Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марущак Анна Владимировна
Данная статья посвящена вопросам адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями зрения . Рассмотрены виды и методы физических упражнений для решения задач адаптивного физического воспитания.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марущак Анна Владимировна
Активизация юного дзюдоиста с ограниченными возможностями здоровья
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» для незрячих детей
Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности формирования компенсаторных двигательных умений и навыков у детей с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры
Двигательный режим и средства коррекции физической подготовленности детей 8-10 лет специальных образовательных учреждений
УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 15.03.2016
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
МЕТОДИКИ АДАПТИВНОИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Марущак Анна Владимировна, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями зрения. Рассмотрены виды и методы физических упражнений для решения задач адаптивного физического воспитания.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание (АФВ), нарушение зрения, методы АФВ.
Адаптивное физическое воспитание — разновидность адаптивной физической культуры, позволяющая подготовить человека с ограниченными возможностями здоровья к бытовой и трудовой деятельности, сформировать позитивное отношение к адаптивной физической культуре. В процессе тренировок адаптивным физическим воспитанием образуются жизненно необходимые двигательные навыки и умения, формируются базовые физические и психические качества, развиваются функции многих органов. Целью адаптивного физического воспитания является основывать осознанное отношение к своим навыкам у занимающихся [1].
Активное адаптивное физическое воспитание должно проводиться с момента установления какой-либо патологии. Во время таких занятий приоритет отдаётся коррекциям основного дефекта, сопровождающим заболеваниям и различным отклонениям, формированию альтернативных возможностей продолжать деятельность, а также профилактической работе.
Для решения задач адаптивного физического воспитания в практике используются различные виды физических упражнений, такие, как:
1. Передвижения: от ходьбы до бега.
2. Развивающие тренировки:
1 SCIENCE TIME 1
— с предметами (гантели, обручи, мячи, гимнастические палки, мешки с песком, и др.);
Учебно-документальный фильм «Цикл из 10 занятий АФК с детьми с нарушениями интеллекта и РАС»
3. Тренировка на развитие правильной осанки.
4. Упражнения, развивающие и укрепляющие мышечно-связочный аппарат.
6. Упражнения для развития дыхательной системы.
7. Упражнения на развитие координации.
8. Тренировка приёмов пространственной ориентировки с использованием и развитиемостаточных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
9. Тренировки на развитие остаточных анализаторов.
10. Специальные упражнения для зрительного анализатора.
К дополнительным средствам физического воспитания относят гигиенические факторы (соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.).
Программа адаптивного физического воспитания составляется с учётом индивидуального подхода к управлению физической нагрузкой и сенсорных возможностей обучающегося, а также эмоциональной интенсивности. Эмоциональность тренировок зависит от многообразия упражнений, от подхода к проведению занятий, интонации и отношения преподавателя.
Тембр звука должен меняться соответственно психическому состоянию учащихся, их скоростью утомляемости, особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении невидящих двигательным действиям используются картинки с рельефным изображением разных упражнений.
К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся мячи с веревочкой, прикрепляющаяся к поясу ребёнка, и тотполучает возможность самостоятельно его поднимать, мяч с запахом ванилина, использующийся как обонятельный ориентир, звуковые мячи. Использование звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров имеет первостепенное значение. Обучающимся необходимо освоить дифференцирование всех выше указанных ориентиров, а также их применение в жизни. Процесс адаптивного физического воспитания начинается с ознакомления с предметами, которые будут использоваться, коррекции зрительного восприятия и освоения умений пространственной ориентировки [1].
Для активизации двигательной активности специально организуются ситуации достижения, прямого или побочного воздействия на коррекцию двигательных нарушений, стимуляцию работы целых анализаторов (в частности, зрительного).
Использование обучающимися различных методов восприятия учебного материала зависит от степени нарушения зрительного анализатора. Плохо видящие со зрением от 0,1 до 0,4 диоптрий воспринимают предметы, явления и действия, ориентируются в большом пространстве. Дети, имеющие остаточное зрение, используют осязательно-зрительный или зрительно-осязательный способы. Полностью невидящие воспринимают окружающий мир осязательно-двигательно-слуховыми способами. При работе с данной группой детей
1 SCIENCE TIME 1
используют все методики обучения, при этом учитываются специфики восприятия ими учебного материала, за счёт чего имеются различия в приёмах. Они модифицируются в зависимости от физической подготовленности ребенка, запаса знаний и умений, существования прошлого зрительного и двигательного опыта, умения пользоваться сохранным зрением [3].
Метод слова является одним из типичных приёмов обучения для детей с нарушениями зрения: беседа, описание, разъяснение, инструктажи пр. Самым распространённым является разъяснение, где ученик пытается осознавать и представлять себе двигательный образ. Описывая его, учитель не только передаёт обучающимся предлагаемый материал, но и даёт пространственные представления о предметах и явлениях. Восприятие речи на слух может позволить детям с нарушениями зрения сопоставить слова с теми предметами, действиями, которые они определяют. Подобная практика при помощи слухового восприятия помогает создать условия для познавания определений все большего числа слов, терминов, применяемых при усваивании движений в процессе адаптивного физического воспитания [4].
Используют многие разновидности объяснения: сопроводительное пояснение — лаконичный комментарий и замечание, которыми использует тренер по мере выполнения упражнения обучающимися с целью улучшения восприятия; и инструктирование — словесное разъяснение методики изучаемых действий.
К методу слова также относится метод дистанционного управления, который предполагает регулирование действий обучающегося на расстоянии при помощи данных команд: «поверни направо», «поверни налево», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Зачастую звуковой информацией пользуются дети с нарушением зрения. В большей части упражнений во время взаимодействия с предметом возникает звук, при помощи которого можно сложить понятие о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления [2].
Метод упражнения по применению знаний сформирован на основе восприятия информации при обучении благодаря органам чувств. Данный метод обращает внимание ребенка на ощущения, возникающие в мышцах и суставах при реализации двигательных актов, и позволяет сделать перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, при предложении ребёнку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание обучающегося на движения рук, ног, ощутить мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, при этом добиваясь повторить те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.
Особенное место в обучении слабовидящих занимает метод наглядности. Наглядность значится одной из специфических характеристик использования методик обучения в процессе знакомства с предметами и действиями. Во время рассматривания предметов спортивного инвентаря в начале рекомендуется осмотр предмета по частям, устанавливается цель: определить его форму,
1 SCIENCE TIME 1
поверхность, качество, далее предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия [5].
К средствам наглядной информации имеются некоторые требования: большой размер предметов, насыщенность цветов. При приготовлении наглядных руководств используются в основном красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Для формирования у детей полноценного восприятия учебного материала используют демонстрирование двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность всегда сопровождается словесным объяснением, которое поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит стимулирование мыслительной деятельности обучающихся.
Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо довольно часто вознаграждать детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от ощущения страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия достижения. Участие педагога в игре необходимо, потому что это позволяет сохранить темп и активность детей. При рациональном руководстве дети со зрительными нарушениями овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, в том числе и в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе [6].
При обучении детей с нарушением зрения редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется комплекс нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится той методике, которая наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.
Ведущей задачей адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения является вопрос формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Одним из аккомпанирующих заболеваний, характерных для слабовидящих детей, является нарушение функций стоп. К сожалению, ещё не разработана программа коррекции плоскостопия в процессе адаптивного физического воспитания. Как утверждают многочисленные авторы и исследователи, дети с нарушениями зрения имеют сниженный уровень физического состояния по сравнению со здоровыми сверстниками.
Перспективы дальнейших работ заключаются в изучении и анализе существующих программ физического воспитания, предназначенных для детей со сниженным зрением, а также обоснованию и разработке авторской программы.
1 SCIENCE TIME 1
1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 1 / Под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт. — 2005. — 448 с.
2. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт. — 2003. — 465 с.
3. Aupam.ru — информация по реабилитации инвалида колясочника, спинальника и т.д. [Электронный ресурс]. — URL: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/ page_07.htm (дата обращения: 14.03.2019)
4. EDUNEED — точности образования [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.eduneed.ru/eded-542.html (дата обращения: 17.03.2019)
5. «Планета детства» — интернет-журнал для педагогов [Электронный ресурс]. -URL: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-v-processe-formirovaniya-navykov-zdorovesberezhemya-v-dou-s-detmi-s-narusheniem-zreniya.html (дата обращения: 17.03.2019)
6. Евсеев С.П. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / Коми, Республиканский институт развития образования. — Сыктывкар, 2016. — 61 с.
Источник: cyberleninka.ru
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения
Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения
Всем известно, что в последние годы количество здоровых, а значит нормально развивающихся детей, в дошкольных учреждениях снижается. По данным статистики лишь 22,1% детей признаны здоровыми (имеют 1 группу здоровья, 51,7 %имеют функциональные отклонения (2 группа здоровья, 26, 2 %имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья).
Публикация «Специфика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Проанализировав группы здоровья детей в нашем детском саду, я убедилась, что основная масса детей имеют хронические заболевания (3-4 группы здоровья, что составляет 52, 2%, функциональные отклонения -47,8% (2 группа здоровья, детей с первой группой здоровья нет.
Говоря о нашем дошкольном учреждении, можно сказать, что коррек-ционные задачи в нашем детском саду непосредственно связаны с первич-ным дефектом и вторичными отклонениями в развитии ребенка. У нас проводятся специальные коррекционные занятия : развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика. Помимо этого вся непосредственно образовательная деятельность имеет коррекционную направленность, в том числе и по физическому воспитанию.
На физкультурных занятиях помимо общеобразовательных решаются и задачи коррекционно — компенсаторные, и лечебно- восстановительные.
Коррекция – это исправление, преодоление недостатков в развитии, которые возникают на фоне зрительной патологии. Компенсация – это замещение, восполнение недостающей зрительной информации за счет сохранных анализаторов.
Лечебно – восстановительные – это восстановление зрительных функций (центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение).
Пример физкультурного занятия
Идет подготовка организма к предстоящей нагрузке (упражнения в ходьбе и беге и их различных видов, построение, перестроение, специальные упраж-нения в ориентировке в пространстве, на развитие слуха, внимания).
Детей с высокой степенью миопии (близорукости) нужно поставить за хорошо видящими детьми.
Тренировка фиксации взгляда на предмете происходит в заданиях, где педагог периодически показывает детям разные цветные предметы. Тем самым сигнализируя о необходимости изменения каких-либо действий детьми (цветные флажки и меняем вид ходьбы – на носках, пятках, гусиным шагом; цветные круги меняем построение – круг, колонна, шеренга и т. д.).
Для тренировки зрительно-моторных реакций используются упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых могут быть различные разметки на полу.
Физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) должны иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются пособия с меткой для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.
На канатах, на веревках, скакалках также должны быть специальные обозначения в виде полоски, бантика с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги, а также определять направленность при движении и свое положение в пространстве.
В О. Р. У. включаются упражнения для глаз или глазодвигательную гимнастику в динамической форме, связанная с прослеживающей фиксацией взора (например, при выполнении упражнений для плечевого пояса отводим руку в сторону и следим глазами и акцентируем на этом внимание).
Нужно использовать больше упражнений на координацию, так как у детей с патологией зрения особенно она страдает (разноименные и разнонаправленные упражнения – поочередное поднимание рук).
Индивидуальный подход – детей с высокой степенью миопии ставят в колонны в первый ряд или отдельное звено, им противопоказаны упражнения с резкими наклонами головы, с наклонами вниз, резкие прыжки.
Основные виды движений
Развитию зрительных функций способствует такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам
Во время проведения основных движений используется дифференцированный подход. Дети сильно отличаются по уровню восприятия учебной информации, так как на лучшем глазу у ребенка находится окклюдор. Из-за ограниченного поля зрения двигательная реакция у такого ребенка может быть замедленной.
Поэтому таким детям обязательно нужна страховка, например, в ходьбе по гимнастической скамейке. Впереди обязательно ставится зрительный ориентир. Кроме этого все дети могут выполнять более усложненное задание (идти с мешочком на голове, а дети с окклюдором и слабовидящие просто сохраняя равновесие.
Детям с высокой степенью миопии, с изменением глазного дна нельзя резко спрыгивать, лучше сходить со скамейки.
Также при метании могут быть две разные по размеру цели в соответствии со зрительными возможностями, также разные предметы для метания.
Для прокатывания мяча использовать цветные воротца.
Прежде всего, включаем в игру отработанные движения.
Лучше не брать игры, где дети действуют поочередно (например «Два», «Третий лишний»)
Чаще использовать игры, где бы развивались прослеживающие функции глаз, бинокулярное зрение, глубинное зрение, боковое зрение ( например: мл. гр. – «Птички летают» — развитие периферического зрения, «Догоним мишутку» — прослеживающие функции глаз; ст. гр. – «Ловишка, бери ленту» — прослеживающие функции глаз, ориентировка в пространстве.
Помимо ходьбы, упражнений на восстановление дыхания, игр малой подвижности в специализированном детском саду для детей с патологией зрения учим детей ориентироваться в макропространстве с помощью карт-схем. Основная цель заданий с использованием карт-схем – научить детей понимать связь между объектами и использовать эту связь в собственных действиях. Проводятся игры типа «Найди знак», «Найди указанный предмет».
В заключении можно сказать, что знание особенностей зрения каждого ребенка позволит подобрать специальные методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильно оборудование и тем самым помогать решению коррекционных задач, направленных на преодоление недостаточности двигательных умений, а также способствовать восстановлению зрения.
—силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих);
—упражнения, связанные с сотрясением тела, — прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой;
—выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 уд. /мин.
Публикации по теме:
Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.
Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.
Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителей Покупая своему ребёнку обувь для занятий физкультурой в детском саду, многие родители,иногда не задумываются о том, какую именно обувь лучше.
Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Тема: «Вот.
Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.
Консультация «Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Образовательный процесс в учреждении осуществляется.
Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.
Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.
Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя — логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.
Источник: www.maam.ru
Рабочая адаптированная программа по физической культуре для 8 класса С(К)О (слепых и слабовидящих)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А А Зданевича. (М.: Просвещение, 2012) и методических рекомендаций для учителей Л. Н. Ростомашвили «Физические упражнения для детей с нарушением зрения».
Олимпиады: Физическая культура 1 — 11 классы
Содержимое разработки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А А Зданевича. (М.: Просвещение, 2012) и методических рекомендаций для учителей Л. Н. Ростомашвили «Физические упражнения для детей с нарушением зрения».
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
— Федеральный Закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507-р.
– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. № 322;
Субъективные причины, осложняющие общее развитие детей, усугубляются влиянием тяжелого зрительного дефекта на процесс физического развития личности слепого и слабовидящего школьника (Р.Н. Азарян, 1989; Л.Ф. Касаткин, 1980; В.А. Кручинин, 1987; Л.А. Семенов, 1989;Б.В.
Сермеев, 1983).
Как известно из публикаций М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Л.А.Семенова и др., тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает не только познавательную, но и двигательную активность, приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем его нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе.
У слепых и слабовидящих, при естественной стойке, часто отмечается неправильное положение ног (постановка стоп с разворотом носков вовнутрь, наружу, параллельно, одна параллельно, другая наружу или вовнутрь). По данным Е.И.Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриэляна, у слепых и слабовидящих школьников статическое плоскостопие встречается от 30 до 53.8% (Азарян Р.Н.,1989). В связи с трудностями, возникающими при подражании и овладении пространственными представлениями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх.
Письмо по Брайлю, поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой (наклон головы вперед-влево, вперед-вправо, асимметричное положение плеч), монокулярное зрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе, и другим нарушениям.
Программа предусматривает следующие цели и задачи:
1. Обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка без каких-либо скидок на дефект зрения.
2. Повышение мобильности как средства интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих.
3. Восстановление и совершенствование, с помощью средств ЛФК, физических и психофизических способностей слепого и слабовидящего школьника.
1. Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников с вторичными отклонениями в развитии.
3. Освоение основных двигательных навыков и умений, предусмотренных программой.
4. Своевременная профилактика и предупреждение развития вторичных отклонений у слепых и слабовидящих детей.
5. Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
6. Формирование и закрепление правильной осанки, достижение ее стабилизации при выполнении жизненно необходимых положений и движений.
7. Укрепление мышечно-связочного аппарата.
8. Формирование у слепых учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки (ориентировка в спортзале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными наглядными пособиями, с использованием сохранных анализаторов).
9. Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия средствами ЛФК.
10. Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.
Программа включает следующие разделы.
1. Обучение и формирование навыка правильной осанки.
2. Исправление нарушений осанки и движений.
3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
4. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Развитие навыка пространственной ориентировки в замкнутом пространстве.
6. Формирование готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• иметь представление о механизме лечебного действия упражнений,
• иметь представления о правильной осанке, значение предмета КДН.
• уметь сохранять положение правильной осанки в статико –динамическом режиме дня, при самостоятельной ходьбе в знакомом и
• выполнять различные упражнения на исправление дефектов осанки,
• выполнять сложные упражнения с предметами,
• свободно ориентироваться в частях тела,
• дифференцировать звуки и их расположение в зале,
• контролировать положение правильной осанки в различных видах
• дифференцировать мышечные усилия при выполнении различных
упражнений в усложненных вариантах (работа с набивными мячами,
гантелями, гимнастическими палками),
• играть, соблюдая правила,
• самостоятельно выполнять упражнения для укрепления мышц глаза.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
— включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
— проверка выполнения отдельных упражнений;
— выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
— повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение и формирование навыка правильной осанки. Обучение использованию навыка правильной осанки при выполнении физических упражнений в усложненных вариантах (использование набивных мячей, гимнастических палок, гантелей, резиновых бинтов). Обучение использованию сформированного навыка правильной осанки в спортивных играх, эстафетах и в повседневной самостоятельной деятельности. Обучение правильной осанке на суженной сенсорной основе.
Исправление дефектов осанки и движений. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и самовытяжении. Укрепление мышц плечевого пояса, с использованием предметов: гимнастические палки, гантели.
Укрепление мышц спины, брюшного пресса. Закрепление программного материала 1-4 годов обучения посредством увеличения количества повторений, темпа, амплитуды движений, сочетание работы рук и ног.
Развитие вестибулярного аппарата.
Профилактика и коррекция плоскостопия. Укрепление мышечно – связочного аппарата свода стопы (ходьба босиком вдоль гимнастической стенки, лазание по гимнастической стенке, использование массажных мячей, гимнастических палок). Формирование правильного механизма ходьбы.
Закрепление приобретенных навыков выполнения упражнений путем изменения и. п., скорости, темпа, переноса центра тяжести тела.
Совершенствование сердечно — сосудистой и дыхательной систем.
Формирование навыка прерывистого и порционного дыхания. Упражнения, способствующие повышению обменных процессов. Обучение последовательному расслабления мышц (шеи, рук, грудной клетки, ног).
Обучение наиболее сложным упражнениям на фитболах для укрепления мышц: (плечевого пояса, рук, брюшного пресса, спины, свода стопы). Корригирующие упражнения.
Развитие навыка пространственной ориентировки в замкнутом пространстве. Формирование свободного выполнения поворотов на 90, 180 и 360. Закрепление и совершенствование сформированных навыков готовности сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства в практической деятельности и в повседневной жизни.
Распределение часов коррекционной программы по предмету коррекция двигательных нарушений
Обучение и формирование навыка правильной осанки.
Исправление дефектов осанки и движений.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Развитие навыка пространственной ориентации в замкнутом пространстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс С(К)О
Кол – во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовленности обучающихся
Источник: compedu.ru