Какие проблемы могут возникнуть при разработке программ удод

Подробности Категория: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Опубликовано: 12 июня 2017 Просмотров: 2515

Началом и важной составляющей образовательной программы является титульный лист. При оформлении титульного листа образовательной программы особое внимание необходимо обратить на название программы: к обязательному указанию направленности программы (дополнительное образование детей) следует добавить ее тематику — полное название детского объединения.

Названием программы может стать и приоритетная направленность в содержании образовательной деятельности детского объединения — развитие у учащихся каких-либо способностей, коррекционная или адаптационная ориентация (социальная, медицинская, интеллектуальная и т.д.) в работе с отдельными категориями детей. В этом случае разработчику программы следует помнить, что заявленные в названии программы ориентиры должны найти свое отражение в концепции, содержании, методике и результатах образовательного процесса.

Профилактика нарушений при разработке основной образовательной программы среднего общего образования

Первым разделом программы является пояснительная записка. Здесь необходимо представить те основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены и иллюстрированы в следующих разделах программы.

Правильно построенная программа должна начинаться с небольшого педагогического обоснования: определения места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для развития личности ребенка. Нет необходимости излагать в программе всю историю развития данного вида деятельности, его современное состояние и тем более свои критические замечания ко всему обществу. Но обязательно нужно показать, как влияет предлагаемые занятия на составление личности ребенка в целом, на развитие его в общих и специальных способностей.

К педагогическому обоснованию программы необходимо отнести и изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования (чего хочет добиться руководитель детского коллектива от воспитанников — личностного развития или дипломов и грамот на конкурсах). Обоснование не должно быть очень большим: достаточно будет двух-трех абзацев грамотных и ясных предложений.

Исходя из педагогического обоснования, формируются цели и задачи программы.

Среди ошибок, допускаемых педагогами при разработке программы, наиболее типичными являются следующие:

  • слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);
  • подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);
  • выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему только как к техническому процессу);
  • замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»);
  • слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);
  • «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей.

Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы

Возможна такая методика целеполагания: чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.

После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать три цели программы:

1) цель в развитии (общие и специальные способности);

2) цель в обучении (профессиональная подготовка);

3) цель в воспитании (личностные качества).

Можно сформулировать цель как одно взаимосвязанное предложение, но с обязательным наличием всех трех названных составляющих.

Чтобы правильно определить задачи программы, в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать все необходимое для их достижения (то есть полное построение образовательного процесса), а уже после этого сделать обобщение и сформулировать адекватное количество задач (не более семи-восьми).

Если задач получилось больше, то лучше сразу разделить их по направленности:

1) задачи в обучении;

2) задачи в воспитании;

3) задачи в развитии.

Позволим себе еще один маленький методический совет по оптимизации процесса целеполагания: чтобы цели и задачи точно соотносились друг с другом, попробуйте «расшифровать» названные цели, а затем полученные составляющие оформите как направления работы, т.е. задачи.

Если у составителя образовательной программы есть педагогические идеи и принципы, на которые он ориентируется в своей профессиональной деятельности, то их также необходимо изложить в «Пояснительной записке» программы.

В этом разделе программы обязательно должно быть указано, на сколько лет обучения рассчитана программа и для какого возраста детей она предназначена, организация учебной деятельности (формы учебных занятий, количество учебных часов в неделю, количество учащихся в группе).

Если педагог работает с особыми категориями детей (инвалидами, одаренными, детьми «группы риска» и так далее), необходимо это также обозначить в первом разделе программы, так как это во многом будет определять особенности методики учебно-воспитательной работы в таком детском объединении.

В Пояснительной записке образовательной программы необходимо указать прогнозируемые результаты, т.е. описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми.

К сожалению, авторы программ ограничиваются, как правило, указанием только узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми. Результаты же развития творческих способностей ребенка, его личностных качеств, формирование его общей и профессиональной культуры остаются у педагога «в уме», т. е. понятны и проверяемы только им лично, но совершенно недоступны постороннему взгляду.

Результаты учебно-воспитательной работы необходимо четко сформулировать по каждому году или этапу обучения, а также описать методику их выявления — тесты, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия и экзамены, а также методы педагогического наблюдения.

Следующим разделом — программы является Учебно-тематический план.

Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год, то есть «расписывают» его на каждый месяц с учетом каникулярного времени, а иногда и на каждое занятие.

Хочется напомнить, что программа является своего рода «стратегическим» документом (так как она рассчитана не на один год работы детского объединения) поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»), формы работы и количество часов. Календарные же сроки изучения этих тем вносятся в план учебно-воспитательной работы, который, в свою очередь, является неким «тактическим» документом педагога.

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного ребенка (если основные занятия — индивидуальные). На каждый год обучения составляется отдельный учебно-тематический план.

Так что же необходимо включать в этот раздел программы?

Читайте также:
Как сделать программу сервисом

Прежде всего, следует обозначить, что образовательный процесс детского объединения включает три взаимосвязанных направления — обучение, воспитание и развитие. Затем каждый из них описываются отдельно.

В подразделе «Учебная деятельность» указываются следующие аспекты:

Подраздел «Воспитывающая деятельность» включает:

  • описание организации воспитательного процесса (как ведется постоянная воспитательная работа);
  • формы массовой воспитательной работы.

При этом в образовательную программу включаются только основные традиционные формы воспитательной работы с детьми, тогда как актуальные для данного учебного года мероприятия находят свое отражение в Плане учебно-воспитательной работы детского объединения на учебный год.

В заключение хочется посоветовать педагогу, работающему над образовательной программой детского объединения, избегать в тексте программы рекомендательных предложений типа «необходимо использовать» или «педагогу нужно обращать внимание». Ведь эти указания вы обращаете, прежде всего, к самому себе.

Источник: neobionika.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: основные трудности написания.
методическая разработка

В материал включены пояснения по каждому структурному элементу программы, приведен пример мониторинга обучающихся по А.В. Хуторскому. Особое внимание уделяется разделу «Материалы для реализации программы с применением дистанционных технологий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлdoop_osnovnye_trudnosti_napisaniya.pptx 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: основные трудности при написании. Яшина Н.В., методист Август,2020 МАУДО ПГО ЦРТ им.П.П.Бажова

Идея. Профессиональные качества и навыки педагога. Учебно-методические материалы, дидактические пособия, оборудование. С чего начинается написание ДООП?

Комплекс основных характеристик ДООП. 1.1. Пояснительная записка. Введение Актуальность Новизна Педагогическая целесообразность Отличительные особенности Направленность Цель и задачи Адресат программы Уровень программы, сроки реализации и объем Формы и режим занятий Методы, приемы, технологии. 1.2.

Содержание ДООП. Календарный учебный график Учебно-тематический план Содержание учебно-тематического плана 1.3. Планируемые результаты. Структура ДООП

II . Комплекс организационно-педагогических и аттестационных условий. 2.1. Формы аттестации и оценочные материалы. 2.2. Условия реализации ДООП. Методическое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение программы III . Литература.

Приложение. Структура ДООП

Связь структурных элементов ДООП

Пояснительная записка. Введение. Помимо исторической справки и краткой характеристики предмета, необходимо описать педагогическое обоснование, т.е. ответить на вопрос: Какое влияние будет оказано на общее развитие адресата программы после освоения данной ДООП?

Пояснительная записка. Актуальность. Зачем нужна данная ДООП конкретно этому адресату, конкретно в данных условиях

Пояснительная записка. Новизна. Новые методики, технологии, формы занятий, формы диагностики и т.д. . Новизной может являться применение дистанционных технологий. Формулировка новизны может включать такие слова: «Впервые…» «Конкретизировано…» «Дополнено…» «Расширено…» «Углублено…»

Пояснительная записка. Педагогическая целесообразность. Подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. Здесь можно указать: причины введения новизны; обоснование выбранных форм, средств или методов образовательного процесса. Педагогическая целесообразность отвечает на вопрос: Почему предлагаемые в программе средства, формы или методы наиболее действенны или какой смысл эта программа будет иметь в системе образования конкретной личности?

Пояснительная записка. Отличительные особенности. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Чем отличается данная программа от уже существующих?

Пояснительная записка. Направленность. Художественная ; Техническая; Физкультурно-спортивная; Естественнонаучная; Социально-педагогическая; Туристско-краеведческая.

Пояснительная записка. Цель и задачи. ВАЖНО. Формулируя цель, нужно четко понимать, что ее результат должен быть измерим. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цель конкретизируется в задачах.

Пояснительная записка. Цель и задачи. Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

Пояснительная записка. Адресат.

Пояснительная записка. Уровень освоения ДООП. от 16 часов до 3 мес. минимум 1 год минимум 2 года

Пояснительная записка. Форма обучения и формы занятий. Формы обучения — очная, очно-заочная , очно-дистанционная , заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4). Лекция, мастер-класс, творческая мастерская, выставка, турнир, игра и т.д. Видеоурок , презентация, видеоконференция, обучающий видеоролик, цифровой тренажер и т.д.

Содержание ДООП В календарном учебном графике, учебно-тематическом плане, в содержании УТП темы необходимо расписывать с учетом теоретических и практических часов. Форма контроля по каждой теме должна быть предусмотрена как для очного обучения , так и для дистанционного .

Содержание ДООП Соответствие принципам – успех реализации ДООП.

Планируемые результаты Образовательный результат Характеристика Предметные результаты Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения программ определенной направленности Метапредметные результаты Освоенные на базе одной или нескольких образовательных программ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты Индивидуальные достижения в освоении программы определенной направленности, ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно-значимых проблем

Планируемые результаты Образовательные результаты Задачи ДООП Личностные Воспитательные Метапредметные Развивающие Предметные Обучающие Соотношение образовательных результатов с задачами ДООП

Комплекс организационно-педагогических и аттестационных условий. Формы аттестации и оценочные материалы. Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся творческого объединения (по А.В. Хуторскому). I . Теоретическая подготовка воспитанника 1.1.

Теоретические знания (по основным разделам учебного (тематического) плана Соответствия теоретических знаний ребёнка программным требованиям 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии II . Практическая подготовка ребёнка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного (тематического плана) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2. Владением специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения 2.3. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий III . Общие учебные умения и навыки 3.1. Учебно-интеллектуальные умения Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Аттестация обучающихся Мониторинг воспитанности обучающихся в детском объединении I . Профессиональная воспитанность 1.1. Этика и эстетика выполнения работы и представления её результатов Завершение работы, использование необходимых дополнений 1.2. Культура организации своей деятельности Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность 1.3.

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы 1.4. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога II . Практическая подготовка ребёнка 2.1. Коллективная ответственность Аккуратность выполнения части коллективной работы 2.2. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность 2.3. Стремление к самореализации социально адекватными способами Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы 2.4. Соблюдение нравственно-этических норм Выполняет правила поведения на занятиях

Материалы для дистанционного обучения Оформляются Приложением к программе.

Материалы для дистанционного обучения ВАЖНО! Обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить, как можно получить помощь педагога. Важно понимать, что усвоение обучающимися темы занятия и отработка практических навыков самостоятельно в дистанционном режиме занимают в два, а то и в три раза больше времени, чем при обучении в сопровождении педагога. Не допускается оформлять материалы для дистанционного обучения сплошным текстом!

Условия реализации ДООП

Оформление программы Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 20 мм — (для формата А4); левое — 15 мм, правое — 10 мм, верхнее — 10 мм, нижнее – 15 мм — (для формата А5). Производим сквозную нумерацию страниц. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например, 1., 1.1., 1.1.1. и т. д. Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, под главы, . ) должны быть однотипными… далее см. Методические рекомендации

Читайте также:
Одной из функций операционной системы является программ

Оформление списка литературы Пример для интернет-ресурсов : Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/70512244/ . Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ. Пример для книжного издания: Чалых, Д. А. Мотивация и деятельность [Текст] / Д. А. Чалых. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 149 с. Пример для статьи: Лепешева , Е. М. Мотивирование педагогов ОУ [Текст] / Е. М. Лепешева // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №5. – С. 79-84.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество» для детей 7-10 лет

В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном.

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения «Сюрприз», которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл.

Методические рекомендации для обучающихся по изучении основных фигур танца «Медленный вальс» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».

Рассмартиваются технические аспекты исполнения фигур «Е» класса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр.

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»

Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Источник: nsportal.ru

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В статье обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей, проявляющейся в ее социальнопедагогических возможностях.

Система дополнительного образования детей прошла цикл развития от случайного набора кружков, через создание материальной и методической базы, к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и становится естественным продолжением основного образования. В последние годы реформаторские тенденции очень заметны в системе дополнительного образования детей, так как здесь стоит задача создать новую систему, содействующую личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре.

С приятием Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной системы к системе вариативной, отвечающей на запросы конкретных территорий. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании — взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования, заключающийся в возможностях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности, ограничения социального неравенства и др. Делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях. Представлены группы проблем современной системы дополнительного образования детей (группа социально-имиджевых проблем, группа приоритетно ориентированных проблем, группа содержательно-методических проблем, группа организационно-финансовых проблем). Делаются выводы о необходимости исследования указанных проблем, возможностях их разрешения.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом»

Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.

В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.

Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.

Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже — на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.

Читайте также:
Почему программа бк вылетает

Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы — все это необходимая обязанность преподавателя.

Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.

В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:

систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др.;

реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;

обеспечение учреждений дополнительного образования учебниками, методической, педагогической и другой учебной литературой, ИКТ и ТСО, учебным оборудованием и реквизитами, необходимыми для обучения [2];

обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т.д.;

необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.

Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» .

Давно назрела необходимость оптимизации законодательства по вопросам осуществления образовательного процесса в сфере искусства. «Традиционные формы дополнительного образования, сходные с классно‑урочными, школьными формами, сегодня не устраивают ни современного старшеклассника, ни старшего подростка. По статистике 77 % старшеклассников вообще не приходят в традиционную систему дополнительного образования, хотя именно от их выбора своей жизненной перспективы во многом зависит будущее. ».

На практике учреждения дополнительного образования детей испытывают ряд глубоких противоречий:

– между узковедомственной спецификой деятельности учреждений дополнительного образования и необходимостью реализации широких контактов с ведомствами и организациями социокультурной, социальной и финансово-хозяйственной направленности для решения насущных вопросов своего функционирования и развития;

– между статусом учреждений: внешкольных, занимающихся досугом ребенка, и учреждений дополнительного образования детей как учреждений образования;

Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что в результате подобных занятий школьник должен научиться осознанно действовать, применять знания на практике, принимать решения и чувствовать за них ответственность и др. Отсутствие четкого и прозрачного разграничения между рассматриваемыми понятиями ещё более усиливает конкуренцию между общим образованием и учреждением дополнительного образования. Идентичные виды деятельности, цели и задачи накладываются, по сути дублируют друг на друга и ставят в неопределенное состояние, в первую очередь самого школьника, который зачастую чувствует себя занятым больше, чем его родители. В сложившихся условиях для учреждения дополнительного образования детей становится все более актуальным поиск конкурентных преимуществ, выделение понятных для родителей и детей отличий дополнительного образования от внеурочной занятости учащихся, разграничение деятельности школ и центров детского творчества и одновременно поиск точек соприкосновения центра внешкольной работы и учреждений дополнительного образования, способов их эффективного взаимодействия. Поиск конкурентных преимуществ центра внешкольной работы должен проводиться не с целью заменить внеурочную деятельность, а для того,чтобы в последующем сформировать для школ, гимназий и лицеев деловое предложение об интеграции внеурочной деятельности в дополнительное образование, где уже на профессиональном уровне будут развиваться способности ребенка.

На наш взгляд одной из ключевых проблем, связанных с функционированием дополнительного образования является определение основополагающего предназначения образовательных организаций допобразования. На наш взгляд, а так же благодаря полученным результатам в рамках проведенного пилотажного исследования, интервьюирования специалистов, работающих в системе дополнительного образования Свердловской области, система дополнительного образования призвана в первую очередь раскрыть потенциал детей, оказать значимую помощь молодежи в профессиональном определении [9]. В связи с этим, возникает потребность и необходимость в знакомстве с возможностями системы дополнительного образования широких слоев населения.

С одной стороны, для привлечения детей дошкольного возраста значимую роль играют родители. В данном случае очевидна необходимость ведения просветительской работы с родителями дошкольников, проведение мастер-классов с детьми для выявления первичной заинтересованности, желания заниматься определенным видом деятельности.

С другой стороны, фактически полное сокращение в общеобразовательных школах кружков дополнительного образования так же не способствует развитию детей, качественной организации из занятости, привития культуры проведения досуга. Причем, чем взрослее становится ребенок, тем существенно меньше становиться предложения в отношении получения дополнительного образования. Только в последние годы в Свердловской области благодаря инициативе Правительства, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области получили развитие кружки технической направленности. То есть и о дисбалансе системы услуг в дополнительном образовании сегодня можно уверенно заявлять.

Таким образом, в рамках данной статьи нами обозначены основополагающие проблемы функционирования системы дополнительного образования на современном этапе развития России, показана значимость и необходимость данной системы для подрастающего поколения.

Список литературы

1. Голованов А.П. Исторические уроки становления и развития Отечественной системы дополнительного образования детей // Педагогика.

2. Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013.

3. Козлова И.В. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России.: Автореф. … дис. канд. соц. наук. – Екатеринбур, 2005.

4. Куприянов Б. В. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой — Первое сентября. 2012.

5. Куприянов Б. В. Современные вызовы и судьба ДОД // Дополнительное образование и воспитание. — 2011.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru