Какие функции выполняет учебник наряду учебной программой

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Учитесь легко! Презентация учебников, учебных пособий и программ

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.

Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.

Учебный материалы для совершенствования английского языка! For Advanced Students!

При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.

Источник: studfile.net

Функции школьного учебника

Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его пе­дагогически целевой предназначенности. В школьном учеб­нике не может быть ничего случайного, того, что целена­правленно не служило бы решению определенных образо­вательных задач, стоящих перед школой.

Д. Д. Зуев в своей монографии «Школьный учебник»
отмечает, что организуя работу, создатели школьного учеб­ника (в том числе и издательские работники) должны исхо­дить прежде всего из положения о том, что учебник принад­лежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство сможет выполнить свое назначение
в достижении максимальных результатов учебного процес­са, является решающим при создании каждого учебника. Специфика учебника как средства обучения выражается в его функциях. Далее излагаются основные функции со­временного учебника. Выводы о содержании этих функций сделаны на основе систематизации научных публикаций и материалов ряда обсуждений проблем школьного учебника.

Читайте также:
Как сделать принтскрин окна программы

Первая функция учебника — информационная. Учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание обучения, представ­ленное в учебнике, по замечанию Н. Ф. Талызиной, должно быть построено так, чтобы учащиеся не тратили времени на изучение каждого частного случая отдельно и в то же время были подготовлены к самостоятельному освоению всех их, причем не только известных сейчас, но и тех, ко­торые появятся в будущем. Дело в том, что увеличение ин­формации в науке и технике идет за счет накопления новых частных явлений, новых частных зависимостей. Принципи­альная же смена точек зрения происходит сравнительно редко.

Вторая функция учебника — трансформационная. Учеб­ник конкретизирует образовательные стандарты. На преды­дущем этапе развития школы учебник выступал средством конкретизации государственных учебных программ. Сейчас в рамках единого стандарта могут иметь место различные учебные программы. В этой ситуации учебник может обес­печивать реализацию как одной конкретной учебной про­граммы, так и ряда предметных программ.

Четвертая функция — мотивационная. Учебник должен обеспечивать формирование у учащихся мотивов образова­тельной деятельности, соответствующих педагогическим це­лям. Дидактическими средствами реализации этой функции являются изложенные в учебнике проблемные ситуации, сведения, представляющие несомненный интерес для уча­щихся, оформление учебника, выводы о значимости изуча­емого материала и т. д.

Пятая функция — ориентация учащихся на познаватель­ную деятельность. Это функция, связанная с предъявлением учебных задач, а также задач, обеспечивающих закрепление и самоконтроль знаний.

Шестая функция — развитие познавательных возмож­ностей учащихся на основе усвоения ими умений познава­тельной деятельности и постепенного повышения уровня их познавательной самостоятельности. Развитие познаватель­ных возможностей учащихся является необходимым усло­вием не только усвоения содержания учебника, но и их под­готовки к самообразовательной деятельности.

Седьмая функция — интегрирующая: это специфиче­ская функция школьного учебника, возникающая на со­временном этапе развития школы. Учебник призван воссо­единить в единую картину фрагментарное знание, усвоен­ное учащимися из других источников информации (СМИ, научной и справочной литературы, образовательного туризма и т. д.). Можно сказать, что седьмая функция учебника заключается в расширении образовательного пространства учащихся.

Восьмая функция — координирующая. Это специфиче­ская функция школьного учебника, возникшая также в со­временной школе. Учебник «объективно, в силу своего на­значения в системе средств обучения, является ядром, во­круг которого группируются все другие учебные средства», т. е. учебник в руках учителя координирует применение всех средств обучения. С. Г. Шаповаленко указал на многообра­зие связей учебника со всеми другими средствами обучения (см. с. 132).

Девятая функция учебника — развивающе-воспитательная. Она всегда играла и играет ведущую роль, приобретая на каждом этапе развития общества новое видение. Сегодня это — создание условий для формирования саморазвиваю­щейся личности. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность органи­зовать мощное воспитательное воздействие на учащихся, на их отношение к миру, к самим себе, к знаниям, к обра­зованию…

Источник: megaobuchalka.ru

Учебник как основное средство образовательного процесса

Учебник как основное средство образовательного процесса

Учебник как основное средство образовательного процесса

Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случае в работе с учебником.

Какое место школьный учебник занимает среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Как он влияет на поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Ответы на эти вопросы, на мой взгляд, взгляд учителя начальных классов, составят представление о школьных учебниках нового поколения, принципах их конструирования и оценки их эффективности как основного средства обучения на уроке.

Читайте также:
Как в программе wps office поменять язык

Учебник был и остается основным средством организации образовательного процесса в школе, тем не менее имеет свое обоснование.

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения.

Учебники содержат изложения основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются дидактические, психологические, эстетические, гигиенические требования.

В учебнике материал изложен с высокой степенью обобщения и вместе с тем очень конкретно с фактическим материалом. Изложение подлинной науки подчинено принципу доступности для детей, учета особенностей их интересов, восприятия, мышления, памяти, развитию познавательного и практического интереса, потребности в знаниях и практической деятельности. Таким образом – учебник обучает ребенка постановке учебной задачи.

Пробуждая познавательный интерес учащихся и заставляя их думать, учебник стимулирует интерес к предмету, будит исследовательский азарт. Современный учебник открывает школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. С этой позиции учебник способствует организации проектной деятельности учащихся.

Современный школьный учебник является носителем некоторого множества базовых функций, которые, собственно говоря, и превращают некоторую книгу в книгу учебную. Принципиально важным представляется то обстоятельство, что в учебной книге все ее функции реализуются одновременно. Иными словами, современный школьный учебник рассматривается как многофункциональная система.

ООП НОО (п.2.1.5.) определяет учебник не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носитель способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения и систематизации, включения обучающимися в свою картину мира. В законе об образовании говорится, что без учебника (учебник на печатной основе либо электронный учебник) обучение проводиться не может. Все остальные средства обучения, предлагаемые издательствами учебной литературы: тетради на печатной основе, тесты, контрольно-измерительные материалы, хрестоматии, являются учебными пособиями.

Работа с учебной книгой – важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимой научной информации. И очень важно для эффективного осмысления учебного материала школьниками, чтобы учитель правильно организовал работу с учебником в процессе обучения. От этого зависит качество освоения нового материала и умение школьниками в будущем применять полученные навыки на практике.

Какие же функции школьного учебника можно выделить? Прежде всего это информационная (учебник дает информацию, которая должна быть научной, доступной для ребенка, хорошо иллюстрированной). Но если раньше мы рассматривали учебник как сборник задач и упражнений и учебник использовался на уроке для закрепления некоего материала, то на сегодняшний день информационная составляющая в меньшей степени представлена в любом учебнике, потому что сегодня встает другая важная серьезная функция учебника – это обучающая, т.е. учебник должен обучать. Сегодня по любому учебнику можно простроить весь урок, начиная от постановки целей и задач, введения нового понятия, закрепления этого понятия, заканчивая системой диагностики. Т.е. в рамках урока мы можем, пользуясь только учебником, выстроить весь урок.

Образовательная функция обеспечивает движение познания ученика от незнания к знанию, от простого к сложному на основе относительно точного отражения предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у школьников.

Еще одной важной функцией учебника является систематизирующая функция. Если мы рассматриваем весь УМК в целом, то все представлено в определенной системе. Если мы не пользуемся учебником, то отсутствует система учения ученика. Учебник дает знания в системе. Одно знание включается в другую тему, в другое знание и это дает возможность выйти на запланированный результат.

Читайте также:
Программа или данные имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти ответ

Важными функциями учебника являются трансформационная и интегрирующая функции. Т.е. знания, полученные на одном предмете, мы можем использовать и применять на другом предмете.

Важная функция учебника – это функция закрепления и контроля. В любом учебнике представлен материал для организации контрольно-оценочной деятельности. Контрольно-оценочная деятельность учебника соотносится с формированием тех умений, которые формируются и которые будут связаны с теми результатами, на которые мы должны будем выйти при достижении планируемых результатов, в соответствии с теми требованиями, которые представлены в Стандарте. Учитель, используя учебник, может выстроить систему контроля самим учащимся: контроль результата (контролирую вместе с другими/других/себя; нахожу ошибку/определяю причину; определяю /предполагаю возможные трудности; оцениваю возможности выполнения заданий) и контроль процесса (различаю способ и результат выполнения; формирую способ выполнения; оцениваю способ выполнения; разрабатываю/подбираю иной способ выполнения).

Перечисленные функции учебника представляют собой определенный комплекс, вне которого ни одна из них не может в полной мере (не деформируясь) выполнять свое назначение.

Итак, давайте посмотрим, как же реализованы в учебнике те требования, которые предъявляются к ним в документах. Рассмотрим на примере учебника на печатной основе учебник по литературному чтению (УМК «Школа России», 2 класс, авторы Климанова Л.Ф, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина).

Хочу обратить внимание на то, что для многих учителей неимоверно сложным остается постановка учебных задач и определение планируемых результатов в начале изучения курса. В учебниках УМК Школа России есть так называемые шмуц-титулы, которые сразу ориентируют учителя на понимание того, что он должен будет отработать на уроках в обязательном порядке, что будет предметом осмысления в разделе «Проверь себя». Шмуц-титул в учебниках УМК «Школа России» это то главное, определяющее над чем нам, учителям, нужно работать, что станет предметным результатом.

На страницах учебников УМК «Школа России» представлены проекты. Предложенные учебником проекты дают возможность научить детей работать вместе. В свою очередь мы должны научить детей работать в паре или группе, потому что чаще всего, представленные в учебниках проекты, предполагают не индивидуальную работу ученика. Мы должны научить отбирать материал для создания своего проекта, должны будем научить анализировать этот материал, преобразовывать этот материал в другие виды (формы) текста и презентовать этот текст. Поэтому, если данная система будет отсутствовать в учебнике, то, соответственно, мы не выйдем на тот результат, на который мы должны выйти.

Нет ни одного учебника, где не был бы представлен материл «Проверим себя и оценим свои достижения». Что заложено на шмуц-титуле учебника, то дальше и отрабатывается в материалах «Проверь себя», что дает возможность оценить, выстроить логику, ответить на вопрос, вышли ли мы на тот результат, на который нам необходимо выйти. Либо существуют проблемы, и мы должны будем возвратиться и отработать те сведения, которые не были отработаны до конца. Учебник помогает учителю организовать и провести итоговый урок по какой-либо теме (разделу), задания «Проверь себя» помогают определить умения, которые мы формировали, дает возможность организовать и провести контрольную работу.

Поделиться с друзьями

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru