Какие из правомочий не относятся к исключительному праву автора программы

К рассматриваемой теме близка еще одна — в авторском праве существует такое понятие, как » служебное произведение «. Служебное произведение — это такое произведение , которое создано работником в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Такие произведения не редкость, так как большинство людей осуществляют свою работу по трудовому договору, то есть состоят с нанимателем в трудовых отношениях (это необходимо отличать от гражданско-правовых отношений, оформляемых, например, договором подряда или заказа). Работник сам не может использовать по своему усмотрению созданное им служебное произведение , поскольку исключительные права на его использование принадлежат работодателю, если только в договоре между автором и работодателем не предусмотрено иного.

Это же правило применимо и к программам для ЭВМ и базам данных. Однако ЗоПЭВМ содержит еще одно положение: «Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик» (п. 2 ст. 12 ЗоПЭВМ).

Музыка С АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ для видео на YouTube. Как договориться с музыкантами.

Дуализм авторского права означает, что, с одной стороны, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект , в котором произведение выражено, а с другой — предполагает как личные неимущественные , так и имущественные права .

К личным неимущественным правам относятся:

  • право авторства (право признаваться автором произведения);
  • право на имя (право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно);
  • право на обнародование (право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв);
  • право на защиту репутации (право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора);
  • право на неприкосновенность (целостность) программы для ЭВМ (право на защиту как самой программы для ЭВМ или базы данных, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае передачи или уступки исключительных прав на использование произведения.

Личные неимущественные права (за исключением права на обнародование) охраняются бессрочно. Помимо личных неимущественных, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Этот блок прав, в противовес личным неимущественным , обычно именуется имущественными правами, поскольку именно они позволяют автору извлекать материальную выгоду из своего произведения, ибо извлечение денег из искусства порой является не меньшим искусством. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

Гражданское право || Защита авторских и смежных прав

  • право на воспроизведение (воспроизводить произведение);
  • право на распространение (распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.);
  • право на импорт (импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав);
  • право на публичный показ (публично показывать произведение);
  • право на публичное исполнение (публично исполнять произведение);
  • право на передачу в эфир (сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения путем передачи в эфир и/или, последующей передачи в эфир);
  • право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю (сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств);
  • право на перевод (переводить произведение);
  • право на переработку (переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение);
  • право на доведение до всеобщего сведения (сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору);
  • право на модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой.

Указанные выше права охраняются от нарушения любого лица. Сказанное подтверждается судебной практикой, сформировавшейся еще в прошлом веке. Так, товарищество, обладатель исключительных прав на художественный фильм, обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с этим фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков.

Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗоАП распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя.

Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверяла наличия у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права ), то есть не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.

Таким образом, суд сделал вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возмещения убытков.

Исключительные права относятся к категории имущественных прав, поэтому все перечисленные правомочия связаны с использованием произведения в гражданском обороте и получением выгоды от такого использования. Если внимательно посмотреть на список авторских правомочий, то становится видна их историчность, обусловленная появлением новых способов ознакомления публики с произведением.

Читайте также:
Программа фронт офис для пенсионного фонда инструкция по применению

Одним из последних правомочий является право на доведение до всеобщего сведения. И хотя формулировка несколько тяжеловесна, очевидно, что за автором закрепляется право на размещение своего произведения в глобальных компьютерных сетях, например в Интернете. Другими словами, никто, кроме автора, не может разместить произведение в свободном доступе в Интернете. При этом не имеет значения цель такого размещения (для извлечения прибыли или нет). Необходимо обратить внимание, что данное положение вступает в силу только с 1 сентября 2006 г., однако эффективная защита авторских прав на произведения, размещенные в Интернете, возможна уже сейчас.

Серьезным испытанием для авторского права и смежных прав в настоящее время являются так называемые пиринговые сети (от англ. p2p — peer2peer, «равный равному»). Пиринговые сети позволяют легко обмениваться через сеть Интернет различными файлами (музыка, фильмы, тексты и т.п.). Для этого пользователь скачивает специальную программу-клиент (eMule, KaZaa и др.), делает доступными папки на своем компьютере для других пользователей и подсоединяется к Интернету. Далее программа -клиент ищет компьютеры пользователей, которые находятся в режиме онлайн . Пользователю, для того чтобы найти файл , необходимо только ввести его имя, а программа сама сформирует список компьютеров, с которых его можно скачать.

Это часто называется обменом файлами, а сети, используемые для этого, — файлообменными. Однако юридически в результате таких действий происходит не обмен в привычном смысле слова, а копирование (в терминологии ЗоАП — воспроизведение) файлов. Таким образом, скопированный файл есть как на компьютере, с которого производилась загрузка , так и на компьютере, который файл скачивал.

Одним из первых файлообменных сервисов в Интернете был сайт Napster. Популярность его была такова, что им заинтересовались американские звукозаписывающие компании ( RIAA — Recording Industry Association of America — организация, объединяющая большинство из них). В результате судебных тяжб Napster был признан «содействующим» нарушению авторских и смежных прав.

Суд пришел к выводу, что Napster не нарушал чьи-либо права , поскольку он не воспроизводил файлы в сети Интернет , но создал возможность для воспроизведения путем составления списка песен и компьютеров, с которых возможна закачка. Napster являлся централизованной пиринговой сетью. В настоящее же время ситуация (возможно, из-за этого знаменитого судебного дела) изменилась: списки файлов и компьютеров больше не хранятся на одном центральном сервере — система стала децентрализованной, и поэтому бороться с нарушениями авторского права стало тяжелее.

В 2004 г. борьба с нарушителями авторского права пользователями файлообменных сетей в США велась очень активно. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний ( RIAA ) продолжила акцию по привлечению к ответственности пользователей файлообменных сетей, и на начало 2005 года RIAA было подано 8500 исков против пользователей файлообменных сетей, требуя по каждому иску по 5000 долларов США штрафных выплат.

С точки зрения российского законодательства существование файлообменных сетей тоже является нарушением авторских (смежных) прав, однако эти сети пока не столь развиты, чтобы представлять серьезную угрозу отечественной музыкальной индустрии. В российском сегменте Интернета контрафактные экземпляры музыкальных композиций можно легко найти.

Однако существует точка зрения, что файлообменные сети не только не угрожают звукозаписывающим компаниям, но и способствуют приобретению компакт-дисков с песнями, ранее прослушанными при скачивании из сети Интернет . Известная компания Apple Computers пошла именно таким путем и открыла в Интернете сервис iTunes , с помощью которого можно скачать из огромного архива музыкальную композицию за 99 центов. Всего через несколько месяцев компания объявила, что количество скачанных песен превысило миллион.

Источник: intuit.ru

Вопрос 3. Авторские правомочия

Вопрос 2. Субъекты авторского права

К субъектам авторского права относятся авторы произведений, их наследники, иные правопреемники, а также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.
Автором произведения является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное (презумпция авторства). При возникновении спора по поводу авторства проводится автороведческая экспертиза.
Способность иметь права автора произведений науки, литературы и искусства возникает с момента рождения и не связывается с наличием у лица дееспособности. Однако для осуществления прав автора необходимо обладать определенным объемом дееспособности, поэтому от имени малолетних и недееспособных действуют их законные представители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют права автора самостоятельно, без согласия законных представителей (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Таким образом, автором произведения может быть любой гражданин независимо от его возраста, дееспособности, гражданства. Вместе с тем при определении действия авторского права в пространстве и по кругу лиц учитывается гражданство автора.

Если произведение обнародовано на территории РФ или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории РФ, то авторские права на него охраняются независимо от гражданства авторов (их правопреемников). Если произведение обнародовано за пределами территории РФ или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, признание авторских прав зависит от гражданства автора (правопреемника). За гражданами России авторские права признаются в любом случае, за гражданами других государств — в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение может быть создано совместным творческим трудом двух или более лиц, которые являются соавторами. Авторское право на коллективное произведение принадлежит им совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. В любом случае право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. При нераздельном соавторстве (когда произведение соавторов образует одно неразрывное целое) ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Субъектами авторского права являются также правопреемники. После смерти автора его права (за исключением права авторства, права на авторское имя, право на защиту репутации автора) переходят в порядке универсального правопреемства к наследникам.
Кроме того, переход имущественных прав авторов возможен в порядке сингулярного правопреемства на основании договора. Авторские права правопреемников носят срочный характер. По общему правилу авторское право прекращается по истечении 70 лет после смерти автора.
Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, создаются обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения их имущественных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (получение вознаграждения за публичное исполнение произведение, выдача лицензий на использование прав и т.п.). Они осуществляют управление имущественными правами на основании полномочий, полученных от авторов и других обладателей исключительных прав в соответствии с письменными договорами.

Читайте также:
Программа которая меняет страну нахождения

Вопрос 3. Авторские правомочия

В результате создания произведения у автора возникает авторское право, которое может быть разделено на ряд конкретных правомочий, получивших название субъективных авторских правомочий.
Весь комплекс указанных правомочий принадлежит автору при жизни в полном объеме и охраняется законом. Эти правомочия можно разделить на личные неимущественные, т.е. не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения.
Хотя Закон говорит об авторских правомочиях, в большинстве случаев эти правомочия осуществляют не сами авторы, а организации-пользователи. Закрепление же за автором исключительных правомочий дает ему возможность вступать в договорные отношения с такими организациями по поводу использования созданного произведения.
Важнейшим среди этих прав является право авторства, которое по существу определяет все остальные авторские правомочия. Для него характерны исключительность и абсолютный характер, поскольку именно право авторства дает возможность создателю произведения считать себя автором данного произведения, требовать признания в этом качестве со стороны других лиц, а также использовать предусмотренные Законом способы для охраны этого права в случае присвоения его другими лицами (плагиата). Простое неупоминание имени автора, в частности, при цитировании не является присвоением авторства.
Право на имя (его следует отличать от права авторства) состоит в том, что автор может опубликовать произведение под собственным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно). Автор может изменить свое решение, касающееся права на имя (например, раскрыть псевдоним). При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве уполномочен защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Имя включает указание фамилии, имени и отчества автора либо его фамилии и инициалов. В ряде случаев произведение выпускается в свет с подписью (парафом) автора. Параф не является псевдонимом, поскольку не ставит своей целью скрыть имя автора. Однако его нельзя считать и именем, поскольку из парафа не всегда можно узнать точное имя автора. В ряде случаев указывается только имя юридического лица, выпустившего в свет произведение, что совершенно неправомерно.
Действующее законодательство предусматривает право на защиту репутации. Это право дает возможность воспрепятствовать любому искажению произведения, которое могло нанести ущерб чести и достоинству автора. Сами критерии являются достаточно размытыми.

Однако на практике предполагается прежде всего, что никто кроме автора не имеет права вносить изменения и дополнения в произведение, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием и предисловием. Право на защиту репутации включает также право на защиту произведения от некорректных оценок произведения, приписок автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения. В последнем случае автор имеет право ссылаться помимо специальных норм Закона об авторском праве и смежных правах на общие нормы ГК РФ.
После смерти автора осуществлять защиту указанных правомочий могут его наследники и их правопреемники. Срок полномочий наследников автора и их правопреемников по охране права неприкосновенности в Законе прямо не определен. Из этого можно сделать вывод, что указанное право будет действовать бессрочно.

Вместе с тем возможны ситуации, когда у автора либо у наследников не будет правопреемников, и возникает вопрос о том, кто будет осуществлять указанное право. В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона об авторском праве в этом случае защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. Очевидно, этот вопрос надо было решить законодателю более четко и указать конкретную организацию, которая будет осуществлять эту защиту.
Право на обнародование (выпуск в свет неопубликованного произведения) состоит в том, что только автор принимает решение о доведении произведения до всеобщего сведения. С помощью этого права произведение вводится в экономический оборот. Кроме того, обнародование влечет определенные юридические последствия, которые состоят в том, что в случаях, указанных в Законе, произведение, созданное автором, может быть использовано без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения.
Как правило, обнародование произведения осуществляется соответствующими юридическими лицами, наделенными должными полномочиями и имеющими необходимые материальные возможности. Однако в некоторых случаях автор может самостоятельно выпустить в свет созданное им произведение. Например, автор музыкального произведения может впервые публично исполнить его перед слушателями.
Право обнародования можно реализовать только раз. После этого произведение переходит в другой правовой режим.
Закон не содержит исчерпывающего перечня способов обнародования произведения. В связи с этим возникает вопрос о том, может ли рассматриваться в качестве обнародования использование неопубликованного произведения в информационных системах на базе ЭВМ. Такое использование заключается в том, что произведение вводится в память ЭВМ и по мере необходимости оно выводится из компьютера. Особенно это касается использования произведения в Интернете. Поскольку основным признаком обнародования произведения является доведение его до неопределенного круга лиц, то очевидно, что в данном случае речь действительно идет об обнародовании. В печати даже использовался такой термин, как «сетевое средство массовой информации», применительно к Интернету .
———————————
См.: В пух и перья // Сегодня. 2000. 1 июня.

Читайте также:
Как перематывать программы на телевизоре LG

Таким образом, включение произведения в электронные базы данных (в том числе в Интернет) можно рассматривать как разновидность воспроизведения, на которое нужно получить разрешение правообладателя. Единственное исключение составляет воспроизведение в личных целях. Само по себе помещение произведения в электронную память без цели извлечения прибыли можно рассматривать как использование в личных целях, однако если обеспечить доступ к произведению другим лицам, то будет затронуто другое правомочие — право на распространение произведения.
Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на экземпляры. Согласно п. 4 ст. 16 Закона об авторском праве размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Синонимами воспроизведения являются тиражирование и репродуцирование.
Под публичным исполнением понимается такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения. Восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей).
Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (например, картинная галерея), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Таким образом, публично показываются прежде всего произведения изобразительного искусства, а также аудиовизуальные произведения.
Исключительным правом также является право на передачу в эфир. Под передачей в эфир понимается любая возможность трансляции произведения (включая его показ или исполнение) с помощью передачи сигналов. Такие сигналы, в частности, могут передаваться через спутник. При этом произведение доводится до сведения неопределенного круга лиц.
Самостоятельным имущественным правом является право на передачу произведения по кабелю. В этом случае сигналы с произведением распространяются с помощью кабелей или иных аналогичных устройств.
Право на перевод не может рассматриваться как самостоятельное авторское правомочие. Оно сводится к праву автора давать согласие на перевод и переработку своего произведения путем заключения соответствующих договоров.
Право на переработку предполагает право автора контролировать любую переделку, аранжировку или иную трансформацию произведения.
Следует отметить, что имущественные и неимущественные права существуют не изолированно, а тесно переплетаясь друг с другом. Так, неуказание имени одного из соавторов может привести к тому, что он лишится прав на получение вознаграждения за использование произведения (например, переделка повествовательного произведения в драматическое и наоборот).

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 989 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Какие правомочия принадлежат обладателю исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации товаров, работ, услуг?

— по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать (а также распоряжаться) такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В чем отличия между результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации?

Средства индивидуализации представляют собой объекты нематериальные, однако это не результаты творческой деятельности, они имеют другое назначение. Фирменные наименования предназначены для индивидуализации в обороте коммерческих юридических лиц. Товарные знаки и наименования мест происхождения товаров индивидуализируют товары, а знаки обслуживания – работы и услуги. Коммерческие обозначения предназначены для индивидуализации предприятий, т.е. соответствующих имущественных комплексов, название которых имеет потенциальную коммерческую ценность (например, название ресторана или магазина).

Личные неимущественные права автора возникают только в отношении результатов интеллектуальной деятельности; они не могут возникать в отношении средств индивидуализации. Даже когда средство индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) является результатом чьего-либо творческого труда, личные неимущественные права в отношении средства индивидуализации появиться не могут.[1]

7. Какие правовые институты можно выделить в составе учебной дисциплины «Право интеллектуальной собственности» с учетом различия объектов интеллектуальных правоотношений?

Суханов в своем учебнике «Российской гражданское право» Выделяет следующие институты права интеллектуальной собственности:

2) Смежные права

3) Промышленная собственность — институт интеллектуальных прав, с помощью которого получают правовую охрану изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау (секреты производства).

4) права на средства индивидуализации — институт интеллектуальных прав, с помощью которого осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг.[2]

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru