социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.
В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.
В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:
· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.
Виктор Вахштайн. Как устроено прикладное социологическое исследование?
· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,
· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.
Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:
1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования
2. определение цели и задач исследования
3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация
4. формулировка рабочей гипотезы
5. определение стратегического плана исследования
6. составление плана выборки
7. описание методов сбора данных
8. описание схемы анализа данных
Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.
76. Выборочный метод в социологии. Разновидности выборки.
Сущность выборочного метода заключается в том, что на основе изучения некоторой части сравнимых по избранным параметрам объектов (в социологии это называется выборочной совокупностью) можно сделать неполное, но правильное умозаключение о всей совокупности исследуемых объектов (генеральной совокупности). Не случайно среди социологов популярен афоризм о том, что выборка есть прикладная философия социологии. Качество выборки — важнейший критерий точности и качества всего социологического исследования. Только корректная организация выборки в социологических исследованиях дает возможность получить правильное и точное социологическое знание.Выборочный метод занимает в социологии особое место.
Методы социологических исследований
.Ошибки при организации выборки принципиально неизбежны.Целесообразно всякий раз подсчитывать полученную ошибку репрезентативности, чтобы читатель представлял себе границы точности и правильно интерпретировал полученные результаты. На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения.
Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части.
Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.
Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы.
Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.
77. Сравнительный анализ методов сбора первичной социальной информации.
Можно выделить методы, которые социология заимствовала у других наук, и собственно социологические методы, появившиеся уже в рамках самой социологической науки.
Первыми научными методами, используемыми социологами, стали методы, ранее применяемые естественными науками — физикой, химией, биологией. Их предложили использовать, как было сказано выше, основатели социологической науки Г. Спенсер и О. Конт. Это методы наблюдения, эксперимента и сравнительный метод.
Количественные методы. Метод опроса. Наиболее распространенным и применяемым в социологических исследованиях методом является социологический опрос. Специфика метода опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) − непосредственный участник социальных процессов и явлений.
Можно назвать некоторые правила проведения прессового опроса.
1. Нельзя печатать анкету в газете или журнале на тех страницах, оборотная сторона которых содержит предположительно интересный материал и может быть оставлена в домашнем архиве.
2. Анкета не должна содержать более 20 вопросов : (включая паспорт) и 60-70 вариантов ответов.
3. Не следует проводить опросы в то время, когда внимание населения приковано к важным событиям общественной жизни.
4. Целесообразно использовать временные интервалы: месяцы – январь-апрель, октябрь-декабрь (учитывая летние отпуска), недели — первая и третья каждого месяца, дни – вторник-четверг (для повторной публикации анкеты целесообразно использовать воскресный номер). Это правило не распространяется на журналы и еженедельные газеты.
5. При оформлении анкеты необходимо использовать фото, рисунки, графические заставки.
6. Необходимо использовать различный типографский шрифт, чтобы отделить вопросы от вариантов ответов.
Метод интервью в практике социологических исследований в России применяется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено, прежде всего, недостаточно развитой сетью интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в анкете вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным респондентом и фиксирует ответы согласно инструкции.
Метод наблюдения. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. В отличие от обыденного научное наблюдениеотличается тем, что:
1) оно подчинено ясным целям и задачам;
2) планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре;
3) все данные фиксируются в протоколах (или бланках) наблюдения;
4) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или перспективных суждениях индивидов. Другим важным преимуществом метода наблюдения является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания или умения обследуемых отвечать на вопросы.
Метод эксперимента. Эксперимент предполагает создание определённой ситуации, условий для группы обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действия этих условий. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы(или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить изменения интересующих исследователя характеристик, их направление, величину и устойчивость.
В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий. Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся самим исследователем.
Такие характеристики называются факторными.Характеристики, которые не участвуют в эксперименте, называются нейтральными, их судьба не волнует исследователя, независимо от того, изменяются ли они или нет. В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.
Эксперименты различаются по логической структуре доказательства гипотез и по характеру экспериментальной ситуации. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.
Линейный экспериментотличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся одновременно контрольной (имеется в виду ее первоначальное состояние) и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определённого, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.
В параллельном экспериментеодновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демографические характеристики). Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной — изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.
Качественные методы. Фокус – группы. Различные виды опросов относятся к количественным методам сбора социологической информации, поскольку охватывают большие группы населения, социологи используют при этом математические и статистические методы и приёмы. К количественным методам относят также и метод контент-анализа. Помимо количественных, существуют качественные методы сбора информации, в частности метод фокус-группы.
Качественное исследование − определённый тип исследования, который предполагает использование специальной техники получения глубинных ответов: о чём думают люди и как они себя при этом чувствуют. Такое исследование даёт возможность глубоко понять и изучить установки, верования, причины поведения людей.
Качественное исследование преследует своей целью получить ответ на вопрос «почему», в то время как количественное исследование отвечает на вопрос «как много»и «как часто».Качественное исследование в большей степени интерпретационное (объяснительное), нежели описательное. Для его проведения достаточно небольшого количества респондентов, его выборка не должна базироваться на теории вероятности и статистики.
Фокус-группа является наиболее распространенной техникой качественного исследования. Традиционно состав участников фокус-группы колеблется от 8 до 10 человек, но существует тенденция в сторону уменьшения группы до 5-7 человек. Обсуждение в группах, меньших по размеру, позволяет получить более информативные ответы каждого из участников. Часто такие группы более сплоченные, особенно если респондентами являются профессионалы, например группа из лидеров партий либо социальных работников.
Источник: cyberpedia.su
ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты—теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.
Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта — это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ От 250 руб
- Контрольная работа ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ От 250 руб
- Курсовая работа ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ От 700 руб
Источник: students-library.com
Программа социологического исследования
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования. По сущности они представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит определенный набор элементов, присущих научной деятельности (рис.2). Во-первых, само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.д. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата –нового знания об исследуемом объекте.
Рис. 2. Структура прикладного социологического исследования
Таким образом, проведение конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования?
Программа социологического исследования –это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа должна отвечать на вопросы: 1) что надо делать? 2)каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное? 3) как выполнить задуманное?
Программа конкретного социологического исследования выполняет три основные функции.
1. Теоретико-методологическая функция – постановка научной проблемы и фомулировка основных принципов ее решения.
2. Методическая функция – определение способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.
3. Организационная функция – планирование деятельности исследовательского коллектива с установлением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Структура программы определяется ее функциональными задачами, поэтому ее первая часть является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема в форме вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при исследовании экономического поведения различных групп населения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и средствами можно повысить активность этого поведения, учитывая, что оно формируется и развивается в современных условиях становления рыночных отношений.
В процессе выяснения проблемы исследования социологу необходимо: 1)осмыслить проблемную ситуацию и 2)сформулировать проблему. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема не одно и то же. Рассматриваемая нами в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой крупномасштабную проблему для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут существовать несколько проблемных ситуаций, например: как активизировать экономическое поведение предпринимательских структур, каким образом повысить их активность – снижением налогов, совершенствованием законодательства, поощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизнеса или чем-либо другим? Каждая из названных проблемных ситуаций может составить относительно самостоятельный объект специального социологического исследования.
Итак, проблемная ситуация –это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно воспринимаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации.
Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, – это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, сформулированный в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения.
Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения – кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем: выделения объекта и предмета исследования; определения целей и задач исследования; формулировки гипотез (предположений) и вариантов решения исследуемой проблемы.
Проблема подлежит решению только в том случае, если она распознана в определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект –это совокупность явлений, процессов или некоторая сфера социальной действительности, выступающая в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. Исходя из существа выделенной проблемы, следует сформулировать начальные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования – это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкая постановка цели исследования позволяет выявить направления решения данной проблемы, определить объем работ, временных и финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения ожидаемого результата. Это дает возможность четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя, права и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как социального документа, определяющего форму представления результатов исследования.
Четкая постановка цели исследования позволяет четко сформулировать его задачи – как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует конкретный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет:
1) координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п., математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и рекомендаций);
2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования;
3) подводить полученный различным путем материал (данные статистики, контент-анализы документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.) к формулировке общих выводов и результатов проведенного исследования, их предоставление заказчику.
Параллельно с уточнением понятий осуществляется предварительный анализ объекта исследования, т.е. сжато систематизируются имеющиеся литературные и практические сведения в данной предметной области и применительно к изучаемому объекту. В этой же части программы должно быть определено отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по подобной тематике либо показано, что намечаемое исследование не имеет аналогов.
Заключительная операция при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования выдвижения гипотез. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами; содержащееся в ней знание носит вероятностный характер, поэтому гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута в процессе последующего эмпирического исследования.
Таким образом, гипотеза представляет собой предварительный, нуждающийся в проверке и подтверждении вариант решения выдвинутой проблемы. Выработанные до проведения эмпирического исследования гипотезы в социологии называют рабочими. В современной социологической теории разработана система предпосылок и требований к построению рабочих гипотез.
Во-первых, гипотеза должна соответствовать принципам научного познания – объективности, научности, верификации и др., что позволяет отсеять ненаучные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.
Во-вторых, гипотеза должна быть теоретически достаточно надежна, т.е. обладать преемственностью с предшествующими научными знаниями, истинность которых уже доказана, и не противоречить фактам науки. Бывают случаи, когда гипотеза противоречит ряду теоретических положений, но она допустима, если опирается на значительно более широкий круг фактов, чем те, которые объясняет теория.
В-третьих, гипотеза не должна противоречить точно установленным и проверенным фактам, если же встречается хотя бы один факт, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована таким образом, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.
В-четвертых, гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки. Поэтому в процессе формирования гипотетических суждений необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы полученные в последующем социологические данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез. В противном случае гипотеза останется лишь предположением или допущением, выражающим чисто субъективное мнение.
В-пятых, рабочая гипотеза должна быть адекватной исследуемой проблеме, т.е. быть согласованной с целью, задачами и особенностями объекта исследования.
Процесс формулирования гипотез – одна из сложнейших процедур социологического исследования. Практика проведения различных прикладных социологических исследований убеждает, что в ходе формулирования гипотез важно четко представлять: а) насколько разработаны теоретические положения о той социальной сфере или о том явлении (процессе), которые исследуются; б) уровень теоретической и профессионально-прикладной подготовки коллектива, проводящего исследование; в) степень сложности исследуемой проблемы. Одно дело – исследовать проблему активизации экономического поведения различных групп населения, и совсем другое – определить факторы динамики заработной платы. Первая проблема гораздо масштабнее и сложнее второй, и это необходимо учитывать при формулировке рабочих гипотез.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза –это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).
Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные гипотезы раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Первыенесут в себе предположения широкой общности, вторые – это предположения менее широкой общности.
Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второй, методико-процедурной части исследовательской программы. Она включает в себя:
1) выработку общего плана исследования;
2) построение требуемого планом типа выборки;
3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это может быть монографическое исследование,ориентированное на изучение социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.
В зависимости от масштабности и сложности решаемых задач в методически-процедурной части программы может быть предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) исследования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и имеет своей целью проверить и оценить качество проведенной операционализации основных понятий, уточнить применяемый инструментарий, скорректировать в случае необходимости границы намеченной для основного исследования выборочной совокупности.
Основное исследование ориентировано на получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемых процессах и явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.
В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.
В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика – система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия изучения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.
Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.), разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования. С помощью инструментария обеспечивается сбор эмпирических социологических данных.
Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени, поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты. От качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru