В статье актуализируются вопросы анализа современных технологий речевого развития детей в условиях реализации федеральных стандартов дошкольного образования.
Аннотация статьи
федеральный стандарт
технологии
Ключевые слова
Кулакова Ольга Михайловна
Образование, педагогика
«Актуальные исследования» #21 (48), май ’21
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 21 ( 48 ), май ‘ 21
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие: эмоциональное общение с ребенком с момента рождения, развитие мелкой моторики рук, совместные игры взрослого и ребенка, чтение художественной литературы, правильная речь взрослого, создание условий для общения с другими детьми, удовлетворение любознательности ребенка.
Мастер-класс . «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги допускают ошибки следующего характера: излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей; у детей не формируется умение слушать других, речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, важно приучать детей слушать педагога с первого раза; педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей; очень часто педагоги требуют от ребенка только « полных» ответов, но ответы могут быть и краткими и развернутыми, ответ зависит от типа вопроса.
Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.
Пи выборе технологии необходимо ориентироваться на требования: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи дет дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие технологий, которые я использую в своей практике.
Технология «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.).
Использование этой технологии позволили нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от трех до шести лет со сверстниками и взрослыми. Результатом стало понимание и принятие идеи «Научись любить детей и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека – у тебя будут проблемы». Центральной идеей стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованы), этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ ситуаций общения, сочинение историй, встречи в семейных гостиных и др.
Технология теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) развитие творческого воображения (РТВ) (авторы Альтшулер Г.С., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.), это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход.
Этапы методики ТРИЗ:
- Поиск сути (перед детьми ставится проблема, вопрос, который надо решить и все ищут разные варианты решения).
- «Тайна двойного» (выявляем противоречие: хорошо- плохо).
- Разрешение противоречий.
Методы ТРИЗ, полюбившиеся нашим детям: «Несуществующее животное», дети соединяют части от разных животных, получается новое животное, придумывают ему название; «Эмпатия», представить себя каким – то предметом и рассказать, что ты чувствуешь, в роли этого предмета; «Системный оператор» формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора.
Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема.
Составление синквейна можно использовать как заключительное задание пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. В первой строке находится сам тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета.
В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).
Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, скороговорок.
Мнемотехника включает: сенсорно-графические схемы (Воробьева В.К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А.), блок-квадраты (Глухов В.П.), коллаж (Большева В.Т.), схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.).
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (лиса – рыжая, елочка – зеленая). Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам. Помимо таблиц и стихов это могут быть истории в картинках с пропущенными словами, вместо которых рисуются изображения. Также можно применять игры с определением последовательности (одевания, выращивания растений и прочее). Детям очень нравится такой игровой процесс обучения, во время которого они, не замечая, осваивают грамотную речь.
Технология активизирующего обучения речи как средству общения (Белобрыкина О.А.). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Использование лингвистических игр, представленных в этой технологи, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка. Лингвистические игры: «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек); «Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, девочка – женщиной); «Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, корова – теленком); «Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье); «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть).
Творческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать с детства – утверждает педагог и детский писатель Джанни Родари в своей увлекательной книге «Грамматика фантазии». Один из приемов для запуска детского творчества, описанный в этой книге, – переписывание классических сказок. Для первого знакомства с этими приемами я выбрала для детей самые простые истории, которые они слышали много раз «Репка», « Красная шапочка» и др.
Сказки «наизнанку», используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких – большими, красивых – уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично – это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории. Вот как переделали сказку про колобка – «Колобок –обжора».
Колобок у бабки получился большой-пребольшой, да еще и прожорливый. И он катился по лесу в поисках еды. В итоге все, кого он встретил, от него убежали. Только лису он сумел обхитрить и съесть.
«Салат из сказок» – перемешивание сказочных персонажей и их приключений в один сказочный сюжет. Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и доставляет воображение. Детям важен процесс переписывания, игра, они не думают о результате и художественной ценности.
Также в своей работе использую:
- дыхательные гимнастики («Буря в стакане», «Забей мяч в ворота», «Прожорливые фрукты»);
- артикуляционные гимнастики (при проведении помогает пособие «Домик веселого язычка»;
- логопедические перфокарты (назвать слова с заданным звуком, поставить крестик, соединить все крестики и получить букву);
- зашумленные картинки (найти предметы, наложенные друг на друга, найти только с определенным звуком);
- заколдованные буквы (найти буквы в сюжетной картине);
- игра «Капризная стиралочка» (постирать только слова, начинающиеся на букву с и т.д.)
- пособие «Логопедический монстр Бу» (монстр кушает слова, которые начинаются на букву а и т.д.)
Проанализировав собранный материал, мы воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей.
И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты к проявлению творческой, речевой активности наших воспитанников. Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии и правила:
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!
Источник: apni.ru
Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
1)ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
3)технология должна носить здоровьесберегающий характер;
4)основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
5)реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
6)организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии речевого развития:
5)технология проблемного обучения.
Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:
«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);
«Использование при ѐ мов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель)
«Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);
«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);
«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).
В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.
Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами.
Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь. », «Добрые слова в день рождения», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».
Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.
Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.
Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.
Технология исследовательской деятельности.
Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь.
Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.
На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль.
Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.
Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении — это слова.
Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
ϖ Артикуляционные и речевые упражнения
ϖ Игры на развитие речевого дыхания
ϖ Подвижные и хороводные игры с текстом
ϖ Игры на формирование фонематического восприятия
ϖ Коммуникативные игры
ϖ Пальчиковые игры
ϖ Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы — декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).
ϖ Театрализованная игра
Информационно – коммуникационные технологии
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не ж ѐ стким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает реб ѐ нку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.
Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.
Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».
-Что будет ,если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
-Для чего используются образные слова?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
«Подготовка к обучению грамоте»:
-Из чего состоит слово, если мы его произносим?
-Из чего состоит слово, если мы его пишем?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое».
Как мы можем помочь Умке узнать о времени года –лето?
Тема: «Ежиный суп»
– Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;
– Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;
– Развитие творческого воображения;
– Обучение действиям планирования разв ѐ рнутого высказывания на основе составления наглядного
– Активизация и обогащение словарного запаса.
Задания Используя иллюстрации к сказке как картинный план, пересказать сказку;
Придумать собственную сказку по аналогии с данной, направляя воображение реб ѐ нка с помощью вопросов, помогая ему иллюстрировать сво ѐ сочинение.
Технологии обучения образной речи:
Технология обучения детей составлению сравнений.
Модель составления сравнений:
– воспитатель называет какой-либо объект; — обозначает его признак;
– определяет значение этого признака;
– сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.
Прием простого алгоритма составления метафоры.
1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна — небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
ϖ Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .
Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
1 — «текст реалистического характера»
2 — «текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы «Путешествие в лесной кинотеатр»
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная.
Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. .
«Использование современных технологий в развитии речи дошкольников»
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи.
Доклад на педсовете «Современные технологии для развития речи дошкольников».
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: «Использование современных технологий в развитии речи дошкольников»
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи.
Доклад на метод объединение «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные ф.
Современные технологии в развитии речи дошкольников
Современные технологии в развитии речи дошкольников.
Источник: nsportal.ru
Современные технологии речевого развития дошкольников
Слайд №2. Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом. Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.
Слайд №3. Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространёнными становятся следующие: малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Тревожным является тот факт, что поступающие в детский сад дети. Все это делает проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста актуальной.
Слайд №4. Цель проделанной работы – развить речь дошкольников через применение современных технологий речевого развития.
Слайд№5. Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка [2, с. 89]. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций [5, с. 76]. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей [10, с. 45].
Слайд №6. В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:
• владение речью как средством общения и культуры;
·• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
·• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [1].
Слайд №7. Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО в моей работе с дошкольниками становятся следующие:
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения образной речи;
• технология обучения составлению загадок [11, с. 45];
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
• артикуляционная и пальчиковая гимнастик;
• рассказ по картине [10, с. 78];
• составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.);
• рассказы детей из опыта;
• творческое рассказывание [4, с. 65].
Слайд №8. Технологии речевого развития в моей работе.
На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Среди методов моделирования выделяют следующие:
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).
2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста — круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур).
3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы) [2, с. 71].
Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Слайд №9. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен [8, с. 19]. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
— зрительную и слуховую память;
— зрительное и слуховое внимание;
— воображение [6, с. 38].
Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Используя метод мнемотехники, мы работали по схеме:
— сначала детям показывали мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или жен несложное короткое изображение;
— затем совместно с детьми осваивали мнемодорожки в виде коллажей, состоящих из четырех несложных изображений. Ребята учились составлять истории, опираясь на него [9, с. 112].
Также мы использовали цветные мнемотаблицы, по которым воспроизводили рассказы. Мнемотаблицы представляют собой схемы и служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи, обогащению словарного запаса, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.
Слайд №10. В работе по развитию образной речи я использовала технологию модели составления сравнений., где сначала мы совместно с дошкольниками называли какой либо объект, обозначали его признак, определяли значение этого признака, а затем сравнивали данное значение со значением признака в другом объекте. После чего дошкольники самостоятельного сравнивали предметы по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. [5, с. 90].
Используя технологию обучения детей составлению загадок, мы совместно с детьми выбирали какой либо объект, например самовар, после чего я задавала вопросы «Какой самовар по цвету? Какой он по форме?, Что бывает таким же?» детям и записывала их в первой строчке. Затем дети давали образные характеристики объектам, выбранным для сравнения. После заполнения таблицы, мы совместно с детьми прочитывали таблицу, правого и левого столбцов, при этом я использовала связку «Как» или «Но не».
Слайд №11. Как наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей, мы использовали метод сказкотерапии. Для этого мы использовали такие приемы, как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок), «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель), «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад), «Введение в сказку новых атрибутов, героев». Применение сказкотерапии осуществлялось в следующей определённой последовательности:
2. «И вдруг однажды…»;
6 «Мораль сказки» [7, с. 43].
Слайд №12. Следует отметить, что с целью выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, а также для правильного произношения звуков, мы использовали метод артикуляционной и пальчиковой гимнастики — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы [2, с. 117].
Слайд №13. Логопедическую ритмику, мы применяли для устранения недостатков речи с помощью движений. Используя различные упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, мы развивали правильное дыхание, формировали понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, вырабатывали умение перевоплощаться и двигаться в соответствии с выбранным образом. Среди основных упражнений, применяемых на занятиях по развитию речи, можно выделить следующие:
• упражнения на развитие дыхания;
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• упражнения на развитие чувства темпа [5, с. 118]
Слайд №14. Для формирования связной речи, мы выполняли работу по обучению творческого рассказывания. Мы использовали три категории рассказов:
1.Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
В обучении творческого рассказывания мы опирались на следующую схему:
1. Предварительная беседа.
2. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.
3. Обсуждение плана / схемы.
4. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).
5. Отбор лучших вариантов
6. Кратковременное обдумывание.
7. Рассказы детей / коллективное рассказывание.
8. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).
9. Итоги занятия [4, с. 37].
Слайд №15. В работе над совершенствованием диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи, мы использовал игры – драматизации. В организации проведения игр – драматизаций, мы использовали, как прямые (выявление желания игра, беседа, распределение ролей, замечания и помощь в ходе игры, похвала, беседа в ходе игры), так и косвенные методы руководства (экскурсии, чтение художественных произведений, беседа, рассказ воспитателя, работа с родителями, игры-занятия) [11, с. 58].
Слайд №16. Применение технологии пересказа в работе над развитием речи дошкольников осуществлялось по следующему алгоритму:
1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).
2. Первичное выразительное чтение произведения. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) [2, с. 119].
Слайд №17. Применяя технологию рассказа по картинке, мы учили дошкольников составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец. В организации совместной деятельности мы использовали следующий последовательный алгоритм:
1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по ее содержанию.
4. Целевая установка на составление рассказа по картине.
5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
6. Обобщающий рассказ педагога [4, с. 62].
Слайд №18. Для того чтобы дошкольники самостоятельно научились составлять небольшие описательные рассказы, об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему), мы применяли следующую технологию по составлению описательного рассказа:
1. Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов).
2. Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений.
3. Целевая установка на рассказ. Со второй половины года дети составляют рассказ по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть») или по схеме описательного рассказа.
4. Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.)
5. Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя [3, с. 71].
Слайд №19. Не менее важной технологией в развитии речи дошкольников стал и метод рассказа детей из опыта на такие темы, как «Как провели выходные дни» или Что видели по дороге в детский сад», «Как мы провели праздники», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне». При организации детей на рассказы из опыта, мы использовали следующую структуру занятия:
1.Предварительная беседа – активизация детской памяти.
2. Целевая установка на рассказывание.
3. Обсуждение плана рассказа / схемы.
4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).
5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.
6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.
7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»
8. Оценка рассказа воспитателем.
9. Итоги занятия.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019) // Российская газета. — № — 265. – 2013.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособ. / М.М. Алексеева. – М.: «Академия», 2019. – 400 с.
- Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: учеб. метод. пособ. / Т.М. Бабунова. – М.: «Просвещение», 2018. – 267 с.
- Бизикова О.А. Технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. / О.А. Бизикова. – М.: «Академия», 2016. – 93 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособ. / А.М. Бородич. – М.: «Академия», 2016. – 321 с.
- Васильева О.С. Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. – 2016. – №1. – С. 32-41.
- Васькова О.Н., Политыгина А.В. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособ. / О.Н. Вастькова. – М.: «Просвещение», 2017. — 245 с.
- Волкова В.Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста: Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф., М., 2018. – С. 18-20.
- Мосолкина Л.С. Использование мнемотаблицы в качестве дидактического материала: учеб. пособ. / Л.С. Мосолкина. – М.: «Академия», 2018. – 217 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособ. / Е.И. Тихеева. – М.: «Академия», 2017. – 389 с.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия: учеб. пособ. / О.А. Шорохова. – М.: «Просвещение», 2016. – 289 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007675-0007676
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Источник: tmndetsady.ru