Какие меры включала в себя программа шоковой терапии либерализация цен

В октябре 1991 года Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов, объявил о начале радикальных экономических реформ и до июня 1992 года лично возглавлял сформированное им Правительство РСФСР. Преобразование командной экономики в рыночную сопровождалось трудностями, не имевшего исторического прецедента.
Поскольку центральная командная экономика Советского Союза существовала более 70 лет, переход к рыночной экономике оказался более сложным для России по сравнению с другими странами Восточной Европы. У российских реформаторов отсутствовал четкий план действий; неподвластные им обстоятельства исключали временную «роскошь» по составлению необходимого пакета реформ, чтобы запустить объемный пакет социально-экономических реформ, необходимых России, народу. Кроме того, начавшаяся социально-экономическая реформа угрожала различным укоренившимся кланово-корпоративным интересам структур, сложившихся за период 1953-1990 гг. Перед реформаторами стояла задача сбалансировать потребности экономической реформы с мощными корыстными интересами различных течений партийно-советской номенклатуры и дельцов теневой экономики.

История России. ХХ век. Лекция 34. Молодые реформаторы. Реформы Гайдара | History Lab


Одно из первых серьёзных экономических решений, принятых Б. Н. Ельциным по-сле захвата власти в РФ, — Указ о свободе торговли. После распада СССР Борис Ельцин приступил к осуществлению в стране радикальной экономической реформы, часто име-нуемой «шоковой терапией».
Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных эконо-мических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют посту-латы «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, со-кращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. В подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к ката-строфическим последствиям.
По мнению Международного валютного фонда, для государств с переходной эко-номикой шоковая терапия является относительно быстрым и универсальным вариантом перехода к рыночным отношениям, в отличие от постепенного и растянутого на десяти-летия перехода, как например в Китае. Одним из основателей и главных идеологов тео-рии является известный экономист Джеффри Сакс. Основные аргументы противников:
; Высокий уровень инфляции;
; Спад производства;
; Высокий уровень безработицы;
; Имущественное расслоение и снижение уровня жизни;
; Рост социальной напряженности;
; Рост задолженности государства при отсутствии финансовых средств на проведение реформ такого масштаба;
; Усиление политической нестабильности;
; Высокая зависимость экономики от иностранных инвестиций;
; Внешнеторговый дисбаланс.
Шоковая терапия в разных странах
Д. Сакс на заре 1990-х порекомендовал новым макроэкономикам в переходной стадии (странам Восточной Европы, бывшего СССР и Латинской Америки) также полностью отпустить все цены, упразднить субсидии, продать государственную собственность и ввести свободный, плавающий курс валют, чтобы «дать встряску экономической летар-гии времён коммунистической эры». Т.е. он предложил давно устаревший тезис о том, что «невидимая рука рынка решит все проблемы в экономике страны».

Гайдар | Как его реформы изменили Россию @Max_Katz


И 2 января 1992 года вступил в силу указ о либерализации цен в России. Проблема дефицита товаров была решена. Но покупать многие товары населению было невозможно из-за взлетевших цен.
На смену проблемам с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления пришли проблемы, связанные с гиперинфляцией. Денежные сбережения граждан обесценились, а цены и курсы валют увеличились за несколько месяцев в несколько раз. Инфляция по итогам года в 1992 году составила 2609%.

В результате гиперинфляции денежные вклады населения в Сбербанке, составлявшие более 100 млрд рублей, обесценились, что было воспринято как прямой грабёж со стороны государства. Инфляция также ударила по оборотным средствам предприятий, вследствие чего возник-ла проблема неплатежей, ставшая многолетней. И предприятия останавливали свою работу.
Согласно официальным данным Росстата: в январе 1992 года, сразу после либерализации, цены выросли в 3,5 раза (на 345,3 %) за месяц. В феврале инфляция опустилась до 38 % за месяц, а в мае оказалась равной 11,9 %.
В коллективном труде под редакцией экономиста Р. М. Нуреева утверждается, что вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств. А, как писал экономист Д. В. Кувалин, обесценивание оборотных средств способствовало острейшему кризису взаимных неплатежей между предприятиями. Из-за неплатежей стали стремительно расти долги по зарплатам и возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электро-энергетики, транспорта и т. п. Таким образом, проблема неплатежей стала одним из главных факторов, определявших в то время экономическую ситуацию в России.
Гайдар, некоторое время возглавивший правительство Ельцина, позже указывал, что впоследствии динамику неплатежей изменило распространение процедуры банкротства, которая в 1992 году не применялась и была введена только с 1 марта 1993 года.
После отпуска цен (закон о либерализации цен) избыток неотоваренных денег должен был привести к резкому повышению цен, создавая угрозу гиперинфляции. Финансовая стабилизация в этих условиях осложнялась тем, что бывшие советские республики теперь могли самостоятельно эмитировать рубли, расплачиваясь ими с российскими предприятиями. Это увеличивало денежную массу внутри России. Проблема была решена только к середине 1992 года, когда для расчётов с другими республиками СНГ, входившими в рублёвую зону, были введены корреспондентские счета.
Для борьбы с инфляцией правительству России приходилось резко сокращать государственные расходы, обеспечивавшиеся печатанием денег. Средства на закупку вооружений сокращались в 7,5 раза, централизованные капиталовложения — в 1,5 раза, ценовые дотации — почти в 3 раза. Ещё одной мерой финансовой политики стало введение налога на добавленную стоимость.

Административное регулирование внешней торговли заменялось введением пошлин и тарифов. Эти решения дали возможность свести бюджет первого квартала 1992 года без дефицита. При этом фактическое исполнение бюджета на первый квартал произошло с дефицитом, составившим 2 % ВВП, без масштабной денежной эмиссии. Естественно, что в этих условиях о каком-то развитии экономики не могло быть речи.
Первый министр экономики России Андрей Нечаев пишет, что в 1992 году деньги приходилось выделять не по принципу «куда бы хотелось», а по принципу «куда нельзя не дать». Был принят наиболее жёсткий вариант сокращения капвложений, из которого были вычеркнуты все долгострои, начатые в СССР, и оставлены объекты, необходимость которых была очевидной. В тоже время, как пишет Нечаев, одним из аргументов в пользу такого сокращения было то, что из крупных объектов, в которые инвестировались деньги в последние годы существования СССР, в 1991 году в строй не ввели ни одного. Деньги, по словам Нечаева, по большей части уходили «в песок».
Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля — 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп.

Читайте также:
Программа кто старше информатика

Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Гарантом погашения выступал Центральный банк Российской Федерации. Доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки. Основой экономической модели ГКО стал механизм финансовой пирамиды, аналогичный схеме действия МММ.
Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года. Из запланированных к продаже трёхмесячных облигаций на сумму в 1 млрд рублей было проданы на сумму 885,4 млн руб. На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и за-крытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году соста-вила 12,8 трлн рублей.

В 1997 году — 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находя-щихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд руб.
К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита рос-сийского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка созда-вало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.
В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года — 1 тыс. деноминированных рублей.

Ваучерная приватизация как часть шоковой терапии

Ваучерная приватизация (перевод государственного, общенародного, имущества, созданного миллионами тружеников СССР в частные руки), проводилась в России в 1992—1994 годы. Какова же была её цель?
14 августа 1992 года президент России Борис Ельцин подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». Каждому россиянину полагался ваучер номиналом в 10 тыс. руб. В то время правительство РФ оценило национальное достояние страны — в 4 трл. старых рублей. Из них 1.5 тр. рублей предназначалось к бесплатной раздаче населению.

Таким образом, 1 октября 1992 г., в РФ начался передел собственности с помощью системы ваучеров. Ваучеризация стала первой частью спектакля по масштабному переводу госсобственности в частные руки. После второй части, залоговых аукционов (1995 г.), основным лейтмотивом части номенклатуры стало желание «тихо отползти от точки хапка на расстояние срока давности.
Ключевую роль в процессе безболезненной трансформации статуса собственности из условно общенародной, в частную, сыграло государство. Его возможности позволили только обеспечивать информационное и организационное сопровождение процесса и стать основным источником экономических потрясений для масс населения, в результате которых ваучер в глазах совершенно дезориентированного населения потерял всякую ценность. В ноябре 1992-го ваучер зачастую продавали по цене 4 — 5 бутылок водки, что характеризует не только время, но и образ мышления значительной части населения.

Суть подготовительного этапа приватизации

Источник: proza.ru

Меры программы «шоковой терапии»

Распад СССР и крах экономической политики Горбачева, пытавшегося совместить рыночные механизмы и социалистические методы хозяйствования, вынудили российское правительство пойти на радикальные методы по реформированию экономики страны. Осенью 1991 года была поставлена задача – в кратчайшие сроки перейти к рынку.

Есть два пути перехода к рынку:

1. — медленно, постепенно, шаг за шагом путем постепенного реформирования добиться сращивания старых экономических отношений с новыми рыночными структурами. При этом осуществляется социальная поддержка населения.

2. — радикальный – «шоковая терапия» — максимально быстрое включение рыночных механизмов.

Именно этот вариант и был выбран в силу ряда причин:

· Не было времени для постепенных преобразований.

· Программа опробована в Польше, дала положительный результат.

· Эту программу поддерживали западные страны, обещали кредиты.

· Была разработана лучшими российскими учеными с учетом западного опыта и российских условий.

· введение свободных цен на товары и услуги (либерализация цен).

· запуск механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями.

· освобождение от государственного контроля внутренней и внешней торговли.

· приватизация и акционирование основных средств производства, превращение населения в собственников.

· жесткая антимонопольная политика.

· адресная помощь социально незащищенным слоям населения.

Эта программа осуществлялась в нашей стране в 1992 – 1993 годах. Предполагалось, что трудности ждут в течение полугода, а затем произойдет снижение цен, наполнение рынка товарами и стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей.

1 января 1992 – началась либерализация цен. По прогнозам ожидался их небольшой рост, но они сразу выросли в 10 – 12 раз, а к концу 1992 года – в 100 – 150 раз. Произошло резкое падение уровня жизни. Были заморожены вклады населения.

Нарастает кризис неплатежей между предприятиями → предприятия на грани краха →начинаются хронические задержки заработной платы → льготные кредиты, включают печатный станок → усиливается инфляция, идет падение курса рубля. Международные организации тормозят предоставление кредитов, так как обстановка в России нестабильная. Провал курса шоковой терапии, необходимость корректировки курса реформ.

Идет либерализация торговли – в 1992 году идет первоначальное накопление капиталов за счет спекулятивных операций в торгово – закупочной сфере (использование разницы цен между государственными закупочными и рыночными).

Читайте также:
Написать программу принадлежит ли точка

Летом 1992 года утвержден план чековой (ваучерной) приватизации на основе бесплатной раздачи всему населению страны приватизационных чеков стоимостью 10 тысяч рублей. Цель — формирование среднего класса (проводил Чубайс).

1 этап — с 1 октября 1992 года – выдача чеков.

2 этап – с 1 июня 1994 – денежная приватизация.

В итоге – большое надувательство. Обогатились приватизационные фонды и те, кто имел средства для скупки чеков.

Итоги реформ 1992 – 1993 годов:

· эффективная модель экономики не создана.

· рост социальной напряженности в обществе.

· развал ряда отраслей промышленности.

· пострадала бюджетная сфера.

· сильная поляризация в обществе, деление на богатых и бедных.

· резкий рост безработицы.

· наполнение рынка товарами.

· постепенное формирование рыночных механизмов.

· началась структурная перестройка основных отраслей промышленности.

В декабре 1992 – работа правительства была признана неудовлетворительной, премьер – министр Гайдар был отправлен в отставку. Новым премьер – министром стал Черномырдин.

Происходит небольшая корректировка курса реформ:

— помощь из госбюджета убыточным предприятиям.

— кредиты для развития производства, топливно – энергетической отрасли.

— введена единая тарифная сетка для бюджетной сферы.

В августе 1994 – обнародована новая программа преобразований (на 1994 – 1996):

· Поддержание минимального социального уровня в сфере государственного обеспечения.

· Создание условий для инвестиций.

· Поддержка предпринимательской активности населения.

Однако реализация намеченных мер требовала денег. Это подхлестнуло инфляцию. 1994 – 250%, 1996 – 80%. Введен валютный коридор рубля. Российские цены выше мировых.

Спад производства продолжается (55% от уровня 1991). В особенно тяжелом положении машиностроение и наукоемкие отрасли.

1996 – 1997 – главная задача – соблюдение жесткой финансовой дисциплины, сокращение бюджетных расходов, борьба с инфляцией. Внешний долг – 130 миллиардов долларов. Поэтому стремление привлечь внутренние финансовые ресурсы – продажа пакетов акций государственных предприятий. К 1997 – по мнению ряда экономистов наблюдается некоторая стабилизация промышленного производства. Российская экономика миновала стадию затяжного структурного кризиса.

1 января 1998 – деноминация рубля (1000:1).

17 августа 1998 – произошел дефолт, показавший хрупкость достигнутых успехов. Произошел обвал национальной валюты (до – за доллар давали 6 рублей, после – 23-25 рублей). Это произошло после того, как Центробанк заявил об отказе по обязательствам государства в выплатах ГКО (государственные краткосрочные обязательства – государство брало в долг под большие проценты у населения, а платить нечем). Заявили об отказе платить и по внешним обязательствам. Происходит крах валютно – финансовой системы, банкротство коммерческих банков с частным акционерным капиталом (Менатеп, Инкомбанк, Мост-банк), происходит бегство иностранного капитала.

Итоги:

— новое резкое падение уровня жизни населения.

— увеличивается спрос на отечественные товары, так как импортные очень дороги.

К 2008 году ситуация в экономике стабилизировалась, наблюдался экономический рост (главная проблема – инфляция), так как:

· Сохраняются высокие цены на нефть на мировом рынке.

· Военные заказы ВПК (Чечня).

· Закончилась структурная перестройка ряда отраслей промышленности.

· Восстановление экономических связей.

· Стабилизировалась политическая ситуация

· Инвестиционная привлекательность страны возросла.

· Завершен переход к рыночной экономике

В 2008 году Россию серьезно затронул мировой экономический финансовый кризис. Идет борьба за выход из него в непростых условиях резкого падения цен на нефть на мировом рынке. Помогает выстоять стабилизационный фонд, созданный на этапе роста экономики и высоких цен на нефть.

Источник: studopedia.su

Переходный возраст: 30 лет назад в экономиках стран бывшего соцлагеря началась «шоковая терапия»

В 1989 году в экономиках Восточной Европы стартовал переход от социализма к капитализму. С распадом СССР аналогичные реформы начались в России и СНГ. На пути к рынку государствам предстояло пройти через болезненную «шоковую терапию», которая сопровождалась падением ВВП, ростом инфляции, безработицы и бедности.

С помощью западных денег страны бывшего соцблока смогли относительно быстро пережить кризис, в то время как Россия и постсоветские республики столкнулись с затяжной рецессией. Спустя 30 лет государства Восточной Европы по-прежнему во многом живут за счёт дотаций Евросоюза. При этом России удалось достичь полной финансовой независимости.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов экономики бывшего СССР и Восточного блока начали переходить к рыночному механизму. Либерализация цен, приватизация и создание частной собственности — эти меры должны были повысить производительность труда и эффективность предприятий.

Первые радикальные экономические преобразования начались в Польше в 1989 году. После распада СССР реформы стартовали в России и СНГ. Переход к рынку оказался болезненным: все государства столкнулись с падением производства, галопирующей инфляцией, безработицей и девальвацией нацвалют. Именно так 30 лет назад в бывших социалистических экономиках началась «шоковая терапия».

«Реформы должны были решить проблемы, связанные с изъянами социалистической системы. Ошибки в централизованном планировании и государственном регулировании цен, мягкие бюджетные ограничения, низкая производительность труда и неэффективность государственной формы собственности. Всё это отражалось в бесконечных очередях, повсеместном дефиците товаров народного потребления и невысоком качестве продукции», — пояснил в разговоре с RT профессор кафедры экономики РЭШ Валерий Черноокий.

Также по теме

Время перезагрузки: 20 лет назад в России произошёл дефолт

17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по долговым обязательствам страны. Безудержный рост госдолга.

По словам экономиста, серьёзным вызовом на пути к реформам стал разрыв производственных связей между бывшими коммунистическими странами и падение цен на нефть. Кроме того, после распада СССР и Югославии ситуацию осложнили начавшиеся вооружённые конфликты и гражданские войны. Как считает эксперт, в тех условиях «шоковая терапия» оставалась единственным способом для быстрого перевода экономик на рыночные рельсы.

«В основе политики «шоковой терапии» лежала концепция так называемого Вашингтонского консенсуса: резкий шок от либерализации экономических условий будет недолгим, а потом начнётся нормальное развитие», — рассказал в беседе с RT заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

Начало реформ спровоцировало массовый экономический спад в государствах. Например, в 1992 году ВВП стран Восточной Европы снизился на 11,4%, России — на 14,5%, Украины — на 9,7%, Белоруссии — на 9,6%, Узбекистана — на 11,1%, а Грузии — на 45%. Такие данные приводит Международный валютный фонд (МВФ).

Читайте также:
Как запустить программу из командной строки с правами администратора

«Рыночные реформы были довольно болезненными во всех странах социалистического блока. Вне зависимости от выбора — «шоковой терапии» или постепенных реформ — все эти государства прошли через высокую инфляцию, падение производства и доходов населения, рост безработицы и неравенства», — вспоминает Валерий Черноокий.

Согласно подсчётам МВФ, в 1992 году инфляция в восточноевропейских странах подскочила до 890%. В России показатель составил 1570%, в Белоруссии — 970%, а на Украине — 1210%.

В 1990-е годы уровень безработицы в Польше поднимался до 16,4%, в Словакии — до 16,5%, в Литве — до 14,6%, в Казахстане — до 13,5%, а в России — до 13%.

«Шоковая терапия» ударила по людям не только экономически, но и физически, утверждают эксперты Евразийского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

«Социальные, экономические и физические издержки реформ были настолько существенны, что люди, родившиеся в начале переходного процесса, в среднем на 1 см ниже ростом, чем те, кто родился чуть раньше или позже этого периода», — говорится в исследовании ЕБРР.

На пороге кризиса

Процесс прохождения реформ заметно отличался в разных странах. По словам Валерия Черноокого, некоторые государства Центральной и Восточной Европы относительно быстро преодолели кризис. При этом в России и большинстве республик бывшего СССР экономические потрясения растянулись вплоть до конца 1990-х годов.

«Эталонным примером успешного проведения «шоковой терапии» часто называют Польшу. Принятый в 1989 году «План Бальцеровича» в первые годы реформ привёл лишь к кратковременному, хотя и довольно болезненному спаду выпуска продукции и всплеску инфляции. При этом уже в 1992-м польская экономика возобновила рост, а к 1996-му вышла на предкризисный уровень», — отметил Черноокий.

Валерий Черноокий добавил, что аналогичным образом ситуация развивалась в Чехии, Венгрии, Словакии и странах Балтии.

Ускоренные темпы «шоковой терапии» в восточноевропейских государствах экономисты во многом связывают с финансовой помощью Европы. Так, МВФ выделил Польше стабилизационный кредит на более чем $1,7 млрд. Кроме того, в 1991 году Парижский клуб кредиторов списал 50% долгов Польши правительствам стран Запада. В 1994-м такое же решение принял и Лондонский клуб кредиторов.

«Кроме европейского финансирования, в странах Центральной и Восточной Европы была значительно выше политическая поддержка реформ. В России же реформаторы постоянно находились в борьбе с коммунистами и «красными директорами». Поэтому процесс реформ то останавливался, то снова набирал обороты», — добавил Валерий Черноокий.

Впрочем, после дефолта 1998 года экономика России полностью вышла из кризиса и начала расти рекордными темпами. В 1999-м ВВП страны увеличился на 6,4%, а в 2000-м — на 10%. Примечательно, что экономики Восточной Европы в среднем показали низкие значения — 4% и 7,3% соответственно. Об этом свидетельствуют данные МВФ.

Любопытно, что уже в 2002 году уровень безработицы в России снизился до 8%. При этом в Польше показатель, напротив, вырос до 20%.

«Среди стран СНГ Россия стала одним из самых удачных примеров прохождения реформ. Мы сумели в очень сложных условиях переходного периода — без денег и серьёзных союзников — создать рыночную экономику. Похожая ситуация была только в Казахстане. Другие бывшие республики СССР проводили реформы медленнее и с оглядкой на Россию», — считает Александр Абрамов.

Экстремальный уровень

После преодоления тяжёлых кризисов бывшим соцстранам удалось перейти к рынку, нарастить темпы роста ВВП, остановить гиперинфляцию и сократить безработицу. Но только 44% граждан этих государств сократили разрыв в доходах с развитыми экономиками, отмечают эксперты ЕБРР.

По последним подсчётам ЕБРР, ещё пять лет назад у 23% граждан бывших социалистических государств уровень доходов был ниже, чем в 1989 году.

Согласно исследованию ЕБРР, одним из главных вызовов для государств остаётся разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоёв населения. Например, в Польше, Словении, Латвии, Венгрии, России и Туркменистане показатель заметно превышает средний уровень. При этом наибольший разрыв зафиксирован в Литве, а самый незначительный — в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.

Во многих странах Восточной Европы до сих пор встречается экстремальная бедность. Речь идёт о людях с доходом менее $1,9 в день. По оценке Всемирного банка, в Польше и Венгрии доля таких граждан составляет 0,5%, в Литве и Латвии — 0,7%, в Болгарии — 1,5%. В то время как в России, Белоруссии и Казахстане экономисты организации зафиксировали отсутствие экстремальной бедности.

«Высокий уровень бедности в странах бывшего соцблока частично связан с политикой «шоковой терапии». Реформы сократили долю промышленного сектора, и государства по большей части стали аграрными. Производительность труда упала, люди уезжали за границу в поисках выгодной работы. До сих пор мы наблюдаем колоссальный поток эмигрантов из этих стран, особенно из Литвы», — рассказал RT заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.

Новая зависимость

В 2017 году Польша получила от Евросоюза в виде дотаций около €12 млрд, но направила в европейскую казну только €3 млрд. Власти ЕС выделили Венгрии более €4 млрд, при этом отчисления страны в евробюджет составили €820 млн. Об этом говорится на официальном сайте Евросоюза.

Несмотря на дотации ЕС, бюджеты Польши и Венгрии уже 24 года подряд остаются дефицитными. Такие данные приводит Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Отрицательная разница между доходами и расходами государственной казны вместе с растущими дотациями из Брюсселя сопровождается ростом госдолга восточноевропейских стран. По последним подсчётам Евростата, уровень долговой нагрузки в Венгрии составляет порядка 68,2% ВВП, в Польше — 48,1%, в Словении — 67,7%.

Андрей Суздальцев подчеркнул, что Россия выгодно отличается от государств, которые в своё время быстро прошли «шоковую терапию». По данным Минфина, сейчас госдолг страны составляет 15,1% ВВП, профицит бюджета — 2,7% ВВП (на 2018 год).

«В нулевые годы Россия вышла на очень самобытную финансовую национальную политику. Специфика экономики и экспорта, значительная часть которого — это энергоносители, вынуждает нас внимательно относиться к своим возможностям. Сегодня колебания цен на сырьевых рынках заставляют нас формировать профицитный бюджет и создавать резервы, не полагаясь при этом на кредиты и помощь извне», — заключил Андрей Суздальцев.

Источник: russian.rt.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru