Для реализации алгоритмов линейной структуры используются операторы:
§ Оператор (процедура) вывода – Write(); или Writeln();
§ Оператор (процедура) ввода – Read(); или Readln();
Рассмотрим следующий пример:
Program My1; (1)
Var x,y: real; (2)
Write(‘Введите х -›’); (4)
Writeln(‘y = ’, y); (7)
Вначале программы оператору ввода (5) предшествует оператор вывода на экран сообщения (4). В результате работы этого оператора вывода во время исполнения программы перед пользователем на экране появится сообщение:
Мигающий курсор после сообщения показывает, что машина готова «узнать» ответ пользователя. В этом месте набираем число с клавиатуры, квадрат которого он хочет рассчитать. После того как число набрано и будет нажата клавиша Enter, управление перейдет к следующему оператору (5), который прочитает введенное сообщения и запишет его в переменную х. Затем произойдет подсчет переменной y. При выводе результата расчета в операторе вывода (7) через запятую перечислено два параметра – первый из которых стоит в апострофах, а второй — без них. Первый параметр появится на экране без изменений. Второй выдаст на экран не саму букву у, а значение (в данном случае численное), хранящееся в переменной под этим именем у.
Линейные программы | Информатика Паскаль #8 | Инфоурок
С учетом всего вышесказанного во время работы программы перед пользователем на экране сформируется следующая последовательность записей (например):
Введите х -› 2
Эта последовательность строк называется протоколом работы программы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1.3 Алгоритмы линейной структуры и используемые в них операторы
Алгоритм называется линейным, если все операции в нем выполняются последовательно друг за другом.
Оператор присваивания позволяет изменить текущее значение переменной. Вид оператора приведен в таблице D1. Вычисляется выражение, стоящее справа от знака «:=» («присвоить»), полученный результат присваивается переменной, стоящей в левой части оператора. При этом старое значение, хранившееся в ней, безвозвратно пропадает. Например, Р:= 5; (в переменную Р запишется число 5).
Для ввода данных и вывода результатов используются процедуры ввода и вывода (таблица D1). Существуют форматный и бесформатный способы вывода.
1.4 Пример алгоритма и программы линейной структуры
Даны переменные a и b. Найти
При составлении алгоритма необходимо выделить однотипные выражения (здесь a 2 +b 2 ), которые достаточно посчитать один раз, а затем использовать результат вычислений. Желательно разбить сложные вычисления одного выражения на более простые (например, отдельно вычислить числитель и знаменатель дроби) для того, чтобы в алгоритме не было громоздких формул. На рисунке 1.1 представлен вариант блок-схемы алгоритма и программа.
Линейные программы. Решение задач. Ч.1.
Write (‘Введите a и b’);
z := sqrt (sqrt(c)) + sin(c) – 1/с;
Рисунок 1.1 — Блок-схема алгоритма и программа линейной структуры
Вычисление значения Z производится в следующей последовательности:
- в блоке 2 вводятся исходные данные – значения a и b;
- в блоке 3 вычисляется арифметическое выражение a2+b2 и результат запоминается в переменной c;
- в блоках 4-6 вычисляются первое слагаемое, числитель и знаменатель второго слагаемого;
- в блоке 7 производится окончательный расчет Z;
- в блоке 8 выводятся исходные данные и результат.
В программе действия блоков 3-7 записываются операторами присваивания, блоки 2 и 8 реализуются операторами ввода/вывода. Ввод осуществляется с запросом, поэтому сначала записан оператор Write, а затем Read. Вывод осуществляется форматным способом. Все переменные, участвующие в программе, объявляются в разделе Var ее описательной части. 1.5 Варианты заданий Составить блок-схему и программу вычисления значений функции при заданных значениях аргумента.
1) ![]() |
2) ![]() |
3) ![]() |
4) ![]() |
5) ![]() |
6) ![]() |
7) ![]() |
8) ![]() |
9) ![]() |
10) ![]() |
11) ![]() |
12) ![]() |
13) ![]() |
14) ![]() |
15) ![]() |
16) ![]() |
17) ![]() |
18) ![]() |
19) ![]() |
20) ![]() |
21) ![]() |
22) ![]() |
23) ![]() |
24) ![]() |
25) ![]() |
26) ![]() |
27) ![]() |
28) ![]() |
29) ![]() |
30) ![]() |
1.6 Контрольные вопросы 1 Назовите основные этапы подготовки и решения задач на ПК? 2 Что такое алгоритмический язык? 3 Что такое алгоритм? Назовите основные свойства алгоритмов. 4 Что понимается под «блок-схемой»? Назовите элементы блок-схемы. 5 Опишите структуру простейшей Паскаль-программы. 6 Какие типы данных используются в Паскале? 7 Какой алгоритм называется линейным? Опишите оператор присваивания. 8 Каких правил следует придерживаться при составлении арифметических выражений? 9 Подумайте как можно представить в Паскале функции tgx, ctgx, lgx ? 10 Какие операторы используются для ввода и вывода данных в Паскале? 11 Как осуществляется форматный и бесформатный выводы в Паскале? 12 Как осуществляется вывод с комментарием в Паскале? Лабораторная работа №2. Программирование алгоритмов разветвленной структуры Цель работы – ознакомление с особенностями программирования алгоритмов разветвленной структуры, а также использования различных операторов перехода. 2.1 Алгоритмы разветвленной структуры. Операторы перехода и выбора Ветвящимся (разветвленным) называется алгоритм, в котором в зависимости от исходных данных или промежуточных результатов вычисления реализуется по одному из нескольких заранее предусмотренных (возможных) направлений, называемых ветвями вычислений. Оператор условного перехода реализует разветвление алгоритма и применяется, когда в зависимости от условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие. В качестве условий используются логические отношения. Логические отношения представляют собой записи равенств и неравенств: , =, =,<> (не равно), AND (логическое «и»), OR (логическое «или»). В Паскале оператор условного перехода имеет две конструкции (таблица D1). В Паскале принят порядок выполнения операторов согласно их следованию в программе. Если необходимо обойти какую-то группу операторов, то используется оператор безусловного перехода, который в блок-схеме отображается в виде стрелки, а не отдельного блока (таблица D1). Метка, используемая в операторе, показывает, что дальнейшая работа должна проводиться в другой части программы, с той строки, на которую она указывает и должна быть предварительно описана в разделе Label (например, GotoNM;). Этот оператор используется только в исключительных ситуациях, поскольку такие переходы разрушают связи между структурой программы и структурой вычислений, что приводит к потере ясности программы и затрудняет задачу верификации (доказательства правильности составления программы). Кроме оператора безусловного перехода, в Турбо Паскале 7.0 иногда используются четыре безусловные функции: — Break – позволяет досрочно закончить цикл; — Continue – позволяет начать новую итерацию цикла, не дожидаясь окончания предыдущей итерации; — Exit – позволяет завершить работу текущего программного блока (программу, процедуру); — Halt(n) – позволяет завершить работу программы с кодом завершения n. К операторам разветвляющейся структуры относится также оператор выбора (варианта), позволяющий программировать сложные ветвления, когда имеется несколько (обычно равновероятных) вариантов действия (таблица D1).
Источник: studfile.net
Программирование линейных алгоритмов, оператор ввода и вывода, оператор присваивания
- 1. Что такое компьютер?
- 2. Что такое архитектура ЭВМ?
- 3. Перечислите принципы ДЖОНА фон Неймана?
- 4. Перечислите структуру ПК?
- 5. Какие функции выполняет процессор?
18 ноября
Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов, оператор ввода и вывода, оператор присваивания».
- Сформировать первый сведения о языке программирования Паскаль.
Образовательные – познакомить с понятием программирования. Сформировать первоначальные представления об операторе вводе и выводе данных, и присваивания. Познакомить с системой языка программирования Турбо Паскаль. Н аучиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;
Развивающие — умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать , интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
Воспитательные — Повышение мотивации учащихся на уроке;
- Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися;
- воспитание информационной культуры учащихся .
Объяснение новой темы
Язык программирование Паскаль был разработан профессором Цюрихского федерального института технологии Никлаусом Виртом в 1970 году. В 1971 году Вирт выпустил описание своего языка.
В 1968-1971 гг. швейцарский профессор Никлаус Вирт предложил язык Паскаль в качестве удобного учебного языка программирования.
Программа – это запись алгоритма в виде последовательности инструкций, которая будет понята машиной.
Для создания программ надо знать синтаксис языка – правила записи команд. Поэтому знакомство с языком начнем с алфавита.
Алфавит языка.
Алфавит языка программирования – это определенный набор символов. С помощью этих символов могут быть записаны идентификаторы, выражения и операторы языка. Идентификатор – это совокупность букв, цифр и символа подчеркивания. Он начинается с буквы или символа подчеркивания, служит для именования различных объектов языка
- имена;
- цифры;
- разделительные знаки;
- специальные символы.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
- присваивания,
- ввода,
- вывода.
К о манда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы
- READ( ); илиREADLN( ); — считывает в перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать E nter .
- В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.
- При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );
- Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных
- WRITE( ); — выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
- WRITELN( ); — выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
- Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.
Задания для практической работы
1. Запустите среду программирования Турбо Паскаль
2. Для отображения окна во весь экран нажмите комбинацию Alt + Enter
3. Откройте новое окно. Для этого, работая с мышкой, в меню выполните команду файл/ новый
Вывести на экран фразу –
Источник: videouroki.net