Какие космические корабли принимали участие в программе эпас расшифруйте название программы

Продолжаем публиковать историю орбитальных станций — от момента зарождения идеи космических городов до строительства современного аналога Вавилонской башни — крупнейшего международного проекта в истории Человечества — Международной космической станции.

Глава 6: ЭПАС — первый прототип Международной космической станции

В апреле 1970 года посла кризиса, возникшего из-за аварии на американском космическом корабле «Аполлон-13», вице-президент Академии наук СССР Михаил Миллионщиков заявил о необходимости начать переговоры между СССР и США о сотрудничестве в космосе. По его словам, следовало подумать о создании международной системы спасения для оказания помощи космонавтам и астронавтам, терпящим бедствие вне Земли. Для этого требовалось выработать меры по совместимости советских и американских космических кораблей, прежде всего в части их сближения и стыковки.

О том, что необходимость проведения совместных работ назрела, говорили дружественные визиты космонавтов в США и астронавтов в СССР и переписка администратора NASA Томаса Пейна с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем.

Корабли, которые способны достичь Ближайших Звёзд.

26 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча специалистов двух стран для обсуждения возможных работ, на которой родилась идея выполнить совместный полет кораблей «Союз» и «Аполлон» на околоземной орбите. Реализация проекта началась 24 мая 1972 года в Москве, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Один из пунктов документа предусматривал стыковку кораблей двух стран со взаимным переходом космонавтов/астронавтов, намеченную на 1975 год.

Для программы ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон—Союз») космические корабли были специально доработаны. Их стыковочные агрегаты, выполненные по несимметричной активно-пассивной схеме «штырь-конус», для эксперимента, предусматривающего «смену ролей» в полете (корабли по очереди должны были брать на себя роли активного и пассивного аппаратов), не годились. Вместо штатных систем стыковки их предполагалось оснастить универсальным «активно-пассивным» узлом, специально разработанным в ЦКБЭМ (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева Госкорпорации «Роскосмос»). Главным разработчиком унифицированного стыковочного узла АПАС стал Владимир Сергеевич Сыромятников, впоследствии разработавший и другие унифицированные стыковочные узлы для станции «Мир» и МКС.

«Союз» в модификации 7К-ТМ получил:

  • андрогинно-периферийный агрегат стыковки АПАС-75 вместо стандартной системы стыковки и внутреннего перехода ССВП, установленной на кораблях «Союз» и предназначенной для полетов к станции «Салют»;
  • увеличенную прочность бытового отсека, учитывая, что корабль «Аполлон» был больше по массе;
  • усовершенствованную систему жизнеобеспечения, позволяющую совершать длительный автономный полет;
  • новые солнечные батареи.

Корабль «Аполлон» в модификации для околоземных полетов (командно-служебный модуль CSM, без лунного модуля LM) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, оснащенным агрегатом АПАС-75. Отсек решал главную (помимо несовместимости исходных стыковочных механизмов) проблему кораблей разных стран. Ею была разница в параметрах атмосферы: космонавты «Союза» работали в двухгазовой (азот — кислород) среде с давлением близким к земному, астронавты «Аполлона» дышали чистым кислородом при пониженном (0,35 земного) давлении. Системы жизнеобеспечения строились на разных принципах. Стыковка с попыткой взаимного выравнивания атмосферы была невозможна — это привело бы к возникновению декомпрессионной (кессонной) болезни экипажей.

Читайте также:
Программа для настройки звука в автомобиле на Андроид магнитоле

Какие космические миссии запустят до 2030 года?

В СССР для программы ЭПАС было изготовлено шесть кораблей 7К-ТМ. Три совершили испытательные полеты: два беспилотных под названиями «Космос-638» и «Космос-672» в апреле и августе 1974 года и один — пилотируемый «Союз-16» (экипаж в составе Анатолия Филипченко и Николая Рукавишникова) в декабре 1974 года. Четвертый использовался в качестве основного, а пятый — резервного корабля (был подготовлен к немедленному старту на космодроме Байконур). Шестой экземпляр позже переделан под установку камеры дистанционного зондирования Земли и совершил в сентябре 1976 года автономный полет (описание полета «Союза-22» приводилось в предыдущей части материала) без стыковки.

Американская сторона репетиций не проводила: с мая 1973 года по февраль 1974 года корабли «Аполлон», близкие по конструкции с отведенным для эксперимента ЭПАС, совершили три пилотируемых полета со стыковкой со станцией «Скайлэб».

15 июля 1975 года в 15:20 по московскому времени с Байконура стартовал «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым (командир) и Валерием Кубасовым (бортинженер). Через семь с половиной часов, в 22:50 мск с мыса Канаверал взлетел «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом (командир), Вэнсом Брандом (пилот командного модуля) и Диком Слейтоном (пилот стыковочного модуля).

Во время полета американский корабль номера не имел; «задним числом» в некоторых источниках его именуют «Аполлон-21». Почему 21? С «Аполлона-1» по «Аполлон-17» — лунная программа, три следующий корабля летали к станции «Скайлэб». Вот и выходит, что в стыковке ЭПАС участвовали «Союз-19» и «Аполлон-21».

17 июля в 19:12 корабли состыковались, образовав на околоземной первый международный космический комплекс, а экипажи совершили историческое «рукопожатие в космосе». В ходе полета взаимный поиск и стыковка осуществлялись дважды. Хотя работы проходила не совсем гладко, все задачи полета были выполнены. Корабли пробыли в состыкованном состоянии 46 часов 36 минут.

Помимо выполнения стыковочных операций, экипажи провели научные исследования и технические эксперименты. Общее время полета «Союза-19» составило 5 суток 22 часа 31 минута, «Аполлона» — 9 суток 1 час 28 минут.

Интересно, что еще до того, как была выбрана схема, реализованная в ходе эксперимента ЭПАС, советские и американские специалисты рассматривали и другие варианты, в частности, со стыковкой американского корабля к станции «Салют». Правда, для такой работы первая ДОС не годилась, поскольку имела только один стыковочный узел и не могла принимать одновременно два корабля с экипажами. Переделка станции под два стыковочных узла оказалась небыстрым делом и фактически была реализована только к 1977 году. Утверждается, что именно невозможность использования «Салюта» в качестве совместной экспериментальной станции подтолкнула участников переговоров к идее стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон» через стыковочно-шлюзовой переходной модуль.

Сотрудники McDonnell Douglas Astronautics Company, одного из подрядчиков по станции «Скайлэб», предлагали создать на орбите долговременную советско-американскую станцию, на которой могли бы работать космонавты и астронавты, прибывшие на кораблях «Аполлон» и «Союз». Станция должна была состоять из двух модулей — «Скайлэб-Б» (запасной блок американской станции «Скайлэб», но с модифицированными стыковочными узлами) и «Салют». Получившаяся в результате совместная космическая лаборатория должна была стать новым шагом в совместном освоении космоса, предоставлять взаимные технологические выгоды и экономию средств. Предполагалось, что международный экипаж из шести человек будет проводить эксперименты, биомедицинские исследования и наблюдения за Солнцем, звездами и Землей.

Читайте также:
В какой программе построить соляр

Станцию, которая виделась как следующий шаг после эксперимента ЭПАС, предполагалось создать на орбите с наклонением 51,6°. Именно на этом наклонении летали все советские и российские станции, а сейчас работает МКС. McDonnell Douglas Astronautics Company предлагала в 1976 году провести 140-дневную научную экспедицию, включающую несколько этапов:

  • сначала на орбиту высотой 435 км и наклонением 51,6° запускается «Скайлэб-Б»;
  • на следующий день стартует «Аполлон» с тремя астронавтами, он стыкуется к осевому стыковочному агрегату станции;
  • на орбиту высотой 240 километров и наклонением 51,6° запускается «Салют», к которому должен был пристыковаться «Союз» с тремя космонавтами;
  • «Салют» с пристыкованным «Союзом» поднимает свою орбиту почти на 200 км и приближается к американской станции, два космонавта на «Союзе» отстыковываются от «Салюта» и стыкуются к первому радиальному узлу станции «Скайлэб-Б». Затем оставшийся космонавт на борту «Салюта» должен был пристыковать советскую станцию ко второму радиальному узлу «Скайлэб-Б».

К сожалению, по многим причинам проекту не суждено было случиться. По понятным причинам, обе стороны уделяли повышенное внимание секретности своих технологических наработок, а с другой стороны имелись реальные проблемы совместимости конструкции и компонентов, прежде всего, атмосфер американских и советских космических аппаратов. «Аполлон» и «Скайлэб» конструкционно не были рассчитаны на давление, которое применялось на «Союзах» и «Салютах», да и газовый состав космических аппаратов разных стран был совершенно разным.

Чуть позже обсуждалась и идея полетов к станциям «Салют» многоразовых кораблей системы «Спейс Шаттл», которые не были отягощены «наследством чисто кислородной атмосферы». В 1977 году, когда станция «Салют-6» уже была на орбите, предполагалось, что в скором времени к одному из двух ее стыковочных агрегатов может быть пристыкован шаттл с экспериментальным модулем на борту.

Однако отношения между сверхдержавами постепенно портились. Запланированное на апрель 1978 года техническое совещание «Салют—Шаттл» было отложено на неопределенный срок (теперь-то мы знаем, что до 1992 года, когда родилась программа «Мир—Шаттл»). А в сентябре 1978 года NASA прекратило планирование международной программы в ожидании результатов межведомственного обзора американо-советского космического сотрудничества.

«Скайлэб-Б», которая была готова в металле, так и не вышла на орбиту — она стала экспонатом Национального музея авиации и астронавтики в Вашингтоне. Параллельно общению с Советским Союзом NASA изучало возможность подъема своей первой станции на более высокую орбиту и ее дооснащение в эпоху полетов шаттлов. Но задержки с началом программы «Спейс шаттл» и высокая солнечная активность, из-за которой разбухла атмосфера, привели к тому, что «Скайлэб» самостоятельно сошла с орбиты в результате аэродинамического торможения и сгорела в атмосфере Земли 11 июля 1979 года.

Читайте также:
Автором какой программы упражнений является к пинкни

Хотя между полетом ЭПАС в 1975 году и первой стыковой шаттла со станцией «Мир» прошло 20 лет, но космическое сотрудничество сверхдержав продолжалось. Научные эксперименты проводились на спутниках «Бион», в рамках международного проекта «Венера-Галлея» и совместной программы «Интеркосмос». Вот про пилотируемые полеты по последней программе мы и расскажем в следующей главе.

Источник: www.roscosmos.ru

Какие космические корабли принимали участие в программе ЭПАС? Расшифруйте сокращенное название программы.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

Источник: www.soloby.ru

Какие космические корабли принимали участие в программе эпас расшифруйте название программы

Образовательный раздел

Полезная информация
Телефон доверия: +7 495 526-57-17
Космический корабль 7К-ТМ (11Ф615А12) (Программа «ЭПАС»)

15 декабря 1972 г. в ЦКБЭМ был выпущен эскизный проект корабля 7К-ТМ. Корабль был разработан на базе КК 7К-Т (11Ф615А8). Стартовая масса 7К-ТМ составляла 6790 кг, длина по корпусу — 7.13 м. Экипаж корабля состоял из двух человек, ресурс системы жизнеобеспечения — 15 человеко-суток. Для запуска КК в ноябре 1972 г. было решено использовать РН 11А511У «Союз-У», которая позволяла вывести на орбиту полез­ной нагрузки на 200 кг больше, чем РН 11А511 «Союз», применявшаяся для запусков корабля 7К-Т. В связи с большими на­грузками, действующими на КК при выведе­нии, конструкция 7К-ТМ была соответствен­но доработана.

Для обеспечения стыковки с «Аполлоном» был разработан и установлен на бытовом от­секе (БО) корабля 7К-ТМ андрогинный пери­ферийный агрегат стыковки (АПАС; позднее использовалось обозначение АПАС-75). В конструкции узла применялись электро­механические приводы-демпферы, обеспе­чивавшие выдвижение стыковочного кольца с тремя направляющими «лепестками» пе­ред стыковкой и гашение энергии удара при стыковке двух КК (в конструкции американ­ского узла использовались отдельно гидрав­лические демпферы и независимые от них электромеханизмы выдвижения кольца). Для обеспечения сближения с «Аполлоном» на 7К-ТМ устанавливался радиоответчик ка­нала измерения дальности для дальнего этапа сближения, мишень, импульсные све­товые маяки и новые бортовые огни для эта­па ручного причаливания. Ненужная для по­лета по программе ЭПАС система «Игла» демонтировалась.

В состав системы электропитания были вновь (как первоначально на корабле 7К «Союз») введены две развертываемые трехсекционные солнечные батареи. Это позво­ляло увеличить длительность полета кораб­ля с 3 до 7.5 суток.

Для обеспечения электромагнитной со­вместимости «Союза» с «Аполлоном» была создана новая цифровая телеметрическая система (вместо старой с времяимпульсной модуляцией). В БО корабля была установле­на модернизированная телевизионная сис­тема «Кречет», позволявшая передавать с борта цветные репортажи. Кроме того, на 7К-ТМ была ус­тановлена новая система «Ветка» для обес­печения межбортовых переговоров с «Апол­лоном».

Источник: www.gctc.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru