Перед любым предприятием а начале своей производственной деятельности встает задача определения того объема производства, который принесет ему максимальную прибыль, высокую рентабельность и максимальные объемы продаж. Для решения этой задачи предприятие, в первую очередь, разрабатывает производственную программу.
Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей.
Производственная программа (план производства и реализации продукции) состоит из трех разделов:
· плана производства продукции (услуг) в натуральном выражении;
· плана производства продукции (услуг) в стоимостном выражении;
Определяющую роль в производственной программе отводится плану производства продукции (услуг) в натуральном выражении. Этот раздел является особенно важным потому, что в условиях рыночных отношений потребителям необходима не продукция вообще и в неограниченном количестве, а продукция совершенно определенного вида, типа, в определенном объеме.Натуральные измерители(штуки, тонны, метры, условно-натуральные и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия, долю на рынке и необходимы для сбалансированности предприятия. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.
Основные экономические показатели
Основными показателямипроизводственной программы в натуральном выражении являются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
Номенклатура – это укрупненный перечень видов продукции, производимой предприятием (например, нефтепродукты, стекловолокно, кондитерские, хлебобулочные изделия).
Ассортимент – детальнохарактеризует разновидности продукции по сортам, маркам, рисункам и т.п.
При определении производственной программы важным аспектом является правильный выбор единицы измерения. При этом предприятие должно использовать те единицы, которые отражают наиболее важные для покупателя свойства товара.
Производственная программа (план производства и реализации продукции), является одним из определяющих разделов плана социально-экономического развития предприятия и связана с другими его разделами (планом по труду, планом материально-технического обеспечения, планом по себестоимости и т.п.).
Предприятия формируют свою производственную программу на основе:
Затем формируется портфель заказов, т.е объем производства для оптовых поставок:
где Qс- величина спроса на товар;
Qd- объем заключенных договоров с другими поставщиками;
Кп — коэффициент платежеспособности;
N- количество рыночных секторов.
Наиболее оптимальной считается ситуация, когда объем рыночного спроса будет равен количеству заключенных договоров. Если предприятие захочет расширить свое влияние на рынке, ему требуется разработка новой стратегии и тактики конкурентной борьбы.
Методы и показатели измерения производительности труда
План производства продукции в стоимостном выражении дает возможность не только позволяет определить объем производства продукции различных видов, темпы и структуру роста, но и рассчитать фонд оплаты труда, как части стоимости, фондоотдачу и другие показатели эффективности производства.
Единица измерения этих показателей– национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например, доллар США.
К стоимостным показателям относятся:
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй – в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия, как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтом показатель объема продаж применим для всех предприятий.
Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Этот показатель микроэкономики затем трансформируется в показатель макроэкономики – валовый внутренний продукт (стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени).
Товарная продукция (ТП) – стоимость готовой продукции и услуг промышленного характера, произведенных в течение определенного календарного периода и предназначенных для реализации на сторону.
Товарная продукция включает:
— объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;
— полуфабрикаты для реализации на сторону;
— изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;
услуги вспомогательных цехов на сторону и собственных нужд;
— инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия.
Товарная продукция определяется в действующих и сопоставимых ценах предприятия как произведение объема производства в натуральном выражении () на отпускную цену продукции ().
В аловая продукция – стоимость общего объема всех выполненных работ в течение определенного календарного периода независимо от степени готовности продукции. Она включает товарную продукцию, изменения остатков незавершенного производства, изменение запасов полуфабрикатов на складе.
где Н2, Н1– стоимость остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства на начало и конец расчетного периода.
Валовая продукция исчисляется по заводскому методу. Вместе с тем, и товарная и валовая продукция имеет свои недостатки, т.к не отражает собственный вклад предприятия в конечный результат. Для устранения этого недостатка используют чистую и условно-чистую продукцию.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии (чистый результат производства). По экономической сути в нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты, невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений с основных средств). Этот показатель может определяться от товарной или валовой продукции.
Чистая продукция = Товарная (валовая) продукция – материальные затраты – амортизация.
Чистая продукция как показатель микроэкономики на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.
Условно-чистая продукция – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений.
Условно-чистая продукция = Товарная (валовая) продукция – материальные затраты.
Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работы, услуг), планирования фонда оплаты труда. Норматив чистой продукции представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.
Товарная валовая и чистая продукция отражают объемы производства за определенный период. Однако максимизация прибыли достигается в результате реализации продукции конкретным потребителям. Объем реализации отражается в третьем разделе – в плане поставок.
План поставок – раздел производственной программы, в котором отражены номенклатура, ассортимент, объемы и сроки поставок продукции конкретным потребителям.
План поставок включает поставки по заказам и поставки в свободную продажу. Поставки по заказам отражают госзаказ и продажу продукции по заказам потребителей. Такой вид продаж характеризуется невысокими рисками, обеспечивает гарантированный сбыт. Вместе тем при такой системе продаж нередко используются договорные цены, имеющие тенденцию к снижению, что приводит к уменьшению рентабельности продаж и других технико-экономических показателей работы предприятия.
Поставки в свободную продажу предполагают реализацию продукции на товарных биржах, ярмарках, выставках, аукционах по свободным рыночным ценам. Это обеспечивает повышение рентабельности продаж и увеличение прибыли.
План поставок разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении. Стоимостным показателем этого раздела выступает реализованная продукция.
Реализованная продукция (РП) (объем продаж) – стоимость продукции, оплаченной покупателем. Она может быть равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.
Трансформация административно-командной экономики в рыночную требует обоснования бизнес-портфеля предприятия на основе маркетинговой концепции, в соответствии с которой разработка плана производства и реализации продукции предусматривает:
· обоснование номенклатуры и ассортимента продукции;
· определение возможного объема продаж;
· обоснование выпуска продукции производственными мощностями.
Источник: lektsia.com
Стоимостные показатели производственной программы
Стоимостными показателями производственной программы предприятия являются товарная, валовая и реализованная продукция.
Товарная продукция — это стоимость выработанной предприятием готовой продукции, полуфабрикатов, готовых к реализации и находящихся на конечных складах, продукции вспомогательных и подсобных производств и законченные работы промышленного характера в соответствии с заказами для сторонних организаций.
К товарной продукции лесопромышленного предприятия относят:
- стоимость круглых лесоматериалов (на конечных складах для реализации);
- стоимость продукции деревообрабатывающих цехов;
- стоимость продукции вспомогательных цехов, направляемой (а в последствии — реализуемой) на сторону (пар, энергия и т. п.);
- стоимость капитальных ремонтов, выполняемых на предприятии собственными силами собственным машинам и оборудованию и машинам и оборудованию сторонних организаций.
На лесопромышленном предприятии товарная продукция (ГП) рассчитывается по лесозаготовкам, перерабатывающим производствам и другим производствам, работам и услугам; их сумма указывает общий объём:
(1.1) где n- количество видов выполненных продукции, работ и услуг, Цi — цена единицы i-ro вида продукции, работ и услуг, руб.; Oi- объём i-ro вида выполненных продукции, работ и услуг в натуральном выражении. Единица измерения объёма должна отражать специфику производства и потребления продукции (работ, услуг) и быть обязательной для всех участков, цехов, служб на предприятии для выполнения производственной программы, планов и сроков поставок, увязки программы с качеством [1]. Значимость товарной продукции заключается в том, что позволяет определить состав и структуру продукции, работ и услуг, производительность труда и темпы её роста, фондоотдачу, фондоёмкость и другие экономические показатели работы предприятия. Наибольший интерес представляет выпуск товарной продукции с единицы площади (с 1 га вырубленной площади) или с одного кубомета заготовленной древесины. Этот показатель зависит от эксплуатационного запаса на единице лесопокрытой площади, а также от рационального использования всей биомассы дерева, структуры производств лесоэксплуатации на предприятии, спроса на производимую продукцию и политики ценообразования. Уровень использования древесного сырья (Уд) на предприятии может определяться по формуле 
, руб./м 3 , (1.2) где S — площадь лесосек, на которых осуществлялась заготовка древесины, Оз — объём заготовленной древесины, м 3 . Однако товарная продукция не определяет всего объёма производства. Для учета в стоимостном выражении всего объёма производства, включающего в себя, кроме товарной продукции, стоимость незаконченных работ вводят показатель валовой продукции. Это вызвано тем, что в процессе изготовления продукции в течение производственного цикла она находится в виде незавершенного производства полуфабрикатов. На отдельных предприятиях ввиду специфических условий их работы возникает необходимость создания в определенных размерах продукции, незаконченной обработки. Так, в лесозаготовительном производстве, имеющем сезонный характер работы, для обеспечения бесперебойной деятельности в период весенней распутицы, когда лесовозные дороги не обеспечивают требуемого производственной мощностью и программой грузооборота, создаются межсезонные запасы древесины (хлысты или сортименты) на промежуточных складах. Конечно, это объективные причины, не зависящие от деятельности предприятий. Обеспечение эффективной их работы должно поддерживаться государством выдачей, например, ссуд под разумные проценты для увеличения величины оборотных средств в период межсезонья. Наличие незавершенного производства возможно и в других цехах лесопромышленного предприятия. Таким образом, валовая продукция (ВП) — это общий объём производства, включающий товарную продукцию и незавершенное производство; она может быть определена по формуле:
, (1.3) где n- количество видов незавершенного производства по соответствующим видам продукции; НПнпi, НПкпi — величина незавершенного производства в натурально выражении по i- му виду продукции соответственно на начало и конец года; К — поправочный коэффициент к цене, учитывающий стадию готовности продукции; принимается, например, при оценке остатков в лесу равным 0,3, на нижнем складе — 0,7 (условно). Реализованная продукция (РП) — это стоимость готовой продукции, отправленной потребителю и оплаченной им, продукции, отгруженной предприятием-изготовителем и стоимость выполненных работ и услуг. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств на расчетный счет, при расчетах наличными деньгами — в кассу), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В состав реализованной продукции включается также стоимость остатков готовой продукции прошлых лет по её видам. Общий объём реализованной продукции (РП) можно представить в виде формулы
, (1.4) Где n — количество видов готовой продукции, включенных в объём реализации, по которым имеются остатки прошлых лет; Онгi, Окгi — объём остатков готовой продукции по i-му виду в натуральном выражении соответственно на начало и конец года. Объём реализованной продукции оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, состояние и величин у оборотных средств, размер платежей и отчислений в бюджет. После реализации продукции предприятие имеет возможность возместить все затраты на производство и сбыт, приобрести необходимое количество производственных запасов, осуществить выплаты по заработной плате, решил вопросы расширения производства и социальной направленности развития коллектива. При разработке производственной программы как в натуральных, так и в стоимостных показателях особое внимание уделяется повышению качества продукции и выполненных работ и услуг. В условиях рыночных отношений качество по своим технико-экономическим показатели должно отвечать наилучшим достижениям отечественной и зарубежной практики на различных этапах производства продукции или выполнения работ и услуг. В связи с этим следует своевременно снимать с изготовления (выполнения) и реализации устаревшие виды (не соответствующие современным требованиям экономики) и осуществлять совершенствование показателей выпускаемых видов продукции (работ, услуг) с соблюдением требований стандартов, условий, ГОСТов и другой документации или замену их новыми.
Источник: studfile.net