Лекция Информационные телекоммуникационные системы для непрерывного слежения за движением материальных потоков. Моделирование информационных технологий грузовых перевозок. Управление цепочками поставок.
Информационные системы пассажирских перевозок.
Существуют различные методы формирования, передачи, обработки и оптимизации информационных потоков в рамках конкретных объектов управления или их совокупностей. Наукой и практикой выработаны рекомендации по созданию для этих объектов информационных технологий, отвечающих особенностям их эффективного функционирования и взаимодействия с внешней средой. Принципиальные модели таких технологий базируются на формализованных экономико-математических методах, а также алгоритмах управления и анализа.
Так, метод матричного моделирования позволяет формировать многие процедуры и операции путем построения таблиц (матриц), отражающих информационные связи всех подразделений объекта управления и его внешней среды.
Метод семиотического анализа (от греч. semeion — знак) предполагает моделирование информационных технологий на основе использования определенной знаковой системы сообщений («языков»), обеспечивающих взаимодействие подразделений и структур друг с другом.
Что такое информационные системы?
При моделировании информационных технологий используются также графический метод схематического построения потоков информации и их взаимосвязей, а также м е тод реквизитов (детальный анализ информационных потоков) и другие.
В моделях информационных технологий обычно просматривается иерархическая структура управления объектом. Иногда ее называют «информационной пирамидой». На рис. 52 представлена четырехуровневая структура такой пирамиды.

Рис. 52. Информационная пирамида управления
Модель информационной технологии производственной структуры должна отражать в себе процедуры всех взаимосвязанных бизнес-процессов в рамках единой процессно-ориентированной логистической системы. После построения такой модели возможна ее декомпозиция на информационные составляющие процедур для их анализа и оптимизации.
Информационные системы
Такие системы представляют собой структуры, в состав которых входят электронно-вычислительные машины, объединяющие их коммутационные сети связи, информационные технологии и автоматизированные рабочие места менеджеров. Эти системы имеют две части: функциональную и обеспечивающую. Первая заключает в себе набор функций и задач, возложенных на систему, а вторая—совокупность средств (компонентов), предназначенных для выполнения системой предписанных ей функций и решения задач.
В совокупность средств второй части входят компоненты шести видов обеспечения: информационного, программного, технического, организационного, математического и методического.
Набор функций (функциональных подсистем), в том числе логистических, перечни решаемых каждой из них задач, их структуризация, возможность группирования в отдельные блоки (модули) прорабатываются при проектировании информационных систем.
УРОК 32. Информационные системы, технологии и ресурсы (11 класс)
Крупные предприятия используют интегрированные информационные системы корпоративного уровня, которые содержат модули решения отдельных логистических задач: управление закупками (снабжением), управление запасами, управление распределением (сбытом) ресурсов, управление складом, управление транспортировкой, управление цепями поставок.
Компания SAP в одной из версий своей информационной системы R/3 предлагает заказчикам модуль «Логистика», объединяющий управление такими функциями как «Закупки», «Сбыт», «Управление запасами». Модуль «Логистика» имеется в информационных системах, продвигаемых на отечественном рынке компаниями Oracle, «Парус» и др.
Для автоматизированного управления отдельными логистическими процессами (складскими, экспедиторскими, транспортными) многие компании используют готовые («коробочные») решения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Внедрение информационных систем на предприятиях, с созданием автоматизированных рабочих мест (АРМ) предполагает устройство сетей коммуникационной связи (локальных, многоуровневых, распределительных). На рис. 53 представлены некоторые варианты конфигурации этих сетей.

Рассматриваемые сети можно также классифицировать по видам используемых средств коммуникаций (электронная почта, факсимильные, телефонные аппараты и др.), технологиям (оптические, микроволновые, спутниковые и др.), принадлежности, географии и дальности передачи информации (локальные, городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные).
| Рис. 53. Виды построения информационных логистических сетей: а — структура звезды; б — круговая структура; в — U-образная структура |
Сети коммуникационной связи обеспечивают их пользователям возможность работать в диалоговом режиме, вводить и вызывать необходимую информацию для обработки, вновь передавать ее по сетям и линиям связи.
В российской компании «ТрансТелеКом» создана уникальная сеть волоконнооптических линий телекоммуникационной цифровой связи. Она проходит вдоль стальных магистралей страны, через крупные населенные пункты и промышленные центры и призвана стать основой формирования единого информационного пространства не только железнодорожного, но и других видов транспорта. К этой мощной сети могут быть подключены локальные компьютерные сети крупных перевозочных, экспедиторских, складских, страховых компаний, портов, корпоративная сеть отечественных таможенных органов. Она соединена с сетями связи других стран СНГ, Балтии, Финляндией, Монголией, КНР. Ее дополняет система спутниковой связи.
На железных дорогах РФ разработан и успешно внедряется комплекс многоцелевых информационных систем. В их числе система «ДИСПАРК» (для управления вагонным парком); система «ДИС-КОН» (для управления контейнерным перевозками); система «ЭТ-РАН» (использование электронной транспортной накладной); система «Грузовой экспресс» (для обеспечения своевременной адресной доставки грузов) и другие.
Ведется внедрение корпоративной информационной системы «СИРИУС», имеющей единую централизованную базу данных по всем основным перевозочным ресурсам ОАО «РЖД». Многие из внедряемых на железнодорожном транспорте информационных систем содержат клиентоориентированные приложения. В их числе разработанная Центром информационных технологий на транспорте система «Автоматизация логистических функций клиента».
С 1994 г. Россия, Германия и Финляндия участвуют в программе сотрудничества по развитию и применению автоматизированных информационных систем в международных перевозках грузов и логистике. Программа получила название «Телематика во внешнеторговой логистике и управлении поставками товаров в бассейне Балтийского моря и прилегающих регионах». Сокращенное ее название TEDIM. В 2002—2003 гг. к программе присоединились Латвия, Литва, Польша и Эстония.
Разработаны и внедряются свыше 30 объединяемых программой информационных систем: «ВОРСom — для судоходных компаний портов Балтики», «DMS и Delcom — для контроля за поставками товаров в логистических цепях», «RailCom и RailTrack — для внедрения электронных перевозочных документов при железнодорожно-автомобильных сообщениях», «Custcom и EurCust — для гармонизации таможенных процедур на основе EDI-технологий», «Logcom и LCCT — для информационного обеспечения и управления работой логистических центров» и др.
Автоматизированный сбор данных для логистических информационных систем нередко базируется на использовании штрихового и радиочастотного кодирования и идентификации товаров, укрупненных грузовых единиц и транспортных средств. Штриховые коды были изобретены в начале 50-х годов прошлого века. Кодирование при помощи штрихов подобно азбуке Морзе. Однако вместо сочетаний точек и тире в штриховом коде используют широкие и узкие штрихи и пробелы между ними. Масштабное распространение в мире получила система европейского кодирования EAN (European Article Numer).
На рис. 54 представлен код EAN 13, содержащий 12 элементов, сгруппированных в две комбинации из штрихов и цифр (по шесть в каждой). По обеим сторонам кода находятся контрольные элементы. Первые две цифры обозначают код страны происхождения товара. Следующие четыре цифры — это индекс изготовителя товара.
Оставшиеся цифры позволяют изготовителю закодировать свой товар.
Штриховое кодирование используется для автоматизированной (при помощи сканеров) идентификации товаров и укрупненных грузовых единиц, их учета, отслеживания, сортировки. Информация, содержащаяся в штрих-кодах, считывается сканером примерно в 6—7 раз быстрее, чем это делает опытный сотрудник. Обеспечивается высокая точность считывания информации.
В 1969 г. была изобретена, а в 1973 г. запатентована система
радиочастотного кодирования и идентификации
| Рис. 54. Штриховой код EAN 13 |
товаров, транспортных средств и других объектов. Сокращенно она называется RFID (Radio Frequency Identification) и состоит из радиочастотных меток и считывающих устройств с антеннами (рис. 55). Антенны могут быть встроены в сканеры, в ворота, турникеты, закрепляться в самых различных точках по маршрутам продвижения товаров (объектов).
Основной элемент RFID-систем — радиочастотная метка с записанной в ее
| Рис. 55. Принцип радиочастотной идентификации |
память информацией. Считывание этой информации осуществляется без контакта с меткой, по радиоканалу в определенном частотном диапазоне. Метки могут быть активными и пассивными (пассивные не имеют источников энергопитания). Полученная с меток информация принимается антенной и пересылается по каналу радиочастотной или проводной связи в компьютер, где фиксируется в базе данных, а затем используется в системах контроля за продвижением товара или объекта.
Для работы RFID-систем создана сеть ЕРС Global Network. Принцип работы сети заключается в следующем. Производитель укрепляет радиочастотные метки на каждой единице товара. После укладки их в ящики на последних укрепляют дополнительные метки. Из ящиков формируют грузовые пакеты на поддонах.
Каждый пакет также несет на себе радиочастотную метку. Когда грузовые пакеты покидают предприятие, антенны считывают с меток информацию. Затем она через компьютер попадает на сервер ЕРС Information Service. Возможность пользоваться этой информацией получают все участники цепи поставок.
Недостатком RFID-систем является их высокая стоимость по сравнению с системами штрихового кодирования. Вместе с тем RFID-системы характеризуются надежностью, значительным объемом передаваемой информации и позволяют в автоматизированном режиме отслеживать продвижение единиц материального потока по всему маршруту их следования в реальном масштабе времени.
Широкое распространение в мировой практике получили системы слежения за транспортными средствами, связи с ними и диспетчерского управления, действующие на базе аппаратуры спутниковой радионавигации. Сегодня на земном шаре используется около 200 типов таких систем. Например, глобальная система спутниковой радионавигации Inmarsat С обеспечивает возможность получения в реальном масштабе времени информации о местонахождении транспортных средств, которые оборудуются специальными приемопередающими устройствами. Научно-производственное предприятие «Транснавигация» (г. Москва) ведет комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области.
Контрольные вопросы к главе 9
1. Что понимается под информационным потоком?
2. По каким признакам классифицируют информационные потоки?
3. В чем состоит концепция EDI ?
4. Какие существуют методы моделирования информационных технологий?
5. Какие главные компоненты входят в состав информационных систем?
6. Охарактеризуйте особенности информационных систем корпоративного уровня.
7. В чем состоит назначение телекоммуникационной сети «Транс-ТелеКом»?
8. Какие информационные системы входят в программу TEDIM ?
9. В чем заключаются особенности штрихового, а также радиочастотного кодирования и идентификации?
Источник: findout.su
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ
Информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства транспортно-логистической цепи, которое позволяет обеспечить необходимую в современных условиях скорость, полноту и точность получения нужных для оказания транспортной услуги сведений. Особое значение качество информационного обеспечения приобретает при использовании точных технологий доставки товаров типа Just In Time (ЛТ) — «Точно во время». Сложность информационной интеграции в транспортной логистике обусловлена множеством информационных каналов и взаимозависимостью
ИП. На рис.11.8 приведена схема, отражающая сложный характер взаимосвязи влияющих на формирование ИП элементов транспортно-логистической инфраструктуры при международной перевозке товаров автотранспортом

Рис.11.8. Схема взаимосвязи между информационно-образующими элементами дорожной инфраструктуры и входящей в логистическую цепь доставки товаров автотранспортной компании: ТР — тара, кузов, груз; ТС — транспортное средство; АД — автомобильная дорога (трасса маршрута); ДС — дорожный сервис; СС — стандартная связь; МС — мобильная связь; П — паром; В — водитель; ТМ -терминал; ИН — дорожная инспекция (полиция); Д — диспетчер; РД — рабочие документы; ПП — пограничный переход и таможня; Х — таможенный или другой склад; ИС — информационная система; ЭС — экспертная система
Общая схема формирования информационно-логистического окружения транспортной компании с учётом внутренних и внешних источников может быть представлена в виде рис. 11.9.

Рис.11.9. Схема формирования и составляющие информационно-логистического
окружения транспортной компании
Для формирования и поддержки внутренней информационной инфраструктуры транспортно-логистических компаний в ближайшей перспективе наиболее эффективными могут стать сетевые технологии Intemet-Intranet (рис.11.10). Учитывая потребности практики, эти технологии уже начинают реализовываться в новых версиях корпоративных ИС, предназначенных для комплексной автоматизации управления крупными товаропроизводящими компаниями, организующими свою деятельность сообразно принципам и схемам классической логистики. Характерным примером тому служит новая (четвёртая) версия системы ERP-класса SAP R3, в которую включён обладающий широкими возможностями модуль «Логистика» и которая ориентирована на сетевое Internet-Intranet-решение (www.sap.com).

Рис.11.10. Схема интеграции информационных потоков на основе
технологий Intemet-Intranet в классической логистике
Информационная интеграция в транспортной логистике на глобальном уровне сегодня реализуется в рамках международных программ. Одной из таких программ, в которой принимают участие Финляндия, Россия и Германия, является TEDIM (табл.11.3).
Таблица 11.3
Основные информационно-логистические проекты программы TEDIM -Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management (www. tedim. coм>
| Проект | Содержание |
| BOPCom | Baltic Open Port Communication. Создание открытой коммуникационной системы портов Балтийского региона. Мониторинг судов и грузов, фрахтовых, погрузо-разгрузочных и складских операций. |
| DMS (Финл.) | Delivery Management Systems. Контроль за процессами доставки грузов. Оперативная реакция на отклонения от графиков и расписаний. |
| DelCom (Герм.) | Delivery Communications. Разработка инструмента телематической координации. Обеспечение информационной совместимости в мультимодаль-ных транспортных операциях с перевалкой и хранением. |
| RailTrack | Проект мониторинга грузов на железной дороге. Обеспечение контроля за движением вагонов и грузов в режиме реального времени при смешанных перевозках. Определение местоположения и состояния груза. |
| RailCom | Проект системы информационного сопровождения грузов электронными перевозочными документами (EDI). Обмен электронными накладными между РФ и Финляндией. |
| CustCom | Автоматизация и гармонизация таможенных процедур между РФ — Финляндией — ЕС на основе EDI-технологий для ускорения таможенной очистки грузопотоков. |
| InDeM | Инициатива по интегрированному управлению доставкой, отслеживанию грузов и управлению по отклонениям. |
| Business Networks | Проект разработки сетей для электронного бизнеса |
| LogCom (РФ) | Проект создания сети информационно-логистических центров для выполнения транспортных операций и формирования системы взаимодействия их с транспортными системами ЕС через 9 транспортный коридор |
| InCentra | Проект формирования банка данных для использования в логистических сетях РФ — Финляндии — ЕС. Содержание БД: условия перевозок; транспортные потоки; реестры предприятий; транспортное законодательство и др. |
Farmithttps://megaobuchalka.ru/6/44843.html» target=»_blank»]megaobuchalka.ru[/mask_link]
ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА TEDIM И КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ЕЕ ОСНОВНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ?Международная программа TEDIM (Telematics, Education, Development and Information Management — телематика, обучение, развитие и информационный менеджмент), тесно связанная со стратегическим планом ЕС Northern Dimension («Северное измерение»), направлена на развитие торговли, предпринимательства и коммуникационной инфраструктуры в регионе Балтийского моря. Глобальная цель программы — создание европейской логистической сети на основе активного взаимодействия между входящими в TEDIM странами и другими странами ЕС. Реализация программы, разработанной по инициативе Финляндии, Германии и России, началась в 1995 г. Программа представляла собой комплекс совместно реализуемых информационно-логистических проектов под общим названием Telematics in Foreign Trade Logistics and De livery Manage men — Телематика во внешнеторговой логистике и управлении поставками. В дальнейшем программа совершенствовалась, уточнялись ее миссия, стратегия и состав проектов, расширялся состав стран-участниц. Сегодня в разработке проектов TEDIM, общее число которых превысило 35, принимают участие все страны региона (рис. 10.7). Современная стратегия развития TEDIM определена как TEDIM Logistics — совершенствование международной торговли и управления глобальными сетями поставок на основе логистики и телематики. Основные цели обновленной программы определены в ее названии (табл. 10.6). В соответствии в целями в TEDIM определены пять новых проектных направлений (табл. 10.7), координированных с транспортной политикой ЕС (EU White Paper— Белая книга) и планами развития информацион- Рис. 10.7. Организационная структура TEDIM ных систем и технологий в Европе (е- TEN — Электронная Европа). Задачи развития И КТ ставятся практически в каждом из новых проектов TEDIM табл. 10.8). Основные информационные проекты программы TEDIM Источник: studref.com
Загрузка ...
|
