Корпорация «Российский учебник» представляет продолжение популярной линейки «Основы безопасности жизнедеятельности». Не секрет, что школа часто жертвует часами предмета «ОБЖ» в пользу общественных мероприятий и подготовки к государственным аттестациям. Объясняем, как новая программа С. В. Ким и В. А. Горского (базового уровня, для 10-11 классов) помогает справиться с актуальными трудностями преподавания ОБЖ, и как заложить необходимые знания за крайне ограниченное время.
02 октября 2019
Поделитесь в соц.сетях
У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать
Основы безопасности жизнедеятельности сегодня
Нынешние педагоги (и уж тем более ученики) затрудняются ответить, какими именно знаниями из сферы безопасности жизнедеятельности должен обладать выпускник. История предмета «ОБЖ» отсылает к концу Великой Отечественной войны, когда в школах ввели уроки военной подготовки. Со временем эти занятия трансформировались в известный сегодня предмет.
Уже изначально занятия по ОБЖ представляли собой смесь физкультуры, экологии, медицины и других дисциплин. Согласитесь, достаточно широкие области знаний — и объемы информации в них только растут (в геометрической прогрессии). При этом на ОБЖ большинство школ отводит 1 час в неделю (в отдельных гимназиях – 2 часа).
Курс БЖД. Основные понятия.
Авторы новой программы постарались сохранить преемственность популярного курса для 5-9 классов от заслуженного деятеля науки РФ Натальи Федоровны Виноградовой. При этом программа учитывает возраст и потребности выпускников. Например, дано много заданий для самоконтроля и четко прописаны критерии оценивания знаний, поскольку некоторые ученики 10-11 классов предпочитают изучать ОБЖ самостоятельно дома, а в школе готовиться к экзаменам. Структура УМК обеспечивает базовый уровень образования за 35 часов в год.
Помимо самого учебника, УМК включает в себя ЭФУ, а также бесплатные рабочую программу и методическое пособие.
Курс является авторским, при этом он содержит давно проверенные методики и охватывает привычные темы. Рассмотрим подробнее на примере нового УМК эффективный и актуальный подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности.
Учителю, который работает с УМК С. В. Ким, В. А. Горского
ОБЖ. Методическое пособие для 10-11 классов. С. В. Ким
ОБЖ. Рабочая программа для 10-11 классов.
С. В. Ким
- Передача знаний о стратегиях и тактиках обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- Передача знаний о правах и обязанностях личности, гражданина и государства.
- Формирование таких жизненно важных умений, как предвидение опасности, адекватная реакция на экстренные ситуации, использование ресурсов для устранения опасности.
- Формирование бережного отношения к своему здоровью (здорового образа жизни / ЗОЖ).
- Воспитание чувства причастности к сохранению безопасности в обществе, в государстве.
- Формирование активной гражданской позиции для сохранения мира и правового поведения в конфликтах.
- Воспитание ценностного отношения к жизни и к среде обитания.
- Развитие духовных и физических качеств, таких как культурное поведение, самодисциплина.

1. Основы безопасности жизнедеятельности: введение в дисциплину и основные понятия
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Учебник.
Учебник предназначен для осознанного формирования у обучающихся знаний и навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуааций и здорового образа жизни, основ медицинских знаний и оказания первой помощи, основ обороны государства воинской обязанности и военной службы.
Принципы построения современного курса ОБЖ
- Социогуманитарная направленность в связке с требованиями ФГОС.
- Учет психофизиологических особенностей учеников и их социальных потребностей.
- Преемственность методов на протяжении всего школьного обучения.
- Серьезная научная теоретическая основа и ее неразрывная связь с практикой.
- Системность в формировании представлений школьников об окружающей среде.
- Демонстрация тесной связи основ безопасности жизнедеятельности с естественно-научным знанием.
- Представление культуры как важной составляющей безопасности личности и общества.
Педагогическая модель АААА
Изучение каждой темы курса предполагает четыре важные составляющие. Они нужны для того, чтобы можно было индивидуализировать обучение в старших классах и сделать его более эффективным.
- Актуализация эмоционально-оценочной деятельности ученика. Мотивация и саморегуляция достигаются за счет визуализации, анализа разных мнений, знакомства с разными источниками информации.
- Актуализация когнитивной готовности школьника. Ученик определяет и принимает познавательную проблему, в которой нужно разобраться.
- Актуализация движения по ИОМ. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается от незнания к знанию через создание теоретических моделей, квантирование и кодирование информации.
- Актуализация регулятивных УУД. Ученик использует универсальные учебные действия (в том числе самоконтроль), чтобы получить возможный максимум предметной информации.
Метапредметные результаты на уроках ОБЖ
Кроме личностных качеств (они прописаны в целях) и непосредственно предметных знаний, современный курс ОБЖ должен развивать и метапредметные навыки. Рассмотрим, как это можно реализовать.
- Познавательные и интеллектуальные умения: самостоятельная постановка проблемы (формулирование задачи), анализ опасных ситуаций, сравнение и обобщение последствий чрезвычайных ситуаций, поиск причинно-следственных связей, моделирование и планирование безопасного поведения, выбор ресурсов для обеспечения безопасности, поиск информации по неразрешенным проблемам во всех возможных источниках, применение теоретических знаний.
- Коммуникативные умения: обсуждение вопросов безопасности с одноклассниками и педагогом, аргументирование своей точки зрения и принятие чужой точки зрения в общении, проба себя в различных социальных ролях в условиях обеспечения безопасности.
- Регулятивные умения: построение ИОТ и управление своей деятельностью, ведение проектных и исследовательских работ, рефлексия для постановки новых учебных задач, практика в оказании первой помощи, соблюдение ЗОЖ, соблюдение психогигиены, соблюдение бережного отношения к природе.
Вы можете апробировать новый электронный учебник по ОБЖ Линии УМК С. В. Ким, В. А. Горского для 10-11 классов. Для этого зарегистрируйтесь на наших сервисах (одна учетная запись для двух сайтов) и воспользуйтесь промокодом 5books на образовательной платформе LECTA.
Загляните в подборку наглядных и раздаточных материалов по ОБЖ. Все иллюстрации можно бесплатно скачать в хорошем разрешении и распечатать, оформив кабинет или разместив плакаты в школьных холлах и коридорах.
Источник: rosuchebnik.ru
Статья «Особенности преподавания учебного предмета ОБЖ в условиях обновления ФГОС»
В соответствии ФГОС ООО, при реализации общеобразовательных программ в образовательных организациях, с 2022-2023 учебного года, будет осуществлён переход на использование примерных рабочих программ по учебным предметам, входящих в состав примерных основных образовательных программ. Примерная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с модульным распределением. На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor / .
Структура всех рабочих программ:
-планируемые результаты освоения предмета, курса, модуля;
-тематическое планирование с указанием количество академических часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Разделы, например такие, как «Пояснительная записка», «Календарно- тематическое планирование», не являются обязательны. Для включения такие разделы в рабочую программу необходимо, чтобы они были закреплены локальным актом. По желанию можно приложить к рабочей программе дополнительные материалы, например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые будут в дальнейшем использованы в работе.
Каковы же основные особенности содержания примерной рабочей программы? В отдельных темах при составлении рабочих программ возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения. Программа учебного предмета «ОБЖ» учитывает возможность получения знаний учащимися через практическую деятельность и способствует формированию умения безопасно использовать учебное оборудование, анализировать полученные результаты, проводить исследования.
Содержание учебного предмета ОБЖ представлено десятью модулями:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»; модуль № 7 «Безопасность в социуме»; модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В настоящее время ФПУ утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 не содержит учебников , прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. Обновленный ФПУ выйдет на ранее III квартала 2022 года. В период перехода на обновленные ФГОС 2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в ФПУ. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебного предмета при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. (Письмо Минпросвещения России №03-1899 от 11.11.2021).
Могут быть использованы:
УМК под редакцией Ю.С.Шойгу (8-9 классы).
Основные преимущества УМК:
— линейная структура курса;
— освоение практических навыков безопасного поведения;
— развитие практического мышления, креативности и т.д.
УМК под редакцией С.В.Ким, В.А. Горский (10-11 классы)
Основные преимущества УМК:
— принцип «минимакса»: повторение, обобщения и систематизации знаний всех предметов;
— модульный способ структурирования информации;
— самопроверка готовности учащихся (теория и практика).
Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения.
Общие требования качественного урока:
-определение целей урока, реализация дидактических принципов и правил ;
-постановка воспитательных задач, гуманистические принципы воспитания обучающихся ;
— организация урока на базе закономерностей учебно- воспитательного процесса, активное выделение межпредметных связей, использование последних достижений науки .
Новые формы оценивания должны быть ориентированы не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт. По учебному предмету «ОБЖ» могут быть использованы различные способы оценивания:оценка деятельности учащихся в проекте; оценка умения работать с различными поисковыми системами; оценка умения работать с информацией; оценка умения представлять информацию; самооценка учащегося – рефлексия. Для оценивания метапредметных результатов и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач. При формировании предметных результатов обучения на уроке ОБЖ, например по теме “Общие принципы безопасноти в цифровой среде”, необходимо характеризовать риски и угрозы при использовании интернета, провести анализ общих принципов безопасного поведения, необходимого для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном информационном пространстве.
Таким образом, Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания, в задачах предмета которого входит еще и формирование у ребят понимания и признания особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Учебная программа по ОБЖ. Её специфика
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. (7,с.435)
Учебная программа «Основ безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.(20,с.404)
Главной задачей подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.(10,с.184)
Специфика содержания ОБЖ заключается в:
- — в интегрированности курса (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- — в направленности образовательного процесса на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- — в необходимости перегруппировки содержания курса при планировании в регионах учетом их особенностей в области безопасности жизнедеятельности.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы ФГОС второго поколения принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.(8,с.127)
Модульный принцип позволяет:
Структурные компоненты программы для 5 — 11 классов представлены в учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и темы. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.(7,с.384)
При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:
- 1. Учебно-познавательная, включающая:
- — изучение нового учебного материала на уроках;
- — выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.(14,с.57)
- — установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
- — планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.(15,с.408)
- — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.(19,с.5)
Таким образом, на первой ступени обучения (1 — 4 классы) как и прежде, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».
На второй ступени обучения (5 — 9 классы) в 2011- 2012 учебном году преподавание ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.
На третьей ступени обучения (10 — 11 классы), согласно Региональному базисному учебному плану, изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет.(35,с.10)
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:
- — обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» — в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
- — обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.(17,с.258-259)
Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.(11,с.205)
Продолжительность учебных сборов — 5 дней (35 учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях.(27,с.195)
На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.(6,с.88)
Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.(2,с.427)
Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:
- — примерная программа основного общего образования по ОБЖ;
- — примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
- — примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.
Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должна содержать:
Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. (28,электр. ресурс)
При составлении рабочей учебной программы преподаватель-организатор (учитель) может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.(24,с.455)
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.
Примерная программа, разработанная на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы»).
Источник: vuzlit.com