Техническое задание должно содержать следующие разделы:
- введение;
- основания для разработки;
- назначение разработки;
- требования к программе или программному изделию;
- требования к программной документации;
- технико-экономические показатели;
- стадии и этапы разработки;
- порядок контроля и приемки;
- в техническое задание допускается включать приложения.
Строго по согласованию с Заказчиком. Согласие Заказчика обязательно должно быть отражено в тексте технического задания.
Содержание разделов
Задача статьи — указать методику, дать практические рекомендации по разработке технического задания на программу (программное изделие) с учетом требований ГОСТ 19.201-78.
Отдельные подразделы технического задания могут подействовать на условного Заказчика, как красная тряпка на быка. Заказчика, даже условного, раздражать не следует. В спорных подразделах будут рассмотрены пути поиска компромиссных решений. Ключевые позиции, в которых уступка Заказчику равносильна затягиванию петли на шее Исполнителя, будут также откомментированы с обоснованием жесткой позиции Исполнителя.
Этапы разработки программ
Чтобы излишне не отягощать ход повествования, в качестве учебно-тренировочной будем использовать реальную программу с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающую возможность выполнения нескольких шаблонных функций. Пусть такой программой станет несложный текстовый редактор.
Введение
| В разделе: Наименование программы Краткая характеристика области применения |
В разделе указывают наименование, краткую характеристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.
Основное правило работы с текстом – детализация, дробление текста на структурные единицы, подразделы, пункты и подпункты (см. статью «Как писать техническое задание?!»). Оглавление текста будет иметь четкую структуру, способствующую легкому поиску требуемого материала. Текст документа станет структурированным и удобным для чтения. Создаем подразделы:
Наименование программы
Наименование – «Текстовый редактор для работы с файлами формата rtf».
Краткая характеристика области применения
Программа предназначена к применению в профильных подразделениях на объектах Заказчика.
Содержимое отдельных пунктов не всегда очевидно. При затруднениях следует подходить формально. Правку можно будет внести на этапе согласования технического задания с Заказчиком.
Основания для разработки
| В разделе: Основание для проведения разработки Наименование и условное обозначение темы разработки |
В разделе должны быть указаны:
- документ (документы), на основании которых ведется разработка;
- организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
- наименование и (или) условное обозначение темы разработки.
В подразделе следует привести сведения, содержащиеся в Договоре.
Информатика 9 Этапы разработки программы Структура простой программы
Основание для проведения разработки
Основанием для проведения разработки является Договор (письмо и т.д.) № 666 от 32 мартобря 2004 года (входящий № такой-то от такого-то). Договор согласован с Директором ГУП «Спецтяжмонтажстройсельхозавтоматика» Ивановым Петром Ивановичем, именуемым в дальнейшем Заказчиком, и утвержден Генеральным директором ОАО «Суперсофт» Блюмкинсом Иваном Ароновичем, именуемым в дальнейшем Исполнителем, такого-то мартобря 2004.
Удобно воспользоваться разделом «Общие сведения» ГОСТ 34.602-89, поскольку разработчик имеет полное право дополнять и удалять разделы технического задания на свое усмотрение. В то же время сведения, указанные выше, содержатся в Договоре. Следует ли приводить их в Техническом задании – зависит от конкретного случая.
Источник: megalektsii.ru
РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Под технологичностью понимают качество проекта программного продукта, от которого зависят трудовые и материальные затраты на его реализацию и последующие модификации. Хороший проект быстро и легко кодируется, отлаживается и модифицируется. Технологичность ПО определяется проработанностью его моделей, уровнем независимости модулей, стилем программирования и степенью повторного использования кодов. Повторное использование кодов предполагает как использование ранее разработанных библиотек подпрограмм или классов, так и унификацию кодов текущей разработки.
Стадии разработки ПО по ГОСТ 19.102-77:
1. стадия «Техническое задание» — соответствует постановке задачи
Эта стадия содержит:
· выбор критериев эффективности
· проведение предварительных научно-исследовательских работ
2. стадия «Эскизный проект» — соответствует анализу требований и разработке спецификаций
Эта стадия содержит:
· структура входных и выходных данных
· уточнение методов решения
· разработка документации эскизного проекта
3. стадия «Технический проект» — соответствует этапу ЖЦ ПО проектирование
Эта стадия содержит:
· уточнение структуры входных и входных данных
· семантика и синтаксис языка
· конфигурация технических средств
4. стадия «Рабочий проект» — этап – реализация.
Эта стадия содержит:
· программирование и отладка
· подготовка и проведение испытаний
· корректировка программы и документов по итогам испытаний
5.стадия «Внедрение»
· передача программы и документов для сопровождения
· передача в Фонд алгоритмов и программ.
РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
ТЗ представляет собой документ, в котором сформулированы основные цели разработки, требования к программному продукту, определены сроки и этапы разработки и регламентирован процесс приемно-сдаточных испытаний. В разработке ТЗ участвуют как представители заказчика, так и представители исполнителя. В основе этого документа лежат исходные требования заказчика, анализ передовых достижений техники, результаты выполнения научно-исследовательских работ, предпроектных исследований, научного прогнозирования.
Существуют факторы, определяющие характеристики разрабатываемого ПО. Это:
· исходные данные и требуемые результаты, которые определяют функции программы или системы;
· среда функционирования (программная и аппаратная) – может быть задана, а может выбираться для обеспечения параметров, указанных в техническом задании;
· возможное взаимодействие с другим ПО и(ли) специальными техническими средствами – также может быть определено, а может выбираться исходя из набора выполняемых функций.
Разработка ТЗ выполняется в следующей последовательности: устанавливается набор выполняемых функций, перечень и характеристики исходных данных; определяется перечень результатов, их характеристики и способы представления; уточняется среда функционирования ПО (конкретная комплектация, параметры технических средств, версию ОС, возможно, версии и параметры другого установленного ПО, с которым предстоит взаимодействовать). Если ПО собирает и хранит некоторую информацию или включается в управление каким-либо техническим процессом, необходимо четко регламентировать действия программы в случае сбоев оборудования и энергоснабжения.
На ТЗ существует стандарт ГОСТ 19.201-78 «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению». В соответствии с этим стандартом ТЗ должно содержать следующие разделы:
· основания для разработки;
· требования к программе или программному изделию;
· требования к программной документации;
· стадии и этапы разработки;
· порядок контроля и приемки.
Введение должно включать наименование и краткую характеристику области применения программного продукта, а также объекта (например, системы), в котором предполагается их использовать. Основное назначение введения – продемонстрировать актуальность данной разработки и показать, какое место эта разработка занимает в ряду подобных.
Основание для разработки должен содержать наименование документа, на основании которого ведется разработка, наименование организации, утвердившей данный документ, и наименование или условное обозначение темы разработки. Таким документом может служить план, приказ, договор.
Назначение разработки должен содержать описание функционального и эксплуатационного назначения программного продукта с указанием категорий пользователей.
Требования к программе или программному изделию должен содержать следующие подразделы:
· требования к функциональным характеристикам;
· требования к надежности;
· требования к составу и параметрам технических средств;
· требования к информационной и программной совместимости;
· требования к маркировке и упаковке;
· требования к транспортированию и хранению;
Наиболее важным является подраздел «Требования к функциональным характеристикам». В этом разделе должны быть перечислены выполняемые функции и описаны состав, характеристики и формы представления исходных данных и результатов. В этом же разделе модно указать критерии эффективности: максимально допустимое время ответа системы, максимальный объем используемой оперативной или внешней памяти.
В подразделе Требования к надежностиуказывают уровень надежности, который должен быть обеспечен разрабатываемой системой и время восстановления системы после сбоя. Для систем с обычными требованиями к надежности в этом разделе иногда регламентируют действия разрабатываемого продукта по увеличению надежности результатов (контроль входной и выходной информации, создание резервных копий промежуточных результатов).
В подразделе Условия эксплуатации указывают особые требования к условиям эксплуатации: температуре окружающей среды, относительной влажности воздуха и т.п. Такие требования формулируют, если разрабатываемая систем будет эксплуатироваться в нестандартных условиях или использует специальные внешние устройства для хранения информации. Здесь же указывают вид обслуживания, необходимое количество и качество персонала. В противном случае можно указать, что требования не предъявляются.
В подразделе Требования к составу и параметрам технических средствуказывают необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик: тип микропроцессора, объем памяти, наличие внешних устройств. При этом часто указывают два варианта конфигурации: минимальный и рекомендуемый.
В подразделе Требования к информационной и программной совместимостипри необходимости можно задать методы решения, определить язык или среду программирования для разработки, а также используемую ОС и другие системные и пользовательские программные средства, с которыми должно взаимодействовать разрабатываемое программное обеспечение. В этом же разделе при необходимости указывают, какую степень защиты информации необходимо предусмотреть.
В разделе Требования к программной документацииуказывают необходимость наличия руководства программиста, руководства пользователя, руководства системного программиста, пояснительной записки и т.д.
В разделе Технико-экономические показатели рекомендуется указывать ориентировочную экономическую эффективность, предполагаемую годовую потребность и экономические преимущества по сравнению с существующими аналогами.
В разделе Порядок контроля и приемкиуказывают виды испытаний и общие требованияк приемке работы.
В приложенияхпри необходимостиуказывают перечень научно-исследовательских работ, обосновывающих разработку; схемы алгоритмов; таблицы; описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые следует использовать при разработке.
Если какие-либо требования предусмотренные ТЗ, заказчик не предъявляет, следует указать «Требования не предъявляются».
Источник: megaobuchalka.ru
Какие могут быть основания для разработки программы
Основания разработки Программ перехода на профильное обучение
В качестве правовых оснований и источников для разработки Программ перехода на профильное обучение можно рассматривать следующие документы федерального уровня:
приказ Минобрнауки России от 7.09.2004 № 53 «О создании координационной группы Министерства образования и науки Российской Федерации по организации введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 26.10.2004 № 101 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Минобразования России от 07.04.2003 № 1456 «О выполнении работ по профильному обучению в старших классах экспериментальных школ»;
приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
приказ Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 № 4509/49 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 28 октября 2003 г. № 15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»»;
приказ Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана — графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения»;
распоряжение Минобразования России от 13.02.2004 № 225-14 «О критериях оценки методических рекомендаций по использованию действующих учебников для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений при организации изучения предмета на базовом или профильном уровне»;
письмо первого заместителя Министра образования России от 20.08.2003 №03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 уч. год»;
письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России 14-51-86/13 от 02.04.2004 «О перечне направлений экспериментальной работы по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования»;
письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;
письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.02.2004 № 03-51-12ин/14-03 «Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России № 14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Внутри региона к таким основаниям добавляются соответствующие документы регионального и муниципального уровней и локальные акты образовательных учреждений.
Программы всех уровней должны строитьсяс учетом и на основе:
- ключевых приоритетов государственной политики РФ в области образования (включая ориентиры по темпам и срокам перехода на профильное обучение) и основных нормативно-правовых актов по проблеме профильного обучения;
- реальных (актуальных и перспективных) потребностей, ожиданий и запросов основных заинтересованных сторон Программы в регионе, реального социального заказа на профильное обучение;
- существующих в региональной, муниципальной образовательной системе, в конкретных образовательных учреждениях заделов и ресурсных возможностей, позволяющих оптимизировать процессы перехода на профильное обучение;
- методологии, культуры и традиций программно-целевого подхода;
- реального опыта 10 пилотных регионов РФ, конкретных экспериментальных площадок по подготовке к введению профильного обучения; материалов, подготовленных в ходе экспериментальной работы по переходу на профильное обучение.
Основаниемдля начала разработкиПрограммы может явиться приказ или распоряжение органа управления образованием или руководителя соответствующего уровня.
Требования к Программам и пути их обеспечения.
Какими должны быть и какими не должны быть
разрабатываемые Программы?
Программы перехода на профильное обучение должны соответствовать некоторым принципиальным общимтребованиям.Эти требования могут носить какпозитивный(«что желательно, что должно быть?»), так инегативный(«чего не должно быть?») характер.
В частности, в позитивном плане предполагается, что Программы должны быть:
- предельно конкретными, краткими, компактными(за счет минимизации объема концептуальных и аналитических текстов);
- отражать спецификуситуации, традиций, возможностей и ограничений конкретного образовательного учреждения, муниципального образования, региона;исходить из актуальных потребностейрегиональной, муниципальной образовательной системы и ее потребителей;
- стратегическими, подчиняющими частные действия реализации общих целей и стратегий Программ;
- целевыми и контролируемыми, то есть задающими ясные, доходящие до результатов на уровне качества образования учащихся, стратегические, конкретные цели,допускающими несложное сопоставление реально полученных эффектов с заданными целями с помощью операциональных, понятных, проверяемых индикаторов;
- логичнымии четко обозначать действия, связанные с осуществлением в рамках перехода на профильное обучение изменений в образовательных процессах, ресурсном обеспечении и в управлении;
- комплекснымии четко увязывать поставленныецели, людей, организации, их действия и ресурсы;
- полными, информативными, информационно достаточными, то есть отражающими все направления работы по переходу на профильное обучение и отвечающими на все главные вопросы введения профильного обучения — что, с какими целями и ожидаемыми результатами, кем, когда, где, в какой последовательности, с какими и откуда поступающими ресурсами предполагается осуществить, и почему это приведет к приемлемым конечным результатам, эффектам и последствиям.
- выполнимыми, реализуемыми, то есть ресурсно (прежде всего — кадрово, программно, учебнико-, финансово, материально), просчитанными и ресурсно обеспеченными;
- открытыми, предполагающими кооперацию множества субъектов внутри системы образования и за ее пределами;
- средством консолидациипрофессионального и более широкого образовательного сообщества,обращаться не только к профессионалам от образования;
- мотивирующими и привлекательными(в том числе — инвестиционно);
- ориентированными на связи и сетевое взаимодействиепо проблеме профильного обучения;
- надежноуправляемымии иметь встроенный механизм управления реализацией Программы, включая мониторинг и оценку.
- доступнымилюбому заинтересованному в получении информации о них пользователю в школе, муниципалитете, регионе;
- гибкими и мобильными.
Одновременно Программы перехода на профильное обучениене должны:
- носить наукообразного характера, подменять собой концепции и другие документы теоретического и доктринального типа;
- развернуто излагать концептуальные положения о профильном обучении;
- содержать развернутыхобоснований предлагаемой в тексте стратегии и тактики перехода на профильное обучение (предполагается, что разработчики Программ будут обосновывать, причем кратко, только те положения, который носят спорный и дискуссионный характер);
- носить по преимуществу политизированного и идеологического характера;
- ориентировать образовательные системы наискусственное, нарушающее принцип добровольности и достаточной ресурсной обеспеченности, форсированное ускорение введения профильного обучения;
- быть избыточно детализированными (так как это приведет к резкому расширению роста объема Программ и сделает их неинструментальными). В любом случае детализация может следовать только после раскрытия принципиального подхода, целей, стратегии.
Пути реализации этих и некоторых других требований к Программам показаны ниже в таблице 11.
Требования (пожелания) к Программе и пути их реализации
| № | Требования (пожелания) к Программе | Чем обеспечивается их реализация? |
| 1. | Актуальность и клиенто-ориентированность Программы, нацеленность на решение ключевых проблем перехода на профильное обучение | Специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел в этой области, пониманием реальных потребностей благополучателей Программы |
| 2. | Прогностичность Программы, ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление школой, и учет изменений социальной ситуации | Осуществлением прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, инновационного потенциала участников работы, последствий планируемых нововведений |
| 3. | Напряженность Программы, нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов |
Оптимизационным мышлением авторов Программы с его нацеленностью на выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов |
| 4. | Реалистичность и реализуемость Программы, соответствие требуемых и имеющихся (в том числе — возникающих в процессе выполнения Программы) возможностей | Трезвостью мышления разработчиков, просчетом всех возможностей, включая — административные и финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию Программы, а не на использование ее в качестве декларации или формального документа, который «требует начальство» |
| 5. | Системность Программы | Опорой на стратегию системных изменений, системным характером планируемых нововведений |
| 6. | Целеустремленность Программы | Четким выбором уровней целеполагания и формулированием ясных целей |
| 7. | Стратегичность Программы, движение от общего и концептуального — к конкретике | Отказом от преждевременной детализации программных решений, выработкой сначала целей и стратегий перехода на профильное обучение и лишь потом — конкретных планов и графиков мероприятий |
| 8. | Полнота и целостность Программы | Наличием системного образа образовательной системы, образовательных сетей, школы, образовательного процесса, отображением в комплексе всех направлений перехода на профильное обучение |
| 9. | Проработанность Программы | Подробной и детальной проработкой всех шагов деятельности |
| 10. | Ресурсная обеспеченность Программы | Расчетом необходимых ресурсов и планомерными действиями по их получению и использованию |
| 11. | Управляемость Программы | Постоянным управленческим сопровождением разработки и реализации Программы |
| 12. | Контролируемость, индикативность 15 Программы | Максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров, параметров, индикаторов |
| 13. | Чувствительность Программы к сбоям, гибкость, профилактическая направленность Программы | Введением в Программу промежуточных и контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных коррективов |
| 14. | Социальная открытость Программы | Информированием участников работы и социальных партнеров |
| 15. | Привлекательность, стимулирующий характер Программы | Здоровой амбициозностью целей, ясностью возможных последствий, участием значимых людей, умением руководителей-лидеров мотивировать и вовлекать людей, прямым стимулированием участия со стороны руководства |
| 16. | Интегрирующая, консолидирующая направленность Программы (по отношению к участникам работы и их социальным партнерам) | Вовлеченностью членов сообщества на всех уровнях в разработку Программы, принятием на себя части ответственности за выполнение Программы, интенсификацией общения и коммуникации в коллективах в ходе творческой работы над Программой, отказом от келейности в подготовке документа |
| 17. | Индивидуальность Программы, ее соответствие специфике образовательного учреждения, муниципального образования, региона, коллектива разработчиков; авторский характер документа |
Нацеленностью на решение специфических (а не глобальных) проблем перехода на профильное обучение на уровне региона, муниципальных образований, школ при максимальном учете и отражении их особенностей |
| 18. | Информативность Программы | Полнотой структуры Программы и содержательностью описания действий и результатов |
| 19. | Логичность построения, обозримость, понятность для читателя | Четкой логической структурой, наличием оглавления, связок, шрифтовых выделений, языковой культурой, корректностью терминологии |
| 20. | Культура оформления Программы | Вниманием к единству содержания и внешней формы Программы, использованием современных технических средств |
Данные требования носят критериальный характер, по степени реализации указанных требований разработчики конкретных Программ и внешние эксперты смогут судить о качестве предлагаемых Программ .
Источник: fcoz.ru