Какие показатели относятся к стоимостным показателям производственной программы

Перед любым предприятием а начале своей производственной деятельности встает задача определения того объема производства, который принесет ему максимальную прибыль, высокую рентабельность и максимальные объемы продаж. Для решения этой задачи предприятие, в первую очередь, разрабатывает производственную программу.

Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей.

Производственная программа (план производства и реализации продукции) состоит из трех разделов:

· плана производства продукции (услуг) в натуральном выражении;

· плана производства продукции (услуг) в стоимостном выражении;

Определяющую роль в производственной программе отводится плану производства продукции (услуг) в натуральном выражении. Этот раздел является особенно важным потому, что в условиях рыночных отношений потребителям необходима не продукция вообще и в неограниченном количестве, а продукция совершенно определенного вида, типа, в определенном объеме.Натуральные измерители(штуки, тонны, метры, условно-натуральные и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия, долю на рынке и необходимы для сбалансированности предприятия. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Основные экономические показатели

Основными показателямипроизводственной программы в натуральном выражении являются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.

Номенклатура – это укрупненный перечень видов продукции, производимой предприятием (например, нефтепродукты, стекловолокно, кондитерские, хлебобулочные изделия).

Ассортимент – детальнохарактеризует разновидности продукции по сортам, маркам, рисункам и т.п.

При определении производственной программы важным аспектом является правильный выбор единицы измерения. При этом предприятие должно использовать те единицы, которые отражают наиболее важные для покупателя свойства товара.

Производственная программа (план производства и реализации продукции), является одним из определяющих разделов плана социально-экономического развития предприятия и связана с другими его разделами (планом по труду, планом материально-технического обеспечения, планом по себестоимости и т.п.).

Предприятия формируют свою производственную программу на основе:

Затем формируется портфель заказов, т.е объем производства для оптовых поставок:

где Qс- величина спроса на товар;

Qd- объем заключенных договоров с другими поставщиками;

Кп — коэффициент платежеспособности;

N- количество рыночных секторов.

Наиболее оптимальной считается ситуация, когда объем рыночного спроса будет равен количеству заключенных договоров. Если предприятие захочет расширить свое влияние на рынке, ему требуется разработка новой стратегии и тактики конкурентной борьбы.

Методы и показатели измерения производительности труда

План производства продукции в стоимостном выражении дает возможность не только позволяет определить объем производства продукции различных видов, темпы и структуру роста, но и рассчитать фонд оплаты труда, как части стоимости, фондоотдачу и другие показатели эффективности производства.

Единица измерения этих показателей– национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например, доллар США.

К стоимостным показателям относятся:

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй – в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия, как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтом показатель объема продаж применим для всех предприятий.

Читайте также:
Лучшая программа для карточек

Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Этот показатель микроэкономики затем трансформируется в показатель макроэкономики – валовый внутренний продукт (стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени).

Товарная продукция (ТП) – стоимость готовой продукции и услуг промышленного характера, произведенных в течение определенного календарного периода и предназначенных для реализации на сторону.

Товарная продукция включает:

— объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;

— полуфабрикаты для реализации на сторону;

— изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;

услуги вспомогательных цехов на сторону и собственных нужд;

— инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия.

Товарная продукция определяется в действующих и сопоставимых ценах предприятия как произведение объема производства в натуральном выражении () на отпускную цену продукции ().

В аловая продукция – стоимость общего объема всех выполненных работ в течение определенного календарного периода независимо от степени готовности продукции. Она включает товарную продукцию, изменения остатков незавершенного производства, изменение запасов полуфабрикатов на складе.

где Н2, Н1– стоимость остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства на начало и конец расчетного периода.

Валовая продукция исчисляется по заводскому методу. Вместе с тем, и товарная и валовая продукция имеет свои недостатки, т.к не отражает собственный вклад предприятия в конечный результат. Для устранения этого недостатка используют чистую и условно-чистую продукцию.

Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии (чистый результат производства). По экономической сути в нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты, невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений с основных средств). Этот показатель может определяться от товарной или валовой продукции.

Чистая продукция = Товарная (валовая) продукция – материальные затраты – амортизация.

Чистая продукция как показатель микроэкономики на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.

Условно-чистая продукция – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений.

Условно-чистая продукция = Товарная (валовая) продукция – материальные затраты.

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работы, услуг), планирования фонда оплаты труда. Норматив чистой продукции представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.

Товарная валовая и чистая продукция отражают объемы производства за определенный период. Однако максимизация прибыли достигается в результате реализации продукции конкретным потребителям. Объем реализации отражается в третьем разделе – в плане поставок.

План поставок – раздел производственной программы, в котором отражены номенклатура, ассортимент, объемы и сроки поставок продукции конкретным потребителям.

План поставок включает поставки по заказам и поставки в свободную продажу. Поставки по заказам отражают госзаказ и продажу продукции по заказам потребителей. Такой вид продаж характеризуется невысокими рисками, обеспечивает гарантированный сбыт. Вместе тем при такой системе продаж нередко используются договорные цены, имеющие тенденцию к снижению, что приводит к уменьшению рентабельности продаж и других технико-экономических показателей работы предприятия.

Читайте также:
Как обновить программу на телефоне

Поставки в свободную продажу предполагают реализацию продукции на товарных биржах, ярмарках, выставках, аукционах по свободным рыночным ценам. Это обеспечивает повышение рентабельности продаж и увеличение прибыли.

План поставок разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении. Стоимостным показателем этого раздела выступает реализованная продукция.

Реализованная продукция (РП) (объем продаж) – стоимость продукции, оплаченной покупателем. Она может быть равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.

Трансформация административно-командной экономики в рыночную требует обоснования бизнес-портфеля предприятия на основе маркетинговой концепции, в соответствии с которой разработка плана производства и реализации продукции предусматривает:

· обоснование номенклатуры и ассортимента продукции;

· определение возможного объема продаж;

· обоснование выпуска продукции производственными мощностями.

Источник: lektsia.com

Стоимостные показатели производственной программы

Стоимостными показателями производственной программы предприятия являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция — это стоимость выработанной предприятием готовой продукции, полуфабрикатов, готовых к реализации и находящихся на конечных складах, продукции вспомогательных и подсобных произ­водств и законченные работы промышленного характера в соответствии с заказами для сторонних организаций.

К товарной продукции лесопромышленного предприятия относят:

  1. стоимость круглых лесоматериалов (на конечных складах для реали­зации);
  2. стоимость продукции деревообрабатывающих цехов;
  3. стоимость продукции вспомогательных цехов, направляемой (а в по­следствии — реализуемой) на сторону (пар, энергия и т. п.);
  4. стоимость капитальных ремонтов, выполняемых на предприятии соб­ственными силами собственным машинам и оборудованию и маши­нам и оборудованию сторонних организаций.

На лесопромышленном предприятии товарная продукция (ГП) рас­считывается по лесозаготовкам, перерабатывающим производствам и дру­гим производствам, работам и услугам; их сумма указывает общий объём: (1.1) где n- количество видов выполненных продукции, работ и услуг, Цi — цена единицы i-ro вида продукции, работ и услуг, руб.; Oi- объём i-ro вида выполненных продукции, работ и услуг в нату­ральном выражении. Единица измерения объёма должна отражать специфику производства и потребления продукции (работ, услуг) и быть обязательной для всех участков, цехов, служб на предприятии для выполнения производственной программы, планов и сроков поставок, увязки программы с качеством [1]. Значимость товарной продукции заключается в том, что позво­ляет определить состав и структуру продукции, работ и услуг, производительность труда и темпы её роста, фондоотдачу, фондоёмкость и другие экономические показатели работы предприятия. Наибольший интерес представляет выпуск товарной продукции с единицы площади (с 1 га вырубленной площади) или с одного кубомета заготовленной древесины. Этот показатель зависит от эксплуатационного запаса на единице лесопокрытой площади, а также от рационального ис­пользования всей биомассы дерева, структуры производств лесоэксплуатации на предприятии, спроса на производимую продукцию и политики це­нообразования. Уровень использования древесного сырья (Уд) на пред­приятии может определяться по формуле

, руб./га ; или , руб./м 3 , (1.2) где S — площадь лесосек, на которых осуществлялась заготовка древесины, Оз — объём заготовленной древесины, м 3 . Однако товарная продукция не определяет всего объёма производст­ва. Для учета в стоимостном выражении всего объёма производства, вклю­чающего в себя, кроме товарной продукции, стоимость незаконченных ра­бот вводят показатель валовой продукции. Это вызвано тем, что в процессе изготовления продукции в течение производственного цикла она находит­ся в виде незавершенного производства полуфабрикатов. На отдельных предприятиях вви­ду специфических условий их работы возникает необходимость создания в определенных размерах продукции, незаконченной обработки. Так, в ле­созаготовительном производстве, имеющем сезонный характер работы, для обеспечения бесперебойной деятельности в период весенней распути­цы, когда лесовозные дороги не обеспечивают требуемого производствен­ной мощностью и программой грузооборота, создаются межсезонные запа­сы древесины (хлысты или сортименты) на промежуточных складах. Ко­нечно, это объективные причины, не зависящие от деятельности предпри­ятий. Обеспечение эффективной их работы должно поддерживаться госу­дарством выдачей, например, ссуд под разумные проценты для увеличения величины оборотных средств в период межсезонья. Наличие незавершен­ного производства возможно и в других цехах лесопромышленного пред­приятия. Таким образом, валовая продукция (ВП) — это общий объём про­изводства, включающий товарную продукцию и незавершенное производ­ство; она может быть определена по формуле: , (1.3) где n- количество видов незавершенного производства по соответствую­щим видам продукции; НПнпi, НПкпi — величина незавершенного производства в натурально выражении по i- му виду продукции соответственно на начало и конец года; К — поправочный коэффициент к цене, учитывающий стадию готовно­сти продукции; принимается, например, при оценке остатков в ле­су равным 0,3, на нижнем складе — 0,7 (условно). Реализованная продукция (РП) — это стоимость готовой продукции, отправленной потребителю и оплаченной им, продукции, отгруженной предприятием-изготовителем и стоимость выполненных работ и услуг. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств на расчетный счет, при расчетах наличными деньгами — в кассу), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, услуг и предъявления покупате­лю (заказчику) расчетных документов. В состав реализованной продукции включается также стоимость остатков готовой продукции прошлых лет по её видам. Общий объём реализованной продукции (РП) можно предста­вить в виде формулы , (1.4) Где n — количество видов готовой продукции, включенных в объём реали­зации, по которым имеются остатки прошлых лет; Онгi, Окгi — объём остатков готовой продукции по i-му виду в нату­ральном выражении соответственно на начало и конец года. Объём реализованной продукции оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, состояние и величин у оборот­ных средств, размер платежей и отчислений в бюджет. После реализации продукции предприятие имеет возможность возместить все затраты на производство и сбыт, приобрести необходимое количество производствен­ных запасов, осуществить выплаты по заработной плате, решил вопросы расширения производства и социальной направленности развития коллек­тива. При разработке производственной программы как в натуральных, так и в стоимостных показателях особое внимание уделяется повышению качества продукции и выполненных работ и услуг. В условиях рыночных отношений качество по своим технико-экономическим показатели долж­но отвечать наилучшим достижениям отечественной и зарубежной прак­тики на различных этапах производства продукции или выполнения работ и услуг. В связи с этим следует своевременно снимать с изготовления (вы­полнения) и реализации устаревшие виды (не соответствующие современным требованиям экономики) и осуществлять совершенствование показа­телей выпускаемых видов продукции (работ, услуг) с соблюдением требо­ваний стандартов, условий, ГОСТов и другой документации или замену их новыми.

Читайте также:
Как восстановить программу поиск

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru