Какие программы дополнительного образования востребованы

Дополнительное профессиональное образование стало популярным ещё в начале прошлого века. Однако сегодня привычные образовательные форматы меняются, и основная причина – совершенствование технологий.

Меня зовут Елена Сахарова, и я директор по развитию компании «Центр развития человеческого капитала». Я расскажу о трендах, которые уже сейчас определяют, как люди будут учиться через 5-10 лет.

Чтобы успешно конкурировать на рынке труда, каждый человек обязан постоянно развивать профессиональные и мягкие навыки, уметь разбираться в технологиях и применять их. Особенно востребованным обучение становится на быстрорастущих рынках – в ИТ, фарме, финтехе, энергетике и добывающем секторе.

По результатам последнего исследования «Теории и практики», 42% компаний выделяют обучение и развитие команды как цель с высоким или высшим приоритетом на 2020 год. Это объясняется двумя факторами. Первый – угроза отставания: технологии меняются стремительно, и сотрудники должны быть гибкими, использовать современные инструменты. Второй фактор – выживание на рынке. Чтобы просто оставаться на плаву, компании вынуждены регулярно менять стратегии развития и расширять сферы деятельности.

Программы дополнительного образования

При этом не стоит забывать и о зарождении новых профессий или даже новых сфер занятости, которые требуют подготовки кадров. Так, по данным HeadHunter, в ближайшие 10 лет перспективными станут профессии архитектора и дизайнера дополненной реальности, проектировщика «умной среды», инженера 3D-печати, нейропсихолога и биоинформатика.

Дополнительное образование позволяет быть гибким и быстро реагировать на изменения рынка. Но и оно само меняется: появляются новые подходы и форматы, внедряются новые технологии. Рассмотрим пять трендов, которые актуальны для всего образования, но проявляются наиболее ярко в обучении после школ и университетов.

Тренд № 1. Сочетание разных форматов

Главный тренд развития образования, в том числе и дополнительного – стремительный рост онлайн-сегмента. Согласно оценкам Global Market Insights, к 2025 году рынок e-learning преодолеет отметку $300 млрд. Будет расти и корпоративный сектор онлайн-обучения, прибавляя в среднем по 8% в год.

Такая же ситуация наблюдается на отечественном рынке. По итогам исследования EdMarket, к 2021 году доля российского сегмента цифрового обучения вырастет до 2,6% и будет насчитывать 53,3 млрд рублей. Россия входит в топ-5 стран мира, жители которых активно используют образовательные онлайн-платформы.

Онлайн-образование продолжает набирать популярность, но самую высокую эффективность показывает смешанный формат, blended learning. Подход сочетает традиционное обучение в аудиториях с выполнением заданий онлайн и цифровыми элементами: графикой, видео, музыкой.

С одной стороны, человек сам выбирает время и место занятий, контролирует образовательный маршрут и темп развития. С другой, благодаря встречам «лицом к лицу» легче общаться с преподавателем и «однокурсниками» – а это сильно мотивирует, создаёт благоприятную среду. Помимо новых знаний, смешанный подход помогает развивать soft skills: навыки планирования, самоконтроль, эмоциональный интеллект.

Программы дополнительного образования: куда пойти и что выбрать?

По статистике, 70% компаний в России уже сочетают офлайн и онлайн. Но смешанное обучение этим не ограничивается, включая в себя чередование самостоятельной работы и взаимодействия в группе, учёбы по общему графику и индивидуальному плану. При этом оно должно быть наглядным и последовательным, с акцентом на практическое применение знаний.

Тренд № 2. Опыт как инструмент обучения

Ещё один тренд – обучение через опыт или experimental learning. Ученики погружаются в ситуацию, решают практические задачи без предварительного освоения теории. Но мало получить опыт, главное его правильно осознать. Базовый принцип подхода – подталкивать людей к анализу и рефлексии.

Такое обучение всё чаще используется в бизнес-среде: сотрудники развиваются через наставничество, коучинг или просто наблюдение за коллегами; вместе находят решения проблем на тренингах и мастер-классах. И одним из самых популярных видов становится симуляция реальных процессов.

Например, компания «М.Видео» разработала видеокурс по работе с трудовыми книжками для кадровых администраторов. Туроператор Coral Travel создал тренажёр «Убираем возражения», благодаря которому каждый может попробовать себя в роли турагента. Онлайн-тренажёр моделирует ситуацию: вы – специалист, к которому пришёл клиент; задача – довести цикл продажи до конца. Для этого вы каждый раз выбираете один из предложенных вариантов ответа, пока тур не будет продан.

Тренд № 3. Дополненная и виртуальная реальность

Получать новый опыт можно и при помощи технологий – например, дополненной и виртуальной реальности. Технологии обладают огромным потенциалом, особенно AR: по некоторым оценкам, к 2023 году рынок вырастет до $60,55 млрд, показав рост на 40,29% по сравнению с 2018 годом.

Применение AR и VR обеспечивает максимальное погружение в процесс благодаря эффекту вовлечённости и наглядному представлению информации. Так, «Альфа-Банк» создал образовательный VR-ролик с ботом-помощником для обучения сотрудников блокчейну. Сложный процесс объясняется через простые визуальные образы. Как итог, информацию легко понять и запомнить. Корпоративный университет Сбербанка разработал диалоговую симуляцию обратной связи сотруднику: обучающийся разговаривает с ботом-сотрудником согласно алгоритму обратной связи и отрабатывает навыки.

Такое обучение не только эффективно, но и безопасно. При помощи виртуальной реальности сотрудники «Газпром нефти» учатся действовать в случае возгорания или работать с многотонными грузовыми кранами. Процесс записывается на видео, что дает возможность провести «работу над ошибками» после тренингов. А ещё AR-приложения и VR-шлемы позволяют быстро анализировать данные – благодаря этому обучение становится точечным и индивидуальным.

В целом технологии давно применяются в образовании: российский рынок EdTech в прошлом году уже достиг 30 млн руб. Причём большая часть инвестиций идёт именно в профессиональное образование. И всё потому, что взрослая целевая аудитория более мотивирована и платёжеспособна.

Читайте также:
Как работать в программе зарплата парус

Тренд №4. Образование в форме игры

Основная идея геймификации – использовать игровые правила для достижения целей. А ещё мотивировать, но нематериально. За счёт игры скучные задания становятся интересными, а сложные вопросы – более простыми.

В основе игры лежит принцип наград и поощрений. Получение баллов и их обмен даже на символические подарки заметно укрепляет вовлечённость. Например, косметическая сеть «Золотое яблоко» улучшила результаты учеников корпоративного онлайн-обучения благодаря внедрению системы рейтинга и призов за прохождение курсов. Сотрудники стали тратить на образование в два раза больше времени, а средний балл повысился на 13%.

Также для геймификации важно, чтобы процесс был прозрачным. Для этого можно использовать визуализацию, например, при помощи интерактивной шкалы прогресса. Ещё интерес будут поддерживать рост сложности программы по мере обучения и оперативная обратная связь. Так образование через игру не просто сделает процесс получения знаний более интересным, но и поможет пройти путь до конца, причём максимально эффективно.

Тренд №5. Интенсивное обучение

Всё большую популярность набирают форматы быстрого углублённого обучения: проектные школы, марафоны, интенсивы. Все они основаны на практике, что и позволяет осваивать навыки в самые сжатые сроки. По данным EdMarket, 65% офлайн-программ корпоративного обучения в России проходят в период от одного до четырёх дней.

Интенсивы могут проводиться в соревновательной форме, и отличный пример – хакатоны. В течение нескольких дней ИТ-специалисты генерируют необычные идеи и разрабатывают новые продукты. Организаторы получают решение своих бизнес-задач, а участники – опыт, знания или даже предложение о работе. Такие мероприятия регулярно проводят ведущие ИТ-компании.

Например, «Яндекс»: в хакатоне для «Яндекс.Такси» участники пытались разработать алгоритм распределения заказов и предсказания спроса на такси, а в хакатоне для «Яндекс. Деньги» создавали решение для сбора средств во время трансляций на Twitch и YouTube.

Отдельно стоит рассмотреть буткемпы – формат, который прошёл путь от тренировки солдат до ИТ-обучения. По данным Course Report, буткемпы стали отдельной индустрией с годовой выручкой $240 млн. В России впервые они появились в 2019 году. Среди них можно выделить Elbrus Coding Bootcamp в Москве, видеокурсы Coding Bootcamp Ru , онлайн-буткемпы Moscow Coding School и «Яндекс.Практикум».

Буткемпы продолжают набирать обороты по всему миру – и при этом подходы и сферы их применения постоянно меняются. Подобные интенсивы уже покрывают различные дисциплины: веб-разработка, анализ данных, кибербезопасность, дизайн, проектирование интерфейсов, диджитал-маркетинг. Многие ИТ-компании стали применять формат буткемпов при найме новых сотрудников.

Хороший пример – «Яндекс.Буткемп». Это ускоренная программа адаптации разработчиков, которая становится «точкой входа» для трудоустройства в компанию. За восемь недель специалисты изучают основные технологии и правила разработки, работают в нескольких командах разных сервисов.

Дополнительное профессиональное образование напрямую связано с идеями непрерывного обучения: в будущем уже не останется профессий, навыки для которых нельзя получить в течение жизни. Чтобы оставаться на плаву, специалистам приходится непрерывно учиться. А образовательная среда просто подстраивается под жизнь.

Ключевые слова:

  • дополнительное образование
  • ДПО
  • тренды в обучении

Источник: hr-portal.ru

«Востребованность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий»
статья

Востребованность программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения напрямую зависит от качества услуги. По-настоящему оценить востребованность программы, качество работы возможно через конкретные навыки, которые демонстрируются в реальной жизни педагоги. Им приходится справляться с вызовами времени и инновациями в образовательной системе. Поэтому необходима грамотно спланированная комплексная работа, привлечение всех участников образовательного процесса, овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Фещенко Натальи Геннадьевны

Методист, Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжска

«Востребованность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий»

Аннотация: Востребованность программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения напрямую зависит от качества услуги. По-настоящему оценить востребованность программы, качество работы возможно через конкретные навыки, которые демонстрируются в реальной жизни педагоги. Им приходится справляться с вызовами времени и инновациями в образовательной системе. Поэтому необходима грамотно спланированная комплексная работа, привлечение всех участников образовательного процесса, овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, востребованность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Большая доля обучающихся в учреждениях дополнительного образования — это обучающиеся, получающие дополнительное образование «для себя», «для удовольствия», «для реализации и профессионального роста», при этом получающие удовлетворение от образовательного процесса. И сегодня во время нестабильной эпидемиологической ситуации в республике как никогда востребованы дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые дистанционно или частично дистанционно. Это связано с тем, что дополнительно обучаются и дети и взрослые. И если не поучись ты три месяца или полгода, то потеряешь большую часть своих актуальных навыков и умений. Поэтому важно не останавливаться.

Самыми востребованными станут те программы, в которых сочетается очная форма обучения с он-лайн форматом. Баланс этих форм обучения складывается в зависимости от их эффективности в каждом конкретном случае. Дистанционное обучение больше про знания и меньше про навыки. Порой невозможно отработать навыки в режиме дистанта, поэтому такой формат категорически нельзя использовать для некоторых направлений деятельности учреждений дополнительного образования.

Читайте также:
Программа для gsm розетки simpal t4

Впрочем, каждое учреждение дополнительного образования республики Марий Эл на своем уровне способно организовать дистанционный процесс. В методических рекомендациях по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий представлен список сервисов, платформ и веб-ресурсов, рекомендуемых к использованию при реализации дополнительных общеобразовательных программ [1]. Конечно без поддержки государства или частного сектора, ввиде предоставления бесплатных образовательных платформ, таких как https://mooped.net/ ФГБОУ ВО «Поволжского государственного технологического университета», для размещения программ надеяться на серьезное обучение детей по дополнительным программам в маленьких городах невозможно.

В республике по данным Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Республике Марий Эл за 2021 год на платформе mooped.net были созданы 22 дистанционные программы по различным направленностям:

4 технической – 56 человек в возрасте 10-18 лет. Достаточно востребованное направление для программ в дистанционном формате. В данном направлении возможно использование других уже существующих ресурсов, опыт других специалистов. Либо для вовлечения большего количества обучающихся необходимо качественно проработать имеющийся ресурс. Детская аудитория становится экспертом ресурсов всемирной сети;

1 естественнонаучной направленности — 16 человек в возрасте 5-6 лет. Нереально, так как в этом возрасте невозможно пройти обучение дистанционно без помощи родителей;

10 социально-гуманитарной направленности – 106 чел в возрасте 7-18 лет. Для востребованности данного направления важно знать приоритетные направления развития дополнительного образования – сейчас это может быть финансовая грамотность, социальные активы и движения, а завтра …;

1 туристско-краеведческой направленности – 32 человека в возрасте 7-17 лет; 5 художественной направленности – 56 человек в возрасте 5-18 лет; 1 экологической направленности – 16 человек в возрасте 10-15 лет.

Проведенный анализ реализуемых дистанционных программ на платформе mooped.net в республике Марий Эл показал, что обучающиеся пока не привыкли к процессу обучения в дистанционном формате и для них оказалось сложным прохождение процедуры промежуточной аттестации (текущего контроля). Педагогам показалось неудобным создание тестовых заданий для проведения текущего контроля и формирование, подсчет итоговых оценок.

Это первый опыт массового использования цифровой среды в дополнительном образовании республики Марий Эл. По данным программам прошли обучение 282 человека.

Мониторинг показал, что педагог обязан быть технически грамотным.

В городе Волжске республики Марий Эл было реализовано 4 программы с применением дистанционных технологий:

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – вожатый»: реализована через группу VK, через WhatsApp (апрель-май 2021 года) и организована на платформе mooped.net для подростков 12-18 лет (апрель 2022 года);

Два курса в рамках Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лидер+» на https://stepik.org для 24 человек — обучилось 10 человек 12-18 лет на каждом курсе (февраль 2022 года)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кулинарные предпочтения россиян и жителей Великобритании. Путешествие от Волжска до Лондона» в рамках программы «Весёлый английский» проведена через группу VK, через WhatsApp для 30 человек – обучилось 8 человек 7-8 лет, но вообще не реализована на mooped.net (октябрь 2021 год)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Полевая лаборатория» проведена через Zoom для 15 человек – обучилось 12 человек 13 лет (август 2021 года)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» не реализована (июнь-июль 2021 года)

Прошли обучение всего 45 человек.

Проанализировав ситуацию с применением дистанционных образовательных технологий в городе Волжске и Волжском районе республики Марий Эл пришла к следующим выводам:

  • В основном для реализации ДОО программ с применением дистанционных технологий используются группы VK и WhatsApp для детей младшего школьного возраста и Zoom для детей от 12 лет. Важно только при технической помощи родителей.
  • Применение специальных платформ, таких как mooped.net, оказалось очень сложным для детей 7-11 лет. Либо с помощью родителей, но не все родители заинтересованы в дистанционном процессе обучения. Для этого возраста и большего охвата приемлемо лишь связь через ВК, ссылки на видео без регистрации (из опыта Дворца творчества детей и молодежи г.Волжска).
  • Не устойчивое соединение Интернета мешает педагогу, детям и даже теряется интерес в процессе освоения программы.
  • Детей не привлекает только дистанционный процесс, если есть возможности обучаться очно.

Что мы должны предпринять для того чтобы наши программы стали более востребованными и вовлекали как можно больше молодых людей в процесс обучения?

Востребованность программ с применением дистанционных образовательных технологий напрямую зависит от качества услуги. А именно о соответствия результатов дистанционного обучения ожиданиям аудитории, группы.

Молодое поколение ищет новые формы, у них более клиповое мышление, они очень тяжело воспринимают голую теорию, с ними приходится действовать легче. Поэтому, переход на смешанный формат обучения очень полезен, технические навыки (использование Zoom, социальной сети, месенжеров) приобретенные детьми и взрослыми в процессе обучения например на занятиях по декоративному творчеству пригодятся в повседневной жизни. Дети становятся более интернет подкованными. В связи с потребностью молодых людей, вписаться в современный уклад жизни, они быстро обучаются конкретным навыкам нацеленным на практику, например программированию.

Подростки ищут себя в медиаиндустрии, музейной отрасли, в современном искусстве, хотят стать художниками, декораторами. Эти направления связаны с личностным, творческим ростом, хобби, досугом. Поэтому формат дистанционным мастер-классов, тренингов, посещение виртуальных музеев имеют для них дополнительную привлекательность.

Востребованная дистанционная программа дополнительного образования сегодня – это увлекательная, результативная, а возможно и интерактивная программа.

Но остаются те, кто получил доступ к разнообразным источниками, но совершенствоваться не желают, избегают всех ситуаций, связанных с волевыми усилиями и любым напряжением. Если вам дана информация, то, что дальше происходит с ней зависит от вас. Если вы начинаете обдумывать, критиковать, задавать вопросы, вы начинаете работать с этой информацией, и она постепенно превращается в знание. Результат – востребованная программа дополнительного образования [4].

Читайте также:
Как заблокировать установку программ на компьютер

Вообще со всеми возникающими проблемами можно справиться, только необходима грамотно спланированная комплексная работа, привлечение всех участников образовательного процесса, что минимизируют недостатки дистанционной формы обучения в виде отсутствия живого общения и невозможности работы на высокотехнологическом оборудовании. Необходимо овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

В поиске решений и вариантов реализации дистанционного процесса обучения Дворца творчества детей и молодежи г.Волжска прошла обучение по созданию дистанционного курса на образовательной платформе Stepik. Это конструктор онлайн-курсов, цель которого сделать образование открытым и удобным. Всего за три дня обучения, я ознакомилась с инструментарием платформы. Обратила внимание, насколько проста система создания модулей, уроков, тестов. Каждый зарегистрированный пользователь может самостоятельно создать свой курс, с определенными параметрами для обучающихся. Для того чтобы рекомендовать данный ресурс педагогам Дворца творчества мной создан курс «Что должен знать педагог дополнительного образования» https://stepik.org/course/111878 . Для прохождения обучения необходима регистрация на stepik.org https://stepik.org/join-class/0f1a56efa356c6b85d561138a0216239b9213321

Считаю целесообразным внести в каждую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу вариативную часть на 16-20 часов с применением дистанционных образовательных технологий, которая могла бы стать своего рода спасательным кругом на период пандемии, эпидемии, отпусков. Или как вариант краткосрочной программы на летний период, когда дети не имеют возможности очно посещать занятия. Всегда помним, что это ради детей с их интересами, потребностями и возможностями.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

2. С.В. Сайгушкина, Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько. Эффективные практики совершенствования информационно-коммуникативной компетентности педагога / Современное дополнительное профессиональное образование педагогов

3. Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования / Потенциал информационных систем и информационной безопасности в образовании

Источник: nsportal.ru

Пять важных трендов рынка образования для детей: что будет актуально в 2022 году

Частные образовательные проекты стараются дать своей аудитории те знания и навыки, которым в государственных образовательных учреждениях уделяют мало внимания либо преподают их скучно. Но чтобы оставаться актуальными и интересными для детей и их родителей, сами проекты должны постоянно меняться и следить за мировыми тенденциями в процессе образования. О трендах, которые будут актуальны в сфере образовательного бизнеса в 2022 году, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Кристина Рудык, директор парка профессий Kids City.

Кристина Рудык – директор парка профессий Kids City (Москва). Окончила филологический факультет МГУ и Британскую школу дизайна. Была соучредителем рекламного агентства Project Space. Проектом Kids City руководит четыре года – с момента стройки и запуска. Также у Кристины Рудык есть собственный IT-стартап.

Кристина Рудык

Игровые механики в образовательном процессе

Проблема стандартного государственного образования – кризис вовлечённости. Дети не принимают активного участия в процессе обучения: большую часть занятий им отводится роль слушателей. Как увлечь детей? В мире есть ответ – геймификация образования и эдьютеймент, то есть использования игровых механик в образовательных целях.

Игра позволяет превратить образовательный процесс в захватывающее приключение с применением знаний, способностей и креативности ребёнка. Игровые практики активно используют частные образовательные проекты. Они превращают процесс получения новых знаний и навыков в игру, где главная роль отводится детям.

Один из успешных примеров эдьютеймента – детский город профессий Kids City. Данный формат нравится и взрослым, и детям. Родители довольны тем, что в процессе игры их дети обучаются. А дети, играя, помимо знаний получают свободу и самостоятельность взрослого.

Они сами решают, чем заняться – тушить пожар, консультировать больных или стать разработчиком AR-навигации. В ходе игры они узнают, как построить карьеру, заработать или потратить деньги. Все эти активности раскрывают таланты и способности детей, позволяют подсознательно использовать и обогащать базовые знания и навыки.

Kids City

Помимо городов профессий активно развиваются и другие форматы эдьютеймента в образовательном бизнесе: появляются интерактивные обучающие платформы (например, «Учи.ру»), открываются научные парки («Иннопарк», «Кванториум», «Экспериментариум»), музеи создают квесты для детей («Прогулки в темноте») и т.д. Игровые механики применяют в обучении, чтобы сделать процесс получения знаний и навыков нескучным, мотивирующим, позволяющим добиться результата.

Согласно исследованию BlueWeaveConsulting, глобальный рынок эдьютеймента будет увеличиваться на 29% в год и достигнет $ 4,14 млрд. к 2027 году. Соответственно, будет расти количество проектов, делающих ставку на эдьютеймент. Чтобы не отставать от конкурентов, следует уже сейчас пересмотреть свои образовательные продукты и, возможно, трансформировать их под запросы рынка.

Практическое применение знаний и их взаимосвязанность

Нашему мозгу сложно запоминать конкретные факты или мыслить отдельными предметами. Это учитывается в образовательных продуктах, которые предлагают многие проекты. Эдьютеймент позволяет ребёнку фокусироваться не на конкретных фактах, а на обобщающих понятиях, которые он будет применять для разных ситуаций и событий реального мира.

Например, сейчас растёт ассортимент всевозможных наборов опытов и научных экспериментов для детей. Доступны специальные экскурсии, во время которых дети ходят по городу и изучают архитектуру. Есть научные лагеря, где можно, например, создать светящуюся бактерию или собрать настоящий радар.

Kids City

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru