В зависимости от характера шагов программы различают следующие виды обучающих программ.
► Линейная программа, разработанная Б. Скиннером. Она состоит из таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика. В задании по усвоению материала обычно требуется, прочитав информацию, заполнить пропуск одним или несколькими словами.
Потом ответ сверяется с закрытым до этого правильным решением и происходит переход к следующей дозе материала в случае правильного ответа или возврат к информации и повторение задания, если ученик дает неправильный ответ. Ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее. Активизирующим фактором является необходимость давать ответ, заполняя пробел. Согласно Скиннеру, такая модель обучения имеет в основе следующие принципы.
- 1. Принцип деления материала на возможно малые части(дозы, шаги), чтобы их усвоение было легким и при этом обязательным.
- 2. Принцип немедленной оценки ответа (обратной связи)’. ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом.
- 3. Принцип индивидуализации темпа обучения: каждый учащийся тратит на усвоение столько времени, сколько ему нужно.
► Разветвленные программы. Их создатель, Н. А. Краудер, считает, что дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от глубокого и всестороннего анализа содержания. Другой особенностью разветвленной программы является новая форма контроля.
Развлечёба | Про микробов 😱😱😱 | СТС Kids
Для этого используются выборочные ответы ученика: ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу; если нет, ему разъясняется сущность ошибки и он получает указание работать с одной из программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту. Таким образом, разветвленная программа ведет учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок. Ветвление шагов учения – третья особенность данной формы обучения.
Критики использования разветвленных программ считают, что, во-первых, выбор ответа провоцирует ученика угадывать ответы, запоминать и исключать ошибочные и т.п.; во-вторых, даже разветвленная программа не дает ученику цельного и системного представления о материале. Наконец, обучение по любой из названных программ носит искусственный и упрощенный характер, в то время как учение – очень сложный вид деятельности. Таким образом, возникает идея объединения разных видов программ.
► Смешанное программирование. В последние годы идеи программирования реализуются на новой технической основе: постепенно создаются сложные программные продукты, включающие в себя разные дозы и виды информации, проблемное обучение и алгоритмы в обучении, различные способы ввода ответов обучаемых, разную степень адаптации обучения к индивидуальным особенностям ученика, возможность индивидуальной и групповой работы с программой. В смешанных программах материал делится на шаги разного объема в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные: конструирование ответа из набора букв, слов и т.д.; кодирование ответа условными знаками; выбор ответа из заданного набора; смешанный способ.
19 крутых экспериментов в домашних условиях
Достоинства: программированное обучение позволяет ученику получать информацию о результатах усвоения на каждом этапе обучения и осуществлять его корректировку; развивает самостоятельность; дает возможность обучающемуся работать в оптимальном для него ритме.
Недостатки: программированное обучение не стимулирует творчество обучающегося.
Источник: studme.org
3.2 Типы обучающих программ
В основе классификации обучающих программ обычно лежат особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Условно можно выделить 4 типа обучающих программ:
- тренировочные и контролирующие;
- наставнические;
- имитационные и моделирующие;
- развивающие игры.
- Линейное программированное обучение (Скиннер,1954г). Обучение основано на принципе S — R , т.е. при появлении некоторых факторов (S — stimulus) должна быть реакция на них (R — reaction).
- Разветвленная программа (Кроудер) основана на выборе одного правильного ответа из нескольких заданных. Она ориентирует на возможность многократного выбора.
- Блок ориентировочной основы действий (ООД). Он представляет собой текстово-графическое изложение теоретических основ какого-либо раздела курса;
- Контрольно-диагностический блок, контролирующий усвоение ООД и управляющий обучением;
- Блок автоматизированного контроля знаний, формирующий итоговую оценку знаний учащихся.
- Последовательно-подготовительный алгоритм. Начальный элемент задания (НЭЗ) довольно прост. Он подготавливает выполнение второго, более сложного, а тот, в свою очередь — третьего и т.д. Последние элементы имеют достаточно высокий уровень сложности.
- Параллельно-подготовительный алгоритм. Начальные элементы заданий независимо друг от друга
- Последовательно – корректирующий алгоритм. ачальный элемент задания (НЭЗ) имеет высокий уровень сложности, а каждый последующий элемент корректирует выполнение предыдущего.
- Параллельно – корректирующий алгоритм. Предлагается комплексный элемент высокого уровня, а последующие элементы играют роль наводящих (подсказывающих), причем с разных позиций, независимо один от другого.
- Алгоритм переноса. Задаются два массива элементов A(N) и B(N). Ими могут быть понятия, отношения, действия, характеристики и т.д. Требуется установить логическое соответствие между ними.
- Аналитический алгоритм. Предлагаются элементы массива A(N) . Надо установить принадлежность каждого из них к одному из классов массива B(K).
- Cинтезирующий алгоритм. Элементы массива A(N) уже разбиты на подгруппы. Задача обучаемого – установить критерий, по которому осуществлялась классификация.
- Алгоритм упорядочения. Эементы массива A(N) необходимо упорядочить по некоторому указанному критерию В(К). Этот алгоритм требует для своего выполнения комплексной умственной деятельности.
- С выборочным ответом. Обучаемому предлагается набор готовых ответов, Из этого набора он может сделать выбор правильного, по его мнению, ответа.
- С частично конструируемым ответом. Эта форма ответов используется для заданий по составлению определений законов, теорем, стандартных формулировок и т.д. В верный ответ входят, как правило, не все элементы задания, и порядок их выбора не является жестким. Задания
- Со свободно — конструируемым ответом. Задания данного типа наиболее предпочтительны для автоматизированного обучения и контроля. Они позволяют слушателю общаться с компьютером на естественном языке, имитируя диалог обучаемого и преподавателя. Однако, такие задания наиболее сложны и для обучаемого и для преподавателя создающего ответы для анализатора инструментальной системы.
- Анализ по ключевым словам.
- Синтаксический анализ с использованием символов частичной обработки ответа обучаемого. Это метод анализа по жесткому эталону.
- Логический анализ. Он дает возможность формирования ответа в свободно-конструируемой форме.
- Представление кадра с текстом и графическим изображением;
- Представление вопроса и меню вариантов ответа;
- Анализ и оценка ответа;
- Предоставление кадра помощи при нажатии специальной клавиши.
- Разработка сценария обучающей программы.
- Ввод в компьютер текстов отдельных кадров будущей программы, рисование картинок,
- Связывание отдельных элементов обучающей программы в целостную диалоговую систему, установление взаимосвязей между кадрами, вопросами и помощью, окончательная доводка программы.
- Сопровождение программы во время ее эксплуатации, внесение изменений и дополнений.
- Планирование урока (место урока в системе знаний по данному предмету, время проведения в кабинете ВТ, тип урока и его структура, программные средства);
- Подготовка программных средств (наполнение оболочек контролирующих программ и обучающих систем соответствующими дидактическими материалами, подбор моделирующих программ, размещение программных средств на магнитных дисках, проверка запускаемости программ);
- Проведение самого урока;
- Подведение итогов (внесение исправлений в обучающие программы, архивирование их для будущего использования, обработка результатов компьютерного тестирования, удаление временных файлов с магнитных дисков).
- первоначальную мотивацию исследования, постановку проблемной задачи;
- поиск объяснения проблемы, построение гипотез;
- проведение исследований, экспериментов, наблюдений и измерений, работа с литературой с целью доказать или опровергнуть гипотезу;
- групповое обсуждение результатов, составление отчета, проведение научной конференции;
- решение вопроса о практическом применении результатов исследований;
- разработку и защиту итогового проекта по теме.
- развитие письменной речи;
- овладение компьютерной грамотностью, освоение текстового редактора, телекоммуникационных программ;
- развития общих навыков решения проблем;
- развития навыков работы в группе;
- развития навыков творческой работы.
Источник: studfile.net
Виды обучающих программ.
Линейные программы — «последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа». При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу (Б. Скиннер). В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации, которые подлежат усвоению, по единой схеме, в одном направлении.
Разветвленная программа — «обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала» (Н. Каудер). Разветвленная программа предполагает выбор учениками своего индивидуального пути продвижения по пути познания в зависимости от подготовленности.
Кроме названных видов обучающих программ выделяют адаптивную и комбинированную программы. Адаптивная программа — подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбрать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, об ращаться к электронным справочникам, словарям и пособиям и т.д. (В основном возможна при использовании компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося предоставляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. Комбинированная программа — включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптированного программирования.
Преимущества программированного обучения:
- • применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;
- • выработка способов рациональных умственных действий, логичности мышления;
- • приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий;
- • индивидуализация учебного процесса;
- • обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;
- • возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными и речевыми отклонениями).
Недостатки программированного обучения:
- • преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемого;
- • использование только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
- • ограничение живого общения с обучающим;
- • торможение развития внешней речи обучаемого;
- • необходимость технических устройств или специальных пособий и умения ими пользоваться [11].
Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами. В безмашинном варианте программированного обучения функции управления познавательной деятельностью ученика осуществляет программированный учебник или специально составленные программированные материалы пособия.
В начальной школе чаще используются элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточки-трафареты для проверки выполнения заданий.
С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой, как и программирование, кибернетический подход. Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм — это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.
Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения, которое можно рассматривать как модернизированный вариант программированного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно использовать для решения почти всех дидактических задач. В развитых странах, где компьютеры широко применяются в начальном обучении, определились главные направления эффективного использования ЭВМ: 1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, родному и иностранному языкам); 2) развитие общих и специальных способностей решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить. Кроме того, компьютеры широко используются для тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время учителя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса. Но вместе с тем следует отметить недостатки использования компьютера в обучении:
- ? мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компьютера;
- • перекладывание ответственности за результат работы на компьютер;
- • психологическая созависимость от компьютера;
- • ограничение общения, снижение социализации;
- • снижение роли речи в развитии личности;
- • ослабление способности к самостоятельному творческому мышлению в силу дегитализации обучающих программ. Дегитализация обучающих компьютерных программ — приспосабливание мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод [11].
Таким образом, в современной начальной школе в зависимости от поставленной учителем цели применяются несколько видов обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.
Дифференцированное обучение. Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение — такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения — уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению.
Разновидности дифференцированного обучения:
- • по способностям (на основании учета успеваемости в предыдущем классе учащиеся распределяются на несколько групп);
- • по интеллекту (на основе тестирования, по результатам которого учащиеся распределяются на три группы: способных, средних и неспособных, обучение которых различается по уровню преподавания и требованиям к знаниям);
- • по неспособности (учащиеся, не успевающие по отдельным предметам, группируются в классы, в которых эти предметы преподаются на пониженном уровне и в меньшем объеме).
Известно, что отличия между детьми, начинающими учебу в школе, очень значительные — от полного незнания и неумения до вполне сформированных знаний и умений по отдельным направлениям. Педагог, внимательно присматриваясь к поведению учеников, тестирует их, чтобы определить уровень учебных возможностей, выбрать способ работы с каждым.
Особого внимания требуют дети, которым трудно учиться. В связи с тем что количество детей с различными отклонениями не уменьшается, встал и в некоторых регионах успешно решается вопрос о создании в школах специальных классов с повышенной индивидуализацией обучения. Этой же цели служат и так называемые классы выравнивания, группы коррекции. Обычно реабилитационное обучение, осуществляемое в них, положительно сказывается на развитии школьника, и через некоторое время он уже может продолжать обучение в обычном классе.
Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:
Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей. Дифференциация обучения на уроке осуществляется путем изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, а также за счет применения специальных средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Что такое вид обучения?
- 2. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?
- 3. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?
- 4. Как осуществляется программированное и компьютерное обучение?
- 5. Какие виды обучения применяются в современной начальной школе?
- 6. Какое обучение называют дифференцированным?
Источник: bstudy.net