Какие операторы используются при составлении линейных программ

Для реализации алгоритмов линейной структуры используются операторы:

§ Оператор (процедура) вывода – Write(); или Writeln();

§ Оператор (процедура) ввода – Read(); или Readln();

Рассмотрим следующий пример:

Program My1; (1)

Var x,y: real; (2)

Write(‘Введите х -›’); (4)

Writeln(‘y = ’, y); (7)

Вначале программы оператору ввода (5) предшествует оператор вывода на экран сообщения (4). В результате работы этого оператора вывода во время исполнения программы перед пользователем на экране появится сообщение:

Мигающий курсор после сообщения показывает, что машина готова «узнать» ответ пользователя. В этом месте набираем число с клавиатуры, квадрат которого он хочет рассчитать. После того как число набрано и будет нажата клавиша Enter, управление перейдет к следующему оператору (5), который прочитает введенное сообщения и запишет его в переменную х. Затем произойдет подсчет переменной y. При выводе результата расчета в операторе вывода (7) через запятую перечислено два параметра – первый из которых стоит в апострофах, а второй — без них. Первый параметр появится на экране без изменений. Второй выдаст на экран не саму букву у, а значение (в данном случае численное), хранящееся в переменной под этим именем у.

Линейные программы | Информатика Паскаль #8 | Инфоурок

С учетом всего вышесказанного во время работы программы перед пользователем на экране сформируется следующая последовательность записей (например):

Введите х -› 2

Эта последовательность строк называется протоколом работы программы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

1.3 Алгоритмы линейной структуры и используемые в них операторы

Алгоритм называется линейным, если все операции в нем выполняются последовательно друг за другом.

Оператор присваивания позволяет изменить текущее значение переменной. Вид оператора приведен в таблице D1. Вычисляется выражение, стоящее справа от знака «:=» («присвоить»), полученный результат присваивается переменной, стоящей в левой части оператора. При этом старое значение, хранившееся в ней, безвозвратно пропадает. Например, Р:= 5; (в переменную Р запишется число 5).

Для ввода данных и вывода результатов используются процедуры ввода и вывода (таблица D1). Существуют форматный и бесформатный способы вывода.

1.4 Пример алгоритма и программы линейной структуры

Даны переменные a и b. Найти

Читайте также:
Каким программам можно обучиться для заработка

При составлении алгоритма необходимо выделить однотипные выражения (здесь a 2 +b 2 ), которые достаточно посчитать один раз, а затем использовать результат вычислений. Желательно разбить сложные вычисления одного выражения на более простые (например, отдельно вычислить числитель и знаменатель дроби) для того, чтобы в алгоритме не было громоздких формул. На рисунке 1.1 представлен вариант блок-схемы алгоритма и программа.

Линейные программы. Решение задач. Ч.1.

Write (‘Введите a и b’);

z := sqrt (sqrt(c)) + sin(c) – 1/с;

Рисунок 1.1 — Блок-схема алгоритма и программа линейной структуры

Вычисление значения Z производится в следующей последовательности:

  1. в блоке 2 вводятся исходные данные – значения a и b;
  2. в блоке 3 вычисляется арифметическое выражение a2+b2 и результат запоминается в переменной c;
  3. в блоках 4-6 вычисляются первое слагаемое, числитель и знаменатель второго слагаемого;
  4. в блоке 7 производится окончательный расчет Z;
  5. в блоке 8 выводятся исходные данные и результат.

В программе действия блоков 3-7 записываются операторами присваивания, блоки 2 и 8 реализуются операторами ввода/вывода. Ввод осуществляется с запросом, поэтому сначала записан оператор Write, а затем Read. Вывод осуществляется форматным способом. Все переменные, участвующие в программе, объявляются в разделе Var ее описательной части. 1.5 Варианты заданий Составить блок-схему и программу вычисления значений функции при заданных значениях аргумента.

1) 2)
3) 4)
5) 6)
7) 8)
9) 10)
11) 12)
13) 14)
15) 16)
17) 18)
19) 20)
21) 22)
23) 24)
25) 26)
27) 28)
29) 30)

1.6 Контрольные вопросы 1 Назовите основные этапы подготовки и решения задач на ПК? 2 Что такое алгоритмический язык? 3 Что такое алгоритм? Назовите основные свойства алгоритмов. 4 Что понимается под «блок-схемой»? Назовите элементы блок-схемы. 5 Опишите структуру простейшей Паскаль-программы. 6 Какие типы данных используются в Паскале? 7 Какой алгоритм называется линейным? Опишите оператор присваивания. 8 Каких правил следует придерживаться при составлении арифметических выражений? 9 Подумайте как можно представить в Паскале функции tgx, ctgx, lgx ? 10 Какие операторы используются для ввода и вывода данных в Паскале? 11 Как осуществляется форматный и бесформатный выводы в Паскале? 12 Как осуществляется вывод с комментарием в Паскале? Лабораторная работа №2. Программирование алгоритмов разветвленной структуры Цель работы – ознакомление с особенностями программирования алгоритмов разветвленной структуры, а также использования различных операторов перехода. 2.1 Алгоритмы разветвленной структуры. Операторы перехода и выбора Ветвящимся (разветвленным) называется алгоритм, в котором в зависимости от исходных данных или промежуточных результатов вычисления реализуется по одному из нескольких заранее предусмотренных (возможных) направлений, называемых ветвями вычислений. Оператор условного перехода реализует разветвление алгоритма и применяется, когда в зависимости от условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие. В качестве условий используются логические отношения. Логические отношения представляют собой записи равенств и неравенств: , =, =,<> (не равно), AND (логическое «и»), OR (логическое «или»). В Паскале оператор условного перехода имеет две конструкции (таблица D1). В Паскале принят порядок выполнения операторов согласно их следованию в программе. Если необходимо обойти какую-то группу операторов, то используется оператор безусловного перехода, который в блок-схеме отображается в виде стрелки, а не отдельного блока (таблица D1). Метка, используемая в операторе, показывает, что дальнейшая работа должна проводиться в другой части программы, с той строки, на которую она указывает и должна быть предварительно описана в разделе Label (например, GotoNM;). Этот оператор используется только в исключительных ситуациях, поскольку такие переходы разрушают связи между структурой программы и структурой вычислений, что приводит к потере ясности программы и затрудняет задачу верификации (доказательства правильности составления программы). Кроме оператора безусловного перехода, в Турбо Паскале 7.0 иногда используются четыре безусловные функции: — Break – позволяет досрочно закончить цикл; — Continue – позволяет начать новую итерацию цикла, не дожидаясь окончания предыдущей итерации; — Exit – позволяет завершить работу текущего программного блока (программу, процедуру); — Halt(n) – позволяет завершить работу программы с кодом завершения n. К операторам разветвляющейся структуры относится также оператор выбора (варианта), позволяющий программировать сложные ветвления, когда имеется несколько (обычно равновероятных) вариантов действия (таблица D1).

Читайте также:
Чем открыть программу docx на Андроид

Источник: studfile.net

Программирование линейных алгоритмов, оператор ввода и вывода, оператор присваивания

Повторение Ответить на вопросы: 1. Что такое компьютер? 2. Что такое архитектура ЭВМ? 3. Перечислите принципы ДЖОНА фон Неймана? 4. Перечислите структуру ПК? 5. Какие функции выполняет процессор?

18 ноября Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов, оператор ввода и вывода, оператор присваивания».

  • 1. Что такое компьютер?
  • 2. Что такое архитектура ЭВМ?
  • 3. Перечислите принципы ДЖОНА фон Неймана?
  • 4. Перечислите структуру ПК?
  • 5. Какие функции выполняет процессор?

18 ноября

Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов, оператор ввода и вывода, оператор присваивания».

Цели: Сформировать первый сведения о языке программирования Паскаль. Образовательные – познакомить с понятием программирования. Сформировать первоначальные представления об операторе вводе и выводе данных, и присваивания. Познакомить с системой языка программирования Турбо Паскаль. Н аучиться использовать полученные данные при составлении программ по математике; Развивающие - умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать , интерес к учению, стремление к расширению кругозора; Воспитательные - Повышение мотивации учащихся на уроке; Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися; воспитание информационной культуры учащихся .

  • Сформировать первый сведения о языке программирования Паскаль.

Образовательные – познакомить с понятием программирования. Сформировать первоначальные представления об операторе вводе и выводе данных, и присваивания. Познакомить с системой языка программирования Турбо Паскаль. Н аучиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;

Развивающие — умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать , интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

Воспитательные — Повышение мотивации учащихся на уроке;

Объяснение новой темы Язык программирование Паскаль был разработан профессором Цюрихского федерального института технологии Никлаусом Виртом в 1970 году. В 1971 году Вирт выпустил описание своего языка. В 1968-1971 гг. швейцарский профессор Никлаус Вирт предложил язык Паскаль в качестве удобного учебного языка программирования. Программа – это запись алгоритма в виде последовательности инструкций, которая будет понята машиной. Для создания программ надо знать синтаксис языка – правила записи команд. Поэтому знакомство с языком начнем с алфавита.

  • Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися;
  • воспитание информационной культуры учащихся .

Объяснение новой темы

Язык программирование Паскаль был разработан профессором Цюрихского федерального института технологии Никлаусом Виртом в 1970 году. В 1971 году Вирт выпустил описание своего языка.

В 1968-1971 гг. швейцарский профессор Никлаус Вирт предложил язык Паскаль в качестве удобного учебного языка программирования.

Программа – это запись алгоритма в виде последовательности инструкций, которая будет понята машиной.

Для создания программ надо знать синтаксис языка – правила записи команд. Поэтому знакомство с языком начнем с алфавита.

Алфавит языка. Алфавит языка программирования – это определенный набор символов. С помощью этих символов могут быть записаны идентификаторы, выражения и операторы языка. Идентификатор – это совокупность букв, цифр и символа подчеркивания. Он начинается с буквы или символа подчеркивания, служит для именования различных объектов языка имена; цифры; разделительные знаки; специальные символы.

Алфавит языка.

Алфавит языка программирования – это определенный набор символов. С помощью этих символов могут быть записаны идентификаторы, выражения и операторы языка. Идентификатор – это совокупность букв, цифр и символа подчеркивания. Он начинается с буквы или символа подчеркивания, служит для именования различных объектов языка

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы: присваивания, ввода, вывода.

  • имена;
  • цифры;
  • разделительные знаки;
  • специальные символы.

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

Читайте также:
Как поставить видео на обои Андроид без программ

К о манда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы READ ( ); или READLN ( ); - считывает в перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать E nter . В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются. При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( ); Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.

  • присваивания,
  • ввода,
  • вывода.

К о манда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы

  • READ( ); илиREADLN( ); — считывает в перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать E nter .
  • В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.
  • При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );
  • Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.

Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке. WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана. Команда WRITELN ; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.

Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных

  • WRITE( ); — выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
  • WRITELN( ); — выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
  • Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.

Задания для практической работы 1. Запустите среду программирования Турбо Паскаль 2. Для отображения окна во весь экран нажмите комбинацию Alt + Enter 3. Откройте новое окно. Для этого, работая с мышкой, в меню выполните команду файл/ новый

Задания для практической работы

1. Запустите среду программирования Турбо Паскаль

2. Для отображения окна во весь экран нажмите комбинацию Alt + Enter

3. Откройте новое окно. Для этого, работая с мышкой, в меню выполните команду файл/ новый

Пример 1. Вывести на экран фразу – «Моя первая программа» Решение: Program primer 1; Begin writeln(‘ Моя первая программа ’ ) ; readln ; end.

Вывести на экран фразу –

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru