Какие бывают телевизионные программы

Телевизионные организации мира всегда по-разному классифицировали свои программы. Эти классификации служили в основном производственным целям и оказывались малопригодными для сравнительного анализа. Единая типология необходима, в первую очередь, для того, чтобы на нее могла опереться международная статистика вещания. Первая такая попытка была предпринята ЮНЕСКО в 1960-е гг. на основе принципов классификации радиопередач. Эксперты ЮНЕСКО выделяли шесть типичных моделей телепрограмм, в соответствии с которыми и группировались различные страны.

В 1970-е гг. была предложена другая типология, основанная на функциональном принципе: информация (выпуски новостей и комментарии, включая спортивные новости), образование (передачи в рамках школьного и университетского курса, а также для сельских жителей и в целях непрерывного обучения), культура (передачи на тему религии и культуры), наука, зрелищные программы (фильмы, игровые, музыкальные, спортивные передачи), программы для специальной аудитории, реклама. В восьмидесятые годы ЮНЕСКО доработала эту классификацию и предложила новую, где появилось добавление в отношении образовательных программ: «имеющие целью повысить культурно-образовательный уровень сельских жителей». В части культурных программ предполагалось обогащение телеаудитории знаниями из различных сфер национальной культуры в недидактической форме. А также отдельно выделили вид религиозных программ.

Очень ТУПАЯ НЕВЕСТА пришла в Давай поженимся!

Первым классификацию жанров в нашей стране представил Р.А. Борецкий в работе 1960 г. «Информационные жанры телевидения». Классификация касалась прежде всего информационного телевещания, которое зародилось на нашем телевидении в 1955 г. с первыми репортажами Юрия Фокина.

Выглядела классификация следующим образом: разговорные жанры — выступления, интервью, беседы (Борецкий также предполагал появление в скором времени жанра «пресс-конференция»); информационные киножанры — кино- информация, кинорепортаж, документальный телефильм; телевизионный репортаж — комментированный показ события, проблемный репортаж. Через несколько лет совместно с Э.Г Багировым он представил более подробную схему тележанров, разделив их на разговорные, массовые интервью (пресс-конференции), фотоинформацию, «прямое» телевидение и, следовательно, прямые репортажи (прямые трансляции, или репортаж-трансляция). Отдельно вывели событийный и проблемный репортаж. Следующей позицией авторы представили киноинформацию — кинозаметку, киноотчет, кинорепортаж. Такое деление больше основывалось на технологических особенностях телевидения.

Нужно отметить и классификатор, представленный Г.В. Кузнецовым, который подразделяет программы по их социальной значимости:

  • • информационная (новостная) программа, которую он определяет как регулярное сообщение о текущих событиях, состоящее из 8—14, а иногда до 20 эпизодов (сюжетов);
  • • специализированная новостная информационная программа — набор новостей одного профиля (мода, криминал, автомобилизм), здесь же предвыборные передачи с информацией о кандидатах, их выступлениями и обещаниями;
  • • информационно-аналитическая программа — ежедневное, еженедельное или ежемесячное комментирование событий, имеющих значение для аудитории. Ее функция — формирование общественного мнения;
  • • публицистическая программа — произведение журналистики, ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению. Жанры — от студийной беседы до телеочерка и документального фильма;
  • • познавательно-развлекательные программы, чаще всего в форме ток-шоу.
  • • культурно-просветительские программы — драматургически выстроенный рассказ или показ духовных ценностей, созданных человечеством;
  • • детские программы, их цель — всестороннее воспитание, социализация подрастающего поколения;
  • • религиозные программы — трансляции богослужений, телевизионные проповеди;
  • • спортивные программы;
  • • художественные (игровые) кинофильмы;
  • • многосерийные фильмы, их функция — дешевое развлечение;
  • • откровенно развлекательные программы — эстрада, цирк, неимеющие видимых социальных целей;
  • • рекламные программы, выполняют рекламную функцию. Особое время, выделяемое иногда специальной заставкой, объявлением.

В современной типологии жанров можно выделить два основных уровня: информационно-публицистический и художественный, и, по мнению многих авторов, жанровая структура находится в процессе малопредсказуемых перемен. Существует типология жанров современной экранной продукции, представленная Н.В. Вакуровой и Л.И. Москвиным, где за основу взята система жанров Р.А. Борецкого и В.Л. Цвика: бенефис, беседа, брифинг, бюллетень, водевиль, выступление в кадре, гиперреализм, дисскуссия, документальный телефильм, драма (теледраматургия), журналистское расследование, заметка (видеосюжет), зарисовка, игра, интервью, киножурнал, комментарий, монолог, новости, обозрение, отчет, очерк, пресс- конференция, репортаж, сатира, сериал или «мыльная опера», теледебаты, телемарафон, телемост, телеспектакль, телешоу, ток-шоу, эссе [1] .

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ 90-Х/ТОП10/НОСТАЛЬГИЯ.

Как представляется, непредсказуемость перемен в жанровой структуре связана, с одной стороны, с принципиальным увеличением телевизионного производства, которое требует разнообразных форм подачи материалов, с другой — с тем, что часто авторы смешивают художественные и организационно-технологические особенности. Выделяя как жанр драму, Н.В. Вакурова и Л.И.

Москвин дают объяснение, что это телеверсия известного литературного произведения, фильма или собственно теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на телевидении своими средствами. При этом они делают оговорку, что эти произведения априори слабее в художественном плане. Отдельно выделяют сериал или мыльную оперу, отмечая, что для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или фильма. Получается, что драму от сериала отличает слабое художественное воплощение, а сериал от драмы отличается финансовой составляющей.

Читайте также:
Как работать с 3д программой

Сериальная продукция имеет свою классификацию. Одним из основных принципов является понятие горизонтального (вертикального) позиционирования в сетке вещания. Вертикальным принято считать сериал, в котором каждая серия является отдельной законченной историей. При этом серии объединены общими персонажами и сквозным сюжетом.

Главных героев связывают свои отношения, которые развиваются на протяжении всего сериала. Обычно на Западе вертикальный сериал выходит в эфир раз в неделю в определенный день. Горизонтальный сериал предполагает, что серии выходят друг за другом несколько раз в неделю, при этом обычно серия заканчивается интригующе.

Такое деление пришло от программирования сетки вещания, где горизонтальное — это дни недели, вертикальное — часы. Так что это не характеристика сериала, а показатель того, как программная дирекция телеканала распорядилась этим телепродуктом. М.Л. Давыдов в работе «Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов» к такому делению относит и драмеди — «горизонтально интегрированный тип сериала в жанре лирической комедии, во главу угла которой ставятся перипетии сюжета» [2] .

Это ситкомы, с легкой руки Александра Акопова, появившиеся на наших телевизионных экранах, а не драмеди. Как пример М.Л. Давыдов приводит «Мою прекрасную няню» и «Не родись красивой». Но, как представляется, ситкомом является только «Моя прекрасная няня», а «Не родись красивой» — драмеди.

Ситком — ситуационная комедия, разновидность комедийных радио- и телепрограмм с постоянными персонажами и местом действия. Драмеди — это современный поджанр трагикомедии. Домашние комедии и домашние драмы первоначально транслировались в США по радио, а потом из них родились телевизионные серии, которые с 1949 г. стали показывать утром, днем и вечером.

Первыми были перенесенные из радиоэфира проект «Гольдберги» и «Мама». В 1952 г. огромным успехом пользовался сериал «Я люблю Люси» с Люсиль Болл в главной роли. Основная цель американского телевидения была в том, чтобы зритель на телеэкранах видел в меру идеализированные, симпатичные портреты своих современников. Телевизионные предприниматели выдвинули лозунг — лицом к среднему, типичному американцу.

Википедия представляет следующие определения.

  • 1. Сериал (англ, serial), телесериал, последовательная программа — разновидность теле- и радиопередач, которые состоят из отдельных, последовательных эпизодов.
  • 2. Мыльная опера (англ, soap opera) — один из форматов телесериалов, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах сериалов на телевидении и радио («Династия», «Отчаянные домохозяйки», «Дурнушка», «Анатомия страсти».
  • 3. Ситуационная комедия, или ситком (англ, situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия («Мэри Кей и Джонни», «Я люблю Люси», «Не родись красивой»).
  • 4. Процедурная драма, или просто процедурал (англ, procedural drama) — разновидность телесериалов, сюжет в которых строится вокруг каждого эпизода. Главная особенность — возможность смотреть с любой серии («Элементарно», «Менталист», «Касл», «Кости», «Доктор Хаус»).
  • 5. Теленовелла (англ. Telenovela) — разновидность телесериала со значимой мелодраматической составляющей.
  • 6. Мини-сериал (англ, miniseries) — термин, применяемый преимущественно на американском телевидении, который относится к проектам, представляющим собой одну законченную историю с изначально планировавшимся количеством эпизодов и длительностью не больше одного сезона («Богач, бедняк», «Корни»).
  • 7. Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению.

Классифицировать телесериалы можно по нескольким основаниям: по формату и по жанру. Классификация по формату — это классификация по количеству серий. На основании объема можно выделить следующие виды телевизионных сериалов: теленовеллы — сценарии для них пишутся по ходу съемок, количество серий заранее не определено, хронометраж — чаще 26 минут, количество серий от 180 до 200. Классический сериал (примерно 45-минутный) снимается по готовому заранее сценарию сезонами, количество серий определено. Мини-сериалы — хронометраж от 43 до 52 минут, количество серий кратно четырем (12,16).

  • [1] Вакурова Н.В., Москвин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учеб, пособие. М.: Институт современного искусства, 1997.
  • [2] Давыдов М.Л. Типология телевизионных многосерийных художественных фильмов //Вестник электронных печатных СМИ. Вып. 7. URL: http://www. ipk.ru/index/php Подэпизодом в сериальной продукции подразумевается серия.

Источник: studref.com

14. Виды телевизионных программ.

Телевизионные компании всегда по-разному классифицировали свои программы. Эти классификации служили, в основном, производственным целям и оказывались малопригодными для сравнительного анализа. Единая типология необходима в первую очередь для того, чтобы на нее могла опереться международная статистика вещания.

В семидесятые годы была предложена классификация ЮНЕСКО, основанная на функциональном принципе: информация (выпуски новостей и комментарии, включая спортивные новости), образование (передачи в рамках школьного и университетского курса, а также для сельских жителей и в целях непрерывного обучения), культура (передачи на тему религии и культуры), наука, зрелищные программы (фильмы, игровые, музыкальные, спортивные передачи), программы для специальной аудитории, реклама. В восьмидесятые годы ЮНЕСКО доработала эту классификацию и предложила новую, где в части образовательных программ появилось добавление “имеющие целью повысить культурно-образовательный уровень сельских жителей”. В части культурных программ предполагалось обогащение телеаудитории знаниями из различных сфер национальной культуры в недидактической форме. А также отдельно вывели в вид религиозные программы.

Читайте также:
Какая программа восстанавливает удаленные сообщения в Ватсап Андроид

Существует также классификация, используемая американскими телекомпаниями:

— информационные программы – события в мире, стране, регионе, городе, новости политики, экономики, погода. Сюда можно отнести и новости из мира развлечений, тележурналы и специальные новостные выпуски;

— детские и юношеские программы – это анимационные фильмы, шоу, викторины, образовательные программы; это больше адресность.

— познавательные и документальные программы – конкурсы, документальные фильмы, биографии, программы о природе и путешествиях, дизайне и ремонте, о закулисной жизни шоу-бизнеса, интервью;

— ток-шоу – дневные, ночные, женские;

— спортивные программы – новости спорта, трансляции спортивны состязаний; это больше тематика.

— игровые программы – интеллектуальные игры, телелотереи, развлекательные игры;

— рекламно-информационные программы – кабельное и неэфирное вещание.

— мир бизнеса – деловая культура, тренинги, обзоры отраслей, реклама;

— ситкомы – программы для семейного просмотра и подростковой аудитории с юмористическим или поучительным сюжетом, ситкомы по мотивам снятых ранее фильмов;

— мыльные оперы – дневные, вечерние, теленовеллы;

— многосерийные фильмы – о полицейских, адвокатах, судьях, врачах, пожарных; на политические и “горячие” темы; для всей семьи и молодежи.

— фильм недели – эфирное и кабельное телевидение (не жанр,, а принцип позиционирования)

— музыкальные клипы – трансляция музыкальных программ, продажа клипов, бонусные материалы;

— реклама – рекламные блоки, промо-материалы.

Существует российская классификация, которой многие руководствуются при анализе телевизионного контента:

— ежедневные новости: «Вести», «Время», «Сегодня вечером» и т. д.; — информационно-аналитические программы: «Однако» (Первый), «Вести недели» (Россия), «Постскриптум» (ТВЦентр), «Главный герой» (НТВ), «Воскресное время» (Первый) и т. д.;

— юмористические программы: «Прожекторпэрисхилтон» (Первый), «Аншлаг», «В городке» (Россия), «6 кадров» (СТС), «Комедии Клаб» (ТНТ) и т. д.;

— спортивные программы: футбол, хоккей, «Вести» (Спорт); — развлекательные программы: «Пока все дома» (Первый), «Танцы со звездами» (Россия), «Закрытый показ» (ток-шоу первого канала), «Жди меня «(Первый), «Кто хочет стать миллионером» (Первый); — детские программы: «Ералаш» (Первый), «Спокойной ночи, малыши» (Россия), мультсериалы и мультипликационные фильмы; — музыкальные программы – «Субботний вечер. Концерт», «Утренняя почта» (Россия), «Царская ложа» (Культура), «Жизнь прекрасна» (СТС), «Обыск и свидание» (MTV); — гуманитарные программы: «И снова, здравствуйте» и «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной», «Их нравы» (НТВ), «Непутевые заметки», «Здоровье» (Первый); — социально-политические программы: «Специальный корреспондент» (Россия), «К барьеру», «Максимум», «Русские сенсации» (НТВ), «Человек и закон» (Первый); — телесериалы; — кинофильмы.

Источник: studfile.net

Виды классификаций телевизионных программ

Попытки провести типологизацию телевизионного продукта, классификацию жанровой структуры телевизионных программ отечественными классиками теории телевидения производились не единожды. В качестве типообразующих факторов в них рассматривались: аудиторная направленность, масштаб информации, изобразительно- выразительные и стилевые формы, регион распространения и многие другие.

Так, например, в рамках функциональной классификации выделяют программы, выполняющие общие функции, многофункциональные, просветительские, художественно-развлекательные и программы, формирующие общественное мнение. Предметно-тематическая классификация подразделяет телепередачи на: политические, экономические, научные.

А также передачи о природе, географии, путешествиях, социальных отношениях. Программы о личной жизни, культуре и искусстве, религии, спорте, истории и т.д. По форме экранный продукт делится на программы документальной, документально-художественной, художественно-игровой формы. А также драматические, музыкальные, литературные. Студийные и внестудийные.

Живые и в записи, по объему (цикл, сериал, рубрика) и др.

И, наконец, адресная классификация телепрограмм за основу берет время выхода (утренние, вечерние, дневные) и адресность, с помощью которой аудитория дифференцируется по возрастам, интересам, образованию, профессиональной принадлежности и другим признакам.

Не следует забывать, что в связи с мобильностью и постоянным развитием телевидения, классификацию телевизионных жанров и их характеристики не следует воспринимать как аксиому. Рассмотрим подробнее две классификации: по функциональной направленности программ и по звуковой специфике, являющиеся на наш взгляд наиболее цельными и интересными.

Классификация телепрограмм по функциональной направленности

В качестве главного структурирующего фактора в данной классификации, разработанной при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, выступает основная функция (направленность) той или иной программы в обществе. Исходя из этого, можно выделить следующие группы телевизионных программ:

1. Информационные (новостные) программы. Являются «лицом» для многих телеканалов. Представляют собой регулярное сообщение о текущих событиях, начиная от политики и заканчивая сводками погоды. Имеют прикладное значение для любого зрителя, удовлетворяя его потребность в информации о происходящем в городе, регионе, стране и мире. Отбор негативных и позитивных новостей и их баланс является важнейшим вопросом редакционной политики.

2. Специализированные новостные информационные программы — отличаются набором новостей одного профиля. Например, криминальные новости, программы о результатах спортивных соревнований, о моде, сельском хозяйстве, медицине и т.д. Сюда же можно отнести передачи о предвыборных программах кандидатов, созданные без использования элементов драматургии.

Читайте также:
Как выучить программу эксель самостоятельно

3. Информационно-аналитические программы — содержат обобщенную и систематизированную информацию за определенный срок (неделю, месяц). Их функцией является формирование общественного мнения по поводу событий, представляющих значимый интерес со стороны зрительской аудитории. Выступают своеобразным показателем «зрелости» того или иного канала. В качестве примера можно привести «Вести недели», «Воскресное время» и другие.

4. Публицистические программы — произведения журналистики, не обязательно связаны с последними событиями, как новости, но так же как информационно-аналитические, формируют зрительское мнение по какому-либо острому вопросу. Являются отражением гражданской позиции канала. Тематика таких программ может быть самой разнообразной. Жанровый разброс — от студийной беседы до телеочерка или документального фильма.

К публицистическим программам относятся и предвыборные теледебаты. К признакам качественной публицистической программы можно отнести: новизну и оригинальность фактов и идей, авторский подход и четкую авторскую позицию, выдержанность стиля, логику изложения, а также яркость и образность телевизионной картинки и звукоряда.

5. Познавательно-развлекательные программы, утренних обозрений, чаще всего создаются в форме ток-шоу, т.е. «разговорных представлений». В таких программах крайне важно удерживать баланс между развлекательностью и познавательностью. Немаловажную роль в них играют личностные качества ведущего.

6. Культурно-просветительские программы. Их главная цель — знакомство зрителя с богатством духовных ценностей, созданных человеком. Тематика таких программ — история и современное состояние искусства и культуры, музыка, театр и т.д.

По данным социологических исследований эта группа программ пользуется в последнее время значительным зрительским вниманием. Жанровая специфика культурно-просветительских программ разнообразна. Это может быть беседа в студии, документальный фильм, трансляция спектакля, концерта и т.д.

7. Детские программы ориентированы на дошкольную, школьную, подростковую и юношескую аудиторию. Целью таких программ является, в первую очередь, воспитание, образование и социализация подрастающего поколения. Жанровая специфика программ для детей и юношества чрезвычайно разнообразна. Это мультипликационные и художественные фильмы, научно-популярные программы, телевизионные конкурсы, развивающие и учебные программы, сериалы про школьную жизнь и т.д.

В настоящее время телевещанию для детской и юношеской аудитории уделяется гораздо больше внимания, чем еще буквально 5 лет назад. «Первый канал» и телеканал «Россия» имеют даже детские телеканалы — «Теленяню» и «Бибигон» соответственно.

8. Религиозные программы отвечают потребностям огромного числа жителей России, являющихся представителями многочисленных религиозных конфессий. Число таких программ не велико, но, тем не менее, торжественные богослужения, беседы со священнослужителями, специальные телевизионные проповеди, выступления священнослужителей являются составляющими контента многих каналов.

9. Программы о спорте составляют значительный процент вещания во всех странах мира, не говоря уже о каналах, которые показывают только спортивные состязания.

Как уже упоминалось выше, небольшие программы с итогами спортивных соревнований относятся к группе специализированных новостных информационных программ. К данному же пункту следует отнести полные трансляции матчей или подробные репортажи о них, анализ побед и поражений спортсменов и т.п. Аудитория таких программ весьма ограничена и определяется исключительно интересом к тому или иному виду спорта.

10. Художественные (игровые) кинофильмы числом серий от 4 до 12 составляют в большинстве своем развлекательную составляющую каждого канала.

11. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделены социологами от художественных кинофильмов. Чаще всего представляют собой разворачивающиеся в одних и тех же декорациях стандартные ситуации. Их функция — исключительно развлечение.

Востребованность этого телевизионного продукта подтверждают высокие рейтинги. Социологи считают, что увлечение сериалами является своеобразным уходом зрительской аудитории от жизненных реалий. Жанровая структура сериального продукта разнообразна: боевики-детективы, мелодрамы, триллеры, телероманы, «мыльные оперы», ситкомы (комедийные сериалы) и т.д.

12. Тенденция развития современного телевидения — движение в сторону развлекательности. Поэтому развлекательные программы в настоящий момент — неотъемлемая часть информационно-аналитического вещания любого канала. Эти программы выполняют функцию заполнения досуга и рассчитаны на эмоциональный ответ аудитории, связанный с эмоциональным комфортом, релаксацией и получением удовольствия. Развлекательные передачи можно разделить на четыре типа: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу.

13. И, наконец, последняя группа телевизионных программ в данной классификации — это рекламная продукция. Кроме новостных, детских и религиозных передач, реклама в том или ином виде может присутствовать почти в каждой телевизионной программе.

Ее выход регламентируется «Законом о рекламе» Российской Федерации, согласно которому рекламная информация может занимать не более 15% общего эфирного времени. Для специальных рекламных программ: клипов, «сюжетов», кадров — выделяется особое время и соответствующее телевизионное оформление.

Подводя итог исследованию данной классификации телевизионного продукта, можно сделать вывод о том, что к наиболее значимым составляющим телевизионного контента можно отнести: информационные программы, публицистические, культурно-просветительские и детские.

Создание каждой из этих передач требует участия высококвалифицированного персонала и серьезных материальных затрат. Именно поэтому они и являются главными определяющими моментами в государственном лицензировании телерадиокомпаний или телевизионных каналов.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru