Какие направления работы классного руководителя определены в программе плане

Классный руководитель – это педагог, который занимается организацией учебно-воспитательной работы во вверенном ему классе.

Формы деятельности классного руководителя

Основными задачами деятельности классного руководителя являются:

  1. Организовывать опытно-экспериментальную работу по различным дидактическим вопросам и проблемам.
  2. Осуществлять разработки авторских программ по преподаванию своего предмету, если классный руководитель является одновременно и учителем-предметником.
  3. Осуществление воспитательной работы в порученном ему классе.
  4. Разработка и внедрение авторской воспитательной работы, с учетом особенностей и индивидуальностей учащихся в его классе.

Формы работы классного руководителя зависят от возраста учащихся. Так, у классного руководителя начальных классов, деятельность весьма специфична. Это обусловлено возрастом учащихся, их психологическим состоянием, связанным с переходом от дошкольного обучения к школьному, протекающей адаптацией и т.д.

Основные направления работы классного руководителя Радаева ЗГ

От его деятельности зависит вся дальнейшая успешность обучения детей в школе. В случае, если педагог выполняет свои обязанности «спустя рукава», то возможно не полное раскрытие способностей учащихся, их интеллектуальных и нравственных сил. Поэтому основной задачей классного руководителя начальных классов является обязательный учет специфики младшего школьного возраста.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Классный руководитель, ведущий класс с подростками пубертатного периода, также должен учитывать особенности этого возраста. Данный возраст считается самым сложным и трудным. Это связано с переходом ребенка от детства к взрослости. Педагогу необходимо найти со всеми детьми класса, установить с ними доверительный контакт.

Формы деятельности, которые подбирает классный руководитель, для работы с учащимися, должны в первую очередь быть направлены на усиление процесса общения учащихся друг с другом и с самим педагогом, а также на сплочение коллектива. Особенно важно воспитывать в учащихся навыки вхождения в коллектив, потому как по окончанию школы им придется взаимодействовать в разных коллективах, где они должны уметь выстроить взаимоотношения с другими его участниками.

Замечание 1

Одной из основных форм деятельности классного руководителя является работа, осуществляемая во внеурочное время (внеклассная работа). Результативность внеурочной работы зависит от разнообразия организуемых мероприятий и вовлеченности учащихся в них.

«Основные направления и формы деятельности классного руководителя»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Выбор формы деятельности во многом зависит от самого педагога, который практически ничем не ограничен. Задача классного руководителя только лишь правильно её подобрать, ориентируясь на возраст учеников, их способности, потребности, интересы и т.д.

Основные направления работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО Кеппер НН

Основные направления деятельности классного руководителя

Функции классного руководителя при организации различных видов деятельности при работе с учащимися:

  1. Установление эффективного взаимодействия школы и семьи
  2. Организация разнообразной внеучебной деятельности
  3. Осуществление совместной работы со специалистами школы (психолог, логопед и т.д.)
  4. Организация индивидуально-педагогической работы с учащимися, при необходимости с привлечением специалистов
  5. Формирование положительного взаимодействия между учащимися класса.
  6. Формирование эффективного взаимодействия «педагог – учащийся».

Замечание 2

Таким образом, классный руководитель, выступает в качестве посредника между учащимися и учителями, родителями и учителями. Особенно важна его роль в предупреждении и разрешении разного рода конфликтов, которые могут возникнуть.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

  1. Получение необходимой информации о физическом и психическом здоровье и развитии учащихся.
  2. Осуществление контроля за успеваемостью и поведением учащихся.
  3. 3.Осуществление контроля посещаемости учебных занятий.
  4. Организация воспитательной работы с учениками класса, посредством использования различных форм деятельности.
  5. Вынесение на рассмотрении администрации школы вопросов воспитания и обучения детей, внесение обоснованных предложений по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.
  6. Организация работы с родителями учащихся, посредством использования разнообразных форм работы с ними.
  7. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних, психолого-педагогической комиссией, советами содействия школе и семье. Данное взаимодействие направлено на решение разного спектра вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей.
  8. Получение необходимой помощи от педагогического коллектива школы.
  9. Определение индивидуального режима работы с учащимися, разработанного с учетом возраста и возможностей детей.

Основные требования к классному руководителю

Для того, чтобы успешно осуществлять работы классного руководителя, педагог должен быть профессионалом своего дела, постоянно совершенствоваться и опираться на опыт более успешных коллег.

Согласно требованиями, предъявляемыми к классному руководителю, он должен:

  1. Владеть психолого-педагогическими основами воспитания и знание возрастной специфики детей.
  2. Владеть всеми необходимыми формами и методами обучения и воспитания.
  3. Уметь правильно осуществлять индивидуальный подход к детям.
  4. Осуществлять эффективное руководство и сотрудничество с учениками, опираясь на собственное профессиональное мастерство.
  5. Уметь планировать внеурочную деятельность.
  6. Формировать у учащихся интерес к процессу обучения, развивать у детей познавательные потребности.
  7. Гармонично совмещать работу педагога-предметника (учителя) и классного руководителя.
  8. Уметь взаимодействовать с родителями (опекунами) учащихся.
  9. Уметь взаимодействовать с социальными службами.
Читайте также:
Вирусы которые выполняются только в момент запуска зараженной программы

Источник: spravochnick.ru

Основные направления работы классного руководителя.
статья на тему

Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении.

  • Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  • Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
  • Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
  • Основные понятия направления:
  • нравственный выбор,
  • нравственная позиция,
  • нравственное поведение,
  • нравственные ценности,
  • жизненные ценности,
  • самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении.

  • Тематические классные часы по нравственной тематике.
  • Дискуссии по нравственной тематике.
  • Изучение нравственного наследия мира.
  • Читательские конференции.
  • Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
  • Праздники, сюрпризы, конкурсы.
  • Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
  • Изучение нравственного наследия своей страны.
  • Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление 2. Спортивно-оздоровительное .

Цель: создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении.

  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
  • Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  • Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:

  • психическое и физическое здоровье,
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
  • культура сохранения собственного здоровья,
  • ответственность за здоровье других людей,
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,
  • воля и её значение в сохранении здоровья,
  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
  • встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
  • спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
  • беседы и дискуссии на различные темы;
Читайте также:
Список литературы на лето для 1 класса по программе

тематические консультации для родителей;

  • обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Направление 3. Социальное направление.

Цель: помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные знания законов и правовых норм государства;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении.

  • Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
  • Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления:

  • право,
  • закон,
  • права и обязанности,
  • правонарушения,
  • преступления,
  • ответственность,
  • долг,
  • честь,
  • достоинство,
  • личность,
  • правовые нормы,
  • совесть,
  • справедливость.
  • Формы работы классного руководителя в направлении.
  • Тематические классные часы.
  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике.
  • Праздники, читательские конференции по праву.

Направление 4. Общеинтеллектуальное направление.

Цель: освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении.

  • Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
  • Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Основные понятия направления:

  • умственное развитие,
  • способности,
  • уровни интеллектуального развития,
  • умственные способности,
  • фантазии в жизни человека,
  • способности к творчеству,
  • культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении:

  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
  • интеллектуальные бои;
  • спецкурсы для интеллектуального развития.

Направление 5. Общекультурное направление.

Цель: ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

  • различение хороших и плохих поступков;
  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
  • почтительное отношение к родителям;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

Основные моменты деятельности классного руководителя.

  • Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
  • Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
  • Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

  • семья,
  • уклад жизни и традиции семей,
  • родительский дом,
  • родословная,
  • семейные корни,
  • авторитет отца и матери,
  • духовное общение в семье,
  • братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
  • младшие и старшие дети,
  • традиции отношения к старшим в семье,
  • положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении.

  • Тематические классные часы.
  • Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
  • Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
  • Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
  • Дни творчества, дни открытых дверей.
  • Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
  • Читательские конференции по проблемам семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Направления работы классного руководителя

  • Изучение личностных особенностей воспитанников.
  • Формирование коллектива и его воспитание.
  • Совершенствование личных талантов, умственных способностей, физического потенциала воспитанников.
  • Создание условий для формирования познавательной культуры и организация досуга.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • Подготовка к будущей трудовой деятельности.
  • Совместная работа с другими участниками обучающего процесса.
  • Двустороннее общение с родителями.
  • Налаживание партнерских отношений с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями и другими смежными организациями.
  • Проектирование воспитательной работы и соблюдение документационной отчетности.
Читайте также:
Как установить программу quik

Направления работы классного руководителя

Особенности работы классного руководителя

Ознакомление с личностью воспитанника происходит посредством разнообразных методик, доступных классному руководителю. На основании собранных данных педагог формирует индивидуальный путь развития воспитанника. Привлечение к активной деятельности происходит на основе его личных особенностей и возможностей. В процессе работы наиболее эффективный результат дает комбинированный подход к формированию групп взаимодействия.

В качестве методов изучения особенностей учащихся принято выделять:

  • Систематическое наблюдение за поведением, действиями, реакциями учеников в рамках различных жизненных аспектов.
  • Определение результатов деятельности учащихся.
  • Естественный эксперимент.
  • Рейтинговое формирование.
  • Компетентно оценочный метод.

Основная жизненная среда школьника – это его учебный коллектив или класс. Формирование и воспитание коллективного взаимодействия требует вовлечения учеников в различные виды совместной деятельности, что благоприятно влияет на развитие межличностных отношений, формирование традиций, налаживание межколлективных связей. Обеспечение всех этих факторов будет затруднено, если в классе не создана доверительная, благоприятная атмосфера общения среди всех участников воспитательного процесса.

Для первоначального определения направления работы классного руководителя необходимо ознакомиться с личными делами воспитанников, их поведенческими особенностями, провести беседу с членами семьи и учителями предметных дисциплин, выполнить анализ успеваемости и выявить ее уровень, определить положительные и отрицательные нюансы в масштабе коллектива. Далее следует этап определения эффективного подхода к организации воспитательной работы.

Педагогические требования к ученикам

Замечание 1

Правильно предъявляемые педагогические требования обеспечат создание прочных, эффективных взаимоотношений внутри коллектива.

Для этой цели подойдет общение в формате собрания, где педагог сможет доступно объяснить ученикам требования по отношению к поведению и обязанностям, познакомить учеников с общим сводом правил учебного заведения. Озвучивание конкретных требований побуждает учащихся к анализу собственного поведения, переживанию внутреннего резонанса между требуемым и имеющимся, что стимулирует процесс самовоспитания.

Классный руководитель должен обладать способностью, грамотно организовывать внеурочную деятельность. Привлечение коллектива к активной практической работе и развитие интереса к ней обеспечивает правильное воспитание внутри коллективных взаимоотношений. На основе таких действий формируются традиции класса, которые способствуют насыщенности жизни и развитию коллектива.

Деятельность классного руководителя по умственному воспитанию должна проводиться совместно с учителями предметных дисциплин. Помимо этого от классного руководителя, как от главного координатора класса, требуется стимулирование развития творческого и физического потенциала ребенка. Педагог должен воспитать в подопечных не только ответственное отношение к учебе, но и способствовать их привлечению к участию в научно-технических общества, всевозможных кружках и секциях соизмеримо потенциалу конкретного ученика. Осуществление такой работы возможно посредством проведения экскурсий, конкурсов, встреч, посещения театров и музеев.

Одна из основных задач классного руководителя – определение отстающих воспитанников. Педагог должен вовремя заметить несоответствие знаний ребенка текущему учебному плану и принять меры по оказанию эффективной помощи.

Работа классного руководителя по всестороннему развитию

Помимо учебной деятельности классного руководителя и воспитательных мер, диктуемых правилами поведения в образовательном учреждении, педагог должен прилагать усилия и для всестороннего развития своих подопечных. Работа в этом направлении складывается из нескольких факторов:

  • Духовно-нравственное воспитание. Как правило, реализовывается путем ознакомления учащихся с культурой других стран, организации дискуссий на морально-этические темы, проведения культурно-художественных встреч.
  • Патриотизм. Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, национального самосознания и личной ответственности за сохранение богатств страны, позволяет сформировать ответственную, самодостаточную личность.
  • Хозяйственно-трудовая деятельность. Подготовка к данному аспекту жизнедеятельности является еще одной обязанностью классного руководителя. Формирование конкурентоспособной и самодостаточной личности в современных реалиях мира невозможно без подготовки к трудовой деятельности, экономического и экологического воспитания.
  • Физическое здоровье. Современная тенденция слаборазвитых физических способностей у большинства учеников диктует необходимость создания условий для полноценного физического развития личности. Классному руководителю необходимо изучать возрастные и психофизические особенности детей, что бы в полной мере обеспечить реализацию данного аспекта работы.

Совместная работа с другими учителями, вовлеченными в воспитание класса, позволит создать единый стиль взаимоотношений с учениками.

Не маловажным фактором в работе классного руководителя остается общение с родителями или опекунами воспитанников. Совместная работа позволит создать целостную картину воспитания, привнесет в процесс единство и сделает его эффективным. Для обеспечения условий продуктивного двустороннего сотрудничества педагог должен ознакомить родителей с планом, целями и задачами, донести информацию в доступной форме и при необходимости организовать обучение родителей. Это позволит выработать единый подход к решению задач по воспитанию детей.

При сотрудничестве с внешкольными организациями классный руководитель открывает больше возможностей для обогащения учебно-воспитательного процесса. Крайне важно принимать во внимание творческий потенциал учеников при воспитательной работе с классом. Подобная практика показывает положительную динамику в формировании увлеченностей творческой деятельностью, поднимает престиж, самооценку учащихся, открывает возможности для самореализации.

Источник: zaochnik-com.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru