Какие бывают школьные программы

Не бывает отстающих детей — бывают неподходящие программы. Каждый ребёнок по-своему усваивает информацию, и не всегда ритм и нагрузка, заложенные в конкретной учебной программе, помогают делать это эффективно. Это стоит помнить каждому родителю, который отправляет ребёнка в 1 класс.

26 сентября 2022

· Обновлено 26 сентября 2022

Сегодня мы расскажем о 7 рабочих программах для младших классов — с первого по четвёртый. А вы сможете оценить их и понять, которая подходит именно вашему ребёнку.

Какие бывают виды программ для 1–4 классов

Учебники, по которым первоклассники будут заниматься в школе, утверждает Министерство образования. Те программы, которые соответствуют ФГОС, публикуют в едином списке — федеральном перечне учебников. Те, что не попали в него, можно будет использовать только как дополнительные материалы. Проверить конкретный учебник легко — это можно сделать на портале федерального перечня учебников.

Программы для младших классов, утверждённые Министерством образования, можно разделить всего на 2 типа: традиционные и развивающие. Давайте разберёмся, чем они различаются.

Нам Этого не понять! Такое Бывает Только в Японских Школах

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Популярные программы для начальной школы

Теперь перейдём к главному — поговорим о распространённых в России современных школьных программах для младшеклассников. Все они входят в федеральный перечень учебников на 2023 год и считаются лучшими.

УМК «Школа России»

Эта программа — одна из самых популярных. Её основа — традиционные советские методики в сочетании с современными элементами: например, цифровыми технологиями. Цель программы для 1–4 классов — адаптировать ученика в коллективе и помочь усвоить навыки, которые пригодятся на ВПР. В настоящее время учебниками УМК «Школа России» пользуется большинство государственных школ.

Есть мнение, что эта программа слишком растянута. По её материалам дети учатся в медленном темпе, а её нагрузка — самая лёгкая из всех в этой статье. Детям, которые занимались дополнительной подготовкой, учиться по ней будет скучно. Зато первоклассникам без навыков счёта, чтения и письма она хорошо подойдёт.

В УМК «Школа России» входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, информатика, ИЗО, музыка, технология, физкультура, ОРКСЭ, иностранные языки.

Авторы учебников: В. Г. Горецкий, М. И. Моро, А. А. Плешаков, В. П. Канакина, Л. М. Зеленина, Л. Ф. Климанова и др.

Тесты для детей ! Тест на логику ! Проверь себя ☺ Тесты бабушки Шошо

УМК «РИТМ»

РИТМ — это аббревиатура, которая означает «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Цель УМК — развить в ребёнке все эти качества. Это гибкая программа, которая позволяет учителю строить уроки в разном темпе.

Задания в учебниках разделены по уровням сложности, по каждому предмету есть дополнительные материалы. Всё это делает обучение в начальной школе вариативным. Благодаря этому программа подходит детям с разными способностями и багажом знаний.

В УМК «РИТМ» входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, информатика, ИЗО, музыка, технология, физическая культура.

Авторы учебников: Т. Г. Рамзаева, Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнева, Г. К. и О. В. Муравины, Е. В. и А. И. Саплины и др.

УМК «Планета знаний»

«Планета знаний» — это ещё одна программа, в основе которой лежит гибкий подход в обучении. Авторы составили её так, чтобы не перегрузить учеников в младшей школе и помочь адаптироваться в новых условиях. При этом задания разделили на уровни: базовый и усложнённый. Многие из них — для самостоятельной работы. Это позволяет ребёнку научиться принимать решения самому и развить мотивацию в учёбе.

Но, в отличие от того же УМК «РИТМ», эта программа требует дошкольной подготовки. Чтобы комфортно заниматься по её учебникам, первоклассник должен уметь читать, считать и писать. Даже если он выполняет только базовые задания.

В УМК «Планета знаний» входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, информатика, технология, ИЗО, ОРКСЭ, музыка, физическая культура.

Авторы учебников: Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина, Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова, Г. Г. Иваноченкова, И. В. Потапов, Е. В. и А. И. Саплины и др.

УМК «Перспектива»

Это программа, которая помогает направить детский интерес и любознательность в сторону обучения. Но не стоит думать, что увлекательные задания с творческой ноткой делают её легкой. Как раз наоборот. Курс математики в УМК «Перспектива» — сложнее среднего, т. к. в него входит много заданий на логику и основы геометрии.

Поэтому важно, чтобы ребёнок прошёл дошкольную подготовку и уже умел считать. Иначе учебная программа покажется ему слишком сложной.

Читайте также:
Есть ли такая программа из фильма Андроид

В УМК «Перспектива» входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура, ОРКСЭ, иностранные языки.

Авторы учебников: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Г. В. Дорофеев, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, А. А. Плешаков и др.

УМК «Перспективная начальная школа»

«Перспективная начальная школа» выбрала для себя ту же цель, что и «Перспектива»: развить мотивацию ребёнка к учёбе. Чтобы дети могли изучать новое наглядно и занимались с интересом, на уроках их сопровождают герои — Миша и Маша. Сами учебники полны красочных иллюстраций, а темы авторы разделили разными цветами.

Цель школьной программы: научить ребёнка работать с большим объёмом информации и развить эмоциональный интеллект. При этом УМК «Перспективная начальная школа» не такая сложная, поэтому ребятам без дошкольной подготовки тоже будет интересно заниматься по ней.

В УМК «Перспективная начальная школа» входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, информатика и ИКТ, окружающий мир, ОРКСЭ, технология, музыка, ИЗО, физическая культура, английский язык.

Авторы учебников: Н. Г. и Ю. А. Агарковы, Н. А. Чуракова, А. Л. Чекин, С. Г. Тер-Минасова и др.

УМК «Начальная школа ХХI века»

Это программа для первоклассников, которую разработала доктор педагогических наук Н. Ф. Виноградова. Её цель — сформировать логику ребенка в игровой форме, научить его работать самостоятельно и принимать решения. Учебники полны сложных задач на смекалку, и со временем темп обучения только нарастает. Дети всё больше занимаются исследовательской работой и трудятся над личными проектами. Но организовано это так, чтобы младшеклассники не переутомились и оставались вовлечёнными в уроки.

Правда, для этого важно, чтобы ребёнок прошёл дошкольную подготовку. Более того, УМК «Начальная школа ХХI века» — это сложная программа, которая будет интересна ученикам с высокими начальными знаниями по математике и литературе. Остальным заниматься в таком темпе будет сложно.

В УМК «Начальная школа ХХI века» входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, ИЗО, технология, физическая культура, английский язык.

Авторы учебников: А. М. Пышкало, Л. Е. Журова, О. А. Евдокимова, С. В. Иванов, М. И. Кузнецова и др.

УМК по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Это единственная развивающая программа в нашем списке, и она сильно отличается от привычных россиянам. Например, по этой системе учитель не выставляет оценки за работу в течение учебного года. Вместо этого младшеклассник учится сам контролировать уровень знаний и оценивать себя. Авторы системы составили задания так, чтобы развить критическое мышление ребёнка. А ещё — научить его анализировать и делать выводы вместо того, чтобы заучивать прописные истины.

Из-за того, что на уроках в классе школьнику предстоит много анализировать и работать самостоятельно, эту систему считают одной из самых сложных. Чтобы заниматься по ней, важно пройти дошкольную подготовку.

В УМК по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова входят учебники по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Это самый короткий список дисциплин в программе из всех тех, что попали в перечень ФГОС.

Авторы учебников: В. В. Репкин, Е. В. Вострогова, В. А. Левин, Т. В. Некрасова, Л. И. Тимченко, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова и др.

Как понять, какая школьная программа подойдёт ребёнку

В предыдущем разделе мы разобрали 7 разных программ. Чтобы вам было проще оценить их и сравнить между собой, оставляем внизу сводную таблицу. Там вы найдёте критерии, по которым можно узнать, подходит ли вашему ребёнку одна из программ в этой статье.

Сравнение школьных программ для обучения младшеклассников

Обзор школьных программ: УМК Школа России и Начальная школа XXI века

Выбираем школьную программу

«Школа России» и «Начальная школа XXI века» — две основные программы, по которым занимаются сейчас ученики.

Обе они существенно отличаются от той, по которой учились родители сегодняшних школьников. Современный процесс обучения кажется выпускникам школ советского образца сложным и нелогичным, а учебники — недостаточно информативными. Дело в том, что в основе образования теперь лежит совсем другой принцип. Советская школа должна была давать знания.

Конкретный перечень информации, которую можно было получить только от учителя и из учебника — всё просто, логично, понятно и однозначно. Сейчас, когда у всех в кармане интернет и информация стала такой доступной, ценность конкретных знаний немного потерялась, но появилась необходимость уметь пользоваться ими: находить и анализировать информацию, определять, какая информация нужна для достижения цели, быстро ориентироваться в массе источников знаний и отделять нужное от бесполезного. «Школа России» и «Начальная школа XXI века» в первую очередь опираются на эти запросы современного социума.

Интернет-магазин Методлит.ру основан в марте 2009 года. Мы продаем учебники, рабочие тетради и другие пособия для школы

В чем же различие между этими двумя программами?

Главная особенность УМК «Начальная школа XXI века» в том, что она ставит перед ребенком задачи, которые он должен решить сам. Меньше готовой информации — больше поисковой деятельности. Авторы программы заявляют о дифференцированном подходе к обучению и о доступности для учащихся с самыми разными способностями.

Но от любого ребенка задания требуют усилий, размышлений, поиска ответа, а не заучивания правил и повторения типовых задач. Поэтому если ребенок не привык к самостоятельной деятельности, и если родителям легче выполнить задание самим, чем направить его размышления в нужное русло, программа может показаться сложной. Эффективна она будет для детей с высоким уровнем развития, сформированным произвольным вниманием и познавательным интересом.

Читайте также:
Познавательная программа правила дорожного движения для детей

«Школа России» считается традиционной программой и используется в большинстве школ. Но слово «традиционная» не означает «такая же, как 30 лет назад». Она тоже ориентирована на формирование навыков поиска информации, но этот поиск — в рамках понятного, не требует принципиально новых решений.

При этом акцент в ней делается на воспитание гражданина, духовные и нравственные моменты, ответственное отношение к жизни, себе и людям. Большое внимание в «Школе России» уделено системности, связанности всех учебных материалов. Эта программа подходит детям с разным уровнем развития, подразумевает размеренный темп введения нового материала и осваивается большинством школьников без проблем. На сегодняшний день это самая простая программа для младших классов.

А по какой программе учится ваш ребенок?

Источник: metodlit.ru

Школьный гид

Поступление ребенка в первый класс — одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем.

Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос — программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, родителям придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

В настоящее время действует приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

В федеральный перечень учебников (далее — перечень) включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам Минпросвещения России на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям.

В федеральный перечень учебников включены (все или выборочно) завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов для начальной школы:

Школа России 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Перспектива 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начальная школа XXI века 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Перспективная начальная школа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Планета знаний 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Гармония 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начальная инновационная школа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Учусь учиться (математика Л.В.Петерсон) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Система Л.В.Занкова 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Сферы (издательство «Просвещение») 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

В перечень не вошли учебники следующих УМК:

Особенностью перечисленных образовательных программ для начальной школы является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты (УМК) по всем или нескольким предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Информацию можно найти на официальных сайтах программ начальной школы или издательств, выпускающих тот или иной УМК. У каждой программы или системы обучения есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы.

Кроме того, существуют завершенные предметные линии учебников , которые не входят в УМК перечисленных ранее систем и программ начальной школы, но также включены в федеральный перечень допущенных учебников.

Так, практически все завершенные предметные линии учебников, которые входили в систему учебников «РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление») включены в перечень 2020 года. Хотя самой системы учебников «РИТМ» в настоящее время не существует.

В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы начальной школы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения.

Существенной особенностью всех образовательных программ для начальной школы стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Таким образом, нет «плохих» и «хороших» программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система обучения ничем не лучше и не хуже традиционной.

Читайте также:
Как составить программу сопровождения

Более того, сегодня практически во всех программах начальной школы реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система обучения рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Практически у всех авторских образовательных программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше.

Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые.

И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные «рельсы» и потеряет интерес к учебе.

Согласно статье 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: . определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.»
Согласно статье статье 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании».

Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения.

Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе начальные классы могут обучаться по разным программам. При этом один из классов чаще всего учится по УМК «Школа России». На сегодняшний день это самая распространенная образовательная система.

Кроме того, возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы. Главное условие выбора — учебники должны входить в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Немного истории.

Согласно приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004г. N 93 начальное общее образование включало в себя:
— традиционную систему обучения ( программы «Школа России», «Гармония», «Школа 2000. «, «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний» );
— развивающие системы обучения ( система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в Федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года (правда, тогда об этом говорилось в дополнительной информации издательств к каждому учебнику), а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало.

В Федеральных перечнях учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год ( Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.) разделение учебников по системам (программам) вновь отсутствовали. Учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, были сгруппированы только по предметам начального общего образования.

На основании информации, размещенной на официальных сайтах издательств и авторов-разработчиков программ, и в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России №1067 от 19 декабря 2012 г.) можно было выделить следующие УМК:

На сегодняшний день информацию о принадлежности тех или иных завершенных предметных линий учебников определенным УМК можно найти на сайтах издательств, выпускающих эти УМК, или на официальных сайтах программ начальной школы. Она содержится также в методических изданиях и предлагается на семинарах и вебинарах, проводимых издательствами и авторами-разработчиками.

Источник: schoolguide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru