К каким источникам информации вы обращаетесь чаще всего и по какому поводу? Читаете ли вы периодические издания (газеты, журналы)? Есть ли у вас любимые издания? Чем они вас привлекают? Смотрите ли вы по телевизору передачи на общественно-политические темы, новости?
Какая последняя информация вам запомнилась?
Вспомните, что вы изучали на уроках информатики по теме «Интернет».
Как вы понимаете выражение «Информирован — значит, вооружён»?
Случалось ли в вашей жизни, что, получив ту или иную информацию, вы стали проявлять интерес к этому вопросу? К каким дополнительным источникам знаний вы прибегали?
Что относят к средствам массовой информации? Почему электронные варианты периодических изданий завоёвывают всё большую популярность среди читателей?
Используя дополнительные источники информации, узнайте, какова численность пользователей Интернета в России сегодня.
Какую роль, на ваш взгляд, играют СМИ в маленьких городах и районах?
Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда интерес к какому-то объекту возбуждался благодаря рекламе? Что происходило дальше?
Обзор периодических изданий в библиотеке
Сколько времени вы проводите в Интернете? Для чего вы его обычно используете?
Как вы думаете, какую помощь может оказать Интернет людям с ограниченными возможностями здоровья?
С какими из перечисленных ситуаций сталкивались вы или ваши знакомые?
Вспомните, всегда ли вы следуете этим правилам безопасности.
Вопросы и задания
1. Что такое информация?
2. Что такое СМИ?
3. Перечислите виды СМИ.
4. Является ли Интернет средством массовой информации?
5. В чём состоит значение информации в современном обществе?
6. Какую опасность в современном обществе несёт информация?
7. Можете ли вы сказать о себе: «Я не страдаю интернет-зависимостью»?
8. Как вы думаете, почему Интернет называют Всемирной паутиной?
9. Почему доступ граждан к информационным ресурсам является одним из важнейших показателей развития страны?
10. Должна ли существовать полная свобода СМИ? Если да, то почему; если нет, то чем она должна быть ограничена?
11. Как вы считаете, могут ли тележурналисты навязывать своё мнение зрителям? Свою точку зрения аргументируйте.
12. Как вы думаете, почему информация и информационные технологии отнесены в статье 71 Конституции РФ (новая редакция 2020 г.) к ведению центральной государственной власти?
13. Какой поисковой системой вы обычно пользуетесь для поиска информации во Всемирной паутине? Почему вы выбрали именно эту систему? Попробуйте объяснить её достоинства и недостатки. Какие правила эффективного поиска информации в Интернете вам известны?
14. Какие местные информационные программы и периодические издания выходят в вашем регионе? О каких событиях рассказывается в местных новостях?
15. Представьте, что вы корреспондент и ведёте репортаж с места событий. О каком событии в жизни вашего города (посёлка, села) вы хотели бы рассказать?
Вебинар «Периодические издания ИНФРА-М: типологический обзор для авторов»
16. Что бы вы посоветовали своему ровеснику, чрезмерно увлекающемуся компьютерными играми? Напишите ему письмо.
17. Создайте творческую группу. Соберите и постройте материал по типу газетной страницы или телевизионной программы о событиях из жизни вашего класса, школы, города (села, посёлка), региона. 18. Создайте рабочую группу и проведите небольшое исследование. Узнайте, к каким СМИ чаще всего обращаются ваши одноклассники, люди поколения ваших родителей, люди поколения ваших бабушек.
Сделайте выводы.
Источник: izi-otvet.ru
Газетная и журнальная периодика в системе сми. Типология федеральных, региональных и местных периодических изданий
Функционирование газетной периодики в России отягощено целым рядом объективных условий и субъективных факторов. Прежде всего это экономические условия, когда доходы от подписки, продажи тиража составляют незначительную часть редакционного бюджета многих изданий, в то время как доходы от рекламы, инвестиции государственных и иных организаций, в том числе из сферы бизнеса, имеют решающее значение в налаживании регулярного производства и распространения печатной продукции. Чрезмерная зависимость от инвесторов и рекламодателей нередко значительно ослабляет внимание изданий к аудиторным потребностям. Существуют также трудности, связанные с обновлением техники, взаимодействием с властными структурами, уровнем подготовки кадров. Появление в информационном пространстве значительного количества новых газет и журналов, радиостанций, телестудий, интернет-СМИ чрезмерно сегментирует, дробит это пространство, усиливает в нем конкуренцию.
Эти и многие другие причины ограничивают рост тиражей, влияют на периодичность выхода изданий, уменьшая количество ежедневных газет и увеличивая отряд еженедельников. Для аудиторных групп многих периодических изданий сейчас характерна замкнутость их информационного пространства. Степень охвата потенциальной аудитории одним изданием часто составляет незначительные проценты. Заставляет желать лучшего и полнота, разнообразие информации, глубина анализа происходящего.
Реально складывающиеся типы газет в значительной части не отвечают информационным потребностям своих аудиторных групп.
процесс отчуждения от газетной и журнальной периодики части населения в последнее десятилетие замедлился, но он продолжает весьма негативно сказываться на уровне информационного взаимодействия в различных сферах общественной жизни и препятствует становлению информационного общества – важнейшей составляющей современной цивилизации;
Московская общероссийская газетная и журнальная продукция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации.
Журнальная периодика, относящаяся к разряду аналитических изданий, понесла самые большие потери при переходе к информационному рынку. Ее годовой тираж в 90-е гг. уменьшился более чем в 8 раз, в то время как газетной — в 4 раза.
Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому.
Их универсальность проявляется в полифункциональности — реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.
Полноценность статуса «общероссийской газеты» определяется прежде всего по формальным критериям, признанным во многих странах с развитыми системами СМИ: по относительной равномерности распространения в географическом пространстве и по относительной равномерности распространения в социальном пространстве. По данным критериям можно судить о способности издания втягивать в информационный обмен все территориальные и социальные части общества и отражать их социальное бытие.
национальные (общероссийские), к ним относятся:
· массовые издания, программы, универсальные или специализи
· рованные по функциям и тематике; их аудитория включает зна
· чительную часть населения, проживающего на всей территории
· «качественные» издания, универсальные или специализирован
· ные по функциям и тематике; они адресованы представителям
· элиты, лицам умственного, организаторского труда. В их числе
· и деловые, обеспечивающие коммуникации между представи
· издания, специализированные по отдельным аудиторным груп
· пам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в
· других отраслях производства, образования, культуры, быта,
· адресованные представителям различных профессий и т.п.
· Они могут быть универсальными по функциям и тематике или
· специализированы по этим показателям. В их числе и активно
· развивающиеся в современных условиях корпоративные печат
· издания бульварного типа. Они ориентируются в значитель
· ной мере на психологию толпы, ее потребности, интересы, на
· более низкие уровни массовой психики;
· для возрастных групп: детей, подростков, молодежи, людей
· среднего возраста, пожилых;
· для женщин и/или мужчин;
· для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш»);
массово-публицистические, отражающие публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики;
литературные; художественные; художественно-публицистические; литературно-художественные; культурно-просветительские; для развлечения, игр, проведения досуга; учебные и методические; научные; научно-популярные; научно-практические; научно-производственные; производственно-практические; официально-документальные; религиозные; рекламные; информационно-справочные.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) .
Источник: studopedia.org
Виды СМИ
Для исследования взаимодействия МСУ с системой масс-медиа, необходимо изучить, как работает сама система, на какие виды делится и как функционирует.
Ранее в работе уже давалось определение средств массовой информации по закону, так в Федеральном Законе «О средствах массовой информации» выделяются следующие виды СМИ:
- 1. Печатное издание;
- 2. Сетевое издание;
- 3. Телеканал;
- 4. Радиоканал;
- 5. Телепрограмма;
- 6. Радиопрограмма;
- 7. Видеопрограмма;
- 8. Кинохроникальная программа;
- 9. Иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
«Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.»
Для муниципальных округов и регионов самыми популярными среди местных средств информации являются печатные периодические издания. Так сложилось, что в муниципалитетах люди привыкли получать информацию о жизни в своем городе через местные газеты. Не смотря на то, что сейчас увеличивается процент популярности у сетевых изданий, чаще всего электронные сайты являются дополнительными проектами местных издательств. Таким образом, в контексте данной работы будет поставлен акцент именно на местные издательства.
Для того чтобы исследовать непосредственно местные СМИ, стоит описать всю типологию системы масс-медиа по регионам их распространения. На каждом территориальном уровне у средств массовой информации свои функции и задачи. Существует четыре основных вида вертикальной классификации:
- 1. Международные СМИ. Основная их функция — информировать население нескольких государств в международном масштабе.
- 2. Национальные (федеральные) СМИ — информируют население всей страны о работе государственной власти и о важных событиях на территории всех регионов страны.
- 3. Региональные СМИ — работают на территории определенной административной единицы государства, информируют население о жизнедеятельности региона и о важных событиях в муниципальных образованиях, находящихся на территории этого региона;
- 4. Муниципальные (местные) СМИ — иными словами городские/районные СМИ, задачей которых является проинформировать жителей о деятельности муниципальных органов и об изменениях в муниципальном образовании и выявить у населения активную гражданскую позицию.
Благодаря местным СМИ решаются муниципальные вопросы, которые волнуют как самих жителей, так и муниципальных органов власти. Для местного значения они являются ключевыми в жизнедеятельности муниципального образования.
Следующим важным аспектом в классификации СМИ будет их связь с властью. Кому принадлежат СМИ и насколько они политически ориентированы? Это ключевой вопрос во взаимоотношениях власти и масс-медиа. Существует три типа СМИ:
- 1. СМИ в государственном или муниципальном владении;
- 2. СМИ с влиянием государства через «информационные контракты», либо когда органы власти или местного самоуправления являются соучредителями;
- 3. СМИ в частном владении без вмешательства органов власти и местного самоуправления.
Многие региональные и местные СМИ находятся частично или полностью во владении регионов и муниципальных округов.
Существуют несколько способов финансовой поддержки местных СМИ. Это может быть как полное финансирование муниципальными органами, так и частичное. Например, в Коломне в газете «Коломенская правда» местная администрация выделяет средства только на колонку о нормативно-правовых актах в муниципальном образовании. Газета одновременно получает региональные субсидии и дотации.
В каждом регионе установлены свои программы финансирования местных СМИ. Кроме того, бюджет издания формируется и за счет спонсоров и рекламы.
На региональном и местном уровне система СМИ сильно отличается от федеральных и международных СМИ. Обычно на территории каждого муниципального образования существует несколько издательств, электронных порталов и сайт администрации, а также местный (региональный) телеканал и местное радио, которое в последнее время становится менее популярным.
Источник: vuzlit.com