Какие могут быть основания для разработки программы

Техническое задание должно содержать следующие разделы:

  • введение;
  • основания для разработки;
  • назначение разработки;
  • требования к программе или программному изделию;
  • требования к программной документации;
  • технико-экономические показатели;
  • стадии и этапы разработки;
  • порядок контроля и приемки;
  • в техническое задание допускается включать приложения.

Строго по согласованию с Заказчиком. Согласие Заказчика обязательно должно быть отражено в тексте технического задания.

Содержание разделов

Задача статьи — указать методику, дать практические рекомендации по разработке технического задания на программу (программное изделие) с учетом требований ГОСТ 19.201-78.

Отдельные подразделы технического задания могут подействовать на условного Заказчика, как красная тряпка на быка. Заказчика, даже условного, раздражать не следует. В спорных подразделах будут рассмотрены пути поиска компромиссных решений. Ключевые позиции, в которых уступка Заказчику равносильна затягиванию петли на шее Исполнителя, будут также откомментированы с обоснованием жесткой позиции Исполнителя.

Этапы разработки программ

Чтобы излишне не отягощать ход повествования, в качестве учебно-тренировочной будем использовать реальную программу с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающую возможность выполнения нескольких шаблонных функций. Пусть такой программой станет несложный текстовый редактор.

Введение

В разделе: Наименование программы Краткая характеристика области применения

В разделе указывают наименование, краткую характеристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.

Основное правило работы с текстом – детализация, дробление текста на структурные единицы, подразделы, пункты и подпункты (см. статью «Как писать техническое задание?!»). Оглавление текста будет иметь четкую структуру, способствующую легкому поиску требуемого материала. Текст документа станет структурированным и удобным для чтения. Создаем подразделы:

Наименование программы

Наименование – «Текстовый редактор для работы с файлами формата rtf».

Краткая характеристика области применения

Программа предназначена к применению в профильных подразделениях на объектах Заказчика.

Содержимое отдельных пунктов не всегда очевидно. При затруднениях следует подходить формально. Правку можно будет внести на этапе согласования технического задания с Заказчиком.

Основания для разработки

В разделе: Основание для проведения разработки Наименование и условное обозначение темы разработки

В разделе должны быть указаны:

  1. документ (документы), на основании которых ведется разработка;
  2. организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
  3. наименование и (или) условное обозначение темы разработки.

В подразделе следует привести сведения, содержащиеся в Договоре.

Информатика 9 Этапы разработки программы Структура простой программы

Основание для проведения разработки

Основанием для проведения разработки является Договор (письмо и т.д.) № 666 от 32 мартобря 2004 года (входящий № такой-то от такого-то). Договор согласован с Директором ГУП «Спецтяжмонтажстройсельхозавтоматика» Ивановым Петром Ивановичем, именуемым в дальнейшем Заказчиком, и утвержден Генеральным директором ОАО «Суперсофт» Блюмкинсом Иваном Ароновичем, именуемым в дальнейшем Исполнителем, такого-то мартобря 2004.

Удобно воспользоваться разделом «Общие сведения» ГОСТ 34.602-89, поскольку разработчик имеет полное право дополнять и удалять разделы технического задания на свое усмотрение. В то же время сведения, указанные выше, содержатся в Договоре. Следует ли приводить их в Техническом задании – зависит от конкретного случая.

Источник: megalektsii.ru

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Под технологичностью понимают качество проекта программного продукта, от которого зависят трудовые и материальные затраты на его реализацию и последующие модификации. Хороший проект быстро и легко кодируется, отлаживается и модифицируется. Технологичность ПО определяется проработанностью его моделей, уровнем независимости модулей, стилем программирования и степенью повторного использования кодов. Повторное использование кодов предполагает как использование ранее разработанных библиотек подпрограмм или классов, так и унификацию кодов текущей разработки.

Стадии разработки ПО по ГОСТ 19.102-77:

1. стадия «Техническое задание» — соответствует постановке задачи

Эта стадия содержит:

· выбор критериев эффективности

· проведение предварительных научно-исследовательских работ

2. стадия «Эскизный проект» — соответствует анализу требований и разработке спецификаций

Эта стадия содержит:

· структура входных и выходных данных

· уточнение методов решения

· разработка документации эскизного проекта

3. стадия «Технический проект» — соответствует этапу ЖЦ ПО проектирование

Эта стадия содержит:

· уточнение структуры входных и входных данных

· семантика и синтаксис языка

· конфигурация технических средств

4. стадия «Рабочий проект» — этап – реализация.

Эта стадия содержит:

· программирование и отладка

· подготовка и проведение испытаний

· корректировка программы и документов по итогам испытаний

5.стадия «Внедрение»

· передача программы и документов для сопровождения

· передача в Фонд алгоритмов и программ.

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

ТЗ представляет собой документ, в котором сформулированы основные цели разработки, требования к программному продукту, определены сроки и этапы разработки и регламентирован процесс приемно-сдаточных испытаний. В разработке ТЗ участвуют как представители заказчика, так и представители исполнителя. В основе этого документа лежат исходные требования заказчика, анализ передовых достижений техники, результаты выполнения научно-исследовательских работ, предпроектных исследований, научного прогнозирования.

Существуют факторы, определяющие характеристики разрабатываемого ПО. Это:

· исходные данные и требуемые результаты, которые определяют функции программы или системы;

Читайте также:
Лучшие программы для фотошопа на Макбук

· среда функционирования (программная и аппаратная) – может быть задана, а может выбираться для обеспечения параметров, указанных в техническом задании;

· возможное взаимодействие с другим ПО и(ли) специальными техническими средствами – также может быть определено, а может выбираться исходя из набора выполняемых функций.

Разработка ТЗ выполняется в следующей последовательности: устанавливается набор выполняемых функций, перечень и характеристики исходных данных; определяется перечень результатов, их характеристики и способы представления; уточняется среда функционирования ПО (конкретная комплектация, параметры технических средств, версию ОС, возможно, версии и параметры другого установленного ПО, с которым предстоит взаимодействовать). Если ПО собирает и хранит некоторую информацию или включается в управление каким-либо техническим процессом, необходимо четко регламентировать действия программы в случае сбоев оборудования и энергоснабжения.

На ТЗ существует стандарт ГОСТ 19.201-78 «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению». В соответствии с этим стандартом ТЗ должно содержать следующие разделы:

· основания для разработки;

· требования к программе или программному изделию;

· требования к программной документации;

· стадии и этапы разработки;

· порядок контроля и приемки.

Введение должно включать наименование и краткую характеристику области применения программного продукта, а также объекта (например, системы), в котором предполагается их использовать. Основное назначение введения – продемонстрировать актуальность данной разработки и показать, какое место эта разработка занимает в ряду подобных.

Основание для разработки должен содержать наименование документа, на основании которого ведется разработка, наименование организации, утвердившей данный документ, и наименование или условное обозначение темы разработки. Таким документом может служить план, приказ, договор.

Назначение разработки должен содержать описание функционального и эксплуатационного назначения программного продукта с указанием категорий пользователей.

Требования к программе или программному изделию должен содержать следующие подразделы:

· требования к функциональным характеристикам;

· требования к надежности;

· требования к составу и параметрам технических средств;

· требования к информационной и программной совместимости;

· требования к маркировке и упаковке;

· требования к транспортированию и хранению;

Наиболее важным является подраздел «Требования к функциональным характеристикам». В этом разделе должны быть перечислены выполняемые функции и описаны состав, характеристики и формы представления исходных данных и результатов. В этом же разделе модно указать критерии эффективности: максимально допустимое время ответа системы, максимальный объем используемой оперативной или внешней памяти.

В подразделе Требования к надежностиуказывают уровень надежности, который должен быть обеспечен разрабатываемой системой и время восстановления системы после сбоя. Для систем с обычными требованиями к надежности в этом разделе иногда регламентируют действия разрабатываемого продукта по увеличению надежности результатов (контроль входной и выходной информации, создание резервных копий промежуточных результатов).

В подразделе Условия эксплуатации указывают особые требования к условиям эксплуатации: температуре окружающей среды, относительной влажности воздуха и т.п. Такие требования формулируют, если разрабатываемая систем будет эксплуатироваться в нестандартных условиях или использует специальные внешние устройства для хранения информации. Здесь же указывают вид обслуживания, необходимое количество и качество персонала. В противном случае можно указать, что требования не предъявляются.

В подразделе Требования к составу и параметрам технических средствуказывают необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик: тип микропроцессора, объем памяти, наличие внешних устройств. При этом часто указывают два варианта конфигурации: минимальный и рекомендуемый.

В подразделе Требования к информационной и программной совместимостипри необходимости можно задать методы решения, определить язык или среду программирования для разработки, а также используемую ОС и другие системные и пользовательские программные средства, с которыми должно взаимодействовать разрабатываемое программное обеспечение. В этом же разделе при необходимости указывают, какую степень защиты информации необходимо предусмотреть.

В разделе Требования к программной документацииуказывают необходимость наличия руководства программиста, руководства пользователя, руководства системного программиста, пояснительной записки и т.д.

В разделе Технико-экономические показатели рекомендуется указывать ориентировочную экономическую эффективность, предполагаемую годовую потребность и экономические преимущества по сравнению с существующими аналогами.

В разделе Порядок контроля и приемкиуказывают виды испытаний и общие требованияк приемке работы.

В приложенияхпри необходимостиуказывают перечень научно-исследовательских работ, обосновывающих разработку; схемы алгоритмов; таблицы; описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые следует использовать при разработке.

Если какие-либо требования предусмотренные ТЗ, заказчик не предъявляет, следует указать «Требования не предъявляются».

Источник: megaobuchalka.ru

Какие могут быть основания для разработки программы

Основания разработки Программ перехода на профильное обучение

В качестве правовых оснований и источников для разработки Программ перехода на профильное обучение можно рассматривать следующие документы федерального уровня:

приказ Минобрнауки России от 7.09.2004 № 53 «О создании координационной группы Министерства образования и науки Российской Федерации по организации введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобрнауки России от 26.10.2004 № 101 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

Читайте также:
4 пояснить возможности программы сведения о системе

приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказ Минобразования России от 07.04.2003 № 1456 «О выполнении работ по профильному обучению в старших классах экспериментальных школ»;

приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

приказ Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 № 4509/49 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 28 октября 2003 г. № 15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»»;

приказ Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана — графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения»;

распоряжение Минобразования России от 13.02.2004 № 225-14 «О критериях оценки методических рекомендаций по использованию действующих учебников для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений при организации изучения предмета на базовом или профильном уровне»;

письмо первого заместителя Министра образования России от 20.08.2003 №03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 уч. год»;

письмо Департамента общего и дошкольного образования Мин­обрнауки России 14-51-86/13 от 02.04.2004 «О перечне направлений экспериментальной работы по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования»;

письмо Департамента общего и дошкольного образования Мин­обрнауки России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

письмо Департамента общего и дошкольного образования Мин­образования России от 03.02.2004 № 03-51-12ин/14-03 «Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;

письмо Департамента общего и дошкольного образования Мин­образования России № 14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Внутри региона к таким основаниям добавляются соответствующие документы регионального и муниципального уровней и локальные акты образовательных учреждений.

Программы всех уровней должны строитьсяс учетом и на основе:

  • ключевых приоритетов государственной политики РФ в области образования (включая ориентиры по темпам и срокам перехода на профильное обучение) и основных нормативно-правовых актов по проблеме профильного обучения;
  • реальных (актуальных и перспективных) потребностей, ожиданий и запросов основных заинтересованных сторон Программы в регионе, реального социального заказа на профильное обучение;
  • существующих в региональной, муниципальной образовательной системе, в конкретных образовательных учреждениях заделов и ресурсных возможностей, позволяющих оптимизировать процессы перехода на профильное обучение;
  • методологии, культуры и традиций программно-целевого подхода;
  • реального опыта 10 пилотных регионов РФ, конкретных экспериментальных площадок по подготовке к введению профильного обучения; материалов, подготовленных в ходе экспериментальной работы по переходу на профильное обучение.

Основаниемдля начала разработкиПрограммы может явиться приказ или распоряжение органа управления образованием или руководителя соответствующего уровня.

Требования к Программам и пути их обеспечения.

Какими должны быть и какими не должны быть

разрабатываемые Программы?

Программы перехода на профильное обучение должны соответствовать некоторым принципиальным общимтребованиям.Эти требования могут носить какпозитивный(«что желательно, что должно быть?»), так инегативный(«чего не должно быть?») характер.

В частности, в позитивном плане предполагается, что Программы должны быть:

  • предельно конкретными, краткими, компактными(за счет минимизации объема концептуальных и аналитических текстов);
  • отражать спецификуситуации, традиций, возможностей и ограничений конкретного образовательного учреждения, муниципального образования, региона;исходить из актуальных потребностейрегиональной, муниципальной образовательной системы и ее потребителей;
  • стратегическими, подчиняющими частные действия реализации общих целей и стратегий Программ;
  • целевыми и контролируемыми, то есть задающими ясные, доходящие до результатов на уровне качества образования учащихся, стратегические, конкретные цели,допускающими несложное сопоставление реально полученных эффектов с заданными целями с помощью операциональных, понятных, проверяемых индикаторов;
  • логичнымии четко обозначать действия, связанные с осуществлением в рамках перехода на профильное обучение изменений в образовательных процессах, ресурсном обеспечении и в управлении;
  • комплекснымии четко увязывать поставленныецели, людей, организации, их действия и ресурсы;
  • полными, информативными, информационно достаточными, то есть отражающими все направления работы по переходу на профильное обучение и отвечающими на все главные вопросы введения профильного обучения — что, с какими целями и ожидаемыми результатами, кем, когда, где, в какой последовательности, с какими и откуда поступающими ресурсами предполагается осуществить, и почему это приведет к приемлемым конечным результатам, эффектам и последствиям.
  • выполнимыми, реализуемыми, то есть ресурсно (прежде всего — кадрово, программно, учебнико-, финансово, материально), просчитанными и ресурсно обеспеченными;
  • открытыми, предполагающими кооперацию множества субъектов внутри системы образования и за ее пределами;
  • средством консолидациипрофессионального и более широкого образовательного сообщества,обращаться не только к профессионалам от образования;
  • мотивирующими и привлекательными(в том числе — инвестиционно);
  • ориентированными на связи и сетевое взаимодействиепо проблеме профильного обучения;
  • надежноуправляемымии иметь встроенный механизм управления реализацией Программы, включая мониторинг и оценку.
  • доступнымилюбому заинтересованному в получении информации о них пользователю в школе, муниципалитете, регионе;
  • гибкими и мобильными.
Читайте также:
Как озвучивать видео программа

Одновременно Программы перехода на профильное обучениене должны:

  • носить наукообразного характера, подменять собой концепции и другие документы теоретического и доктринального типа;
  • развернуто излагать концептуальные положения о профильном обучении;
  • содержать развернутыхобоснований предлагаемой в тексте стратегии и тактики перехода на профильное обучение (предполагается, что разработчики Программ будут обосновывать, причем кратко, только те положения, который носят спорный и дискуссионный характер);
  • носить по преимуществу политизированного и идеологического характера;
  • ориентировать образовательные системы наискусственное, нарушающее принцип добровольности и достаточной ресурсной обеспеченности, форсированное ускорение введения профильного обучения;
  • быть избыточно детализированными (так как это приведет к резкому расширению роста объема Программ и сделает их неинструментальными). В любом случае детализация может следовать только после раскрытия принципиального подхода, целей, стратегии.

Пути реализации этих и некоторых других требований к Программам показаны ниже в таблице 11.

Требования (пожелания) к Программе и пути их реализации

Требования (пожелания) к Программе Чем обеспечивается их реализация?
1. Актуальность и клиенто-ориентированность Про­граммы, на­целенность на решение клю­чевых проблем перехода на профильное обучение Специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел в этой области, пониманием реальных потребностей благополучателей Программы
2. Прогностичность Программы, ориентация на удовлетворе­ние «завтрашнего» социаль­ного заказа на образование и управление школой, и учет изменений социальной ситуации Осуществлением прогнозирования изменений внешней среды, социа­льного заказа,
инновационного по­тенциала участников работы, последствий планируемых новов­ведений
3. Напряженность Программы, нацеленность на максимально возможные
результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов
Оптимизационным мышлением авто­ров Программы с его нацеленно­стью на выбор наиболее рациона­льного и экономичного из имею­щихся вариантов
4. Реалистичность и реализуе­мость Программы, соответст­вие требуемых и имеющихся (в том числе — возникающих в процессе выполнения Про­граммы) возможностей Трезвостью мышления разработчи­ков, просчетом всех возможностей, включая — административные и финансовые ресурсы, нацеленно­стью на реализацию Программы, а не на использование ее в качестве декларации или формального документа, который «требует начальство»
5. Системность Программы Опорой на стратегию системных изменений, системным характером планируемых нововведений
6. Целеустремленность Программы Четким выбором уровней целеполагания и формулированием ясных целей
7. Стратегичность Программы, движение от общего и конце­птуального — к конкретике Отказом от преждевременной де­тализации программных решений, выработкой сначала целей и стратегий перехода на профильное обучение и лишь потом — конкретных планов и графиков мероприятий
8. Полнота и целостность Программы Наличием системного образа образовательной системы, образовательных сетей, школы, образовательного процесса, отображением в комплексе всех направлений перехода на профильное обучение
9. Проработанность Программы Подробной и детальной проработкой всех шагов деятельности
10. Ресурсная обеспеченность Программы Расчетом необходимых ресурсов и планомерными действиями по их получению и использованию
11. Управляемость Программы Постоянным управленческим сопровождением разработки и реализации Программы
12. Контролируемость, индикативность 15 Программы Максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров, параметров, индикаторов
13. Чувствительность Программы к сбоям, гибкость, профилактическая направленность Программы Введением в Программу промежу­точных и контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных коррективов
14. Социальная открытость Программы Информированием участников работы и социальных партнеров
15. Привлекательность, стимулирующий характер Программы Здоровой амбициозностью целей, ясностью возможных последствий, участием значимых людей, умением руководителей-лиде­ров мотивировать и вовлекать людей, прямым стимулированием участия со стороны руководства
16. Интегрирующая, консолидиру­ющая направленность Програ­ммы (по отношению к участникам работы и их социальным партнерам) Вовлеченностью членов сообщества на всех уровнях в разработку Программы, принятием на себя части ответственности за выполнение Программы, интенсификацией общения и коммуникации в коллективах в ходе творческой работы над Программой, отказом от келейности в подготовке документа
17. Индивидуальность Программы, ее соответствие специфике образовательного учреждения, муни­ципального образования,
региона, коллектива разра­ботчиков; авторский характер документа
Нацеленностью на решение специфических (а не глобальных) проблем перехода на профильное обучение на уровне региона, муниципальных образований, школ при максимальном учете и отражении их особенностей
18. Информативность Программы Полнотой структуры Программы и содержательностью описания действий и результатов
19. Логичность построения, обо­зримость, понятность для читателя Четкой логической структурой, наличием оглавления, связок, шрифтовых выделений, языковой культурой, корректностью терминологии
20. Культура оформления Програ­ммы Вниманием к единству содержания и внешней формы Программы, использованием современных технических средств

Данные требования носят критериальный характер, по степени реализации указанных требований разработчики конкретных Программ и внешние эксперты смогут судить о качестве предлагаемых Программ .

Источник: fcoz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru