Схема «сборки» конкретного учебного курса, в общих чертах, такова.
В курсе технологии, опирающемся на «Концепцию преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» можно выделить четыре содержательные линии, суть которых раскрывается в определённых разделах модулей, входящих в инвариантный блок.
Эти линии таковы.
Линия «Технология», нацеленная на формирование всего спектра знаний о сути технологии как последовательности взаимосвязанных этапов, операций и действий работы с данным материалом, направленной на достижение поставленной цели или получении заданного результата. Эта знания содержатся в разделах 1, 3, 8, 10, 11 содержания модуля «Производство и технология» и разделах 1, 11, 12 содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». Данная линия является системообразующей для всего курса технологии: от изучения материалов и инструментов их обработки в 5 классе до целостной реализации технологической цепочки в 8 и 9 классах.
Работаем по обновленным ФГОС: особенности организации обучения технологии в основной школе
Линия «Моделирование» направлена на конструирование и использование в познавательной и практической деятельности модели, как объекта-заменителя, отражающего наиболее существенные стороны изучаемого объекта, с точки зрения решаемой задачи, что открывает широкие возможности для творчества, вплоть до создания новых технологий. Суть моделирования, свойства и назначения моделей раскрываются в разделе 8 содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
Линия «Проектирование», в рамках которой происходит освоение проектной деятельности в полном цикле: от постановки задачи до получения конкретных, значимых результатов, при этом активно используются методы и инструменты современной профессиональной деятельности: программные сервисы, когнитивные методы и инструменты. Изготовление любого изделия на уроках технологии имеет своей целью, прежде всего, получение практики проектной деятельности. Основы и инструментарий проектной деятельности осваиваются в разделе 4 модуля «Производство и технология».
Обозначенные выше надпредметные знания и умения формируются в процессе трудовой деятельности с различными материалами и освоении современной техносферы, в целом.
Приведённые разделы составляют содержательное ядро общеобразовательного курса технологии, которое осваивается ровно в том виде, в каком оно представлено в программе. Остальные разделы направлены преимущественно на раскрытие содержания положений, составляющих названное ядро.
Необходимо подчеркнуть, что одним из важных аспектов формирования технологической грамотности является участие школьников в движении WorldSkills. В этом контексте целесообразно освоения различных видов технологий, в том числе обозначенных в Национальной технологической инициативе.
Приведённые содержательные линии в рамках модульного курса могут быть раскрыты с различной полнотой и направленностью.
(1) Инвариантные модули, включающие только модули «Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», вариативные модули отсутствуют.
Цифровые ресурсы в структуре рабочей программы учителя технологии
Эта структура фактически равнозначна традиционному курсу технологии (с добавлением нового содержания). Такая схема видится основной на начальном этапе внедрения модульного курса технологии, когда школы не имеют возможностей реализовать ту или иную вариативную составляющую. Во всех случаях, инвариантные модули осваиваются в обязательном порядке.
Расширение инвариантных модулей возможно в различных направлениях, в частности, в рамках содержательных линий «Технология» и «Моделирование».
(2) В качестве примера расширения линии «Технология» можно привести схему курса, включающую инвариантные модули и вариативный модуль «Растениеводство».
Таблица 1
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ + МОДУЛЬ «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Модуль | 5 класс (34 час) | 6 класс (34 час) | 7 класс (34 час) | 8 класс (17 час) | 9 класс (17 час) |
Производство и технология | Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека. Раздел 2. Простейшие машины и механизмы |
Раздел 3. Задачи и технологии их решения. Раздел 4. Основы проектирования. Раздел 5. Технологии домашнего хозяйства. Раздел 6. Мир профессий |
Раздел 7. Технологии и искусство. Раздел 8. Технология и мир. Современная техносфера |
Раздел 9. Современные технологии. Раздел 10. Основы информационнокогнитивных технологий |
Раздел 11. Элементы управления. Раздел 12. Мир профессий |
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов | Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию. |
Раздел 5. Технология обработки конструкционных материалов |
Раздел 8. Моделирование как основа познания и практической деятельности. |
Раздел 10. Традиционные производства и технологии |
Раздел 11. Технологии в когнитивной сфере |
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов | Раздел 2. Материалы и изделия. Раздел 3. Основные ручные инструменты. Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии |
Раздел 6. Технология обработки текстильных материалов. Раздел 7. Технология обработки пищевых продуктов |
Раздел 9. Машины и их модели |
Раздел 12. Технологии и человек |
|
Растениеводство | Раздел 1. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (почвы, виды почв, плодородие почв, инструменты обработки почв) |
Раздел 1. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (выращивание растений на школьном/ приусадебном участке) |
Раздел 1. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (полезные для человека дикорастущие растения. Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений, их плодов) |
Раздел 2. Сельскохозяйственное производство Раздел 3. Сельскохозяйственные профессии. |
Схема такого курса представлена в таблице 2 (разделы, входящие в содержательное ядро, выделены подчёркиванием).
Таблица 2
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ + МОДУЛЬ «3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ, МАКЕТИРОВАНИЕ, ПРОТОТИПИРОВАНИЕ»
Модуль | 5 класс (34 час) | 6 класс (34 час) | 7 класс (34 час) | 8 класс (17 час) | 9 класс (17 час) |
Производство и технология | Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека. Раздел 2. Простейшие машины и механизмы |
Раздел 3. Задачи и технологии их решения. Раздел 4. Основы проектирования. Раздел 5. Технологии домашнего хозяйства. Раздел 6. Мир профессий. |
Раздел 7. Технологии и искусство. Раздел 8. Технология и мир. Современная техносфера |
Раздел 9. Современные технологии. Раздел 10. Основы Информационнокогнитивных технологий |
Раздел 11. Элементы управления. Раздел 12. Мир профессий |
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов | Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию. |
Раздел 5. Технология обработки конструкционных материалов |
Раздел 8. Моделирование как основа познания и практической деятельности. |
Раздел 10. Традиционные производства и технологии |
Раздел 11. Технологии в когнитивной сфере |
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов | Раздел 2. Материалы и изделия. Раздел 3. Основные ручные инструменты. Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии |
Раздел 6. Технология обработки текстильных материалов. Раздел 7. Технология обработки пищевых продуктов |
Раздел 9. Машины и их модели |
Раздел 12. Технологии и человек |
|
3D — моделирование, прототипирование, макетирование | Раздел 1. Модели и технологии. Раздел 2. Визуальные модели |
Раздел 3. Создание макетов с помощью программных средств |
Раздел 4. Технология создания и исследования прототипов |
В целом же, общая структура модулей курса технологии представлена в таблице 1.
Таблица 3
Структура модулей курса технологии
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль | 5 класс (34 час) | 6 класс (34 час) | 7 класс (34 час) | 8 класс (17 час) | 9 класс (17 час) |
Производство и технология | Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека. Раздел 2. Простейшие машины и механизмы |
Раздел 3. Задачи и технологии их решения. Раздел 4. Основы проектирования. Раздел 5. Технологии домашнего хозяйства. Раздел 6. Мир профессий |
Раздел 7. Технологии и искусство. Раздел 8. Технология и мир. Современная техносфера |
Раздел 9. Современные технологии. Раздел 10. Основы информационно-когнитивных технологий |
Раздел 11. Элементы управления. Раздел 12. Мир профессий |
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов | Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию. Раздел 2. Материалы и изделия. Раздел 3. Основные ручные инструменты. Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии |
Раздел 5. Технология обработки конструкционных материалов. Раздел 6. Технология обработки текстильных материалов. Раздел 7. Технология обработки пищевых продуктов |
Раздел 8. Моделирование как основа познания и практической деятельности. Раздел 9. Машины и их модели |
Раздел 10. Традиционные производства и технологии |
Раздел 11. Технологии в когнитивной сфере. Раздел 12. Технологии и человек |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль | 5 класс (34 час) | 6 класс (34 час) | 7 класс (34 час) | 8 класс (17 час) | 9 класс (17 час) |
Робототехника | Раздел 1. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители. Раздел 2. Роботы: конструирование и управление |
Раздел 3. Роботы на производстве. Раздел 4. Робототехнические проекты |
Раздел 4 (продолжение). Робототехнические проекты |
Раздел 4 (продолжение). Робототехнические проекты |
Раздел 5. От робототехники к искусственному интеллекту |
3D-моделирование, прототипирование, макетирование | Раздел 1. Модели и технологии. Раздел 2. Визуальные модели |
Раздел 3. Создание макетов с помощью программных средств |
Раздел 4. Технология создания и исследования прототипов |
||
Компьютерная графика. Черчение | Раздел 1. Модели и их свойства. Раздел 2. Черчение как технология создания модели инженерного объекта |
Раздел 3. Технология создания чертежей в программных средах. Раздел 4. Разработка проекта инженерного объекта |
|||
Автоматизированные системы | Раздел 1. Управление. Общие представления. Раздел 2. Управление техническими системами. Раздел 3. Элементная база автоматизированных систем |
Раздел 3. Управление социально-экономическими системами. Предпринимательство |
|||
Животноводство | Раздел 1. Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных. (Приручение животных как фактор развития человеческой цивилизации. Сельскохозяйственные животные) |
Раздел 1. Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных. (Содержание сельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход. Разведение животных. Породы животных, их создание) |
Раздел 1. Элементы технологии выращивания сельскохозяйственных животных. (Животные у нас дома. Забота о домашних и бездомных животных. Проблема клонирования живых организмов. Социальные и этические проблемы) |
Раздел 2. Производство животноводческих продуктов. Раздел 3. Профессии, связанные с деятельностью животновода |
|
Растениеводство | Раздел 1. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (почвы, виды почв, плодородие почв, инструменты обработки почв) |
Раздел 1. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур (выращивание растений на школьном/ приусадебном участке) |
Раздел 7. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур, (полезные для человека дикорастущие растения. Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений, их плодов) |
Раздел 2. Сельскохозяйственное производство Раздел 3. Сельскохозяйственные профессии |
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Рабочая программа по технологии, 7 класс
Рабочая программа по технологии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.), на основе примерной программы по технологии (Примерные программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010г.), авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы: Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Компонент используемого УМК :
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Технология. 7 класс под редакцией Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2017
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа разработана и предназначена для работы в неделимых классах, с учётом интересов, как мальчиков, так и девочек.
Исходя из условий образовательного учреждения: материально – технических возможностей школы, отсутствия возможностей выполнять практические работы, разделы: Кулинария, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации целесообразно преподавать по теоретическим основам, практические задания перенести в домашние условия с дальнейшим отчетом о проделанной работе в классе.
В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.
Основные цели изучения технологии в 7 классе:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом на изучение предмета «Технология » в 7 классе отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование способности придавать экологической направленности любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения школьники овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого раздела, получат возможность
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемо для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы :
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках:
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получению продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-лично
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры груда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
планирование процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; .
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательнотрудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере :
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решении различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
II.Тематический план
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа по технологии для учащихся 7 класса. Пилотный вариант
Рабочая программа по технологии для учащихся 7 класса по стандартам третьего поколения. Выполненная в экспериментальном режиме. Апробируется в 2021 — 22 году.
Картинками
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 99/2
от «31» августа 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
на 2021/2022 учебный год
7 «А, Б, В, Г, Д» класс
Авдеева Ирина Павловна,
высшей квалификационной категории
на заседании кафедры
от «25» августа 2021 г.
Согласовано с заместителем директора по УВР
от «25» августа 2021 г.
от «31» августа 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287;
· Основной образовательной программы МБОУ «Гимназия 11»;
· Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11»;
· Примерной рабочей программы основного общего образования по технологии – М, 2021
· Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11».
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 34 учебных недель (2 часа в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основными целями курса технологии являются:
• овладение технологической грамотностью как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
• овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
• развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Для текущего контроля используется материал, работа над которым была задачей урока. Текущий контроль осуществляется на разных этапах урока. Текущий контроль не всегда предполагает оценивание, так как он проводится на таких этапах обучения, где учащиеся ещё только формируют умения и навыки.
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11» (см. Приложение 1).
Мониторинг метапредметных результатов обучения осуществляется в соответствии с ООП ООО МБОУ «Гимназия №11».
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
— разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
— дифференцированное домашнее задание;
— консультационная поддержка и помощь;
— обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС в ходе изучения предмета «Технология» учащимися предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
• проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
• ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
• готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвертой промышленной революции;
• осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
• освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
• восприятие эстетических качеств предметов труда;
• умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
• осознание ценности науки как фундамента технологий;
• развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
• умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
• активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
• умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
• воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой,
• осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Метапредметные результаты
Освоение содержания предмета «Технология» основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
• устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
• самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
• оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
• опытным путём изучать свойства различных материалов;
• овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближенными величинами;
• строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
• уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
• выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
• понимать различие между данными, информацией и знаниями;
• владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
• владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
• уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия)
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• объяснять причины достижения (не достижения) результатов
• вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
• оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цели и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
• признавать своё право на ошибку при решении задач или
в реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
• в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
• в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
• в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
• в ходе общения с представителями других культур, в частности, в социальных сетях.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
• понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
• уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
• владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
• уметь распознавать некорректную аргументацию.
Предметные результаты
По завершении обучения учащийся должен иметь сформированные образовательные результаты, соотнесённые с каждым из модулей.
Модуль «Производство и технология»:
• перечислять и характеризовать виды современных технологий;
• применять технологии для решения возникающих задач;
• овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
• овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информацию в знание;
• перечислять инструменты и оборудование, используемое при обработке различных материалов (древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля, сельскохозяйственной продукции, продуктов питания);
• оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
• оценивать условия применимости технологии с позиций экологической защищённости;
• анализировать значимые для конкретного человека потребности;
• перечислять и характеризовать продукты питания;
• перечислять виды и названия народных промыслов и ремёсел;
• анализировать использование нанотехнологий в различных областях.
• выявлять экологические проблемы;
• применять генеалогический метод;
• анализировать роль прививок;
• анализировать работу биодатчиков;
• анализировать микробиологические технологии, методы генной инженерии.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»:
• освоить основные этапы создания проектов: от идеи до презентации и использования полученных результатов;
• проводить необходимые опыты по исследованию свойств материалов;
• выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии;
• применять технологии механической обработки конструкционных материалов;
• осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;
• классифицировать виды и назначение методов получения и преобразования конструкционных и текстильных материалов;
• конструировать модели машин и механизмов;
• изготавливать изделие из конструкционных или поделочных материалов;
• готовить кулинарные блюда в соответствии с известными технологиями;
• выполнять декоративно-прикладную обработку материалов;
• выполнять художественное оформление изделий;
• создание художественного образа и воплощение его в продукте;
• строить чертежи швейных изделий;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
• применять основные приёмы и навыки решения изобретательских задач
• презентовать изделие (продукт);
• называть и характеризовать современные и перспективные технологии производства и обработки материалов
• выявлять потребности современной техники в умных материалах.
• оперировать понятиями «композиты», «нанокомпозиты», приводить примеры использования нанокомпозитов в технологиях, анализировать механические свойства композитов;
• различать аллотропные соединения углерода, приводить примеры использования аллотропных соединений углерода;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
• осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему;
оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с экономических и экологических позиций.
ТЕМАТИЧЕСКОН ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, темы
Источник: znanio.ru