить на три группы
Нарушение в сфере социального взаимодействия:
- отсутствие интереса к другим людям
- отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
- низкий уровень интереса
- отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
- ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
- отсутствие реакции при обращении к нему по имени
- отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
- проявление сопротивления при объятьях
- нарушения в сфере коммуникации
- избегание контакта «глаза в глаза»
- эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
- могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации
Нарушение в сфере коммуникации:
- аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
- однообразие игр и интересов
- присутствием навязчивых движений
«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком — непостоянство.»
Проявление нарушений действий:
- продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
- раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
- отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
- желание есть несъедобное
- хождение на цыпочках
- нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
- повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
- неприятие нового и незнакомого
- неприятие прикосновений, объятий
- самоповреждение
- отсутствие ощущения опасности
- нарушение сна
- особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов
Лечение аутизма у ребенка
Аутизм не поддается полному излечению. Но, подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, мы можем достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. Чтобы повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную жизнь в будущем, необходим комплексный подход в реабилитации и социализации, соединяющий в себе медикаментозную и не медикаментозную терапию.
Терапия для детей с РАС складывается из двух основных компонентов:
Немедицинская психотерапия
- Поведенческая терапия – это основа социализации ребёнка с РАС. Данный вид терапии способствует коррекции особенностей поведения, что в последующем времени приводит к развитию навыков коммуникации.
- Обучение по программе TEACCH. Метод заключается в визуальной подачи всего того, что необходимо освоить ребенку. Наглядные пособия, картинки, вызывают стойкий интерес у ребенка с РАС, тем самым способствуют развитию познавательной активности.
- Логопедия, речевые занятия, улучшают речь и коммуникативные навыки. Часто занятия с логопедом способствуют повышению вербального общения.
- Поведенческая терапия помогает приобрести навыки самообслуживания, социальные навыки и способствуют уменьшению симптомов неадаптивного поведение.
- Прикладной анализ поведения (ABA) — широкого спектра методов, используемых для лечения аутизма и многих других форм поведения. Метод сосредоточен на обучении индивидуальным задачам с использованием принципа: стимул, реакция и вознаграждение.
- Модель SCERTS — это образовательная модель для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Аббревиатура означает акцент на: SC, ER и TS. SC — социальная коммуникация, развитие функциональной коммуникации и эмоционального выражения. ER — эмоциональная регуляция — развитие хорошо регулируемых эмоций и способности справляться со стрессом. TS — транзакционная поддержка — реализация поддержки, чтобы помочь семьям, педагогам и терапевтам реагировать на потребности детей, адаптировать среду и предоставлять инструменты для улучшения обучения.
- Анималотерапия. Применение анималотерапии, в особенности канистерапии обеспечивает положительную динамику в социализации и коммуникации при РАС. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок с РАС учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать. Занятия с собакой – терапевтом способствуют повышению общительности и контактности детей с аутистическими чертами. Благодаря собаке ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь. Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться. После недолгого общения с ребенком с аутизмом можно заметить, что он сначала замечает собаку, а затем и своих родителей. До этого же он мог совсем не реагировал на окружающих. Посетить занятия с профессиональными собаками — терапевтами Вы можете,записавшись на занятие канистерпапиив наш центр.
Медикаментозная терапия
Это комплекс препаратов для улучшения работы головного мозга. Ранее мы подробно описали данный вид лечения при расстройствах аутистического спектра.
Второстепенная роль в лечении и реабилитации при аутизме отводится медикаментозной терапии. Данный вид лечения эффективен при использовании в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.
Основная задача медикаментозного лечения – это устранение и нейтрализация симптомов снижающих эффективность при педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, стереотипы, двигательная расторможенность, аутоагрессия, негативизм. Также некоторые медикаменты стимулируют деятельность головного мозга, тем сами активируют процессы памяти и мышления.
Группы препаратов, применяемых при комплексном лечении аутизма:
- Ноотропные препараты. Медикаменты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам.
- Антидепрессанты. Считается, что антидепрессанты седативного действия могут способствовать улучшению контакта с ребенком.
- Транквилизаторы. Их применения показано при сильно выраженных страхах, высоком уровне тревоги.
- Нейролептики. Данная группа медикаментов используется для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые способствуют повышению речевой активности, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.
ВАЖНО! Необходимость медикаментозного лечения, и назначения препаратов производится строго врачом после проведения диагностики. Помните, что самолечение опасно!
Диагностика РАС
На сегодняшний день не существует медицинских анализов, которые бы достоверно бы определили наличие расстройства аутистического спектра. Основная форма диагностики для выявления аутизма является интервью с родителями, а также наблюдение за поведением ребенка и особенностями его коммуникации. Помимо этого для определения вида и степени выраженности аутизма используют ряд опросников, опираясь на информацию из них можно определить наличие или отсутствие аутизма или расстройства аутистического спектра у ребенка.
Развернутая диагностика для определения наличия и степени выраженности расстройств аутистического спектра проводится комплексом следующих мероприятий:
- Беседа, наблюдение за ребенком;
- Тесты, анкеты;
- Игра, конструирование;
- МРТ, КТ мозга;
- Исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.
Динамическое наблюдение за поведением ребенка является основным методом диагностики аутизма. Также в дополнение к этому методу рекомендуется проведение психологического, физического и неврологического обследование.
Помните, аутизм не приговор!
В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями.
Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции.
Помните, особое значение имеет психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Профессиональное сопровождение психолога поможет адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими людьми и обеспечивать свои собственные потребности.
Записаться на прием вы можете по телефонам:
8 (495) 104 31 51 или 8 (926) 084-11-51.
Источник: hronos-center.ru