Какие операторы используются в программе

Аннотация: Описываются все операторы управления, имеющиеся в языке Си++, даются примеры их использования.

Что такое оператор

Запись действий, которые должен выполнить компьютер , состоит из операторов . При выполнении программы операторы выполняются один за другим, если только оператор не является оператором управления, который может изменить последовательное выполнение программы.

Различают операторы объявления имен, операторы управления и операторы -выражения.

Операторы-выражения

Выражения мы рассматривали в предыдущей лекции. Выражение, после которого стоит точка с запятой, – это оператор-выражение . Его смысл состоит в том, что компьютер должен выполнить все действия, записанные в данном выражении, иначе говоря, вычислить выражение. Чаще всего в операторе-выражении стоит операция присваивания или вызов функции. Операторы выполняются последовательно, и все изменения значений переменных, сделанные в предыдущем операторе, используются в последующих.

Урок 3. Операторы. Примеры построения программ с использованием блок-схем


a = 1; b = 3; m = max(a, b);

Переменной a присваивается значение 1 , переменной b – значение 3 . Затем вызывается функция max с параметрами 1 и 3 , и ее результат присваивается переменной m .

Как мы уже отмечали, присваивание – необязательная операция в операторе-выражении. Следующие операторы тоже вполне корректны:

x + y – 12; // сложить значения x и y и // затем вычесть 12 func(d, 12, x); // вызвать функцию func с // заданными параметрами

Объявления имен

Эти операторы объявляют имена , т.е. делают их известными программе. Все идентификаторы или имена, используемые в программе на языке Си++, должны быть объявлены.

Оператор объявления состоит из названия типа и объявляемого имени:

int x; // объявить целую переменную x double f; // объявить переменную f типа // double const float pi = 3.1415; // объявить константу pi типа float // со значением 3.1415

Оператор объявления заканчивается точкой с запятой.

Источник: intuit.ru

Операторы (C++)

Операторы C++ представляют собой элементы программы, которые контролируют способ и порядок обработки объектов. Этот раздел состоит из следующих частей.

  • Обзор
  • Операторы с метками
  • Категории операторов
  • Операторы выражений. Эти операторы вычисляют выражение для определения побочных эффектов и возвращаемого значения.
  • Операторы NULL. Эти операторы могут указываться в тех случаях, когда синтаксис C++ требует использования оператора, однако никакие действия не требуются.
  • Составные операторы. Эти операторы представляют собой группы операторов, окруженные фигурными скобками (< >). Их можно во всех случаях, где может использоваться отдельный оператор.
  • Операторы выбора. Эти операторы выполняют проверку, а затем, если проверка дает результат true (ненулевое значение), выполняют один из участков кода. Если проверка даст результат false, может выполняться другой участок кода.
  • Операторы итерации. Эти операторы вызывают повторное выполнение блока кода до тех пор, пока не будет выполнен заданный критерий завершения.
  • Операторы перехода. Эти операторы либо передают управление непосредственно в другое место функции, либо возвращают управление из функции.
  • Операторы объявления. Объявления вводят имя в программу.

Сведения об операторах обработки исключений см. в разделе Обработка исключений.

Уроки Python. #2 Условные операторы, логические выражения, логические операторы

Источник: learn.microsoft.com

Операторы.

Оператором называется предложение языка программирования, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить.

Основная часть программы представляет собой последовательность операторов. Разделителем операторов служит « ; ». Все операторы ТП можно разделить на 2 группы: простые и структурные.

Простые операторы.

Простые операторы — это операторы, которые не содержат никаких других операторов (оператор присваивания). Оператор безусловного перехода go to :

Go to применяется в случаях, когда после выполнения оператора надо выполнить не следующий по порядку оператор, а какой-нибудь другой, отмеченный меткой.

Метка объявляется в разделе описания меток, может содержать цифры и символы.

Читайте также:
Программа как решить пример

Оператор вызова процедуры служит для активизации определенной процедуры пользователя или стандартной процедуры (clrscr).

Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Обычно пустой оператор используют для организации перехода к концу локального или глобального блока. Когда надо пропустить несколько операторов, не выходя из блока. Кроме метки и « : » здесь нечего нет.

Он присваивает идентификатору стоящему в левой части выражения значения из правой части.

writeln(a:5:2, b:6:4, c:7:3);

Структурные операторы.

Представляют собой конструкции, построенные из других операторов по строго определенным правилам.

Все структурные операторы можно разделить на 3 части:

Представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой и ограниченную операторными скобками (begin…end;)

Составной оператор воспринимается как единое целое и может находиться в любом месте программы, где синтаксис языка допускает наличие операторов.

Предназначены для выбора одного из возможных действий (оператора) в зависимости от некоторого условия. В качестве условий используется значение логических выражений.

Система проверяет условие, если условие выполняется, выполняется оператор после then, если не выполняется, то выполняется оператор после else.

Если else отсутствует, то в случае невыполнения условия, управление передается оператору, следующему за if.

Условия типа if могут быть вложенными. Пред else никогда не ставится « ; »

Оператор выбора CASE.

Если один оператор if может обеспечить выбор из двух альтернатив, то оператор case позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов.

Оператор case состоит из выражения селектора и списка параметров, каждому из которых предшествует список констант выбора (список может состоять из 1 константы)

Оператор case работает следующим образом:

Сначала вычисляется выражение-селектор, затем обеспечивается реализация того оператора, константа которого равна текущему значению селектора.

Если ни одна из констант не равна текущему значению селектора, то выполняется оператор, стоящий за словом else. Если else отсутствует, то активизируется оператор, стоящий за словом end. То есть первый оператор за границей case.

Селектор должен относиться к одному из целочисленных типов (находящихся в диапазоне от –32768 до +32767) или литературному или пользовательскому.

Список констант выбора состоит из произвольного количества значений или диапазонов, отделенных друг от друга запятыми. Границы диапазона записываются двумя константами разделенными двумя точками (..). тип констант в любом случае должен совпадать с типом селектора.

writeln(‘введи x и a’);

Оператор повтора WHILE.

В ТП существует 3 оператора повтора:

  1. while часто этот оператор называют оператором с пред условием.

Условие продолжения цикла

Результат условия — булевское выражение. Если условие выполняется, то управление передается оператору, если условие не выполняется, то переходим к оператору, следующему за while.

Структура while подразумевает наличие одного оператора, если требуется большее, используем операторные скобки.

Оператор while повторяется до тех пор, пока не будет выполняться условие.

else writeln(‘нет решения’);

Оператор повтора REPEAT.

Его также называют оператором повтора с пост условием.

оператор repeat имеет следующие отличия от оператор while:

  1. условие проверяется по окончании цикла, что дает возможность выполнить оператор хотя бы один раз.
  2. критерием прекращения повторения цикла является равенство выражения константе.

Таким образом, если цикл while мы можем назвать циклом «пока», то цикл repeat – until – «до». Условие, записанное после until является условием выхода.

else writeln(‘нет решения’);

Оператор повтора FOR.

В случаях, когда число повторений может быть заранее известно для организации циклической обработки информации применяется оператор for.

Часто этот оператор повтора называют оператором цикла с параметром, так как переменная, задающая число повторений называется параметром цикла или управляющая переменная.

Если управляющая переменная изменяется от меньшего выражения к большему, используется to.

Читайте также:
Nt kernel system прекращена работа программы что делать

Если изменяется от большего к меньшему, то используется downto.

Ограничения для операторов for:

  1. в качестве параметра должна использоваться простая переменная, описанная в текущем блоке.
  2. управляющая переменная должна иметь дискретный (целый) путь.
  3. начальное и конечное значение диапазона должна иметь тип, совместимый с управляющей переменной. Кроме вещественного типа.
  4. в теле цикла запрещается явное изменение управляющей переменной.
  5. после завершения оператора, значение управляющей переменной становится неопределенным. Если только оператор не был прерван оператором перехода.

k [-10;10] ш. 1

writeln(‘введи c и d’);

for k:=-10 to 10 do

if (d-k<>0) and (k-c>=0) then

else writeln(‘нет решения’);

В ТП есть возможность осуществлять вывод окнами и изменять цвет фона и шрифта. Следует помнить, что установленный цвет фона, цвет текста, также размер окна являются активными по умолчанию, то есть если не произвести переназначение, то эти параметры будут действительны до конца сеанса ТП и DOS.

Использовать очень светлые цвета, а также мерцающий режим, то есть такая работа отражается на эксплуатационных свойствах монитора.

Окно: записывается командой и задается координатами

X1,Y1 – левая верхняя точка окна.

X2,Y2 – правая нижняя точка.

Х изменяется от 1 до 80

Y изменяется от 1 до 25

Цвет текста Textcolor ();

Цвет фона Textbackground ();

Цвет фона изменяется от 0 до 6

Цвет текста изменяется от 0 до 16

В том и другом случае цвет может задаваться английским наименованием цвета или цифрой, соответствующей этому наименованию.

13 (light magenta)

16 (blink) — мерцающий

Включение мерцающего режима задается комбинацией цифр со знаком «+»

Цвет + режим мерцания.

Textcolor (14+16); writeln(a);

В ТП для модуля crt существует функция READKEY, которая приостанавливает выполнение программы. Запуск программы – любая клавиша.

Написать программу возведения числа в любую степень (a n ), n – целое число, может быть отрицательным « — ». Интерфейс программы вводимое окно положительных значений прямоугольник (15,4). Окно вывода представляет собой прямоугольник (20,3). Информация посередине. Выводимое окно для положительных и отрицательных значений имеют разные цвета.

writeln(‘введи число и степень’);

Процедуры и функции.

Для разрешения проблем в практике программирования выработан ряд приемов и методов, которые принято называть методами структурного программирования. Под структурным программированием понимают такие методы разработки и записи программы, которые ориентированы на максимальные удобства для восприятия и понимания ее человеком.

При прочтении программы ее следующих друг за другом фрагментах должна четко прослеживаться логика ее работы, то есть не должно быть «скачков» на фрагменты программы, расположенные где-то в другом месте программы.

Структурное программирование – программирование без go to, то есть не исполняются операторы перехода без особой надобности. В связи с этим фрагменты программы представляют собой некоторые логические (управляющие) структуры, которые определяют порядок выполнения содержащихся в них правил о проверке данных. Любая программа получается построенной из стандартных логических структур, число типов которых невелико.

Основные логические структуры:

  • Следование – последовательность операторов, групп операторов, выполняемых друг за другом в порядке их следования в программе.
  • Ветвление – управляющая структура, которая в зависимости от выполнения заданного условия определяет выбор для исполнения одного из двух или более заданных в этой структуре групп операторов.
  • Повторение – цикл, в котором группа операторов может выполняться повторно, если соблюдается заданное условие.

Существенной особенностью всех этих структур является то, что каждый из них имеет только 1 вход и только 1 выход, что обеспечивает логическую последовательную структуру программы.

Все эти структуры определяются рекурсивно, то есть каждая из входящих в структуру групп операторов может быть одним оператором, группой операторов и может быть любой из допустимых структур.

Решение отдельного фрагмента сложной задачи представляет собой самостоятельный программный блок, называемый подпрограммой.

Читайте также:
Лучшая программа для изучения турецкого языка

Подпрограммой называют обособленную, оформленную в виде синтаксической конструкции и снабженную именем, часть программы.

Использование подпрограмм позволяет, сосредоточив в них подробное описание некоторых операций, в остальной программе только указывать имена подпрограмм, чтобы выполнить эти операции.

Подпрограммы в ТП.

За наличие подпрограмм, как средство структурирования программ в языке ТП этот язык называют процедурно-ориентированным. Подпрограммы в ТП реализованы посредством процедур и функций.

Имея один и тот же смысл и аналогичную структуру, процедуры и функции различаются назначением и способом их использования.

Процедура – это независимая именованная часть программы, которую можно вызвать по имени для выполнения определенных действий.

Структура процедуры повторяет структуру программы. Процедура не может выступать как операнд в выражении. Упоминание имени процедуры в тексте программы приводит к активизации процедуры и ее вызову.

Функция аналогична процедуре, но имеет 2 отличия:

функция передает в точку вызова скалярное (числовое) значение и имя функции может входить в выражение как операнд.

Отличие подпрограмм-процедур от подпрограмм-функций состоит в том, что процедуры служат для задания совокупности действий направленных на изменение внешней, по отношению к ним, программной обстановки, а функции, являясь частным случаем, отличаются от них тем, что они возвращают в точку вызова основной программы единственный результат, как значение имени этой функции.

Все процедуры и функции в ТП делятся не 2 группы:

  1. встроенные (стандартные)
  2. определенные пользователем.

Первые входят в состав языка и вызываются для выполнения под строго фиксированным именем.

Вторые разрабатываются и именуются самим пользователем.

Все стандартные средства расположены в специальных библиотечных модулях, которые имеют системные имена.

SYSTEM – среда ТП (основа), содержащиеся в нем подпрограммы обеспечивают работу всех остальных модулей.

CRT – содержит средства управления монитором.

DOS – включает средства позволяющие реализовать различные функции дисковой операционной системой.

GRAPH 3 – поддерживает использование стандартных графических подпрограмм версий ТП 3.0

OVERLAY – содержит средства оверлейных программ.

PRINTER – обеспечивает быстрый доступ к печатающему устройству.

TURBO 3 – обеспечивает максимальную совместимость с версией ТП 3.0.

TURBOVISION – библиотека объектно-ориентированных программ для разработки пользовательских интерфейсов.

Интерфейс – устройство или программа для обеспечения согласованной или эффективной работы устройств.

Встроенные процедуры и функции.

Модуль SYSTEM подключается к программе автоматически, поэтому программе становятся доступны все встроенные процедуры и функции.

ABS(X) может быть real и integer

PI ,то есть Пи= 3,1415926535897932384626433832795

RANDOM – генерирует значение случайного числа в диапазоне от 0 до 0,99

RANDOM(i) I – тип word (0…65535) генерирует в диапазоне от 0 до I

EXIT – процедура прерывания. Выход из выполняемого блока в окружающую среду.

Пользовательские процедуры и функции.

Если в программе возникает необходимость частого обращения к некоторой группе операторов, выполняющих действия или вычисляющих действия какого-либо выражения, то рационально сгруппировать токую группу операторов самостоятельный блок, к которому можно обращаться, указывая его имя. Такие разработанные программистом программные блоки называют подпрограммами пользователя. Они являются основой модульного программирования.

При вызове подпрограммы (процедуры или функции), определенной программистом, работа главной программы на время прекращается и начинает выполняться вызванная подпрограмма. Она обрабатывает данные, переданные ей из главной программы. По завершении выполнения функции подпрограммы, главной программе возвращается результат. Подпрограмма-процедура не возвращает явного результирующего значения. Передача данных из главной программы в подпрограмму и возврат результата выполнения функции осуществляется с помощью параметров.

Параметром называется переменная, которой присваивается некоторое значение в рамках указанного применения.

Различают формальные параметры – параметры, определенные в заголовке подпрограммы, и фактические параметры – выражение, задающие конкретное значение при обращении к подпрограмме.

При обращении к подпрограмме ее формальные параметры замещаются фактическими, переданными из главной программы.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru