Экономические исследования предназначены для решения экономических проблем. Цель экономических исследований состоит, во-первых, в выявлении и анализе той или иной (микро или макро) проблемы, а, во-вторых, в разработке способов ее решения.
Экономическое исследование, как и любое другое, начинается с разработки его программы. От того, насколько тщательно будет продумана программа исследования, зависят его результаты, т.к. программа – это основа осуществляемых процедур.
Программа экономического исследования включает в себя:
1. определение проблемы исследования,
2. характеристику цели и задач исследования,
3. определение объекта и предмета исследования,
4. предварительный системный анализ объекта исследования,
5. интерпретацию и операционализацию основных понятий,
6. формулирование рабочих гипотез,
7. определение стратегического плана исследования,
8. описание методов сбора данных,
9. описание схемы анализа полученных данных.
Структура и функции социологии
Рассмотрим элементы программы более подробно.
1. Проблемная ситуация
Определение проблемной ситуации – это начало любого исследования. Ее создают реальные жизненные противоречия. Не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему в начале составления программы. В таком случае она намечается лишь в общих чертах, а в дальнейшем ее формулировка уточняется.
Например, в связи со вступлением России в ВТО возникает угроза существованию ряда видов продукции наших предприятий, поэтому усиливается значимость конкурентоспособности российской продукции в целом и отдельных предприятий в частности. Что необходимо предпринять российскому предприятию для создания конкурентоспособности своей продукции?
2. Цели и задачи исследования
Цель исследования – это то, ради чего проводится исследование. Цель в исследовании может быть только одна. Например, выявить способы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия.
Задачи исследования – это то, что делается ради достижения цели исследования или приближения к ней. Как правило, для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач. Например,
1) изучить степень соответствия характеристик продукции предприятия требованиям рынка;
2) изучить положительно оцениваемые рынком характеристики продукции зарубежных фирм;
3) разработать способы приведения в соответствие характеристик продукции нашего предприятия требованиям рынка;
3. Объект и предмет исследования
Объект исследования – это то, что изучается в ходе исследования, на что оно направлено. Например, изучаемая нами фирма (предприятие).
Предмет исследования – это то, по поводу чего изучается объект. Например, наш объект – предприятия, он изучается в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности его продукции.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования
На начальном этапе исследования дается развернутое описание объекта. Объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей.
Основные понятия системного подхода
Например, мы анализируем предприятие, во-первых, как часть российской экономики, а, во-вторых, структуру этого предприятия и его проблемы.
Предварительный системный анализ объекта исследования позволяет:
1) прояснить предмет исследования,
2) выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а также
3) выдвинуть рабочие гипотезы.
Часто системный анализ, интерпретация понятий и выдвижение гипотез осуществляется одновременно, поэтому их называют не этапами, а частями программы исследования.
5. Интерпретация и операционализация понятий
При составлении любой части программы используется определенная система понятий. Важно четко и ясно представлять смысл понятий, с которыми работаешь, не допускать различных интерпретаций (толкований) одного и того же понятия. Это особенно важно при анкетировании.
В самом общем виде, можно сказать, что операционализация понятий – переход от понятия к инструменту. Это обязательное условие построения системы показателей.
6. Формулировка и проверка гипотез
Гипотеза в исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре объекта, о характере элементов и связей, образующих его, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, ее справедливость доказана.
В любом исследовании нужно стараться выдвигать как можно больше взаимосвязанных гипотез.
7. Стратегический план исследования
В зависимости от цели и задач исследования разрабатывается стратегический план. Он определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем. План может быть поисковым, описательным и экспериментальным.
1) Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования, а, значит, невозможно сформулировать гипотезу. Цель поискового плана – формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Пример: в дипломной работе Вы формулируете проблему лишь после знакомства с предприятием.
2) Описательный план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить гипотезу о характеристиках изучаемого объекта. Если гипотеза подтвердится, то мы получим точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Например, мы знаем, что принято выделять 2 пола: мужской и женский, но разделяются они не поровну, а женщин обычно оказывается больше. Берем статистические сборники и выясняем, что традиционное соотношение для России: женщин – 55%, мужчин – 45%.
3) Экспериментальный план применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить причинно-следственные связи объекта.
Знакомство с методами, схемой анализа и интерпретацией результатов исследования – в следующих лекциях.
Источник: studopedia.su
Методика: Ответа: 2. Количество баллов – 5.
а) Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответственность, проблема, исполнители.
б) Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.
в) Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.
г) Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.
д) План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.
Тест 18. Какой фактор предопределяет успех исследования?
а) Использование компьютера.
б) Полнота информации о проблеме.
в) Организация исследования.
г) Методология исследования.
д) Творческий потенциал менеджера.
Тест 19. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?
а) Это образовательный уровень исследователя.
б) Это наличие всей необходимой информации для проведения исследования.
в) Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.
г) Это возможность использования необходимых ресурсов для проведения исследования.
Тест 20. Какое определение понятия «эффективность исследования» наиболее корректно?
а) Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом исследования.
б) Сопоставление результата исследования с затратами на его получение.
в) Степень достижения поставленной цели исследования.
г) Возможность практического использования результатов исследования.
д) Рекомендации, принятые к практическому использованию.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1030 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Исследование систем управления
А) Время — это ресурс эффективного исследования. Изменения могут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.
В чем главная особенность организации исследования?
А) Трудности функционального разделения исследовательской деятельности.
В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?
А) Повышает эффективность исследований посредством комбинированного использования различных методов.
Б) Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделяемые на исследование.
В чем отличие понятий и суждений?
а) Понятия отражают факты действительности, а суждения понимание этих фактов.
В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?
в) Ориентирует на поиск противоречий.
В чем проявляются главные признаки методологии исследования?
Б) В целях, подходах и методах исследования.
В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
А) Затруднено получение объективной информации
В) Ограничены возможности экспериментирования.
В чем проявляются отличительные черты системного подхода?
В) В установлении системообразующих факторов по любой проблеме исследования.
Г) В определении условий целостности явлений, его элементов и связей между ними.
В чем преимущества метода тестирования?
В) Количественная определенность.
Д) Позволяет быстро получить информационный материал.
Зачем необходимо исследовать управление?
Г) Для эффективного совершенствования управления.
Из каких элементов складываются методы проектирования концепций?
А) Дивергенции, трансформации и конвергенции.
Как взаимосвязаны методология и организация управления?
В) Организация определяет выбор методологии исследования.
Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?
В) Это способ использования знаний в практической деятельности.
Каковы особенности индуктивных методов исследования?
Б) Они построены по схеме обобщения фактов.
Какова главная особенность диалектического подхода к исследованию?
Б) Поиск противоречий и путей их разрешения
Какова роль практики в исследовании систем управления?
А) Практика характеризует эмпирическую основу исследования.
Б) Практика является источником проблем и критерием оценки их решения.
Г) Практика является сферой реализации результатов исследований.
Каковы основные черты диверсифицированных методов исследования?
В) Это методы, построенные на соединении методологии, психологии и организации исследования.
Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?
Г) Проблемы, не имеющие методики количественной оценки.
А) Это метод структурирования экспертных оценок.
Каковы особенности метода синектического исследования проблем?
А) Этот метод построен на искусстве соединения творческих потенциалов в определенных организационных условиях совместной деятельности исследователей.
А) Это метод регулирования режимов мышления в исследовательской деятельности.
Какие элементы предполагает структура программы исследования?
Б) Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.
Какую роль играет консультирование в организации исследования?
В) Нe обязательно является элементом исследования.
Какой из факторов является решающим в успехе исследования?
Г) Методология исследования.
Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?
А) Подчиняет мышление главной задаче исследования.
Какое определение понятия «эффективность исследования» вы сочтете наиболее корректным?
Б) Сопоставление результата исследования с затратами на его получение
Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?
В) Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.).
Может ли быть исследование функцией управления?
б) Исследование всегда должно быть одной из основных функций управления.
Можно ли при помощи деловой игры исследовать систему управления?
Б) Все зависит от характера и типа деловой игры.
Назовите главный признак концепции исследования.
Б) Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.
В) Комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования.
Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?
Б) Обостряется конкуренция.
Г) Повышается сложность решаемых проблем.
Чем определяется выбор объекта исследования?
Б) Областью проявления и существования изучаемой проблемы.
Что является главным фактором, определяющим роль исследования в современном менеджменте?
Б) Уровень развития науки управления.
Г) Сложность решаемых проблем.
Что представляет собой типология исследований?
Б) Это совокупность типов исследования, выделенных по определенным образцам.
Что является системой управления?
А) Структура органов и звеньев управления.
Что является предметом исследования?
Что такое методология исследования?
Б) Логическая схема исследования.
Что понимается под целью исследования?
д) Поиск путей эффективного развития.
Что представляет собой концепция исследования?
В) Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследований.
Что является целью исследования?
Б) Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета исследования.
Что такое методы исследования?
в) Способы проведения исследования.
Что дает менеджеру знание типологии исследования?
А) Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.
Г) Способствует выбору наилучшего типа
Что таков фактология исследования?
А) Использование фактического материала в процессе исследования.
Что такое проблема?
Д) Противоречие, требующее разрешения.
Что является главным в системном подходе к исследованию?
г) Определение целостности и связи явлений.
Что является операторами синектики?
Д) Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.
Что характеризует технология исследования?
Г) Комбинацию и последовательность действий исследователя.
Чем определяется роль формальной логики в проведении исследования?
В) В правилах оперирования понятиями и вывода умозаключений.
Чем определяется главным образом эффективность использования метода «мозгового штурма»?
В) Организационными условиями реализации творческого потенциала каждого из членов исследовательской группы.
Что является главным условием формирования интегрального интеллекта?
Д) Сочетание организации работы и творческих способностей исследователей.
Что характеризует качество исследования?
Г) Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления.
Что характеризует валидность показателя?
Б) Соответствие измеряемому параметру.
Что характеризует понятие исследовательского потенциала?
Г) Это возможность использования необходимых ресурсов для проведения исследования
Чем определяется роль показателей в исследовании систем управления?
В) Позволяют оценивать явления. Без оценки невозможно понимание проблемы.
Источник: www.turboreferat.ru