Инженер производственно-технического отдела — один из весомых специалистов в строительном проекте. Его функционал очень широк, а требования к квалификации и компетентности, навыкам довольно высокий. И вот почему.
На инженера ПТО возлагаются фактически управление, контроль стройки, на нем лежит основная ответственность по выполнению всех видов работ на стройплощадке, выполнения графика производства работ, контроля бригад подряда, а также ведения, составления всей исполнительной документации (проектно-сметной, рабочие чертежи), проверки норм и стандартов, правил технических условий, соответствия норм охраны труда на всех этапах строительства. В обязанности инженера ПТО входит технический надзор за выполнение строительно-монтажных работ, а также составления отчетностей по итогам приемки.
От инженера ПТО требуются очень серьезные знания и соответствующее профильное образование, позволяющее ему разбираться в чертежах, строительной механике, нормативных актах, а также законодательстве. Специалисту такого уровня обязательно требуется регулярно повышать свою квалификацию и самообразовываться, поскольку в отрасли строительства в России происходят регулярные обновления в нормативах, стандартах и законах, которые следует принимать во внимание. Поэтому он часто использует Интернет для поиска нужной информации, строительные справочники и разнообразные компьютерные программы для инженера ПТО.
Вопросы на собеседовании для инженера ПТО. К чему готовиться? Как выбрать сотрудника?
Как оптимизировать процессы и затраты в строительстве
Скачайте полную версию исследования
Как оптимизировать процессы и затраты в строительстве
Кроме глубоких знаний, также должен обладать личными качествами, позволяющими ему умело взаимодействовать много и с разными людьми. И зачастую важно уметь правильно выстраивать менеджмент, даже несмотря на возраст или иерархию по проекту, чтобы обеспечивать ритмичность выполнения планов: требовать от людей соблюдения обязательств по работам, срокам, качеству. В определенные моменты вводить штрафы и санкции, чтобы влиять на итог.
И постоянно держать руку на пульсе, быть готовым к составлению и предоставлению документации начальству и оперативно решать возникшие проблемы или ошибки.
Это все требует довольно гибких коммуникативных качеств, уметь создавать хорошие отношения: поскольку в строительстве огромное значение имеет взаимодействие с людьми, работающими на одном проекте, но отвечающими за разные части и виды работ. А от успешного взаимопонимания зависит напрямую продуктивность рабочего процесса и конечный результат — сдача объекта в сроки.
Если подвести итоги, то инженер ПТО должен уметь:
- работать с людьми, в команде;
- понимать проектную и прочую строительную документацию;
- знать технологические процессы строительства;
- планировать;
- понимать строительную механику;
- составлять сметы и чек-листы;
- составлять дефектные ведомости и акты приема/передачи;
- работать с возражениями;
- пользоваться программным обеспечением, начиная от офисного пакета Microsoft, заканчивая специализированными приложениями;
- вести деловую переписку.
С этим широким функционалом и ответственностью по проекту еще недавно инженеры справлялись при помощи «всемогущих» Excel и Word. К сожалению, и сейчас цифровизация процессов в строительстве во многих компаниях ограничивается использованием электронным таблиц и программ, вроде Autocad. Это не значит, что от них следует отходить: просто начинать добавлять и осваивать новые IT-продукты, которые значительно облегчат работу инженера ПТО, одновременно оптимизируя ее и добавляя продуктивности. Тем более, что технологии позволяют вести контроль стройки при помощи смартфона, планшета — не обязательно ходить с бумажными документами и чертежами, равно как не обязательно каждый раз покидать офис, чтобы проверить состояние объекта: сбор информации возможен удаленно (при помощи датчиков, камер, дронов и прочих устройств), данные генерируется в одной программе и доступны в любое время.
Что необходимо знать инженеру ПТО
Нужно отметить, что немногие строители знают про полезные программы для инженера ПТО. Это связано, вероятно, с консервативностью сферы, а также определенной сложностью внедрения ПО, которое требует и финансирования и обучения сотрудников. В целом, все и так знают, что ряд строительныхе программ довольно комплексные и требуют времени на освоение. Многие специалисты просто недооценивают потенциал диджитал инструментов: все инновационное у всех поначалу вызывает недоверие, особенно, если инженер ПТО с многолетним опытом и привык к традиционным методам работы.
Специально для ПТО: зачем руководителю и сотруднику нужна программа для составления ИД
Что используют инженеры ПТО для подготовки исполнительной документации? Как правило, только Excel. «Культура» профессиональной автоматизации ИД к нам пока не пришла, но уже начинает формироваться. Ясно лишь одно: если бы электронные таблицы были так хороши, то не было бы едких комментариев от реальных специалистов в этой области (достаточно пройтись по социальным сетям, чтобы их увидеть). Вот, к примеру, комментарии из группы компании «АЛТИУС СОФТ» в социальной сети «Вконтакте» (имена и фамилии в статье не приводятся из соображений вежливости и деликатности).
- «Выполняю большой объем исполнительной документации, хочу сократить время подготовки, чтобы выполнять ещё больше».
- «Ексель уже достал, постоянные ошибки, зависания, так как скрипт, написанный мной работает просто отвратительно».
- «Сейчас в принципе ИД — это очень важные документы. Без ИД подрядчик не получит не шиша»!
- «Долой ексель, тем более ворд. Бюрократия развивается. Нормальная компьютерная программа даст больше времени людям для контроля качества на площадке. Ведь все мы знаем, что количество бумаги не улучшает качество стройки, лучше уделять больше времени строительному контролю, чем контролю тонны бумаг».
- «Программа требуется для ускоренного и корректного заполнения исполнительной документации. А ещё автоматизированного ведения и отслеживания выполнения работ на объекте».
Из контекста понятно, что специалисты хотят получить реальный инструмент для составления ИД. Такой, который будет сокращать время на подготовку документов, работать без сбоев, получать напоминания о рабочих планах и делах. В данном случае речь идёт о компьютерной программе «АЛТИУС – Исполнительная документация».
В текущем материале не хотелось бы в очередной раз повторяться и говорить о том, что программа сокращает время на составление актов и журналов работ в пять раз, а стоит всего от 1500 рублей в месяц (за одну лицензию). Так же возможно приобрести бессрочную лицензию программы за 12 600 рублей. В этой статье актуальнее рассказать о том, чем программа может быть полезна для руководителя и сотрудника, в чьи обязанности входит сдача и контроль исполнительной документации.
Программа для руководителя, главного инженера ПТО
Возможность работы с молодыми кадрами: поручить составление исполнительной документации менее опытному специалисту
Не секрет, что специалистов с небольшим опытом работы и теоретическими знаниями, полученными в учебных заведениях, нужно учить готовить исполнительную документацию на практике. Часто на это не хватает времени, сил и даже нервов. Молодым кадрам можно помочь, установив программу «АЛТИУС – Исполнительная документация». Программа содержит порядка ста форм и бланков в одном месте, в интерфейс встроены инструкции по их заполнению. Плюс ко всему, программа сигнализирует (выделяет цветом) те работы из сметы, на которые нужно подготовить ИД + подсказывает, какие документы нужны к каждой работе.
Результативное и логичное управление отделом: составить план работы каждому сотруднику и проконтролировать выполнение
Инженер ПТО и руководитель отдела часто бывает в разъездах, на стройплощадках и так далее. Соответственно, выдавать задания устно, по телефону или при встрече не всегда удобно. Но с программой «АЛТИУС – Исполнительная документация» всё меняется к лучшему.
Руководитель может сформировать в программе планы каждому сотруднику, назначить ответственных лиц за их выполнение. Как только руководитель сформирует в программе эти планы на конкретную дату, ответственный сотрудник увидит их. Далее он приступит к выполнению поручений: подготовить ИД, получить приказ и так далее. А по итогам проделанной работы, поставит соответствующую метку: «сделано», «не сделано». Руководитель увидит, как идёт работа, получит отчёт от сотрудника.
Снижение рисков, связанных с незаменимым сотрудником
Нередко толковый инженер ПТО просто не может уйти в отпуск спокойно или даже заболеть, потому что без него «никак». Банально: просто никто, кроме него, не знает «где и что» лежит. А если такой сотрудник увольняется, то это приравнивается к стихийному бедствию.
Программа «АЛТИУС – Исполнительная документация» не имеет цели конкурировать с инженером ПТО. Но она позволяет быстро и просто передать все дела коллеге. Все документы в программе систематизированы. А благодаря системе цветовых индикаторов (семафоров) видно выполнение дел по каждому проекту.
Программа для сотрудника, который занимается подготовкой исполнительной документации
Сокращение банальных и глобальных ошибок при подготовке исполнительной документации
Часто даже опытные инженеры ПТО ошибаются. Хотя бы необходимость прикрепления сертификатов и паспортов на материалы с актуальным сроком действия – уже серьёзная головная боль. Программа содержит целый набор функций и полезных возможностей, которые позволяют свести на «нет» возможные ошибки.
Реальное уменьшение времени, которое тратится на составление ИД (в пять раз быстрее по сравнению с Excel)
Сразу пример: на составление «АОСР» в среднем даже профессиональному инженеру ПТО требуется не менее двадцати минут. А если этих актов десятки, а сдавать ИД нужно «вчера»? Программа «АЛТИУС – Исполнительная документация» позволяет подготовить «Акт освидетельствования скрытых работ» за четыре минуты. При этом в эти же короткие 240 секунд программа прикрепит паспорта и сертификаты на строительные материалы. А автоматическое заполнение данных в подвалах документов и их шапках, печать комплекта ИД одной кнопкой – само собой разумеется.
Без просроченных и «не тех» сертификатов
Программа контролирует сроки действия паспортов и сертификатов, которые относятся к конкретным материалам. Нужно лишь отсканировать и прикрепить сертификат в программе, и она будет в автоматическом режиме прикладывать его к нужному материалу. Когда срок действия сертификата начнёт подходить к концу — программа подберёт сертификат с актуальным сроком действия.
Простая и быстрая печать на бумаге
Распечатать набор документов всего лишь в один клик – для программы задача простая. Не нужно собирать документы в разных местах, искать и сверять. Достаточно нажать кнопку «Печать» и всё будет готово.
Журналы для стройплощадки
Программа автоматизирует заполнение ИД, но «понимает» реалии. К примеру, журналы, которые принято вести на стройках вручную, программа для удобства пользователя заполнит в электронном виде. Для стройплощадки же можно свериться с программой и заполнить журнал от руки.
Вспомнить всё
Если трудно собрать в кучу все планы и помнить, для какого объекта и какие документы нужны, то это легко решить. Достаточно составить в программе план работ на день и получить перечень день и список ИД, которые нужно подготовить. Если какие-то документы по объекту отсутствуют – программа укажет на это.
Аргументов, конечно, значительно больше. Их каждый может найти для себя сам. Всё, что для этого нужно – заказать консультацию по программе «АЛТИУС – Исполнительная документация», получить ознакомительные материалы и попробовать программу в деле!
Источник: www.altius.ru
Инженер ПТО
Доброго времени суток сегодня 08.11.22 и у меня небольшое объявление перед статьей, если вам нужна помощь в сдаче исполнительной документации или консультация и образцы аоср, аоок, исполнительных схем по промышленному строительству, технологиям, электрике, то я готов оказать такую услугу. По цене договоримся, зависит от объёма работ.
Если вы только планируете устраиваться инженером ПТО, то я могу вас проконсультировать о работе, если есть проект изучить его и выдать информацию об исполнительной документации, если у вас запущен объект, а сдавать выполненные объёмы надо, то из имеющих у вас журналов, паспортов можно скомплектовать ИД. Пишите или звоните в телеграмм https://t.me/oleg_klyshko
Многие знают кто такие инженеры ПТО, но мало кто работал в этой должности. У линейщиков (мастеров и прорабов) отношения к ПТО своеобразное по своему опыту скажу, что многие из них считают ПТОшников мало понимающих в стройке и бездельниками.
Почему бездельниками? Когда прораб приходит в штаб строительства за чертежами, журналами и прочей документацией для производства работ, то постоянно видит ПТО сидящих за компьютерами. Что они делают, чем занимаются для многих линейщиков остается загадкой, первая мысль приходит, скорее всего сидят целыми днями в соцсетях. Работа прораба у всех на виду, как он руководит бригадами, переживает за срывы сроков и все видят, как растет объект.
В течение своей трудовой деятельности я второй раз работаю на должности инженера ПТО, свою первую работу мало помню, серьёзно исполниловкой не занимался, но в трудовой есть запись. В этой статье я бы хотел обсудить, что входит в обязанности инженера ПТО, поделюсь своим опытом, о том, как вести исполниловку и в конце статьи предоставлю одну интересную книжку про ПТО.
Перед тем как написать статью я почитал на сайтах по поиску работы, какие требования предъявляют некоторые работодатели к инженерам ПТО. У меня сложилось такое впечатления, что кандидаты на эту должность должны пройти обучение не хуже чем юристы, которые изучают все законы нашего государства.
Например, вот одно из требований к кандидату, которое я взял на одном сайте по поиску работы:
«- Умение управлять проектами: отличное знание Microsoft Project (MSP).
— Умение читать чертежи и считать объемы, продвинутый пользователь ПК со знанием AutoCad.
— Составление и проверка сметы проекта
— Согласование стоимости материалов;
— Проверка соответствия спецификации проекту
Знание:
— Законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность строительных организаций.
— Технологию и способы ведения строительных работ.
— Строительные нормы и правила»
Если бы я знал все технологии строительства, умел работать со сметами и знал бы наизусть все законы и СНиПы, то искал работу не инженера ПТО, а минимум руководителя проекта, максимум исполнительным директором, да вообще ушел бы от наемной работы.
Сколько работаю на стройке, ни разу не встречал на этой должности таких универсалов, которые кроме ведения исполнительной документации занимались еще сметами. Знали бы все технологии (обще строй, сварка, вентиляция, электрика и т.д.) и могли бы возразить любому проверяющему из госорганов на их заявки про нарушения на строительной площадки.
На больших строительных объектах отдел ПТО состоит не из одного человека и даже не из одной должности. Отдел ПТО это начальник и инженеры, которые работают с проектами, если организация строит не один объект, а несколько, то и проектов соответственно несколько.
На промышленных объектах кроме получения РД от заказчика чаще всего надо получать и оборудование этим занимается инженер МТО (материально-технический отдел), который обычно так же относиться к ПТО. В обязанности инженера МТО входит обеспечение материалами строительной площадки и передачи ПТО сертификатов и документов о качестве строительных конструкций.
Сметами и их закрытием занимаются сметчики, во многих строительных организациях они не относятся к ПТО. Но если вы работаете на «Роснефти» и им подобным предприятиям, то сметчики без подписания инженерами ПТО исполнительной документации у заказчика, в которых пороверены объемы выполненных работ, не смогут подписать КС2, КС3.
Об этих профессиях потом поговорим, обычно на стройке про инженера ПТО вспоминают, когда уже выполнены какие-то объемы работ и заказчик требует исполнительную документацию, которой у подрядчика нет.
Когда я попадаю на подобные стройки неважно прорабом, начальником участка или как сейчас инженером ПТО, то мне не понятно, почему прорабы, которые обязаны вести исполнительную документацию, кроме стройки ничего не делали и почему от них этого не требовали.
Вернемся ко второму абзацу статьи многим линейщикам ведь кроме стройки некогда заниматься такими делами, как получением от заказчика денег за выполненные работы им главное строить. Я работал с такими прорабами, который не то, что автокад не знают, даже в ворде акт набить не могли. Задаешь им вопрос, почему не делаешь акты или не заполняешь журналы, а они в ответ этим должны заниматься ПТО, у меня задачи поважней.
Так вот стройка идет, а исполниловки нет, в какой-то момент руководитель проекта вспоминает про исполниловку, что она не делается и не подписывается. Кроме всего этого заказчик требует ППРы, тех карты, а здесь еще и проверки от ГАСНа или Ростехнадзора. Тогда быстро начинают искать инженера ПТО, который должен все знать в строительстве, законодательстве и вырулить сложившуюся ситуацию на объекте.
В чем заключается работа ПТО? Если коротко, то получение от заказчика и передача строительной площадки рабочей документации (РД) и сдача исполнительной документации заказчику.
А если подробно, то в обязанности отдела ПТО входит такая работа как комплектация разрешительной документации, формирование организационно-технологической документации, ведение исполнительно-технической документации, формирование сметной и текущей документация.
Комплектация разрешительной документации
Перед тем как приступить к работам на объекте в тех задание или договоре прописываются, какие у организации должны быть документы, сколько должно быть инженерно-технического состава с какими допусками, какие рабочие (сварщики, монтажник, электрики и т.д.) должны выполнять данный вид работ.
Инженер ПТО перед началом работ обязан собрать всю разрешительную документацию (СРО, НАКС, сейчас без инженеров, зарегистрированных в Национальном реестре специалистов, не сдать исполниловку, копии квалификационных удостоверений инженерно-технических работников и рабочих, и т.д.), сложить в папку, сделать реестр и показать заказчику.
От заказчика получаем приказы на ответственных лиц, РД (проекты, заполненный и прошитый общий журнал работ, акты разрешения на строительство, акт передачи строительной площадки, акты передачи геодезических отметок). На стройку передаем проект, который заказчик должен выдать в двух экземплярах, один остается в ПТО. Акты приема и передачи проектов складываем в папку для формирования исполнительной документации.
На многих промышленных объектах перед началом работ необходимо оформлять различные наряды (на огневые работы, земляные, высотные и т.д.) этим ПТО не занимается. Оформлением и подписанием нарядов занимаются прорабы или бригадиры. Так же инструктажем рабочих и заполнения журнала по технике безопасности занимается инженер по ТБ.
Журнал общих работ и спец журналы должны заполнять прорабы, но в последнее время этим занимается ПТО. Работая прорабом на различных объектах, всегда заполнял его сам или ежедневно предоставлял информацию о проделанной работе инженеру ПТО. Бывает так, что ведут два журнала один черновик, который ведет прораб или мастер на участке и чистовик, который переписывается в ПТО и предоставляется при проверке инспекторам.
Не раз попадал на такие объекты, где стройка шла несколько месяцев, а журнал общих работ даже не начинали вести, приходилось все даты восстанавливать. Обычно вспоминали о журнале общих работ на стадии изготовления фундаментов. По паспортам качества бетонной смеси от бетонного завода можно восстановить ход строительства стройки и сделать соответствующие записи в ЖОР.
Организационно-технологическая документация
Многие руководители считают, что сформированный отдел ПТО, обязан разрабатывать ППРы ко всем проектам. Здесь можно ответить и да и нет. Про ППР я писал в этой статье, когда проект не сложный и на стройплощадке есть, где развернуться кранам, то ППР можно и самим сделать для предъявления его заказчику.
На промышленных объектах, работы проходит в стесненный условиях, где необходимо рассчитать, подобрать и расставить краны, расписать всю технологию монтажа КМ, трубопроводов или монтажа промышленного оборудования, кроме этого надо показать технико-экономические показатели, то инженер ПТО которого взяли, чтоб он занимался исполнительной документацией это не сделает.
ППР с ПС (проект производства работ подъемными сооружениями, вместо ППРк как раньше называли) может делать только специалист, обученный в области промышленной безопасности и знающий ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС» (п. 160 ФНП на ПС следует, что ППР выполняется на все виды работ, в том числе и на работы выполняемые ПС — все в одном).
Я считаю, что после заключения договора руководителю проекта необходимо сразу нанимать специализированную организацию для разработки ППР. Чтоб потом не возникало вопросов у тех же прорабов или начальников участков, как и кем надо делать тот или иной вид работ, а сам руководитель понимал, каких специалистов и в каком количестве надо искать и нанимать на определенном этапе строительства и какую технику (краны, автовышки, экскаваторы) надо иметь.
Ведение исполнительно-технической документации
Формирование и подписание актов скрытых работ, ответственных конструкций, актов входного контроля, заполнение или отслеживание за ведение журналов на стройплощадке, сбор сертификатов и паспортов на материалы и изделия применяемых в строительстве все это входит в обязанности ПТО.
В принципе это не сложно, когда есть обратная связь со стройплощадкой и тебе ежедневно предоставляют информацию о проделанной работе, то и акты делаются и подписываются сразу после выполнения работ.
А когда такой информации нет, допустим, начальник участка или прораб считает, что самая главная работа у них, а остальные должны под них подстраиваться и в их обязанности не входит отчитываться перед ПТОшниками о том, что они делают, тогда все плохо.
Инженер ПТО, если не находит рычаги давления на таких умников через вышестоящее руководство (обычно заставляют), придется самим ходить на стройку и вести свою таблицу о ходе выполнения строительных работ.
Если прораб забыл или вообще не знает, что надо делать бетонные кубики с каждой заливки бетонных конструкций для проверки прочности бетона или надо вызывать представителей лаборатории для проверки сварных швов после монтажа металлоконструкций, то надо оповещать об этом руководителя проекта.
Если и вы упустите эти моменты, то потом будут проблемы с подписанием актов ответственных конструкций или заставят, например, долбить бетон, чтоб проверить в нем замоналиченный сварной шов какой-нибудь металлической конструкции.
Если есть геодезист с самого начала строительства, то это большое облегчение для ПТО, так как все исполнительные схемы к актам скрытых работ должен делать, подписывать у заказчика он. Что делать, если нет геодезиста? То все, что можно начертить без геодезической съемки чертим сами, если нужна съемка, то обращаемся к геодезисту заказчика и договариваемся.
Если вы столкнулись с формированием исполнительной документацией по электрике и не знаете как ее сделать, какую инструкцию следует изучить читайте в этой статье.
Формирование сметной документации
Как выше было сказано сметчики это отдельный отдел и работают они после подписания объемов выполненных работ инженерами ПТО. На многих объектах по договоренности между руководителями организаций сметчики подписывают кски без исполнительной документации.
И получается такая картина, прораб строит, сметчики подписывают счета за выполненные работы по договоренности, а исполниловку никто не делает. Через какое то время наступает бардак не понятно какие объемы заказчик оплатил и не понятно, какие объемы сделал прораб на стройке.
Например, на «Роснефти» (атомных электростанциях и других подобных организациях) к 20 числу каждого месяца инженеры ПТО, строительной организации, должны подписать исполнительную документацию по выполненным работ за прошедший месяц, чтоб сметчики на основании их исполниловки подписали к 25 числу кски и организация получила бы деньги.
Текущая документация
В идеале инженер ПТО должен знать весь проект, владеть информацией о ходе строительства и сдачи выполненных работ, чтоб в любой момент мог ответить на какой стадии строительства находиться проект, что сдали, а что не можем сдать и по каким причинам.
Чтоб не запутаться в этой бумажной волоките необходимо заводить папки под переписку с подрядчиками, заказчиками, иметь всегда под рукой ТЗ (техническое задание), под каждый проект завести папки для актов, вести реестр исполнительной документации. В электроном виде, каждый день заполнять таблицы о проделанных работах, чем больше таблиц, тем лучше.
Старайтесь каждый акт подписанный заказчиком сохранять, так как обычно в начале стройки все идет гладко и заказчик легко подписывает акты, но и много чего просит сделать без подписания актов по допработам, а когда начинаются проблемы с финансированием или банкротством подрядчика, то заказчик забывает о том, что обещал и тогда подымается вся переписка и акты.
Хотите автоматизировать заполнение исполнительной документации и не думать какие акты следует заполнять, если да, то читайте как в этой статье.
И в заключение до создания блога прораба мне попалась в интернете книжка «Пособие инженеру ПТО по исполнительной документации (Пособие молодой канцелярской крысы на объекте версия 6.0)» в ней очень много полезной информации для птошников. Кто автор не знаю, но думаю если бы он вел блог и писал о своей трудовой деятельности, то пользовался бы большой популярностью.
В пособие автор рассказывает кто такие ПТОшники и как они появились на стройке, какие отношения должны быть между линейщиками и инженерами ПТО, как должна сдаваться исполниловка и многое другое.
Не знаете, что в первую очередь надо сделать на новом строительном объекте, чтоб при сдаче исполнительной документации не возникли трудности? Читайте в статье «Исполнительная документация»
Буду рад вашим комментариям и дополнениям к статье инженер пто.
Источник: klyshko.ru