Понятие алгоритма. Цель пособия — научить решать задачи на ЭВМ, т.е. использовать для решения задач ЭВМ, которая эти задачи решать не умеет.
Рассмотрим предварительно простую жизненную ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением?
Такая ситуация возникает всякий раз, когда вы, например, хотите, чтобы ваш младший брат вместо вас выполнил какую-то неприятную работу вроде мытья полов, но которую он, к сожалению, не умеет делать! Очевидно, в таком случае надо его научить! Каким образом? Так же, как поступают (или следует поступать) и в тысяче подобных случаев:
- а) выбирают способ (метод, порядок) решения задачи и изучают его во всех подробностях;
- б) сообщают исполнителю выбранный метод в абсолютно понятном для него виде;
- в) исполнитель решает «задачу строго в соответствии с методом».
Углубляясь в суть этого процесса, рассмотрим пристальнее каждый
Первый этап этого процесса обычно не вызывает затруднений, так как для большинства встречающихся задач метод решения либо известен из практики, либо подсказывается здравым смыслом, либо описан в литературе [1] . Часто главная трудность — из нескольких методов выбрать такой, который в наибольшей степени отвечал бы некоторым требованиям, например минимальная трудоемкость, максимальная эффективность и т.д.
Никогда не делай эти 9 вещей в зале. (Правила поведения)
Второй этап значительно сложнее. Дело в том, что, если способ (метод) решения задачи описан произвольно, нет гарантии, что он будет верно понят исполнителем. Поэтому описание метода следует выполнять в соответствии с определенными правилами, а именно:
- • выделить величины, являющиеся исходными для задачи;
- • разбить процесс решения задачи на такие этапы, которые известны исполнителю и которые он может выполнить однозначно без всяких пояснений;
- • указать порядок выполнения этапов;
- • указать признак окончания процесса решения задачи;
- • указать во всех случаях, что является результатом решения задачи.
Описание метода, выполненное в соответствии с этими правилами, называется алгоритмом решения задачи. Составить такое описание обычно нелегко, но, следуя ему, механически выполняя все указанные в нем этапы в требуемом порядке, исполнитель может всегда правильно решить задачу.
Итак, мы подошли к центральному понятию информатики — «алгоритму». Оно, как говорится, красной нитью (а точнее красным канатом) проходит через весь курс. Более строго это понятие можно определить так: алгоритм — это метод (способ) решения задачи, записанный по определенным правилам, обеспечивающим однозначность его понимания и механического исполнения при всех значениях исходных данных (из некоторого множества значений).
В Толковом словаре по информатике (1991) дано общепринятое определение этого понятия: «Алгоритм — точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату».
Первый раз в тренажерном зале, что нужно знать? Советы тренера!
Примером алгоритма может служить кулинарный рецепт приготовления блюда.
Рассмотрим простейший алгоритм — алгоритм заварки чая.
- 1. Подготовить исходные величины — чай, воду, чайник, стакан, ложку.
- 2. Налить в чайник воду.
- 3. Довести воду до кипения и снять с огня.
- 4. Всыпать в чайник чай.
- 5. Довести воду до кипения (но не кипятить), снять с огня.
- 6. Чай готов. Процесс прекратить.
Для углубления понятия алгоритма выделим и раскроем его основные свойства, вытекающие из его определения.
- 1. Дискретность алгоритма. Свойство алгоритма, означающее, что процесс решения задачи, определяемый алгоритмом, расчленен на отдельные элементарные действия (шаги) и соответственно алгоритм представляет последовательность указаний, команд, определяющих порядок выполнения шагов процесса.
- 2. Определенность алгоритма. Это свойство означает, что каждая команда алгоритма (предписание, выдаваемое на каждом шаге) должна быть понятна исполнителю, не оставлять места для ее неоднозначного толкования и неопределенного исполнения. Описание алгоритма должно быть таким, чтобы его мог выполнить любой грамотный пользователь.
- 3. Результативность алгоритма. Свойство алгоритма, состоящее в том, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно очень большое число шагов.
- 4. Массовость алгоритма. Это свойство заключается в том, что каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи, должен быть применим для решения задач этого типа при всех допустимых значениях исходных данных.
Вернемся к первоначальной цели — решению задач на ЭВМ. Оказывается, процесс решения задачи с помощью ЭВМ в целом мало чем отличается от только что рассмотренного процесса решения этой же задачи человеком-исполнителем. Так же следует выбирать и изучать метод решения задачи, так же составлять алгоритм и решать задачу строго в соответствии с ним, только решать должна ЭВМ, а не человек.
Возможность использования ЭВМ вместо человека объясняется соответствием свойств алгоритма и ЭВМ: алгоритм допускает механическое выполнение его для решения задачи, а ЭВМ может механически, не вникая, выполнять операции в заданном порядке. Отличие указанного процесса решения задачи при использовании ЭВМ в том, что, составляя алгоритм, мы разбиваем процесс решения задачи на такие операции, которые в состоянии выполнить ЭВМ.
Другое отличие в том, что составленный алгоритм решения задачи следует перевести на язык, понятный ЭВМ, аналогично тому, как алгоритм, записанный на русском языке, нужно перевести на французский, если исполнителем является француз.
Существует значительное число подобных языков — Бейсик, Фортран, Паскаль и др. Они называются языками программирования. Запись алгоритма на таком языке называется программой, а процесс перевода алгоритма на указанный язык — программированием.
Выводы. 1. Процесс решения задач на ЭВМ предполагает выполнение следующих основных этапов: формулировка задачи, выбор метода решения задачи, составление алгоритма, составление программы, решение задачи на ЭВМ по заданной программе.
Исходя из этого, основные понятия указанного процесса следующие: «метод» — «алгоритм» — «программа».
2. Рассмотренная трактовка понятия «алгоритм» показывает, что алгоритм — это не что-то отвлеченное, абстрактное и присущее лишь процессу использования ЭВМ, а неотъемлемая часть повседневной жизни. В частности, любые инструкции, любые распоряжения руководства должны быть сформулированы в виде алгоритма, чтобы они были однозначно поняты подчиненными. Причем правила формирования распоряжений-алгоритмов, инструкций-алгоритмов те же, что и для алгоритмов решения задач на ЭВМ.
В этом отношении предмет «Основы информатики» занимает особое положение в ряду прочих предметов, так как он учит составлять алгоритмы, что очень важно в жизни, а не только применительно к ЭВМ.
Возможности ЭВМ. Как отмечалось, при составлении алгоритма процесс решения задачи разбивают на этапы, ориентируясь на исполнителя, на операции, известные ему.
Так, в примере алгоритма заварки чая предполагалось, что исполнитель знаком с операцией «вскипятить воду». Если это не так, то п. 3 алгоритма следует разбить на три более мелких этапа, считая, что они ему известны:
36. Поставить чайник на огонь.
Зв. Дождаться бурного выделения пара и снять чайник
Аналогично, если нужно составить программу для ЭВМ, то в алгоритме должны предусматриваться те операции, которые ЭВМ способна выполнять.
Что же может выполнять ЭВМ? Прежде всего рассмотрим, с какими величинами может она работать. Эти величины подразделяются на числовые и текстовые, с одной стороны, и на постоянные и переменные — с другой.
Постоянные числовые величины изображаются числами, например 31,4; 315; 10 8 и т.д. Эти величины не меняют своих значений. Переменные числовые величины могут в процессе решения задач принимать разные значения. В записи алгоритма они обозначаются буквами, как в математике, или словами: X, У, МАХ, РЕЗУЛЬТАТ. В ЭВМ для любой величины выделяется ячейка памяти.
Если это числовая величина, то в ней хранится число, изображающее значение этой величины.
Текстовые величины могут быть переменными и постоянными. Текстовые константы — «ХОРОШО», «ВАСЯ», «У — 2Х(А + В)» и т.д., т.е. это любой текст в кавычках. Такие тексты обычно используются для пояснения результатов вычислений, выдаваемых ЭВМ. Текстовые переменные, как и числовые, обозначаются буквами или словами.
В этом случае в ячейку памяти, выделенную для переменной, помещается не число, а некоторый текст. Например, если ДРУГ — текстовая переменная, то в ячейку, выделенную для нее, в один момент времени можно записать текст «ВАСЯ», в другой момент — «ТАНЯ» и т.д. Эти тексты и будут значениями переменной ДРУГ в разные моменты времени.
Теперь рассмотрим, какие операции может выполнять ЭВМ над этими величинами и как они записываются в алгоритме.
1. ЭВМ может считывать конкретные значения исходных величин с различных устройств ввода, например с клавиатуры, и помещать каждое из них в ячейку, выделенную для соответствующей переменной. В результате каждая исходная величина получает то или иное значение. С помощью такой операции, называемой «Ввод», обеспечивается возможность решения задачи с разными значениями исходных данных. Записывается она, например, так:
2. ЭВМ может вычислять значения величины по заданной формуле, содержащей знаки любых арифметических операций, ряда элементарных функций типа In х, |х|, sin х и т.д., разные для разных языков программирования. Пример записи такой операции:
Подобная операция называется «операция присваивания» и в общем виде записывается так:
где х — переменная; а — арифметическое выражение или текст. ЭВМ воспринимает эту запись как приказ — «вычислить значение выражения а и присвоить это значение переменной х», т.е. переслать его в ячейку памяти, отведенную для х. В частности, операция позволяет присваивать переменной конкретное значение.
Эти записи означают, что в ячейку памяти, выделенную для Z, ЭВМ должна записать число 5,1, а в ячейку для R — указанные четыре буквы.
3. ЭВМ может печатать на бумаге или выводить на экран монитора значения величин или любой текст. Эта операция называется «Вывод» или «Печать» и записывается, например, так:
Вывод X, Y, Z, «конец вычислений».
Данная операция, в частности, позволяет выводить из ЭВМ результаты решения задачи и пояснения к ним.
4. ЭВМ может переходить от одного этапа решения задачи к любому другому. Операция называется «Переход». В ней указывается номер этапа, к которому нужно перейти. Например:
5. ЭВМ может сравнивать значения двух арифметических выражений (или двух текстовых величин) на предмет проверки условий: , = и т.д. и в зависимости от результатов проверки выбирать один из двух возможных вариантов дальнейших действий. Записывается это, например, так:
Если Х>У, то У: =Х 2 , иначе У’.-Х ъ .
Подобную операцию называют Условный переход (Ветвление).
В общем, это все, что умеет выполнять ЭВМ [2] . Поэтому сложность составления алгоритмов заключается в том, что процесс решения любой задачи нужно ухитриться представить в виде последовательности только таких операций.
- [1] Рассмотрение задач, метод решения которых отсутствует, относится к научной работе,чего не будем касаться.
- [2] В зависимости от вида используемого языка программирования ЭВМ может выполнять и иные операции, но приведенные здесь — основные, присущие большинству современных языков.
Источник: bstudy.net
Практическая работа 8
1 Цель работы: научиться разрабатывать циклические алгоритмы и представлять их в словесно-формульном виде и в виде блок-схемы.
2 Перечень технических средств обучения
2.1 Персональный компьютер
2.3 Microsoft Office
3 Теоретические сведения
1 Под переменной будем понимать некоторую ячейку памяти, т. е. отдельное место для хранение одной константы.
2 Формульно-словесный способ представления алгоритмов основан на задании инструкций о выполнении конкретных действий в четкой последовательности в сочетании со словесными пояснениями.
3 На алгоритмическом языке. Алгоритмический язык – совокупность правил и обозначений, использующиеся для записи алгоритма.
4 Графический способ (метод блок-схемы). При таком представлении алгоритма, каждый этап отображается в виде геометрических фигур-блоков, форма которых зависит от выполняемой операции.
или последовательность действий
Ввод-вывод в общем виде
Начало, конец алгоритма
5 Любая переменная имеет имя – идентификатор. По правилам языков программирования имя переменной должно начинаться с буквы и может содержать буквы (только латинские), цифры и знак подчеркивания.
6 Арифметические действия и выражения:
— mod — нахождение остатка от деления;
— div — деление нацело (находить остаток от деления и делить нацело можно только целые числа);
— для указания порядка действий используются только круглые скобки, их может быть несколько, главное, чтобы количество открывающихся скобок равнялось количеству закрывающихся;
— sqr(x) – возведение аргумента в квадрат;
— sqrt(x) – извлечение квадратного корня;
7 Для типов переменной слева и арифметического выражения справа от знака присваивания выполняются правила:
— если переменная вещественного типа, то арифметическое выражение может быть как целого, так и вещественного типа, выражение преобразуется к вещественному типу;
— если переменная слева целого типа, то арифметическое выражение только целочисленное.
8 Простым условием (отношением) называется выражение, составленное из двух арифметических выражений или двух текстовых величин (иначе их еще называют операндами), связанных одним из знаков:
— >= — больше, чем. или равно
9 Составное условие — объединение нескольких условий в одну группу с помощью логических операций.
10 Алгоритм, в котором вычисления повторяются по одной и той же совокупности формул, называется циклическим
11 Существуют следующие конструкции для организации циклов:
— цикл с предусловием;
— цикл с постусловием;
— цикл со счетчиком.
12 Графическое представление циклических алгоритмов
5 Циклы с предусловием используются тогда, когда выполнение цикла связано с некоторым логическим условием. Оператор цикла с предусловием имеет две части: условие выполнения цикла и тело цикла. При выполнении
оператора цикла определенная группа операторов выполняется до тех пор, пока определенное в операторе условие истинно. Если условие сразу ложно, то оператор не выполнится ни разу.
6 Общая форма записи следующая Пока (условие)
серия команд кц
8 Операторные скобки ставят, чтобы отделить от остальной программы ту группу операторов, которую нужно повторить в цикле. Если в цикле нужно выполнить только один оператор, то операторные скобки не ставят.
9 Циклы с постусловием используются тогда, когда выполнение цикла связано с некоторым логическим условием. Оператор цикла с предусловием имеет две части: тело цикла и условие окончания выполнения цикла. При выполнении оператора цикла определенная группа операторов выполняется до тех пор, пока определенное в операторе условие не изменится. Оператор выполняется хотя бы один раз.
6 Общая форма записи следующая
серия команд кц
11 Цикл с параметром используется при заданном количестве повторений одних и тех же действий
12 Общая форма записи в словесно-формульном виде, где
— i – параметр цикла;
— a – начальное значение цикла;
— b – конечное значение цикла;
— h – шаг изменения параметра.
Для i от а до b шаг h выполнить Нц
— Тело цикла – набор программных действий, для которых заголовок цикла определяет число повторений.
— Счетчик цикла – это специальная переменная (целого типа), для которой на основании правой и левой границы цикл определяет ряд значений, которые она «проходит» при выполнении цикла.
4 Задания
Задание 1 Написать циклический алгоритм с параметром задачи в словесно-формульном виде и с помощью блок-схемы.
Задание 2 Написать цикл с предусловием или постусловием решения задачи в словесно-формульном виде и с помощью блок-схемы.
5 Порядок выполнения : Пример выполнения:
Исходные данные:
1 + 2 + 3 + . + N
Дано целое число N. Вычислить значение выражения результат вывести как действительное число.
Задание 1
Написать циклический алгоритм с параметром задачи в словесно- формульном виде и с помощью блок-схемы
Решение:
Значение выражения будем рассчитывать поэтапно.
На первом шаге к значению суммы S добавим 1! 1
На втором На третьем
N ! 1 × 2 × . × N
В зависимости от заданного пользователем значения N количество шагов в алгоритме может быть разным, поэтому для определения шага добавим промежуточную переменную I, которая будет меняться от 1 до N
Так как к значению суммы на каждом шаге мы добавляем какое-то число, необходимо определить начальное значение, не влияющее на результат. Ясно, что это S = 0.
На каждом шаге считать факториал трудно, поэтому обратим внимание, что на любом этапе вычислений значение факториала отличается от предыдущего на число, равное значению шага, значит введем переменную для факториала: Znam = 1.
Получили общие формулы:
Znam = Znam × I ;
2. Ввод (N); 3. S=0;
5. Для I = 1 до N выполнить нц
Znam = Znam × I ;
Задание 2 Написать цикл с предусловием или постусловием решения задачи в словесно-формульном виде и с помощью блок-схемы.
Решение:
Значение выражения будем рассчитывать поэтапно.
На первом шаге к значению суммы S добавим 1! 1
На втором На третьем
N ! 1 × 2 × . × N
В зависимости от заданного пользователем значения N количество шагов в алгоритме может быть разным, поэтому для определения шага добавим промежуточную переменную I, для которой назначим начальное значение 1. Суммирование будем производить, пока I не станет больше N.
Так как к значению суммы на каждом шаге мы добавляем какое-то число, необходимо определить начальное значение, не влияющее на результат. Ясно, что это S = 0.
На каждом шаге считать факториал трудно, поэтому обратим внимание, что на любом этапе вычислений значение факториала отличается от предыдущего на число, равное значению шага, значит введем переменную для факториала: Znam = 1.
Получили общие формулы:
Znam = Znam × I ;
2. Ввод (N); 3. S=0;
Znam = Znam × I ;
I = I + 1;
6 Варианты к практической работе:
1 Вывести на экран таблицу перевода из градусов по шкале Цельсия в градусы по Фаренгейту, для значений от 15 до 30, шаг 1 градус. Формула перевода из Цельсия в Фаренгейты F=(c*1.8)+32.
2 Написать алгоритм, который выводит на экран таблицу умножения на
3 Составьте алгоритм, который выводит на экран таблицу перевода 5, 6,
7, … 25 евро в рубли. Курс евро вводится с клавиатуры.
4 Составьте алгоритм для нахождения суммы по следующей формуле: S= (x*x+x)/a*x (при x от 3 до 19)
5 Приближенно можно считать, что скорость охлаждения горячего чая, налитого в стакан, пропорциональна разности между его температурой и температурой воздуха. За 1 минуту температура чая снижается на 3 % от разности этих температур. Вывести на экран температуру чая по истечении каждой минуты в течении 15 минут. Начальная температура воздуха — 20 градусов, начальная температура чая — 100.
6 Вывести на экран все нечетные числа от 37 до 1025.
7 Написать алгоритм, который выводит на экран таблицу умножения на
8 Вывести на экран все числа от 105 до 125.
9 Пользователь вводит целое число, если оно больше 8 выведите на
экран все числа от этого числа до 5 (в обратном порядке), иначе сообщите об ошибке.
10 Выведите на экран, все четные числа, делящиеся на 7 нацело, лежащие в диапазоне от 28 до 117.
11 Выведите на экран все четные числа от 35 до 77.
12 Выведите на экран все числа, делящиеся на 5 нацело, лежащие в диапазоне от 45 до 178.
13 Пользователь вводит целое число, если оно больше единицы, то выведите на экран все целые числа от этого числа до единицы (в обратном порядке), которые делятся на 5 без остатка. Иначе (если введённое пользователем число не больше единицы) сообщите об ошибке.
14 Пользователь вводит целое число, если оно больше 30, то выведите на экран все числа от этого числа до 20, иначе сообщите об ошибке.
15 Выведите на экран, все нечетные числа, делящиеся на 3 нацело, лежащие в диапазоне от 35 до 97.
16 Выведите на экран, все четные числа от 35 до 77.
17 Выведите на экран, все нечетные числа, лежащие в диапазоне от 45 до
18 С клавиатуры вводятся оценки пятнадцати учащихся. Найти среднее
арифметическое этих оценок.
19 Начав тренировки, спортсмен пробежал в первый день 10 км. В каждый последующий день он увеличивал пробег на 10% от пробега предыдущего дня. Всего спортсмен занимался 11 дней. Вывести на экран пробег спортсмена за каждый день и суммарный пробег за 11 дней.
20 Известны оценки по информатике каждого из 20 учеников класса. Сколько учеников имеют по информатике оценку «5»?
21 Написать алгоритм, который выводит на экран таблицу умножения на
22 Выведите на экран, все четные числа, делящиеся на 17 нацело,
лежащие в диапазоне от 25 до 117.
23 Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Вывести на экран размер вклада 1 числа каждого месяца до конца года.
24 Введите с клавиатуры 6 чисел и определите их среднее арифметическое.
25 Начав тренировки, лыжник в первый день пробегал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал длину пробега на 10% от предыдущего дня. Вывести на экран пробег спортсмена за каждый день и суммарный пробег за неделю.
26 Выведите на экран, все четные числа, лежащие в диапазоне от 125 до
27 Напечатайте 20 первых степеней числа 2. 28 Найдите минимальное из 20 чисел.
29 Введите с клавиатуры 10 чисел и определите среднее арифметическое
30 Введите с клавиатуры 6 чисел и выведите на экран их кубы.
Задание 2
1 Даны действительные числа x, y. Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между х и у, а также количество этих чисел.
2 Даны действительные числа x, y. Вывести в порядке убывания все целые числа, расположенные между х и у, а также количество этих чисел.
3 Дано действительное число – цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1, 2
4 Дано действительное число – цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 0,1; 0,2 … 1,2 кг конфет.
5 Дано действительное число – цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 0,5; 1; 1,5 … 10 кг конфет.
6 Даны действительные числа x, y. Найти произведение всех целых чисел, расположенных между х и у, а также количество этих чисел.
7 Даны действительные числа x, y. Найти сумму квадратов всех целых чисел, расположенных между х и у, а также количество этих чисел.
8 Даны действительные числа x, y. Найти сумму кубов всех целых чисел, расположенных между х и у, а также количество этих чисел.
9 Дано целое число N. Найти сумму
N 2 + ( N + 1 ) 2 + ( N + 2 ) 2 + .. . + ( 2 N ) 2 .
10 Дано целое число N. Найти произведение 1,1 × 1,2 × 1,3 × . (N множителей)
11 Дано целое число N. Найти значение выражения слагаемых, знаки чередуются)
12 Дано целое число N. Найти квадрат этого числа, используя формулу
приближенного вычисления N 2 = 1 + 3 + 5 + . + ( 2N — 1 ) , проверить результат,
вычислив и записав рядом с приближенным значением
13 Проверить истинность высказывания: «Среди трех данных целых чисел есть хотя бы одна пара совпадающих».
14 Дано действительное число А и целое число N. Вывести все целые степени числа А от 1 до N.
15 Дано действительное число А и целое число N. Найти сумму
1 + А + А 2 + . + А N
16 Дано действительное число А и целое число N. Найти значение вы р а ж е ния 1 — А + А 2 — А 3 .. . + ( — 1 ) N А N
17 Дано целое число N. Найти значение выражения
1 + 2! + 3! + . + N ! ,
результат вывести как действительное число. (N! = 1·2·3·…·N – N факториал)
18 Дано целое число N. Найти значение выражения
результат вывести как действительное число. (N! = 1·2·3·…·N – N факториал)
19 Дано действительное число X и целое число N. Найти значение
1 + X + X
N ! , результат вывести как действительное
число. (N! = 1·2·3·…·N – N факториал)
20 Дано действительное число X и целое число N. Найти значение
1 — X + X
X 2 N + 1
( 2N + 1 ) ! , результат вывести как действительное
число. (N! = 1·2·3·…·N – N факториал)
21 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов арифметической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член – Х, а разность 1,12
22 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов арифметической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член Х, а разность (– 2,2)
23 Дано целое число N. Последовательность чисел Фибоначчи FK определяется следующим образом: F1 = 1; F2 = 1; FK = FK-2 + FK-1; K = 3; 4; … Вывести элементы от F1 до FN
24 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов геометрической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член Х, а знаменатель 1,27
25 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов геометрической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член Х, а знаменатель (– 2,73)
26 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов геометрической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член Х, а знаменатель 0,31
27 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов арифметической прогрессии и найти сумму ее N первых членов, если первый член Х, а разность (– 0,38)
28 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов геометрической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член Х, а знаменатель (– 0,38)
29 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов арифметической прогрессии и найти сумму ее N первых членов, если первый член Х, а разность 4,98
30 Дано действительное число Х и целое число N. Вывести N первых членов геометрической прогрессии и найти сумму ее первых членов, если первый член Х, а знаменатель (– 8,38)
7 Содержание отчета
1 Название работы
3 Технические средства обучения
4 Задания (условия задач)
5 Порядок выполнения работы
6 Ответы на контрольные вопросы
7 Вывод (по цели)
8 Контрольные вопросы:
1 Что такое переменная, для чего используется? 2 Что такое идентификатор?
3 Какие основные действия можно выполнять в программе и как они записываются?
4 Каковы особенности работы оператора присваивания? 5 Какие бывают условия?
6 Что такое простое условие?
7 Что такое составное условие?
8 Что такое циклический алгоритм?
9 Какие обозначения используются в графическом представлении алгоритма для обозначения цикла?
10 Какие бывают циклы?
11 Что такое и когда используется цикл с предусловием? 12 Как в блок-схемах изображаются цикл с предусловием? 13 Особенности использования цикла с предусловием.
14 Что такое и когда используется цикл с постусловием? 15 Как в блок-схемах изображаются цикл с постусловием? 16 Особенности использования цикла с постусловием.
17 Что такое и когда используется цикл с параметром? 18 Как в блок-схемах изображаются цикл с параметром?
9 Литература:
— Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности (12-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.:Академия,2013.
— Михеева Е.В. Практикум по Информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Академия,2013.
— Максимов, Н.В., Партыка, Т.Л., Попов, И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем:Учебник — М: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 512с.
Источник: znanio.ru
Введение
В данном программном документе приведено описание программы «Учебная база данных», предназначенной для формирования базы данных «Ученики», которая состоит из записей, содержащих следующие поля: «Имя», «Фамилия», «Год рождения», «пол», «вес», «рост». Заложенные в программу функциональные возможности позволяют решать следующие задачи:
· добавление новых записей в базу;
· редактирование занесенных данных;
· сортировка данных по различным критериям.
Целью данной курсовой работы является создание базы данных и применение основных действий с базой данных.
описание программа ученик база данных
Описание программы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1.1 Обозначение и наименование программы
Программа «Учебная база данных», имеет следующие атрибуты:
· Наименование исполняемого файла — TEST.EXE
· Размер исполняемого файла — 14 288 байт
1.1.2 Программное обеспечение, необходимое для функционирования программы
Программа должна выполняться под управлением операционной системы DOS 6.0 или более новых версий DOS или Windows
1.1.3 Языки программирования, на которых написана программа
Исходным языком программирования для «Учебной базы данных» является Pascal.
Среда разработки, компилятор — Borland Turbo Pascal 7.0
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
1.2.1 Классы решаемых задач
Программа предназначена для решения элементарных задач обработки данных, таких, как редактирование и сортировка, а также сохранения данных на диск для возможной последующей обработки или просмотра.
1.2.2 Назначение программы
Используя программу «Учебная база данных» пользователь может добавлять данные об учениках, редактировать или удалять уже имеющуюся информацию, а также сортировать сведения об учениках по росту или весу.
ОПИСАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
1.3.1 Алгоритм программы
1.3.1.1 Блок-схема процедуры «add»
1.3.1.2 Блок-схема процедуры «edit»
1.3.1.3. Блок-схема процедуры «del»
1.3.1.4 Блок-схема процедуры «sort»
1.3.1.5 Блок-схема программы
1.3.2 Используемые методы
В описываемой программе используется пузырьковый метод сортировки файла.
1.3.3 Структура программы с описанием функций составных частей и связи между ними
Отдельные функции программы оформлены в виде процедур:
· процедура добавления записи в файл;
· процедура редактирования записи;
· процедура удаления записи;
· процедура сортировки файла данных
все перечисленные выше процедуры вызываются при выборе соответствующего пункта меню, реализованного в основной части программы.
1.3.4 Связи программы с другими программами
В программе «Учебная база данных» не используются связи с другими программами.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
В состав используемых технических средств входит: IBM PC совместимый с процессором 80386 и выше, ОЗУ не менее 32 Мбайт, 16 МБ видеопамяти, наличие свободного места на жестком диске 10 Мбайт. Для работы в диалоговом режиме используется экран дисплея, клавиатура. Для поддержки графического режима необходим адаптер EGA (VGA).
ВЫЗОВ И ЗАГРУЗКА
Загрузка и запуск программы осуществляется способами, детальные сведения о которых изложены в Руководстве пользователя операционной системы.
ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Входными данными для программы является файл «data.txt», хранящийся в каталоге запуска программы. Это типизированный файл, содержащий записи об учениках.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Выходными данными является выводимая на экран текстовая информация в процессе работы программы (результаты сортировки и редактирования, сообщения об ошибках), а также типизированный файл «data.txt», хранящийся в каталоге запуска программы. В этот файл записываются все изменяемые данные об учениках.
Источник: studbooks.net