Существуют общие этапы индивидуального сопровождения:
· сбор информации о ребенке;
· анализ полученной информации и собственные наблюдения;
· совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
· решение поставленных задач;
· анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
Обозначенные этапы подходят для всех детей, поступивших в образовательное учреждение; дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК не только существенно облегчает работу тьютора, но и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.
Методика тьюторского сопровождения (Апанасенко О.Н.)
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).
Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его
окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.
Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.
На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.
Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ, а также для формирования социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ и об инклюзивном образовании.
Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ.
Сопровождение тьютора на каждой ступени образования
Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки и т.д.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию.
Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению.
Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив. У детей с ОВЗ нередко наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков; хорошо, если тьютор использует любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, прогулках, в столовой, на праздниках, классных часах
и т.д.). Здесь надо отметить, что общество сверстников, не отвергающее
«особого» ребенка, – один из ведущих факторов успешной инклюзии.
Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов.
Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи.
Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).
На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализацииребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Источник: cyberpedia.su
Этапы тьюторского сопровождения
методическая разработка по теме
Этапы тьюторского сопровождения. Формы презентации тьюторского сопровождения.
11 марта 2015 год
Добрый день! Сегодня на нашей встрече мы попытаемся продемонстрировать некоторые направления тьюторской практики в нашей школе. В школе осуществляется индивидуальное тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности при подготовке к научно-практическим конференциям, конкурсам .
А также приглашаем Вас принять участие в образовательном событии «Творческая мастерская «Город мастеров», на котором учащиеся-тьюторанты проведут мастер-классы по разным техникам рукоделия.
Это образовательное событие — результат совместной творческой деятельности учителя-предметник и учащихся.
Напомню Вам этапы тьюторского сопровождения.
(«Карта тьюторского сопровождения учащегося», приложение 1).
В обобщенном виде тьюторское сопровождение школьника любого возраста представляет собой несколько взаимосвязанных друг с другом этапов:
На каждом этапе школьник ведет портфолио (тьютор нацеливает на ведение портфолио).
- Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.
Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т. п.). На этом этапе происходит запуск портфолио — анкетирование, тестирование, беседа.
- Составление карты поиска: где можно найти ответ на вопрос (в портфолио список образовательных ресурсов и возможных источников информации).
- Выбор базового образовательного модуля (каким способом добывать информацию, обрабатывать, предъявлять):
а) научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование;
б) коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах;
в) игровой или ролевой – ролевая игра, деловая игра, тренинг и т.п.
(тематический портфолио-список образовательных ресурсов и возможных источников информации)
- Собственно «исследование»: нахождение информации по сформулированным вопросу-теме-проблеме ( тематический портфолио).
- Обработка и анализ найденных результатов: особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности? и др.
выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.).
- Презентация: стендовый доклад, выставка, конкурс, презентация портфолио, проведение мастер-класса, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры) (презентационный портфолио).
- Совместная рефлексия защиты творческой работы (портфолио достижений).
- Планирование следующего направления работы.
Работа в режиме тьюторского сопровождения творческой работы учащихся требует поиска эффективных способов на всех этапах, в том числе и на этапе презентации.
Еще одним из эффективных способов презентации мы считаем проведение тьюторантами мастер-класса по выполнению изделий в разных техниках рукоделия. Сегодня мы приглашаем вас посетить творческую мастерскую «Город — мастеров», который в свою очередь, на наш взгляд, может стать для участников таким образовательным событием, которое вдохновит на новое творческое общение.
С точки зрения педагогики мастер-класс-это интерактивный метод обучения. В последние годы благодаря различным телевизионным проектам, видео-урокам стало популярным проведение мастер-классов по обучению практическим приемам рукоделия, оформления интерьера, приготовления пищи и т.д. Современным подросткам знакомо понятие мастер-класс и некоторые с удовольствием выступают для себя в новой роли. «Обучать — значит вдвойне учиться»- это высказывание французского писателя Жозефа Жубера как нельзя лучше подходит для наших тьюторантов, они сегодня постараются научить азам мастерства своих младших товарищей.
Образовательное мероприятие имеет развернутый этап подготовки. Об этом поговорим позже.
Итак, добро пожаловать в «Город мастеров».
Тьюторское сопровождение учащегося _____________________________
Источник: nsportal.ru
Технологии тьюторского сопровождения студентов в профессиональном образовании
В системе образования западных стран понятие «тьютор» появилось еще в XII веке. К XVI-XVII вв. в некоторых университетах (преимущественно английских) тьютор становится центральной фигурой университетского образования. Тьютор вместе со студентами определяет, какие занятия студенту посещать, составляет с ним план обучения, готовит его к экзаменам [9, 10] .
В России новая должность – «тьютор» появилась только в 2008 году. (Утверждена приказом Минзравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н). Что послужило причиной ее появления? Какие изменения в образовательной среде способствовали ее появлению?
Одним из основных документов, в соответствии с которым происходит перестройка всей образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях – это Федеральные государственные образовательный стандарты среднего профессионального образования, требования которых направлены на индивидуализацию обучения и воспитания, а различные модели тьюторского сопровождения могут помочь педагогу реализовать данные требования.
Хорошо соотносятся с идеями и принципами тьюторского сопровождения компетентностный подход в образовании, личностно-ориентированные модели в образовании, технологии развивающего обучения [8].
Итак, тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальной образовательной программы обучающегося и сопровождает процесс индивидуального образования. Тьютор не передает знания, а помогает их приобретать, сопровождая процесс индивидуализации обучения [7,342] Перевод термина «тьютор» (англ. tutor от лат tueor — наблюдаю, забочусь) помогает понять значение этого направления педагогической деятельности.
Главная задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Тьютор может помочь в поисках цели, а затем и в движении к ней [15]. При организации тьюторского сопровождения студенту необходимо понять свои возможности и образовательные перспективы, осознать перспективу и желаемый результат обучения, т.е. составить свою индивидуальную образовательную программу [1,83].
Главный инструмент обучения, воспитания и одновременно базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – это создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Причем изменения вносятся в зависимости от результатов совместного анализа успехов и продвижения обучающегося по пути освоения знаний, умений и приобретения компетенций [13,50].
В образовательные организации не обязательно вводить должность тьютора, вначале достаточно изменить позицию педагога, превратив его в педагога-тьютора. Согласно мнению А.Г. Чернявской, тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и обучаемого [8]. Тьюторство помогает обучающемуся научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории [16].
Если рассматривать тьюторское соспровождение как технологию, то должен быть определенный алгоритм взаимодействия тьютора и тьюторанта, строящийся на соблюдении определенных этапов этого взаимодействия. Т.М. Ковалева, автор учебников по тьюторству, предлагает
следующую последовательность взаимосвязанных этапов:
диагностический этап. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, определяет имеющийся у тьюторанта начальный объем знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует готовности продолжать сотрудничество. В целом работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности;
проектировочный этап; необходимым условием для реализации этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Составляется «Карта познавательного интереса». Основными задачами тьютора на данном этапе является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторанта отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов;
реализационный этап; на этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска;
аналитический этап; на этом этапе анализируются трудности, возникшие во время работы, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Завершается аналитический этап планированием будущей работы. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действий, так и способы действий окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения[3, 81 — 87].
Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения Ковалевой Т.М. и ее коллегами была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия.
Эта ресурсная схема тьюторского сопровождения помогает учащемуся или студенту учесть все возможности окружающего культурно – образовательного пространства, а также выявить свои личные способности и возможности и направить их на результативное достижение поставленных образовательных целей.
Ресурсная схема тьюторского сопровождения
Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих, соответственно, вектора тьюторского действия.
Х – социальный вектор тьюторского действия,
Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия,
Z – антропологический вектор тьюторского действия.
Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.
1. Х – социальный вектор тьюторского действия