Программа направлена на развитие у обучающихся художественного вкуса, объемно-пространственного мышления, творческого потенциала и развитие практических умений и навыков. При этом закладывается основа освоения ряда практических знаний. Развитие мышления через создание художественного образа включает в себя развитие всех элементов мышления: логического, конкретно-образного, конструктивно-пространственного, ассоциативного, аналитического, именно это делает занятия изобразительным искусством особо ценным в общем развитии личности. Программа способствует решению проблемы художественно-эстетического развития обучающихся, формированию здорового образа жизни, развития эмоционально-чувственной сферы, что влечет за собой развитие всех личностных потенциалов: познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; освоение технологий работы в разных художественных техниках, развитие стремления к общению с искусством.
ГАЙД ПО ПРАВИЛЬНОМУ ВЫБОРУ КОМПЛЕКТУЮЩИХ В МАГАЗИНЕ / КАК СОБРАТЬ ПК САМОМУ И НЕ ОБКАКАЦА
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7-12 лет. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Программа «Рукотворный мир» рассчитана на 3 года обучения. Принимаются все желающие в соответствующей возрастной категории. По итогам года, ребенок переводиться на следующий год обучения.
1.1.7 Возрастные особенности.
Первый год обучения (дети 7-8 лет) – это начальный этап, на уровне исполнительской, репродуктивной деятельности, предполагает знакомство обучающихся с изобразительном, декоративно-прикладным творчеством, нетрадиционными техниками рисования; особенностями используемого в работе материала (бумага, глина, пластилин, акварель, гуашь, клей); обучение навыкам использования основных инструментов (карандаши, кисточки, ножницы); освоение простейших технологических приемов работы. Этап способствует развитию интереса к сотворчеству в коллективе.
Обучающиеся приобретают первичный опыт в представлении своих работ на выставках. Приобретают навыки выполнения коллективных работ. К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Поэтому, много занятий строится в игровой, сказочной форме. Как правило, младшие школьники выполняют требования педагога беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения педагога, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если на занятии дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы.
Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету педагога, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.
Информатика 7 класс (Урок№3 — Основные компоненты компьютера и их функции.)
Чтобы этого не случилось необходимо давать задания на развитие воображения, фантазии, имеющие несколько правильных решений, позволяющие оспаривать правильность ответов товарищей, учить детей искать нестандартные решения поставленных задач. В этом возрасте очень сильна направленность ребенка на внешний мир. Факты, события, детали, производят на него сильное впечатление.
При малейшей возможности дети подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на деталях. Для художественно-изобразительной деятельности это хорошо. Необходимо на занятиях использовать больше образцов, наглядного и дидактического материала, задавать задания на внимание и отличительные особенности того или иного образца, репродукции и т.д.
У младшего школьника сильна потребность в движении. Он не может долго сидеть на занятии неподвижно. Особенно ярко такая подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться. Необходима смена деятельности, физминутки, упражнения на мелкую моторику рук, правильную осанку и т.д.
Второй год обучения (дети 9-10 лет) – формируется способность самостоятельно, с опорой на помощь педагога выполнять задания. Предполагается овладение специальными знаниями, умениями и навыками, более углубленное изучение изобразительных техник, свойств и возможностей красок, графических материалов (темпера, батик, пастель, уголь); составление сложных композиций, формируется интерес к определенным видам деятельности (рисование, лепка, работа с бумагой т.п.).
Знакомство с народными художественными промыслами, участие в выставках более высокого уровня. В этом возрасте развивается словесно-логическое мышление, способность к умозаключениям и выводам, на основе имеющихся данных. Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. В этом возрасте увеличивается потребность в общении.
Хорошо проводить беседы, споры, диспуты, давать задания на рассуждения, ребенок еще с удовольствием слушает взрослого, включается в разговор. Для детей в этом возрасте повышается роль самооценки, они учатся оценивать себя и свои работы, а также работы товарищей. Абстрактное мышление развито плохо, для его развития можно использовать поговорки, пословицы, загадки, где используются переносное значение слов, разгадывание ребусов, задания на воображение. Переключаемость и концентрация внимания еще не достаточно развиты, больше 20 минут концентрировать внимание детям сложно.
Третий год обучения (10-12 лет)– в этот образовательный период помимо овладения обучающимися новыми специальными знаниями и возможностями применить полученные знания на практике, у воспитанников должны быть сформированы умения самостоятельно создавать творческие работы (картины, панно, скульптуры и т.д.), подбирать материал для их выполнения. Приветствуются персональные выставки обучающихся, мастер-классы для младших детей, выполнение творческих индивидуальных и коллективных проектов.
Дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности. Учатся быть индивидуальностями, быть созидателями. Имеют свое мнение на окружающий мир. Им важна оценка их труда, важную роль приобретает общение со сверстниками. Они стремятся дойти до сути вещей.
Им важна деятельность которая пригодится им в жизни.
Режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся: по 204 часа в год, два раза в неделю по три занятия или три раза в неделю по два занятия, продолжительностью от 30 до 45 мин, с перерывами 10 минут.
1.1.12 Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными особенностями здоровья.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (если таковые имеются), организуется образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для обучающихся с ОВЗ могут быть увеличены, с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением ПМПК.
Цель и задачи программы.
Цель: Развитие творческих способностей, изобразительных навыков младших школьников средствами художественно-эстетической деятельности.
Задачи
в области воспитания
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать понимание того, что природа – неисчерпаемый источник вдохновения;
-воспитывать активное стремление к творческому поиску и доведению начатого дела до конца;
-воспитывать чувство коллективизма, толерантности к окружающим, ответственность за свои дела и поступки, целеустремленность;
-формировать ценностные ориентации обучающихся (Истина, Добро, Красота, Гуманизм, Родина);
-воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину – Оренбуржье.
в области развития
— развивать потенциал ребенка, природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в творческой деятельности;
-развивать интерес и понимание значения в жизни человека пластических искусств, активного эстетического отношения к явлениям художественной культуры, народным художественным традициям;
-развивать зрительную память, глазомер и мелкую моторику;
-развивать способность творчески использовать жизненные наблюдения, воображение, фантазию для создания новых образов в художественно-практической деятельности;
-развивать умения контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности
в области обучения
-обучить основам изобразительной грамоты, сформировать практические навыки работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
-сформировать представление о видах и жанрах изобразительной деятельности;
-формировать умение самореализовывать себя через творчество, применять полученные знания и умения в повседневной жизни;
— формировать самостоятельность и желание самосовершенствоваться.
Содержание программы.
1.3.1 Учебный план. 1 год обучения.
Название раздела, темы
Формы контроля / аттестации
1.3.2 Учебный план. 2 год обучения.
Название раздела, темы
Формы контроля / аттестации
1.3.3 Учебный план. 3 год обучения.
Название раздела, темы
Формы контроля / аттестации
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник: cyberpedia.su
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно-правовой базы, на которую опирался автор или составитель при написании программы. Этот структурный элемент направлен на отражение общей характеристики программы. Пояснительная записка может содержать введение (характеристику вида деятельности) или краткую историческую справку.
• Направленность программы.
Требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ предлагают следующий перечень направленностей:
— Художественная (программы, ориентированные на освоение детьми всех видов искусства, программы «об искусстве»).
— Физкультурно-спортивная (программы, ориентированные на освоение детьми всех видов спорта, оздоровительные программы, на приобщение детей к здоровому образу жизни).
— Социально-гуманитарная (программы, ориентированные на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков).
— Техническая (программы, ориентированные на освоение детьми всех видов технического моделирования и конструирования, информационных технологий, на развитие инженерных способностей учащихся в области точных наук и технического творчества).
— Туристско-краеведческая (программы, ориентированные на освоение детьми всех видов туризма; краеведческие программы любой тематики).
— Естественнонаучная (программы, ориентированные на освоение детьми основ различных областей науки).
При написании программы по театральной деятельности следует выбрать художественную направленность, ориентированную на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
• Уровень программы.
Уровень сложности освоения программного материала определяется в каждой конкретной программе
— ознакомительный (возраст учащихся — от 5 до 18 лет; срок освоения программы — не менее 3 месяцев и не более 1 года; время обучения — от 1 до 3 часов в неделю);
— базовый (возраст учащихся — от 8 до 18 лет; срок освоения программы — не менее 1 года; время обучения — от 3 до 5 часов в неделю);
— углублённый (возраст учащихся — от 12 до 18 лет; срок освоения программы — не менее 2 лет; время обучения — от 4 до 8 часов в неделю).
• Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д.
• Новизна (отличительные особенности) программы – в содержании, организации образовательного процесса, методике, диагностике результативности, методическом обеспечении, объединении позиций, заимствованных из других программ. Педагогическая целесообразность — аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности составителем/разработчиком программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования.
Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения, а также наличие инновационных подходов.
• Возраст обучающихся
— охарактеризовать возрастно-психологические особенности обучающихся;
— обосновать принципы формирования групп, количество обучающихся в группе.
• Срок реализации программы
В данном подразделе рекомендуется разместить следующую информацию:
— срок реализации программы – временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;
— объем программы – общее количество академических часов, необходимых для освоения программы;
— этапы образовательной деятельности, срок обучения на каждом этапе;
— количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
· Форма обучения:
— Очная, очно-дистанционная, дистанционная.
— Групповая или индивидуальная.
Формы обучения определяются образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с Уставом.
· Режим занятий
Указывается продолжительность занятия и количество занятий в неделю со всеми вариантами и их обоснованием, т.е. на … году обучения занятия проводятся … раз в неделю по … часа (продолжительность одного академического часа … мин., перерыв между занятиями …-минут).
Источник: poisk-ru.ru
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» содействует экологическому просвещению детей, позволяет расширить рамки уже имеющихся у обучающихся знаний по целому ряду вопросов, направлена на формирование прочных знаний в области экологии, навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения путем вовлечения обучащихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению окружающей среды.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» — естественнонаучная. Её цель и задачи направлены на формирование основ экологической грамотности юных жителей Курганской области. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение окружающего мира.
Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в грамотных молодых людях с базовыми знаниями в сфере экологии.
Отличительной особенностью программы является сочетание очной и заочной формы обучения с использованием элементов дистанционного обучения.
Программа построена на интеграции теории и практики на взаимосвязи различных наук, таких, как биология, экология, география.
Важным элементом в программе является наличие практических и лабораторных занятий. На них приходится 50% (36 час.) всех учебных занятий программы.
Программа состоит из 6 разделов.
Раздел 1 «Основы экологических знаний» (14 час.)
Содержание данного раздела предполагает расширенное и углубленное изучение основных экологических понятий. Рассматриваются основные экологические факторы: абиотические и биотические. Изучаются экологические сообщества, взаимоотношения организмов в природе. Рассматриваются методы экологических исследований: полевые, лабораторные.
Раздел 2 «Геоботанические исследования» (11 час.)
Раздел знакомит обучающихся с понятием «геоботаника», «растительные сообщества», «фитоценоза». Рассматривается классификация жизненных форм растений, строение растительных сообществ, сезонные и суточные изменения в растительных сообществах.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование основ экологических знаний путем вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.
Задачи программы
обучающие:
— расширить и углубить знания, полученные при изучении школьного курса предметов естественнонаучного цикла;
— создать условия для освоения основных методов исследований в природе;
— научить ориентироваться в информационном пространстве;
развивающие:
— способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к исследовательской деятельности;
— развивать эмоциональную, мотивационную сферу обучающихся. экологическое мышление;
Воспитывающие:
— формировать ценностные экологические ориентации, уважительное отношение к природе своей малой родине;
— воспитывать личностно-волевые качества: самодисциплину, усидчивость, терпение.
Планируемые результаты
В результате освоения программы предполагается подготовить обучающихся, умеющих самостоятельно проводить наблюдения и исследования в природе, определять растения и животных, знающих правила поведения в природе, умеющих осуществлять экологические исследования экосистем.
Предметные результаты:
— знание биологических и экологических терминов;
— знание экологических факторов и их значения для природы;
— умение проводить наблюдения в природе;
— понимание взаимосвязей между живой и неживой природой;
— способность к поисковой деятельности в изучении естественнонаучной
Метапредметные результаты:
— умение организовывать свою работу;
— умение получать необходимую информацию и структурировать её;
— умение делать выводы на основе полученных данных;
— способность к сотрудничеству;
— способность к творческому решению задачи, поиску нестандартных решений.
Личностные результаты:
— мотивация к изучению предметов естественнонаучного цикла;
— умение критически оценивать результаты своей деятельности;
— эмоционально-ценностное отношение к природе.
1.4 Учебно-тематический план
Название раздела, темы
Виды учебной деятельности
Раздел 1. Основы экологических знаний (14 час.)
Понятие «Среда обитания (жизни)». Характеристика сред жизни
Тестирование Заполнение таблицы
Экологические факторы. Классификация экологических факторов
Экология сообществ. Взаимоотношения организмов в природе
Тестирование, Заполнение таблицы
Экосистема. Особенности Экосистем Курганской области
Биосфера. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере
Человек и биосфера. Охрана природы и рациональное природопользование Экологический мониторинг
Методы экологических исследований. Полевые методы. Лабораторные методы. Правила ТБ
Итоговое занятие
ИТОГО по разделу 1
Содержание программы
Вводное занятие. Введение. Знакомство со структурой курса. Предмет, задачи и методы экологии. Э.Геккель – основоположник экологии.
Раздел 6. Исследование почв
Теория. Общая характеристика почвы. Виды почв. Состав почвы (минеральные вещества, вода, воздух, живые организмы). Почва как необходимое условие в жизни растений (субстрат для закрепления, источник минерального питания, источник воды, переживание неблагоприятных условий). Биотические факторы почвы. Почвенный профиль.
Почвенные горизонты. Растения–индикаторы кислотности почв.
Практика. Изучение почвенного профиля. Определение механического состава почвы, общей гигроскопической влажности, полной полевой влагоемкости Растения–индикаторы кислотности почв.
Итоговое занятие. Итоговое тестирование или участие ребят в региональном этапе слета юных экологов.
Формы аттестации/ контроля
На всех этапах реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» регулярно и всесторонне проводится педагогический контроль (мониторинг качества освоения программы).
Предметом контроля являются знания, умения и навыки обучающихся, полученные в результате освоения программы, внутренние личностные результаты обучающихся (освоенные способы деятельности, готовность к саморазвитию и самообразованию), обозначенные целью и задачами программы.
Мониторинг проводится посредством входного, текущего, промежуточного, итогового контроля.
Вводный контроль (стартовая диагностика) проводится в начале учебного года в форме предварительного тестирования, по результатам которых у учащихся выявляется уровень теоретической и практической подготовки.
Текущий (тематический) контроль осуществляется на каждом занятии посредством тестирования, педагогического анализа результатов выполнения практической или лабораторной работы. В рамках текущего контроля предполагается также взаимо- и самоконтроль, рефлексия обучающихся собственной деятельности и достигнутых образовательных результатов.
Промежуточный контроль проводится по итогам изучения разделов программы. Проверка качества усвоения программного материала и объема теоретических знаний и практических умений обучающихся проводится посредством тестирования, выполнения самостоятельно практических работ.
Итоговый контроль проводится по завершению учебного года в форме итогового тестирования по основным разделам программы, определяющего уровень сформированности предметных результатов (знаний, умений, навыков) или участия ребят в региональном этапе слета юных экологов.
Список литературы и источников
Источник: infopedia.su