Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно- технической политике. Они реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники [1].
При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно- технической политике.
08.12.2017. Семинар «Приоритетные направления развития системы дополнительного образования»
Финансирование работ, выполняемых программ направлено на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий, разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем. Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Особыми объектами науки федерального значения являются государственные научные центры. Статус государственного научного центра присваивается постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры.
Результаты их научных исследований имеют международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы. Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа. Она содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. Целями федеральных научно-технических программ являются получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки, решение научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России. При этом необходимо соблюдение следующих условий:
Рабочая программа воспитания в ДОО: организация нравственного воспитания и социально-коммуникативног
- • существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
- • принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
Научно-исследовательская деятельность в стране, направленная на получение и применение новых знаний, осуществляется на основе Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Одно из последних дополнений было внесено в этот закон 7 мая 2013 г. в следующей редакции: «Государственная поддержка инновационной деятельности – совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность».
К числу приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 относятся:
1. Безопасность и противодействие терроризму. 2. Индустрия наносистем. 3. Информационно-телекоммуникационные системы. 4. Науки о жизни. 5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
6. Рациональное природопользование. 7. Транспортные и космические системы. 8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Программы относятся к федеральному уровню при наличии следующих условий:
- • соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
- • значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
- • невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
- • принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
- • возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
- • достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
- • реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально- технической базы и других необходимых ресурсов.
Источник: studme.org
Приоритетные направления в образовательной программе доу по фгос
В ДО реализуется пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению (образовательной области) соответствует тот или иной вид детской деятельности
Нравственное воспитание, игра, совместная деятельность со сверстниками; общение со взрослыми и сверстниками,труд, творчество, ОБЖ
Творчество, окружающий мир, математика, конструктивно-исследовательская деятельность, музыка.
Обучение связной речи, грамоте, знакомство с книжной культурой, детской литературой, обогащение словаря.
Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, театрализация, музыка, словесное творчество и фольклор.
Подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики, основные движения, здоровьесбережение, гигиена, правильное питание
Реализация познавательного и речевого направления во всех возрастных группах осуществляется через специально организованную деятельность, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация социально-коммуникативого направления осуществляется за счёт специально организованной деятельности с детьми старших групп, в младшей и средней группах реализация данного направления осуществляется в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.
Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
Реализация направления физического развития реализуется за счёт специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности. Знания, касающиеся здоровья, формируются в процессе общения со взрослыми, во время совместной деятельности со взрослыми, в режимных моментах. ООД по физическому развитию осуществляется с учетом групп здоровья интересов и потребностей детей 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Организованную деятельность по физическому развитию проводит воспитатель 2 раза в неделю в музыкальном зале. Одно ООД по физической культуре проводится в форме подвижных игр на воздухе, если позволяют погодные условия (или в зале).
Основная образовательная программа:
Ведение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связан с рядом преобразований :
— появление новых условий (Запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
— появление новых нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность дошкольной организации (Закон об образовании, ФГОС);
— привлечение родителей к активным партнерским отношениям.
Приоритетными направлениями работы нашего дошкольного учреждения являются : физическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация новых требований к качеству дошкольного образования предполагает пристальное внимание к физическому воспитанию, результативность которого достигается благодаря использованию всей системы средств — это оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения. Широко используем игры и занятия на свежем воздухе. Работа физпроцедурного кабинета способствует снижению заболеваемости.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нашей работы с детьми. В ДОУ сложилась система работы по ознакомлению детей с родным городом, его славной, героической историей, по формированию гражданственности и патриотизма.
Воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности способствует работа дошкольного учреждения по поликультурному воспитанию. В течение ряда лет педагогический коллектив работает над проблемой формирования социальной компетентности дошкольника в условиях поликультурного пространства. Видим необходимость продолжения экспериментальной работы. С учетом национально-культурных особенностей региона определены задачи работы :
— воспитание любви к Крыму, осознание его многонациональности;
— формирование общей культуры с учетом этнокультурного образования;
— воспитание толерантных взаимоотношений.
Для успешного вхождения в ФГОС ДО и реализации приоритетных задач в ДОУ разработана дорожная карта, где предусмотрены
Ведущую роль в этом отводится кадровому вопросу.
Использование разнообразных форм работы с педагогами (семинары, семинары-практикумы, деловые игры, банк идей, мастер-класс, союз единомышленников, кружок качества) определяет успешное вхождение в Федеральный государственный образовательный стандарт.
В условиях динамических процессов для реализации выбранных направлений важна компетентность и педагогическая мобильность педагогов, что предусматривает
— постоянное повышение педагогической культуры;
— навыки самообразовательной работы;
— владение приемами переработки информации;
Объединенные усилия педагогического коллектива позволяют нам решить поставленные задачи, обеспечить взаимодействие субъектов образовательного процесса, открытость дошкольной образовательной организации, вовлечь в управление педагогическим процессом родителей с тем, чтобы увидеть возможности целостного содействия личностному развитию каждого конкретного ребенка.
| Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи.
Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи.
Разработка ОП – это создание совокупности примерной и дополнительных программ, отвечающих образовательному запросу социума, обеспечивающих самореализацию, достижение определенного уровня образованности, разностороннего развития и адаптации дошкольников в социальной среде.
В настоящее время дошкольным организациям необходимо осуществить разработку (корректировку) программы на основе ФГОС ДО с учетом примерной ООП ДО и других нормативных документов, регламентирующих их образовательную деятельность.
Конечной целью создания ОП является реализация в ДОО собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.
В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
При проектировании образовательной программы необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).
2. Содержательный раздел Программы должен включать:
— описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
-описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть в дошкольной образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1.специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
2.использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
3.особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
3. Организационный раздел должен включать в себя описание материально-технического содержания Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, , групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.
4. Краткая презентация ООП ДО
Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Она должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации указываются:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ОВЗ, если Программа предусматривает особенности ее реализации для данной категории детей;
-используемые Примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Каждый раздел программы начинается с новой страницы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.
- Диагностическая работа по русскому языку 4 класс 1 полугодие школа россии
- Kpi в школе примеры
- Период новорожденности презентация кратко
- Сущность социальной адаптации кратко
- Формирование научных дисциплин кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО
Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года был представлен на октябрьском заседании коллегии Минпросвещения РФ. Документ разрабатывался с начала 2020 года ведущими экспертами в сфере среднего профессионального образования по пяти приоритетным направлениям.
ГЛУШКО Дмитрий Евгеньевич
Первый заместитель министра просвещения РФ
ДЕМИН Виктор Михайлович
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, доктор педагогических и кандидат экономических наук, действительный член Академии профессионального образования России
УРАЗОВ Роберт Наилевич
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»
Стремительно растет популярность профессионального образования благодаря программно-целевому подходу Минпросвещения РФ, который уже более двадцати лет лежит в основе управления развитием СПО.
В июле 2013 года коллегией Минобрнауки РФ была утверждена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. По итогам проделанной работы с начала года формируются новые направления развития СПО до 2030 года. В настоящее время по всей стране функционируют свыше 3,6 тыс. колледжей, в которых обучаются более 3 млн. человек.
Созданы свыше 12 тыс. учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения. Это внушительные показатели, подтверждающие высокий престиж рабочих профессий. Ежегодно наблюдается положительная динамика количества поступающих в учреждения СПО. Минпросвещения РФ внимательно следит за трудоустройством выпускников. Несмотря на объективные сложности 2020 года, лишь около 1% испытывают проблемы с поиском работы, получая при этом соответствующую поддержку.
Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. В 85 субъектах России совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» реализуется проект регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников СПО к выходу на рынок труда. Кроме того, совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства проведен пилотный эксперимент с участием 10 регионов РФ по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов страны, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В результате сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей для МСП. Изменен подход к формированию контрольных цифр приема в части учета потребностей в подготовке кадров для предприятий.
Для достижения поставленных целей сформирована новая структура управления на федеральном уровне – Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Основной акцент сделан на развитии содержания и повышении качества СПО.
Проведена реорганизация подведомственного учреждения, выполняющего функции обновления содержания образования: Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования переименован в Институт развития профессионального образования. Создан партнерский совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров по запросу экономики. В его состав вошли крупнейшие промышленные компании страны: «Норильский никель», «Ростелеком», Челябинский трубопрокатный завод, Ассоциация развития финансовой грамотности, Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация и другие. При департаменте учрежден экспертный совет с целью совершенствования системы СПО и экспертной оценки новых проектов. Он объединил представителей НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Национального фонда подготовки кадров, Союза директоров ссузов России, Московского центра качества образования, Национального агентства развития квалификаций, Государственного института новых форм обучения, Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года.
1) Постоянное обновление содержания профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий:
– актуализация существующих ФГОС и разработка новых с учетом конгломерации квалификаций, профессий и специальностей (образовательная программа собирается по принципу «конструктора компетенций»);
В настоящее время ФГОС обновлены по 87 из 485 профессий и специальностей, еще 19 находятся на утверждении, в том числе по трем новым профессиям.
– учет профстандартов при разработке примерных образовательных программ (не ФГОС), обеспечение вариативности и гибкости ОП с тонкой настройкой под запросы конкретных работодателей, сокращение сроков обучения по программам СПО;
– возобновление работы реестра примерных ООП (не действует с 2019 года) в части образовательных программ СПО с обновлением соответствующей нормативной базы;
– формирование концептуальных подходов к разработке, использованию и обновлению учебных пособий, усиление контроля их качества, восполнение нехватки учебников по профессиональным циклам;
– повышение качества общеобразовательной подготовки посредством обновления методик и технологий преподавания с учетом профессиональной направленности программ СПО, включением элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, применением ДОТ и ЭО, сетевых форм обучения, проведением ежегодных всероссийских проверочных работ;
– аттестация обучающихся и независимая оценка полученных компетенций студентов и выпускников СПО и их готовности к выходу на рынок труда в виде демонстрационного экзамена (на реальных практических задачах);
– повышение доступности и качества профобразования для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
– организация международного сопоставительного исследования национальных систем СПО (с участием не менее пяти стран как минимум по пяти компетенциям) по разработанной в РФ методологии на основе оценки образовательных результатов обучающихся и их готовности к выходу на рынок труда;
– проведение фестивалей профессий и профориентационного тестирования школьников в рамках федерального проекта «Билет в будущее»;
– организация открытых онлайн-уроков с учетом опыта цикла «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, популяризацию рабочих профессий и образа профессионала среди обучающихся общеобразовательных организаций.
Ежегодно не менее 150 тыс. школьников проходят профориентационное тестирование и профессиональные пробы. Не менее 6 млн. принимают участие в 12 открытых онлайн-уроках. В результате учебные учреждения СПО получают абитуриента нового уровня с первичными профессиональными навыками и надпрофессиональными компетенциями, выбирающего индивидуальную траекторию профессионального развития.
2) Формирование нового ландшафта сети СПО, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда:
– улучшение инфраструктуры и повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам, малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты смогут работать и зарабатывать параллельно с учебой;
– гармонизация структуры подготовки кадров и запросов рынка труда, начиная с разработки новой методики определения КЦП на основе цифровой платформы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах, в том числе в сфере МСП;
– структурирование и распределение функционала новых организационных элементов, созданных в системе СПО;
По состоянию на 2020 год в системе СПО функционируют 7 МЦК, 29 ЦОО, 149 СЦК, 85 РКЦ, 121 БПОО, 40 РУМЦ и другие структуры.
– дифференциация мер поддержки и программ развития учреждений СПО в зависимости от их типа и целей: от колледжей высоких технологий до организаций СПО, которые готовят кадры для малого и среднего бизнеса, и от колледжей в мегаполисах до ссузов в малых городах и селах;
– экспорт технологического суверенитета: создание филиалов российских техникумов и колледжей за границей, привлечение студентов из-за рубежа (по данным на 2020 год, количество иностранных граждан среди обучающихся составляет менее 1%);
– продолжение обновления материально-технической базы ссузов, в частности, закупки оборудования в соответствии с актуальными инфраструктурными листами по соответствующей компетенции с последующей аккредитацией мастерской в качестве центра проведения ДЭ и организацией промежуточной и/или итоговой аттестации в форме ДЭ.
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» к 2024 году должно быть создано 5 тыс. современных мастерских. До конца 2020 года откроются 774 мастерские в 150 образовательных организациях 70 субъектов РФ.
3) Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка образовательных организаций, которые готовят рабочих (служащих) и специалистов среднего звена:
– введение гибких нормативов финансирования образовательных программ СПО;
– повышение эффективности деятельности учреждений СПО через рыночные механизмы, развитие внебюджетной деятельности (в настоящее время внебюджетные поступления колледжей составляют не более 18%): вовлечение деловых кругов регионов и макрорегионов в управление ссузами, включение колледжей в реализацию инвестиционных проектов;
– внедрение новых экономических механизмов привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов из секторов экономики в качестве преподавателей.
4) Приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие с современными требованиями к кадрам:
– повышение квалификации педагогов по применению новых методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования;
Российский государственный профессионально-педагогический университет может стать центром обучения педагогическим компетенциям специалистов, приходящих на работу в колледжи с предприятий, а Академия Ворлдскиллс Россия – базовой организацией по профессиональной подготовке кадров, не имеющих опыта работы на производстве.
– формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, необходимых для работы в СПО в условиях обновления его инфраструктуры, содержания и технологий;
– проведение ежегодного всероссийского конкурса «Мастер года» и аналогичных региональных конкурсов в 32 субъектах РФ с целью выявления и поощрения талантливых и инициативных мастеров производственного обучения, расширения творческих связей и обмена новыми идеями и достижениями, повышения уровня профессионализма и развития потребностей в совершенствовании мастерства, распространения передового опыта педагогической деятельности в системе СПО.
5) Развитие культуры профессиональных соревнований в системе СПО для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности:
– обеспечение подготовки и участия российской сборной в чемпионатах по профессиональному мастерству под эгидой международной организации WorldSkills International, а также проведение национальных чемпионатов по стандартам WorldSkills;
– организация национального чемпионата «Абилимпикс», подготовка национальной сборной для участия во всероссийских и международных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ.
Национальный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс» – эффективный инструмент трудоустройства людей с инвалидностью и ОВЗ, позволяющий продемонстрировать их профессиональные возможности работодателям.
Для решения поставленных перед системой СПО задач в рамках вышеперечисленных направлений будут привлекаться средства из различных источников: ресурсы учреждений профобразования, средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных частных инвесторов, в том числе в контексте реализации механизма государственно-частного партнерства, и других участников финансово-хозяйственной деятельности.
Проект новой стратегии получил положительные отзывы участников заседания с рядом дополнений и рекомендаций. Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов одобрил проект, особо отметив своевременность и адекватность инициативы проведения международного сравнения национальных систем СПО, и призвал обратить пристальное внимание на профессиональную ориентацию взрослых в рамках непрерывного образования, развитие центров опережающей подготовки и цифровизацию сферы профобразования. В части обновления содержания СПО важно учитывать текущие и предстоящие тенденции в экономике. Задача колледжей – выпускать больше специалистов в области цифровых технологий. В ближайшем будущем также нужно быть готовыми к внедрению образовательных программ по перспективным технологиям, в частности, геномике и биотехнологиям, поскольку их реализация приведет к взрывному росту занятости.
Президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин поддержал цели стратегии, попутно обозначив внутренние проблемы системы СПО, которые могли бы повлиять на ее успешную реализацию. В последнее время в контексте развития экономики и трансформации рынка труда в регионах очень быстро меняется структура квалификаций и потребностей в кадрах. При этом механизм пересмотра стандартов, учебных планов и программ носит рутинный и трудоемкий характер. В разработке нуждаются новые подходы к формированию учебно-программной документации, которые помогут учреждениям СПО избавиться от ее избыточности и сосредоточиться на конкретной работе по подготовке специалистов.
Также Виктор Демин подчеркнул необходимость цифровой трансформации профобразования. Электронные ресурсы, которые достаточно успешно используются на других уровнях образования, далеко не в полной мере задействованы в системе СПО. Существуют проблемы с материально-технической базой, которые проявились в условиях интенсивного развития дистанционного образования, технологий, кадров, контента. Организации профобразования, как правило, весьма слабо ориентируются в огромном массиве разработок на рынке услуг. Поэтому задача эффективного использования ресурсов преподавателями и руководителями становится приоритетной.
Сейчас учреждения СПО испытывают нехватку литературы и методического сопровождения подготовки кадров. В три раза сократился выпуск современных учебников, многие дидактические и методические пособия вступают в противоречие с инновационными технологиями, которые внедряются в систему СПО. Союз директоров ссузов России предлагает решить этот вопрос в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Для укрепления единого образовательного пространства в программе должны занять достойное место три тезиса: социальные стандарты, межбюджетные отношения и рейтингование колледжей и систем профобразования. Несмотря на различные экономические условия в субъектах РФ следует определить минимальные стандарты во всех регионах, создав равные возможности и гарантии для развития образовательной и социальной сферы, в том числе необходимой инфраструктуры питания, медицинского обслуживания и физического воспитания. Необходимо снять ограничения для абитуриентов, обеспечив соблюдение их конституционных гарантий и прав на доступное среднее профобразование независимо от места проживания. Должна быть сформирована современная система вариативного профессионального управления подготовкой кадров на уровне регионов с полным выполнением гарантий автономии и самостоятельности образовательных организаций в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
СОВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ – это не просто место, где получают среднее профессиональное образование, а передовая площадка, отражающая вызовы времени. В российских учреждениях СПО свыше 2 млн. человек проходят подготовку по программам профессионального обучения и ДПО. Реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе находящихся под риском увольнения. Ведется работа по профориентации молодежи, социально-культурная, просветительская и волонтерская деятельность. Предоставляются рабочие места на собственных производственных участках, оказываются необразовательные услуги.
Источник: akvobr.ru